бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьИсточники правового регулирования - (реферат)

p>Расчетные операции сами по себе настолько просты, что только желание банков воспользоваться дремучестью клиентов, подержать их деньги у себя на счету и "покрутить" их, делает из платежей такую сложную и запутанную систему, что ни одному инфоброкеру Интернета не найти ни одной операции.

На самом деле, долгое время все расчетные (и производно-расчетные) операции регламентировались одним-единственным основным документом - "Правилами безналичных расчетов в народном хозяйстве" (письмо Госбанка СССР N2 от 30. 09. 97г. ), у которого потом приняло эстафету "Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации" (письмо ЦБ РФ N14 от 09. 07. 92г. ). В этих документах довольно подробно и просто изложены основные технологические принципы, виды документов и способы ведения расчетно-платежных операций. Последний документ, кроме того, имел своей целью регламентировать ".... общие подходы к организации расчетов и единый документооборот в банках". Уже то, что каждое из этих положений просуществовало до пяти лет, свидетельствует о том, что качество их было выше общего уровня документов того времени.

    Производные операции.

Слегка пробежавшись по основным операциям, проанализируем правовые основы производных банковских операций.

Конечно, все многообразие различных возможных видов сделок мы описать не сможем. Но, затронуть хотя бы те, которые в настоящее время приобрели в общем обороте операций российских банков больший удельный вес, нам удастся.

Согласно вышесказанному, а также учитывая мнение ряда авторитетных экономико-аналитических изданий, с большой долей вероятности можно заявить, что в текущих операциях банков превалируют следующие производные операции: - покупка-продажа валюты и операции на валютном рынке,

    - факторинг;
    - услуги хранения ценностей;
    - аккредитивные операции;
    - гарантийные операции;
    - эмиссия и обслуживание пластиковых карт;
    - консультационные услуги (VIP-услуги);
    - доверительные операции;
    - покупка-продажа ценных бумаг (и их производных);
    - лизинг.

В данной части мы разберем первые шесть операций, благо остальные четыре относятся к общей деятельности, причем последние три вида деятельности осуществляются только лишь на основании соответствующих лицензий. Банк же имеет право заниматься такими сделками по уже упоминавшемуся Закону РФ "О банках и банковской деятельности".

Операции с валютой сами по себе не являются прерогативой кредитных учреждений. Как уже упоминалось выше (см. статью 1 - специальное законодательство) валютное законодательство является специальным, т. е. представляет собой отдельную гроздь законодательных и нормативных актов.

Основным здесь является Закон РФ от 09. 10. 92г. "О валютном регулировании и валютном контроле". Этот Закон знаменателен тем, что текст его никогда не изменялся. Хотя в его развитие и выпускались инструкции, письма, разъяснения сам Закон и по сей день остается самым прочным строением законодательной поры того времени. Документами, являющимися следствием упомянутого Закона являются: - инструкция ЦБ РФ N7 от 29. 06. 92 "О порядке обязательной продажи.... валютной выручки". Эта инструкция тоже одна из самых древних - она успела сыграть предназначенную ей роль;

- инструкция ЦБ РФ N11 от 20. 01. 93 "О порядке реализации гражданам товаров (работ, услуг) за иностранную валюту на территории Российской Федерации"; - инструкция ЦБ РФ N16 от 16. 07. 93 "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации"; - инструкция ЦБ РФ N 19 от 12. 10. 93 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров"; - инструкция ЦБ РФ N27 от 27. 02. 95 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками";

- инструкция ЦБ РФ N 30 от 26. 07. 95 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары"; - инструкция ЦБ РФ N41 от 22. 05. 96 "Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации";

- инструкция N45 от 26. 07. 96 "Об специальных счетах в валюте Российской Федерации типа "С" и положения о порядке инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг";

- инструкция ЦБ РФ от 06. 12. 96 N 52) "О порядке ведения бухгалтерского учета операций с драгоценными металлами в кредитных организациях". Все вышеупомянутые инструкции выпускались с целью упорядочить работу с валютой на территории Российской Федерации, а затем и стабилизировать экономическое состояние России в целом, а также найти соответствующую замену валюте, как средству накопления, сбережения и обращения в частности.

Факторинг, т. е. переуступка права требования в связи с финансированием, ранее описывался в письме Госбанка СССР N252 от 12. 12. 89г. Но, с тех пор, как вышла Инструкция N14 по безналичным расчетам, где это письмо прямо дезавуировалось, а новая технология ни в каком виде не вводилась, факторинг практически был лишен права на самостоятельное существование. Лишь с выходом второй части Гражданского Кодекса РФ (глава 43) этот вид банковской деятельности вновь приобрел право на жизнь.

Услуга хранения ценностей в сейфовых ячейках банка, вероятно, одна из древнейших. Кажется, еще Диоген поучал: "Храните деньги в сберегательной кассе". Так как одна из функций денег - это средство сбережения, то попытаться сохранить их как можно лучше - вполне естественное стремление любого человека. Ну, а регламентация этой процедуры настолько проста, что не требует никаких дополнительных - к основным документам - инструкций ЦБ РФ.

Аккредитивные операции являются очень рентабельным и эффективным инструментом банковской деятельности. Являясь, по существу, нейтральным посредником между поставщиком и плательщиком, банк получает доход практически на пустом месте, гарантируя лишь своей незаинтересованностью сделку сторонних партнеров. Разумеется, только лишь в случае выставления покрытого аккредитива (за счет средств покупателя).

Регулирование аккредитивных операций, если его можно таковым назвать, осуществляется все той же инструкцией N14 от 09. 07. 92г. , а также параграфом 3 главы 46 части II Гражданского Кодекса РФ. Доля скепсиса, присутствующая здесь, имеет право на существование после сравнения объемов части 5 упомянутой инструкции и "Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов", вступивших в силу в 1994 году и являющихся основой для подобных операций во всем остальном деловом мире.

Гарантийное законодательство еще более слабо представлено в основных законодательных актах банковской сферы деятельности. Но, если учесть, что существует понятие "обычаи делового оборота", то можно применять "Унифицированные правила по договорным гарантиям" (в редакции 1978 года), являющиеся, кстати, приложением к инструкции Внешторгбанка аж с 1985 года.

Работа банков и расчетных учреждений на рынке пластиковых карт различного назначения ведется в России относительно давно - по сравнению с общим возрастом развития свободного рынка в стране, и совсем недавно - по сравнению с возрастом самих карт. Вероятно, именно последний фактор играет существенную роль в отсутствии на данный момент какого-нибудь существенного регулирования этого вида деятельности. Весь процесс эмиссии, распространения, авторизации, расчетов и т. п. так или иначе описывается в нормативных (технологических, административных) документах операторов той или иной карточной системы. Центробанк же, в частности, приложил здесь руку телеграммой о введении счетов для учета остатков по "карточным" счетам.

Консультационные услуги не представляют из себя ничего выдающегося в сфере банковской деятельности хотя бы от того, что вообще консультации может предоставлять кто угодно. Хотя, безусловно, проконсультировать, дать информацию, просто помочь клиенту банка быстрее всего может никто иной, как сам банкир. Сказать, что консультационные услуги как-то регламентируются вообще нельзя. Единственное упоминание о них, вероятно, можно найти в нормативных актах налогового характера.

Следующий рассматриваемый раздел - доверительные операции - является операцией, с одной стороны, уже достаточно распространенной, а, с другой стороны, применяющейся еще с опаской. Наш неискушенный российский клиент еще не умеет отличать кредит без обеспечения от непокрытого аккредитива, но зато уже достаточно напуган различными революционными финансовыми "изобретениями" типа "пирамиды" (МММ и Ко), "траста" (GMM) и т. п. Именно поэтому, втолковать за полчаса что такое "депозит" ему еще можно, но разъяснение понятия "доверительное управление" растянется на неделю, да и то только еще глубже убедит обывателя, что "это новые происки буржуев-банкиров" с целью украсть его (обывателя) кровные. В это же пламя сомнений подлили в свое время масло законодатели, когда долго не могли выбрать из двух систем - "трастовой" или "доверительного управления" (ДУ) - одну. В Гражданском Кодексе все же осталось ДУ (глава 53).

Из нижестоящих законодательных актов в настоящий момент известны лишь Указ Президента РФ "О доверительной собственности (трасте)" от 24. 12. 93г. , частично урезанный вышедшим после него Гражданским Кодексом РФ, да проект инструкции ЦБ РФ по учету доверительных операций. Но этому проекту уже около 3. 5 лет, есть его новая редакция в духе времени, но нет никаких надежд, что в скором времени она станет полноценной инструкцией.

Следующий вид деятельности банков - операции на фондовом рынке - обладает огромной массой качеств, как положительных, так и отрицательных. Причем юридическое влияние рынка ценных бумаг и кредитных учреждений друг на друга практически одинаково. Рынок ЦБ в России развивался и развивается в основном благодаря именно банковским учреждениям. Используя свою "многопрофильную" лицензию банк с самого начала формирования этого рынка и до начала лицензирования, а следовательно разделения ролей, выполнял все функции на всех технологических этапах процесса купли-продажи бумаг: покупатель, продавец, агент, брокер, первичный дилер, гарант, депозитарий, реестродержатель, расчетный орган. Ну разве что торговой площадкой не был. Влияние их (банков) на рынок настолько велико, что руководство ЦБ имеет возможность шантажировать Федеральную комиссю по ценным бумагам уходом банков с торговых площадок. Вполне естественно, что рынок этот уже зарегулирован настолько плотно, что упомянуть даже самые главные документы нет никакой возможности. Укажем хотя бы направления законотворческой деятельности различных государственных органов в этом плане:

    - корпоративные ценные бумаги;
    - государственные ценные бумаги;
    - валютные ценные бумаги;

- производные ценных бумаг (фьючерсы, опционы, индексы и т. п. ); - биржи и торговые площадки;

    - инвестиционные институты;
    - лицензирование деятельности и аттестация специалистов;
    - деятельность нерезидентов на российском фондовом рынке.

Лизинг является одной из самых тесных форм сотрудничества банков и производства, после прямого кредитования. К сожалению, в пору стагнации экономики, когда инвестиции практически бесприбыльны, лизинг так же чахл, как и общее состояние страны. Но, несмотря на это, Правительство РФ, некоторые министерства время от времени стараются привлечь капиталовложения в этой сфере деятельности, издавая протекционистские нормативные акты. И за 3 последних года их (этих документов) набралось около двух десятков. Вот только Центральный банк РФ в этом нормотворчестве не участвует.

    4. Общая деятельность.

И в заключение данного исследования нельзя не коснуться создания, внутренней текущей работы, проблем и ответственности банка. Т. е. той части банковского законодательства, которая вроде бы непосредственно с операциями не связана, но, в то же время, без которой все вышенаписанное не имеет смысла.

    Создание, развитие, реорганизация, ликвидация.

Как уже упоминалось выше, в последнее время различные департаменты Центрального банка выпустили довольно большое количество инструкций, приказ, писем и т. д. , хорошо разработанных и продуманных, касающихся непосредственной деятельности кредитного учреждения. В частности, была выпущена инструкция N49 от 27. 09. 96г. "О порядке регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности". Именно в ней подробнейшим образом, с приложением образцов документов, с разъяснениями: куда что посылать, даны указания по созданию, развитию, реорганизации и т. п. кредитного учреждения. Ликвидация же кредитного учреждения происходит согласно Гражданскому Кодексу РФ (статья 61 главы 4).

    Операционная работа в банке.

Операционная работа в банке описана также подробнейшим образом, но очень старым документом - инструкцией еще Госбанка СССР N7 от 30. 09. 87г. "Правила ведения бухгалтерского учета и отчетности в учреждениях банков СССР". Выпущенная еще при царе Горохе, эта инструкция через каждые десять листов пугает главных бухгалтеров пыльными анахронизмами ручного труда и озадачивает начальников операционных отделов, где им достать "клавишные и перфорационные вычислительные машины" и как их приспособить для работы со SWIFT или Reuter. Инструкция по работе с наличностью до недавних пор тоже не отличалась свежестью (N23 от 10. 12. 87г. ), но чуть более года назад она была отменена в связи с выходом новой инструкции по кассовой работе, выпущеной почему-то под грифом ДСП, вероятно для ЦБ РФ. После года сомнений и тревог, Центральный банк все-таки выпустил инструкцию (N56 от 25. 03. 97г. ) по кассовой работе для коммерческих банков. Теперь есть что осваивать.

    Банковская тайна. Конфликтные отношения.

Проблема отношений "банк-клиент" всегда волновала хорошего банкира. Т. е. такого, который предполагал, что клиент останется у него после первой операции для второй, третьей и т. д. И если отношения "банк-клиент" еще как-то решались, то постепенно, по мере становления аппарата государственного надзора (административного и налогового), в эти отношения стали вклиниваться параллели "банк-госорган" и "клиент-госорган", что значительно усложнило процесс общения кредитного учреждения и клиента. В связи с этим, несмотря на многочисленные письма и приказы (Минфина, а особенно Госналогслужбы), банки начали вырабатывать свою линию поведения в случае конфликтных ситуаций, например при необходимости выдачи сведений различным контролирующим органам. В целях недопущения избыточного распространения информации о клиенте следует применять статью 26 Закона РФ "О банках.... " (последняя редакция Закона) "Банковская тайна". В ней четко, а главное исчерпывающе описано, кто, при каких обстоятельствах и какую информацию может получать. Более того, вышедшая примерно в тоже время II часть Гражданского Кодекса РФ подтвердила это право клиента и банка на сохранение информации (статья 857 главы 45). К сожалению, иногда встречаются конфликтные ситуации в отношениях "банк-клиент". При их разрешении необходимо руководствоваться договором банковского счета, заключенным с клиентом, вышеупомянутым основополагающими документами и общеправовыми, в том числе процессуальными нормативными актами, например Арбитражный Процессуальный Кодекс РФ.

    Ответственность банка.

В хорошем банке всякий человек, вошедший на порог, - уже клиент. После выяснения обстоятельств, которые его привели в кредитное учреждение, клиента направляют в соответствующий отдел, и далее ситуация начинает все более конкретизироваться: то ли он хочет вложить средства, то ли взять кредит, или же открыть расчетный счет своей фирме.

Счета юридическим лицам до сих пор открываются в соответствии с инструкцией N28 от 30. 10. 86г. "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР", где еще звучит ".... комитетов КПСС и ВЛКСМ, .... , партийных школ.... ". Но другой нет, поэтому действует эта.

При открытии счета клиент подписывает договор с тарифами, которые он обязуется платить за услуги банку. Банк, соответственно, обязуется эти услуги аккуратно оказывать. Правила заключения указанного договора, в общих чертах, регламентированы главой 45 Гражданского Кодекса РФ.

При нарушении той или иной стороной обязательств по договору и возникает ответственность сторон. Рассмотрим ответственность банка.

Возьмем усиленно дискутируемую в настоящий момент проблему "прокрутки" банком средств клиентов в то время, когда они уже давно сдали платежки и получили штампы банка о принятии к исполнению. Проблема встала в связи тем, что клиенты платили налоги. Получилось, что этот самый клиент оказался между молотом и наковальней - с одной стороны, налог он заплатил, с другой, деньги в налоговую инспекцию не поступили, и еще неизвестно поступят ли вообще. В принципе, выпущенных до сего момента законодательных актов вполне хватает, чтобы взыскать с банка пеню за такие "прокрутки", да и за другие провинности тоже - договор заключен, Гражданский Кодекс действует. Да и Закон "О налоговой системе в РФ". Однако, вероятно, в законодательном органе у банковского сообщества достаточно мощное лобби для того, чтобы еще обсуждать правомочность аксиомы.

    Послесловие.

Проведя анализ банковского законодательства с точки зрения конкретных банковских операций и технологий, нельзя не сказать о существенном продвижении Центрального банка России (и не только) в деле издания новых инструкций за последние год-два. При этом, заслуживает внимания тот уровень разработки документов, который наработал и поддерживает нынешний состав сотрудников и экспертов главного банка страны (см. выше - часть 2, Инструкция N1). При всех прочих отрицательных или положительных сторонах работы ЦБ, этот факт оставляет надежду, что за временем бюрократической стройности документов, наконец, настанет пора укрепления их экономической и логической составляющих.

    Список литературы:
    Программная система "Консультант плюс" (версия Проф).

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.