бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьИстория государства и права зарубежных стран - (шпаргалка)

p>18 Абсолютная монархия в Англии Становление абсол совпало с восшеств на престол Генриха VII (1457-1509) - 1 представителя династии Тюдоров. Долгая междоус война Алой и Белой розы ослаб кор власть: кр землевлад подчин местное упр, суд. Дальнейшее развит. экон. тесно связано с торговлей, что привело к возраст. роли дворянства, интересы которого близки интересам буржуазии (джентри). Генрих VII значительно укреп кор вл. создана Звездн палата-суд по пол делам. Опорой короны стали джентри и буржуазия. Генрих VIII продолж пол-ку отца, его правл отмечено победой короны над парл-ом. При Генрихе VIII утвержд англиканство. Реформация церкви отвеч интересам бурж и нов двор-ва. В 1539 г. парл-т приравнял кор указы к статутам. (полная победа кор над парл-ом). Правление Елизаветы Тюдор (2 пол 16в) - расцвет абсолютизма: окончательно утверд англиканство. В 1559 г. парл-т подтвердил, что королева явл гл церкви. Гос преврат в мощную мор державу, появ 1е колонии в Сев Амер, основ Ост-Индская торг комп. В то же время проводилось огораживание - земли превращались в пастбища, кр-не сгонялись со своих мест. появ мн-во нищих и бродяг, повсеместно поднимались восст. Пытаясь разрешить пробл, Тюдоры издав законы, запрещ огораживание, и законы против бродяг и нищих. Тюдоры сумели укрепить кор вл и стать абсол монархами. Но кор вла не располагала централиз бюрократ аппаратом, пост армией. абсолютизм носил незавершенный хар-р. После смерти Елизаветы воцаряется нов династия - Стюартов. Правление Якова I (1566-1625) и Карла I (1600-1649) отмечено религ и пол борьбой. Правление Стюартов совпало с расцветом абсолютизма во Франции. Неогр вл фр короля побуждала Стюартов оконч лишить парламент всякого значения, и они стали доволь-но часто собир налоги, минуя парл-т. Годы беспарлам правления сопровождались расшир функций Высокой комиссии и Звездной палаты. Англ парл-т повел борьбу за восстан своих прав. Особенно острой эта борьба - в правление Карла I, вынужденного обратиться к парл-у за субсидиями для ведения войны с Исп и Фр.

19. Свящ. римс. империя германс. нации, Зол булла В 9-10в в Герм. -усил кор вл. Укрепив свои позиции, император Оттон I, стремясь получить императ корону предпринял удачную попытку завоевания Италии, а господство в Италии означало господство над папой Рим папа в это время нуждался в поддержке герм короля, т. к. феодалы захватили вл в Риме. В 962 г. он возложил на Оттона I императ корону. империя получила название Свящ рим империи герм нации. особенность пол разв Герм - постепенный распад на отд княжества, сохр самостоят доXIX в. Причины: Эк разв Герм было неодинаковым в разных районах, Недостаточное развитие внутр сношений, Ед хоз центра не сложилось, Импер вл не сумела уст связь с городом. Феод раздробл Герм была закреплена Зол буллой 1356 г. , (император Карле IV): император изб-ся коллегией курфюрстов. Достоинство курфюрстов было признано за 3 дух землями и 4 светскими. Выборы производ бол-ом голосов. Император признавал самост курфюрстов в их владениях. Было узаконено пр князей вести войны против друг друга. курфюрстам предоставл регалия, т. е. искл пр добычи драг металлов. Зол булла запретила союзы городов. Решение всех важных дел передав коллегии курфюрстов, созыв ежегодно. Империя сохран как символ. Коллегия имела пр суда над императором и его смещения. в Германии была юрид оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов. Очень скоро вошло в обычай предъявлять императору при избрании его условия, они получ назв “избират капитуляций”. В XV в. независимость отд земель устан прочно, и курфюрсты не страш передачи короны в руки династии. Эта корона сохран у Габсбургов. Нем города дел на 3 вида: импер города; вольные города, не плат налоги и пользов полным самоуправлением; княж города, статус кот опреде князем. Население городов было неоднородно по соц составу.

20 Абсол в Германии. К XV - 1 пол XVI в. - эк расцвета. отличия: неравномерностью по ее отд районам, т. о, развитие торг и пром привело к объединение вокруг местных центров. + в 1 пол XVI в. Германия раскололась на протест и катол. Реформация сопровождалась соц движениями, Крест война 1524-1526 гг. Кр война принесла выгоды лишь для князей, кн власть усил за счет ослабления городов, оскудения части дворянства. Тридцатилетняя война (1618-1648), которая велась под религиоз-ными лозунгами борьбы католиков с протестантами, решала полити-ческие задачи: северогерманские князья боролись против усиления им-ператорской власти и создания единого национального государства. Борьба закончилась победой князей, их власть еще более усилилась. Они стали почти независимыми от императорской власти: по Вест-фальскому миру князья получили право заключать союзы не только друг с другом, но и с иностранными государствами. Вестфальский мир привел к полному торжеству партикуляризма в государственном строе Германии. Внутри княжеств власть князей продолжала усиливаться. Сословно-представительные учреждения в большинстве княжеств прекратили свое существование, а в остальных пришли в упадок. Пруссияпостепенно сложилась из отд земель. XVIII в. Пруссия - абсол монарх. Упр централизовано. Высш орган - тайный совет. тайный совет был раздел на 3 департамента: иностр дел, юстиции и внутр дел. Департаменту внутр дел, в провинциях подчин воен и домениальные палаты. + действ ландраты, - земские советы. Члены ландратов председательств на двор собраниях. Ландраты ведали делами своего сословия. + на них возложены общегос ф-ии: взим налогов, заведыв полицией, рекрут набором. Члены гор советов (магистратов, назначались прав-ом. Землевладельцам принадл вотчинная полиция и юстиция, патронат над церковью и школой. В своб кр общ управление осущ старосты. Прусское гос вмеш в общ жизнь. В этом смысле прусское гос -полиц. Австр просвещ абсол. В XVIII в. в Зап Евр-“просвет движение (Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье ) Под влиянием просвет правители ряда гос провод реформы Распростр идей пришлось на период абсолютизма. Примером такой пол-ки -пол-ка Австрии. Австрия -многонац гос, кот в XVIII в. переж сложн ситуацию. (борьба за престол). После смерти Карла VI ед наследн -его дочь Мария-Терезия, но законы запрещ наследование престола по женской линии. Марии-Терезии завоевыв вл в борьбе с Пруссией и Баварией. Война выявила слабые стороны гос и прежде всего в организации армии. Поэтому, став во главе Австрии, Мария-Терезия свои реформы нач с военной сферы. введена система рекр наборов. Для подготовки офицер кадров - военная академия. огран креп право: сокращ барщина, введен контроль за суд вл помещиков, созданы сборники гр и уг пр. Фин реформа: введен всеобщего подоход налога на базе всеобщей переписи насел. Значит вним уделялось образованию Все эти реформы сопров централиз гос аппарата. Продолж стал сын Иосиф II, выбранный в 1765 г. импер Герм. Иосиф II отменил креп пр. создан свод законов: отменялись суд пытки, огранич применение смертной казни. Школьному обуч дано светское направл. Церк реформа огранич привилегии катол церкви. Гос оказ поддержку сел хоз и пром; были уничтожены многие внутр пошлины, увел пошлины на ввозимые товары; Но! масс выступл против преобразований. Перед смертью Иосиф II отменил все реформы. Но продвинули Австрию в развитии и создали почву для становления кап отнош.

    22. Уг право и процесс среднев.

В раннее средневековье в области уг прест и нак господ постановл обычного нрава. В дальней нормы уг права сод в королевских ордонансах, но ни обычаи, ни ордонансы не исчерп всего содерж уг права. Значит часть прест их состав, основания ответст ~ устанавл суд практикой. Система выкупа прекратила свое сущ. Пре-ступные деяния стали призн наруш общ. Во Францииделается попытка распределить преступные деяния по разрядам. Известный юрист XIII в. Бомануар в своем трактате “Кутюмы Бовези” различает три вида прест: тяжкие, средние и лег-кие. К первым он относил ересь, измену, убийство, изнасил, поджог, кражу и др. Эти прест наказ весьма строго, нередко смертью или изувечением. Средние прест наказ штрафом, но судья мог присоед и заключ в тюрьму. Подобное деление на виды знакомо ианглийскому праву. В XIII в. в англ уг праве сложилось понятие фелонии (наруш обязан вассала в отно-шении сеньора и наоборот). К XVI в. оформилась трехзвенная система прест: тризн (измена), фелония (тяжкие уге прест и мисдиминор (менее тяжкие уг прест. )В Германиибыли известны два вида прест деяний: прест и проступки. В то же время установ деление по объекту посягат. Суд практика различ три осн разряда прест; 1) против религии, 2) против государства, 3) против частных лиц. В период абсол уже сущ система прест и нак. Получил призн принцип, согласно которо-му для ответ за совершение прест ви-новность правонар. Из этого правила допускались исключения; например, процессы против животных. Установ принцип личной ответ преступника. Но в XVII в. слож понятие оскор-б величества; в соотв с установ правилом при соверш этого прест отвечал не только виновный, но и его нисход родств. Выбор нак был предост на усмотре-ние судьи, но судья не имел права созд новые нак, он мог применять лишь те, которые были предусм ис-точ права. Целью нак становится устрашение - стремление не только причинить страдания преступнику. Применяемые нак отличались крайней суровостью. Доволь-но часто нак была смертная казнь. Нак зависело от соц полож прест или потерп. В первой пол средних веков в гражд делах оставался порядок судопр, применяв в королевстве франков. Отличит чертой его был формализм: стороны и свидетели были обязаны произн устан формулы, малейшая ошибка могла повлечь за собой неудачу в исходе дела. Такой порядок имел, однако, и полож стороны: процесс происх гласно и устно. С XIII в. это судопр уступает место другому, слагавш под влиян римского права и канонич. Суд поединок как средство доказ был отменен, вместо этого в кач доказ выступ свидетели и документы. Постепенно выработ новая форма судопр смеш характера. Подготовка к рассм дела (допрос сви-детелей, осмотры и т. п. ) производ особо уполномоч на то судьей непублично и письменно - в виде сост протоколов. Судебное следствие происх в устной форме и публично. В судопр проникает формальная теория доказа-т, состоявшая в подсчете доказательств, чем в их оценке. Так, один свидетель не считался достат; были необх показ двух свидетелей; показания некоторых лиц расце-нивались как половинные или даже в размере четверти нормал свидет показания. По уг делам суды стали переходить к следств (ро-зыскному) процессу. Уже в XII в. допускалось применение пытки. Ха-рактерные черты следственного процесса: обширная инициатива су-дебных органов в возбуждении уг преследования и расслед дела (собирание доказательств этими органами), негласность судопр, письм, огранич процес прав обвин. Английское судопр являлось состяз не только в гражд, но и в угх делах. /// Каролина - общегерманское уг уложение 1532 г. (издано в правление герм имп Карла V. ) За каждой землей было сохранено ее особое уг право, Каролина предназ лишь для восполн пробелов в местных законах. Основное содержание Каролины составляют правила уг судопр. Уг право по объему стоит на втором месте (ему посвящено более ста статей). Каролина не имеет системат деления на части или главы. Но нек группы статей объ-единены по сходству содержания особыми подзаголовками. Каролина предусм довольно многочис круг прест: гос (измена, мятеж, нарушение земского мира и др. ), против религии (богохульство, колдовство и др. ), против лич-ности (убийство, отравление, клевета и др. ), против нравств (кровосмешение, изнасилование, двоебрачие, наруш супруж верности и др. ), против собств (поджог, грабеж, воровство, при-своение), а также некоторые другие виды прест деяний. В Каролине получили опред общие понятия уг права: покушение, соучастие (например, пособничество), неосторож-ность, необходимая оборона и т. д. В основу нак, предус К, положен прин-цип устраш. Карательные меры К отличаются жесток: многие престнаказывались смертной казнью, причем виды казни были квалифицир... Сущ место среди наказаний занимают телесные. Смертная казнь и лишение членов тела произ-вод публично. При маловажных проступках практик ли-шение чести, причем осужд выставляли к позорному столбу или в ошейнике на публ осмеяние. Большая часть статей К посвящена вопросам судопр. К сохранила некоторые черты обвинит процесса. Потерп или другой истец мог предъявить угй иск, а обви-н - оспорить и доказать его несост. Сторонам дава-лось право предст документы и свидет показания, поль-зоваться услугами юристов. Если обвинение не подтверж, истец должен был “возместить ущерб, бесчестье и оплатить судебные из-держки”. основной формой расс уг дел в Каролине является инквиз процесс. Обвинение предъявлялось судьей от лица государства “по долгу службы”. Следствие велось по инициа-тиве суда и не было ограничено сроками. Чтобы улики были признаны достат для примен допроса под пыткой, их должны были доказать два “добрых” свидетеля. Главное событие, доказанное одним свидетелем, считалось полудоказат. Окончат приговор следовало выносить на основа-нии собств признания или свидет виновного. Процесс делился на три стадии: дознание, общее расслед и спец расслед. Дознание заключ в устан факта совершения прести подозрев в нем лица. Общее расслед состояло в кратком допросе аресо об обстоя-т дела и имело целью уточнить данные о прест. Спец расслед, основ на теории формаль-ных доказательств, представляло собой подробный допрос обвиняемо-го и свидетелей, сбор доказ для оконч изоблич и осужд прест.

23. Франция в 13в. Людовик 9. // В конце периода феод. раздр. (особенно в XIII в. ) намет тенд к усилению корол. власти, которая полу-чила поддержку горожан. города станов центрами ремесла и торговли. В соц. отнош. гор население не было однород: богатые купцы-ростовщики, состоят. собст-в. мастерских, рядовые ремесл. и гор беднота. Между гор патриц и рядовыми горож были противоречия. Но по ряду важных вопросов города выступали почти как единое целое. Все горож были против. внутренних феод. войн, сопровожд. разбоем феод. Развитию ремесел и торговли мешали границы многочисл. сеньориальных владений, на которых подчас устанавл. различ провоз-ные пошл. Более того, города были опутаны поборами и повин в пользу феодалов, на земле которых они наход. В таких условиях города начали все более решит выступать против произвола сеньоров за городское самоупр - коммуну. Эта борьба вскоре слилась с движ против феод раздробл. В ходе напряж противоборства, ряду городов удалось добиться от своих сеньоров гор самоупр. Власть в коммуне получил городской патрициат. Права городского самоупр реглам особыми документами - хартиями, фиксир городские вольности. Финансовые и иные повинности городов были строго определены, поводов для злоупотр со стороны сеньоров стало меньше. Полнопр горожан стали называть буржуа (от старогерм “бург” - укрепленный город). Коммуны добивались права иметь свою вооруж силу городское ополчение. Защищаясь от нападения чужих и “своих” сеньо-ров, города опоясались крепостными стенами. Горожане видели в сильной корол власти решающий фактор преод феод раздр. Короли также были заинтер в городах, которые давали им деньги, современное воору-жение и дополн военную силу (городское ополчение). Союз монархии и городов начал оформл еще в Х в. , но особой значимости он достиг в этот период, стимулируя усиление корол власти. Одним из первых проявлений этого усиления явилась отмена выборности короля (начало XIII в. ). Отныне престол переходил по праву наслед к старшим сыновьям королей из династии Капетингов. Затем постепенно ликвидировался принцип “Вассал моего вассала не мой вассал”. Присягу верности вассалы всех рангов стали приносить непосред королю. Монархия, опираясь на поддержку горожан, среднего и мелкого дворянства, начала расширять свой домен. Уже к концу XIII в. королевский домен, увелич в несколько раз, стал самым большим феод владением Франции, а короли - самыми могущ среди сеньоров. В их руках сосредоточ достат сила для того, чтобы принуж своих вассалов к повинов и предотвр попытки дробления корол домена. В этот период были приняты важные меры, имеющие целью ослабить сепаратизм феод знати. Среди них особое знач имели реформы Людовика IX (середина XIII в. ). Судебная реформа. В корол домене была запрещ частная война, т. е. разреш споров между сеньорами путем вооруж борьбы. Соперники должны были обращ в корол суд. В остальных сеньориях были введены “40 дней короля”. В течение этого срока феодалы не могли начинать частную войну. Они были обязаны обратиться в королевский суд, который рассмат их спор по сущ. Только по истечении 40 дней, если суду не удавалось разрешить дело (подобных случаев с каждым годом становилось все меньше), стороны могли начинать войну. Для претворения в жизнь этого реш почти во все области страны были направ корол судьи. Лично заинтерес в судебных штрафах и пошлинах, они активно вмеш в юрисдикцию феодалов. В итоге их значение возросло настолько, что к ним обращ не только сеньоры, но и все свободные, не довольные решен сеньор суда. Вскоре рассмот дел “высшей юстиции” стало исключит компет корол судей. Усложн функции корол юстиции потребовали ее организ обособ. Из Кор курии была выделена особая судебная палата - Парижский парламент. Это учреждение, ставшее высшей апелляц инстанцией (за ним были сохранены и некоторые админ функции), в основном состояло из профес юристов. Финансовая реформа. В королевском домене в качестве главной расчетной единицы была введена корол золотая монета. Вскоре благодаря своему высокому качеству она стала самой авторитет монетой в стране и вытес местные деньги из обращения. Из Кор курии выделилось еще одно учреждение - Счетная палата. Ведя учет поступлений суд пошлин, она впервые в истории корол получила реальную возмож непоср “прикоснуться” к финансам отдельных сеньорий, а главное - способств увеличению доходов короны.

    24. Cословн-предст. во Франц. ген штаты.

Сословия. В это время заверш юрид оформление сословий. Все население страны делилось на три сословия: 1)духовенство, 2) дворянство, 3)остальные. Первые два считались привилег. Осн черты гос строя. Важные сдвиги в соци-эк отнош обусловили сущ изменен в гос, с заверш периода феод раздроб гос приняло форму сосл-пред монархии. сильная корол власть сочет с представительством от сословий - Ген штатами (общенац ор-ганом, имеющим право разрешать введение новых налогов). Создав более благопр условия для формир единого общенац рынка и дальнейшего эк и соц развития страны. Органы гос. власти. Корол власть. Процесс оформления сосл-пред монархии был сложным и противореч. Он начался с усилением корол власти, неразрывно связ с преодол феод раздроб. Это стало возможным в силу ряда причин: 1) укреп соц-эк основы союза корол власти и городов, благодаря росту гор промыш и торговли города смогли оказывать монархии помощь, значит большую, чем раньше. 2) вокруг корол власти сплотились основные группы среднего и мелкого дворянства, т. е. подавляющ часть господ класса. В условиях подъема антифеод движения крест дворяне уже не были в состоянии защитить свои интересы силами локальных рыцарских ополчен. В сильной корол армии они видели единст оплот сохранения своего привилегир полож. Монархия могла также дать им новые источн дохода, предоставив службу в армии и гос аппарате. 3) сильная корол власть была нужна для борьбы с внеш врагом. В этот период Франция подверг иностр нашествиям. Генеральные штаты. Ликвидация феод раздр и усиление корол власти хотя и достигли значит успехов, но были еще далеки от своего заверш. Сохран большие, независ феод владения, такие, как, например, герцогство Бургундское. Многие могущ вассалы хотя и покорились королю, но при удобном случае пытались восстан утрач независ. Объед страны могло быть успешно завершено лишь в обновлен гос-право форме, обеспеч консолидацию всех сил, выступ за единое гос. Начинают созыв собрания представ от сословий. Короли получили возмож обращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителей крупнейших сеньорий. На обсуждение собраний выносились важнейшие вопросы внутр и внеш политики и прежде всего вопросы налогов. Были впервые введены постоянные общегос налоги. Регулярные денежные поступ позволили правит сформ профес, наемную армию взамен рыцарского ополчения, а также централиз бюрокр аппарат управ. Первые собрания сословного представ - штаты (от фран. stat - “сословие”) возникли в отдельных провинциях еще в XIII в. Это были период созывав собрания высшего духов, сеньоров, мэров городов соотв провинции. Штаты рассмат различные вопросы, главным из которых было утверж единоврем денежных сборов - “помощей”. Cначала провинци штаты созывались местными правит и содейст консолидации отдельных областей. Но очень скоро они оказались под контролем короля. В 1302 г. впервые было созвано общефранц собрание сословий. Его стали называть Ген штатами в отличие от штатов в отдельных провинц. События последу десятилетий (Столетняя война, крест и городские восстания) превратили Ген штаты в важнейш орган гос. Тогда и слож их структура. Каждое сословие было представлено отдельной палатой. 1 палата сост из высш духов. Во 2 посылались выборн от дворянства. Наиболее знатные (герцоги, графы) в состав палаты не входили. Они как непосред вассалы короля принимали участие в выработке решений в составе Корол курии. “Третье сословие” выбирало своих депутатов. Как правило, в выборах участв городской патрициат, депутатами были мэры и эшвены (члены городских советов). Все вопросы рассмат раздельно по палатам, где решение выносилось простым больш голосов. Решение утвержд всеми палатами, причем каждая палата имела только один голос. Т. О. , привил сословия всегда имели гарантир больш. Ген штаты созывались по усмотр короля. Но поскольку введение новых налогов и единоврем сборов требовало предвар согласия Ген штатов и, в частности, согласия “третьего сословия”, короли вынуж были обращ к ним довольно часто. Духов и двор от налогов были освобож (имели “налог иммунитет”) и лишь давали согласие на обложение “третьего сословия”. Но были моменты, когда “3 сословие” могло добиться больших прав, чем право утверж новых налогов. В 1357 г. , когда страна переж 1 из наиболее глубоких полити кризисов был издан ордонанс (указ)- Великий мартовский ордонанс 1357 г. В соот этим док сессии Ген штатов должны были провод два раза в год. Для их созыва не треб предвар санкции короля. Ген штаты не только имели исключ право на введение новых налогов, но и контрол расходы правит. Лишь с их согласия можно было заключить мир и объявить войну. Они назнач спец советников короля. Великий март ордонанс был вершиной временного роста правомочий Ген штатов. Добившись от них согласия на введе-ние пост налогов, правит сделало все, чтобы ордонанс не был претворен в жизнь. И это ему удалось. Послед вскоре побед завершение Столетней войны содейс дальнейшему укреп корол власти. В ее распоряж были многочис наемная армия, бюрок аппарат управления, которые содер за счет постоянных налогов, назначаемых теперь без предв одобрения Гене штатов. С точки зрения правящих кругов, Ген штаты выполнили предназ им роль. Начиная с XV в. Ген штаты перестают созываться (в XVII в. были созваны один раз, в XVIII в. тоже один раз). Взамен их правит начинает изредка, по своему усмотрению, созывать собрание нотаблей (именитых подданных). Но это учрежд имело чисто совещ функции.

    25. Период абсолютной монархии во Франции.

Осн черты общ строя. Развитие капит вызвало важные сдвиги в соц структуре общ. Помимо основного господ класса - феод. появился новый класс крупных собств - буржуазия. Ее первонач ядро состав гор патрициат - богатые купцы, ростовщики, банкиры, Но этой начальной стадии франц буржуазии были присущи некоторые особенности. Многие буржуа считали выгод для себя купить должность в судах (парламентах) или админ органах. Правит, постоянно нуждавш в средствах, начало продавать гос должности (купленная должность могла передав по наследству согласно эдикту 1604 г. ). Владельцы должностей справедливо полагали, что жалованье и другие “доходы” вполне оправдывают влож капитал. Некоторые долж давали право на дворянский титул. Их носители покупали землю и формально ничем не отлич от потомстх дворян (“дворянства шпаги”). В итоге появ особая прослойка дворян - (“дворянство мантии”). Ее представ вели образ жизни родового дворянства, но вместе с тем не порывали своих полит и эк связей с основной частью буржуазии. Они очень часто брали на себя защиту ее интересов в государстве. Как и раньше, население страны делилось на три сословия. Духовенство и дворянство сохран все свои привилегии, включая налог иммунитет. В состав 3 сословия вошло крестьянство. гос. строй. Изменения в соц-эк структуре франц общества обуслов и измен гос. К началу XVI в. абсолютная монархия в основном оформилась. В ходе своего развития она приобрела во Франции наиболее законч, послед форму. Абсолютизм характ. прежде всего тем, что вся полнота власти сосред в руках наследного главы гос - короля. Соотв ему подчин весь центр государственный механизм. Основная часть двор, продолж оставаться господ классом, не только смирилась с таким положением, но и служила опорой трону. Дело в том, что абсол монархия неуклонно и послед защищала коренные, общеклас интересы двор. Лишь с помощью централ гос машины абсолют можно было обеспеч подавление усилив антифеод борьбы крест. В стране утверд равновесие двух классов: дворянства, начавшего ослабевать, но еще крепко держащ за свои привил и командные посты в гос, и буржуазии, все более набирающей силу. Бурж еще не могла претенд на полит домин роль в стране, но в эк области и отчасти в гос аппарате она успешно противост двор. Используя в своей полит противор между этими двумя классами, корол власть добилась значит относит самостоят. Важную роль в становл абсол сыграл кардинал Ришелье. В течение почти 20 лет (1624-1642) он, подчинив своему влиянию короля Людовика XIII, фактически безразд управлял страной. Возглавил правит. Реф. центр. власти- провинции подчин. парижу. Отмена дуэлей. Создал Фр. академию. Взял Ла-Рошель с гугенотами. С 18 по48 объед. терр Фр. Новые налоги. Урезал права парлам, реорганиз. армии, развит промыш. и торг. При Людовике XIV (вторая половина XVII - начало XVIII в. ) французский абсолютизм достиг высшей ступени своего развития. Значение абсол для развития страны не было однознач. С XVI по первую половину XVII в. абсол монархия играла относит прогрес роль. Она вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благопр условия для ее послед соц-эк развития. Нуждаясь в новых дополн средствах, абсолют содейс росту капит промыш и торговли. Правит поощряло строительство новых мануф, вводило высокие тамож пошлины на ввозим в страну иностр товары, вело войны против иностранных держав - конкурентов в торговле, основывало колонии. Во 2-ой полов. 17 в капит. развился настолько, что не мог больше сущест. при феодал. / Органы- все в руках монарха, конец штатам. Усилили контроль над церковью (монарх назначал высших лиц). Рост бюрократ. аппарата. Много чиновников - создали новые органы (продублировали). Гос. совет- высший совещат. орган. Тайный совет, аппарат канцлера. Создан ген. контролер финансов и 4 гос. секретаря (воен, иностр, морским и делам двора). На местах - корол. интенданты. В округах - субделегаты. Появилась полиция. Завершил. создание регуляр. армии.

21. Право феод. европы. Развитие феод отнош привело к тому, что источники права, действовавшие в VI-IX вв. , в частности варварские правды, потеряли свою силу. Реш роль перешла к обычному праву и притом местному. Во Францииэти обычаи носили название кутюмов. Кутюмы, действ в различ местностях, имели общую основу, обуслов сходством феод отнош и влиянием прежде действ источников права. Но они очень различ в отдельных полож и деталях. Количество кутюмов исчислялось сотнями. Наряду с общими кутюмами, примен на терр провинций, сущест местные обычаи отдельных районов, городов, поселков и даже частей некоторых городов. В отношении выраж и излож юрид норм Франция делилась на две части. Юг назывался страной писаного права, север Франции - страной обычного права. Так как южные провинции входили прежде в состав Римской империи, на юге Франции продол дейст римское право, за котор призн значение общего обычая. Сохран писаного права на юге Франции объяснялось также сущест там более развитых эк отнош. Римское право выступало в кач объед фактора. Наряду с ним в качестве дополн источника дейст множество местных кутюмов. На севере Франции в течение нескольких столетий не было создано общих юридических памятников. Так же в Германии. Герм право характ. образов многочисл прав укладов, относ к определ терр или кругу лиц. Споры вассалов и сюзерен решались в ленном суде феодала по нормам обычн ленного права. Крепостные суд. по местному дворовому праву. Населен. жило по партикулярным правам. Суд процесс средних веков, и без того громоздкий и медленный, осложнялся отсут писаных источников права. Начиная с XIII в. делаются попытки изложения обычаев в виде сборников, состав юристами-практиками. Во Франции наиболее известными частными кодиф были: “Большой сборник обычаев Нормандии” 1255 г. ; “Большой сборник обычаев Франции” 1389 г. : наиболее известна книга “Кутюмы Бовези” 1282 г. , составитель которой Бомануар считается первым по времени теоретиком франц права. В Герм партикулярн право запис в Правовые книги. (Саксонское зерцало) Потом зерцало немецких людей. В XIV-XV вв. частные сборники обычаев появ почти во всех провинц. С началом полит объедФранциии с укреп корол власти все больше ощущается неудовлетв правовых источников и делается попытка их упорядоч и офиц редакции. Во второй половине XV и в XVI в. появилось большое колич таких офиц сборников кутюмов. Наибольшей известностью пользовались кутюмы Парижа, но и за ними не была признана общеобяз сила. Сборники имели огранич местное применение. С усилен корол власти начали приобрет возрастающ знач ордонансы указы королей, действ на всей терр корол. Наряду с ними сущест распоряж крупных сеньоров - ассизы. Практика городских судов выработ особое гор право, существовашее уже в XII в. и в рассмат период получ особое развитие и значение. С ростом и развитием городов появились собственно гор суды. Помимо перечисл систем права следует указать еще на канонич право. В первую очередь оно регулир вопросы организации и деят катол церкви и содержало ряд положений, оказавших большое влияние на развитие гражд права, особенно в области семейного права. Канон право было одним из факторов внесения единства в разнообр обычаи отдельн местностей. Несмотря на усилия корол власти во Франции в период абсол преодолеть множ источников права, каждая область сохраняла собственные кутюмы. Для единого государства, каковым стала Франция, это было большим недостатком. В то же время некоторые обстоят способ установлен общности права. В числе этих обстоят прежде всего усиление влияния римского права. Распад феод отношений и растущая мощь городской буржуазии придали особое знач регулир обязат, договор отнош. Закрепленное в сборниках кутюмов феод право, основанное на земельных отнош, не содержало предпосылок для регулир договор права. В то же время эти предпос заключало в себе римское право. Оно давало готовые формулы для юрид выражения производ отнош развивающ товарного хозяйства. Это 1 причина рецепции римс. права. 2 причина усилившегося влияния римского права связана с тем, что короли, находя в нем гос-пр. положения, обоснов их претензии на абсолютную и неогран власть, использ их в своей борьбе с церковью и феод сеньорами. В качестве 3 причины следует указать повыш теоретич интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к наследству Античного мира, вызванного критич отнош буржуазии к феодализму и переоценкой ценностей. Изучение римского права начинается уже с XI в. Здесь большую роль сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов комментаторов римского права. Во Франции уже в XII-XIII вв. римское право препод в универс. Влияние его было настолько велико, что по настоянию церковников его препод в Парижском универс в 1219 г. было запрещено папской буллой. Теперь оно возрождалось вновь.

    10. Кодекс Юстиниана

Системат римского права была провед в 528-534 гг. , т. е. уже после падения Зап Рим империи, по указ визант императора Юстиниана. Руководство кодифик работами осущ юрист Трибониан. Результатом работы комиссии явилось составление ряда крупных сборников римского права, подвергшегося включениям норм более позднего греч и вост права. На более позднем этапе истории права эти сборники стали выступать как единый Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis). кодиф работы, , начались с сост КЮ. Подгот Кодекса была поруч создан в феврале 528 года комиссии, сост из 10 высших долж лиц и юристов. Комиссия была уполномоч, использ ранее изданные частные и офиц сборники: Кодексы Грегориана и Гермогениана, Кодекс Феодосия, собрать воедино импер констит, устранить имеющя в них противор, исключ устар закон полож. КЮ, первая ред которого не сохран, был составлен с быстро и издан 7 апреля 529 года. Не вошедшие в него закон акты отныне подлежали отмене. Поспешн в сост Кодекса была причиной многих его недостатков (противореч, устарелых положений), которые стали особенно очевидными в связи с сост других частей кодиф Юстиниана. Целый ряд нововведений, содержавш в законод Ю, особенно в сборнике "50 решений" (отмена различий между гражд правом и правом народов, между квиритской и бонитарной собственностью и т. д. ), делали необход разработку новой редакции КЮ. Эта работа была поручена в нач 534 года комиссии из 5 юристов под руководством Трибониана. Перераб вариант Кодекса (именно в этом виде он и сохранился) был опублик 16 ноября 534 года, а 29 декабря того же года был наделен силой закона. По примеру Законов XII таблиц КЮ был раздел на 12 книг. В книге I рассмат вопросы церкправа и христ теологии, книги 2 - 8 посвящены различ вопросам частного права, в книгах 9 - 12 затраг разл стороны публичо права (админ управ, прест и нак и т. д. ). Каждая книга распад на титулы, а последние - на фрагменты. В рамках отдельных титулов импер конс располож в хронол порядке; древнейшая из использв Кодексе - Конституция Адриана 117 года (6. 23. 1), самая поздняя Конституция Юстиниана от 4 ноября 534 года. Фрагменты, содержащие текст отдельных конст, включ све-дения об издавшем их импер, о лице, кому они адресованы, о дате и месте их издания. Важн часть код и Юстиниана, сост дигесты, или пандекты. ("содержащий в себе все") В процессе работы над диг комиссия просм и использ 2 тыс. сочинений. В случае возникн спорных вопросов она обращалась за разъяс к Юстиниану, который издавал соотв конституции, составившие "50 решений". Дигесты, учитывая масштабность использ в них материала, были подготовлены исключ за короткий срок, Более других в Дигестах цитя Ульпиан, Павел, Папиниан, Юлиан, Помпоний, Модестин. Структурно Диг делятся на семь частей (в самом тексте такой рубрики нет) и на 50 книг, которые в свою очередь (кроме книг 30-32 о легатах и фидеикомиссах) расчленяются на титулы, имеющие названия. Титулы состоят из фрагментов... В них рассмат нек общие вопросы правосуд и права, обоснов деление права на публ и частное, дается очерк возник и развития римского права, излаг поним закона и т. д. Предст и вопросы, относ к сфере межд права: ведение войны, прием и отправка посольств, статус иностр и т. д. Наиболее полно в Дигестах предст частное право. Особ много вним в них уделено наслед (по закону и завещанию), брачным отношениям, вещному праву, различным видам договоров. Придав Диг силу закона, Юстиниан запретил их комментир, а также ссылки на старые законы и сочин юристов. Своеобр частью кодиф Юа являются Институции - элем учебник права, обращ императором к "юношеству, любящему законы". Для сост Институций по указанию Ю в 530 году была составлена спец комиссия из Трибониана (председатель) и профессоров права Феофила и Дорофея. В основу ИЮ были полож сочин Гая. Как и Инст Гая, Инст Ю состоят из 4 -книг. Под влиянием Дигест они были разделены на титулы, которые состоят из фрагментов. В 1 книге даются общие сведения о правосуд и праве, о правовом статусе лиц, о вольноотпущ, о браке, об отцовской власти, об опеке и попече. 2 книга посвящ вещному праву. В третью книгу включены титулы, относящ к наслед без завещ, степени когнатского родства и т. п.

    Земельн собств во Франции

Аллод как форма зем собст имел наибе распр в раннее средневек. Собственник земли самостоят осущ все права на нее, не неся за землю службы, не платя повин. Земля свободно переходила от отца к сыну по наследству. Аллоид земли сущ на протяж всего среднев в небол количествах, однако такая форма землевл не характ для развитого феод строя, и аллод всегда оставался как бы за его пределами. В условиях развитого феод основными и наиболее распр правами на землю были держания - феод завис права, приобр от какого-нибудь вышест владел. Держания были своб и несвоб, благородные и неблаг. Первые держ имели форму бенефиция, под которым поним имущество, находя лишь в польз владельца. Бенефи-ций давался на условиях несения службы, не перед по наследству и со смертью бенефициария возвращ собств. В период слож феодализма уже не встречаются бенеф, которые могут быть взяты собственником обратно, и не перед по наследству. Наиболее распр видами зем держании становятся феоды (лены). Феод - благоре (дворянское) держ земли на основе лен-ных отнош. Феод сеньор уступал часть своих земель лицу, станов его вассалом и приним на себя по феод договору обязанность верности и оказания опред услуг сеньору. При уступке земли по феод договору вассал, однако, не был полным собств земли, а сеньор не вовсе лишался прав на нее. Сеньор мог отчуждать землю другому сеньору, не затрагивая прав сидевших на ней вассалов, и его согласие было необх при отчуж вассалом своих прав на землю. Если вассал умирал, не имея наслед, то феод возвращ к сеньору. Все эти права принад сеньору как госп земель, из которых был выделен феод. Вассалы имели в отнош феодов полномочия владения и польз ими. Вассалу принад все доходы феода, при этом он не был обязан делиться с сеньором урожаем или вносить ему какие-либо период платежи. Феод переходил к наслед вассала, кото-рые должны были при этом платить пошлину сеньору (рельеф). Полномоч вассала по распор феодом были более огранич. В ранний период феод вассал не мог ни продать, ни передать его в порядке субинфеодации своему вассалу без согласия сеньора. Иначе случае сеньор мог “наложить руку” на феод, т. е. отобрать его без какого-либо возмещ покупат. С XIII в. стала допускаться полная передача феода, т. е. постановка нового вассала на место продавца с переходом к покуп всех прав и обяз, связ со “служилым” феодом, без разреш сеньора, но с двумя огранич: сеньор имел право, во-первых, получать опред, притом сравнит высокую пошлину, а 2 , вернуть себе феод от приобре, возместив последнему уплач им цену. В случае частичного отчужд феода для сеньора могла возник опасность, что вассалу будет трудно выполнять возлож на него обяз феод службы. Поэтому в таких случаях требо-валось согласие всех вышестоящих сеньоров. По этой же причине была поставлена в зависимость от разрешения сеньора и субинфеодация, т. е. удлинение феод цени, когда вассал вышестоящего сеньора уступал свой феод собств вассалу, становясь в положение сеньора в отнош этого последнего. Таким образом, вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был огранич в распор им в силу наличия феод прав сеньора. Другой вид свободного держ земли осущ лично свобод крестьянами. Во Франции этот вид держания носил название цензивы. Крест являлся наслед польз земли. Никаких личных феод связей при цензиве не устанав, не было ни обязан к воен службе, ни верн господину. Зато с крест прич разнообр и весьма обременит платежи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.