бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКлассификация конституций - (реферат)

p>Собственно “конституция”Великобритании содержит и письменные источники. Писаная часть включает в себя статусное право, т. е. принятые в различные годы и даже эпохи парламентом акты, регулирующие вопросы конституционного характера, но ни один из этих законов не является основным законом, каким считается Конституция страны, и судебные решения (прецеденты), имеющие своим предметом вопросы, носящие тот же конституционный характер. Хотя судебные решения объективно имеют писанный, т. е. зафиксированный на бумаге, характер, тем не менее доктрина относит их к неписаной части права. выражение “писанный” закон означает закон, формально принятый парламентом, неважно зафиксирован он на бумаге или нет, а термин “неписаный” закон употребляется для обозначения закона, не принимавшегося парламентом. Судебные решения составляют систему “общего права”; они затрагивают главным образом права и свободы граждан (что входит в любую писанную конституцию), а также отношения различных государственных органов. Судебных прецедентов огромное множество; наибольшее значение из них имеют решения высших судебных инстанций, особенно палаты лордов - верховной судебной инстанции страны. Ее решения обязательны для всех судов.

К собственно неписаной части относятся конституционные соглашения, нигде юридически не зафиксированные, но регулирующие, как правило, важнейшие вопросы государственной жизни. Эти соглашения, или система обычного права, рассматриваются в Великобритании как основа конституционного права. Обычай представляют сложившиеся на практике правила, не пользующиеся судебной защитой. Королевские прерогативы, например, составляют часть обычного права. Они включают нормы, регулирующие назначение министров, коллективную ответственность кабинета министров, роспуск парламента, заключение международных договоров, объявление войны и др. На практики эти прерогативы осуществляются короной (монархом) по получении одобрения правительства, находящегося у власти. Суверенитет парламента - фундаментальный принцип британского конституционного права - также является принципом обычного права. Он неоднократно признавался судами; в частности, в 1840 г. судом было подтверждено право парламента судить своих членов за нарушение своих прав и привилегий, в 1884 г. судом было подтверждено полное право парламента распоряжаться своими внутренними делами. Исторически конституционные соглашения имеют различное происхождение. Они возникают в силу обстоятельств в результате межпартийной борьбы; играет роль и медленная эволюция существующей практики, приспособление ее к меняющимся условиям. Никто не может заставить соблюдать конституционный обычай; для этого нет какого - либо специального органа. Парламент - теоретический хранитель суверенитета - в любой момент может предложить новое правило, отменив или упразднив предыдущий обычай. Не существует точного списка конституционных соглашений. Практически они действуют во всех элементах британской политической системы.

Статусное право носит фрагментарный характер; парламентских актов по конституционным вопросам насчитывается около четырех тысяч, и это число постоянно увеличивается. Некоторые акты парламента могут рассматриваться как чисто конституционные, целиком посвященные какому - либо вопросу конституционного регулирования. К ним, в частности, относятся несколько законов о составе, взаимоотношениях и полномочиях палат парламента (законы о парламенте 1911 и 1949 гг. , Акт о пэрах 1963 г. ), законы о правовом положении личности, например, Хабеас корпус акт 1679 г. , Билль о правах 1689 г. , (правда, эти акты теперь носят скорее исторический характер, поскольку были постепенно почти полностью заменены позднейшими законами в области уголовного и уголовно процессуального права), законы об избирательном праве (акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974 гг. и др. ); законы о местном управлении (акты о местном управлении 1972 и 1985 гг. ). Конституционные нормы содержатся и в законах, в которых регулирование подобных норм является частью акта наравне с другими вопросами, Например, в Акте о министрах короны 1975 г. наравне с вопросами конституционного характера содержится много положений, относящихся к административному праву. Конституционные нормы могут содержаться и в актах делегированного законодательства.

Своеобразная система английского конституционного права в целом, безусловно, охватывает все стороны этого регулирования, но каждый из входящих в это право компонентов - судебные решения, закон или какой - либо обычай - не претендует на роль общих принципов; все они, как правило, обязаны своим происхождением частным случаям, отдельным потребностям, вызвавшим необходимость в дополнении, приспособлении существующего порядка разрешения тех или иных вопросов к новым обстоятельствам.

По своему характеру можно сказать, что неписаная конституция весьма близка по сути к фактической конституции. В настоящее время большинство конституций различных государств являются писанными, т. к. это облегчает работу государственных органов власти, имеющих единый, четкий источник положений, которыми данные органы должны руководствоваться при осуществлении своей деятельности.

    Жесткие, особо жесткие и гибкие конституции.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений и отмены конституции также подразделяются на две, иногда три группы.

Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. Как принятие конституции, так и изменение ее относится к компетенции законодательной власти, а функционирует она в соответствии с более строгими процедурными правилами, чем власть законодательная.

Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы. Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено. К этому типу относятся конституции Великобритании и Новой Зеландии (из неписаных конституций). Однако есть и писаные, кодифицированные конституции, которые не предусматривают особого порядка своего изменения. В качестве примеров можно упомянуть Статут королевства 1848 года короля Карла Альберта (Италия), Конституцию Монако 1911 года, конституционные документы Саудовской Аравии (писаная некодифицированная конституция), Конституцию Ганы 1960 года, конституцию Индии. Обычно для внесения изменений достаточно принятия нового законодательного акта. Так каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом. Принятие последующего нового закона производится в том же порядке, что и предыдущего.

Гораздо сложнее обстоит дело, когда нужно изменить жесткую конституцию. Жесткость конституций имеет целью обеспечить их стабильность, которая, в свою очередь, способствует укреплению их авторитета и относительному постоянству конституционного строя. Есть разные способы обеспечения жесткости конституций. Чаще всего для изменения конституции устанавливается требование квалифицированного большинства в палатах парламента. Иногда требуется повторное голосование парламента того же созыва через определенный срок. Для изменения особо жестких конституций предусматривается утверждение поправок на референдуме или определенным большинством субъектов федерации или повторное принятие поправок парламентом следующего созыва. Например, для изменения Конституции США необходимо, чтобы поправку одобрили 2/3 общего числа членов каждой палаты Конгресса и законодательные собрания в 3/4 (т. е. в 38) штатов. В Италии для изменения Конституции нужны два последовательных обсуждения в Парламенте с промежутком не менее трех месяцев и одобрение при втором голосовании абсолютным большинством голосов в каждой палате; если же большинство не составило 2/3 в каждой палате, то 1/5 членов любой палаты, 500 тыс. избирателей или пять областных Советов могут потребовать референдума по изменению Конституции, на котором необходимо одобрение большинством действительных голосов. Жесткость является одной из причин неизменности таких конституций, как Конституция Японии 1946 года, Конституция Дании 1953 года.

В конституциях смешанного типа различные их части изменяются по-разному. Таких конституций немного. Например, для внесения поправок в большую часть положений Конституции Мальты требуется абсолютное большинство голосов всех членов Палаты представителей (для обычного закона нужно простое большинство присутствующих и голосующих членов Палаты).

Другая часть Конституции (например, о составе и порядке избрания Парламента, о Президенте Республики) может быть изменена лишь единогласным решением всех членов Палаты. Отдельные же положения Конституции изменяются решением двух третей всех членов Парламента с последующим утверждением на референдуме. В индийской Конституции ряд положений (о выборах Президента Республики, об исполнительной и судебной власти и др. ) изменяется по решению двух третей присутствующих и голосующих членов обеих палат Парламента с последующим одобрением не менее половины легислатур (законодательных собраний) штатов. Такие же положения Конституции, как перечень штатов и союзных территорий, изменяются по предложению Президента Республики простым большинством голосов в обеих палатах Парламента.

Наиболее распространенный способ инкорпорирования поправок в текст конституции —простая замена прежних положений вновь утвержденными, либо исключение прежних положений, либо добавление новых (Италия, Германия и др. ). Однако известен и другой способ включения поправок, а именно прибавление новых положений к действующему тексту без формального исключения тех норм, которые перестали действовать. США первыми применили такой способ: поправки публикуются отдельно после первоначального текста Конституции. Конституция Венесуэлы 1961 года даже урегулировала этот порядок в абз. 6 ст. 245: “Поправкам будут присваиваться последовательные номера, и они будут публиковаться вслед за текстом Конституции без изменения ее текста со ссылкой после какой измененной статьи на номер и дату поправки”. Этот способ используется в Югославии и частично использовался в бывшей Чехе-Словакии.

Первый способ имеет то преимущество, что не требует от пра-воприменитеяя или другого лица сравнения прежних и новых норм для установления того, которые из нихдействуют в настоящий момент а кроме того, обеспечивает легкую обозримость всего действующего нормативного материала. Второй же способ позволяет всегда видеть все действовавшие ранее конституционные тексты, что может оказаться необходимым правоприменителю или другому заинтересованному лицу. Главная причина внесения изменений в конституции заключается в новом соотношении политических сил в обществе. Для реформирования жестких конституций это соотношение должно измениться в значительной мере, причем изменение должно быть более или менее устойчивым.

Наиболее часто влияние изменившегося соотношения сил заметно при преобразованиях коренных положений конституций—о правах и свободах, о форме правления и т. п. Однако есть поправки, которые носят технический характер и не вызывают острой борьбы в парламенте и обществе.

В большинстве конституций не содержится оговорок в отношении их пересмотра, однако в некоторых встречаются такие ограничения либо по существу, либо временного характера. Чаще всего они касаются формы правления в стране. Во Французской Третьей Республике ст. 2 Конституционного закона 1884 года гласила: “Республиканская форма правления не может служить предметом предложений о пересмотре”. Идентичная формулировка содержится в ст. 95 Конституции Франции 1946 года и почти такая же в ст. 89 основного закона этой страны 1958 года. Аналогичные положения мы находим в статье 139 Конституции Италии и в ряде других актов. В Конституции Греции запрещено изменять положения, определяющие основы и форму правления государства как парламентарной республики, а также ряд специально указанных норм (ст. 100, абз. 1). Конституция Португалии в ст. 290, озаглавленной“Пределы пересмотра Конституции”, установила перечень из 15 пунктов, которые должны уважаться при пересмотре; это республиканская форма правления, принцип всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании, принцип разделения властей и взаимозависимости органов власти и др.

Из смысла ст. 131 Конституции Бельгии 1831 года следует, что полный пересмотр этого акта невозможен.

В конституциях иногда устанавливается определенный период времени, в течение которого запрещается внесение в них поправок. Такие положения преследуют цель обеспечить в течение какого-то времени стабилизацию вновь установленного конституционного строя. Первой такой конституцией была французская 1791 года, запрещавшая всякий пересмотр в течение первых двух легислатур, то есть в течение четырех лет, а учитывая, что для вступления в силу поправок необходимо было принять их в течение трех последовательных легислатур (ст. 4 разд. VII), то только в 1801 году можно было бы изменить эту Конституцию (известно, впрочем, что следующая Конституция была принята уже в 1793 г. ). Конституция Греции разрешают пересмотр только по истечении пяти лет после окончания процедуры предыдущего пересмотра.

В ряде конституций содержится запрещение их пересмотра в условиях чрезвычайной ситуации в стране. Конституция Франции 1946 года в ст. 94 запрещала начало или продолжение процедуры пересмотра в случае оккупации иностранными войсками всей или части страны. Цель этой нормы—избежать повторения практики вишистского режима, во время которого 10 июля 1940 г. была упразднена конституция Третьей республики. Такое же запрещение включено в ст. 89 Конституции Франции 1958 года, а в 1968 году— в Конституцию Бельгии: “Никакой пересмотр не может производиться или продолжаться во время войны или когда Палаты не имеют возможности собраться на национальной территории”. В связи с ограничениями пересмотра интересен вопрос о внесении поправок в те нормы, которые регулируют сам порядок изменения конституции. Эти статьи изменяются, по общему правилу, в том же порядке, что и другие положения. Так, в 1922 году была изменена ст. 196 Конституции Нидерландов, в 1982 году преобразованы три первых статьи раздела о пересмотре Конституции Португалии. Однако на порядок изменения Конституции обычно влияет форма политико-территориального устройства государства. В федеративных государствах этот порядок, по общему правилу, более сложен, поскольку в нем в той или иной степени участвуют субъекты федерации или органы, выражающие интересы этих субъектов. Это иногда наблюдается и в унитарных государствах, где верхнему уровню местной власти предоставляются широкие права. Об этом свидетельствуют приведенные выше примеры США и Италии. В Германии для изменения Основного закона необходимо большинство голосов в Бундестаге и Бундесрате, однако не дбпускаются поправки, затрагивающие разделение Федерации на земли и принципы сотрудничества земель (ст. 79 Основного закона). В Австралии после одобрения проекта изменений Конституции Парламентом требуется утверждение проекта на референдуме большинством избирателей в стране и в большинстве штатов (ст. 128 Конституции 1900 г. ). В Швейцарии при пересмотре Конституции 1874 года, ратификация пересмотра всегда осуществляется на референдуме, причем необходимо большинство голосов избирателей в стране и в большинстве кантонов (ст. 123 Конституции).

Конституция США предусматривает возможность участия штатов и в инициативе пересмотра: по требованию законодательных собраний 3/4 штатов Конгресс созывает конвент для внесения поправок. Хотя Конституция не устанавливает срока для ратификации, Конгресс стал его устанавливать (обычно 7 лет). По Конституции Канады 1982 года, конституционные поправки, которые изменяют законодательные полномочия, права собственности или какие-либо иные права и привилегии Легислатуры или Правительства провинции, не будут действовать в провинции, если ее Законодательное собрание до издания Генерал-губернатором (представителем главы государства) прокламации об изменении конституции на основе решения федерального Парламента выразит свое несогласие с изменением. Процедуры изменения конституций чрезвычайно разнообразны, однако можно выделить несколько общих этапов. Субъекты права инициативы конституционного пересмотра—обычно те же, что и в нормальном законодательном процессе. Иногда к ним устанавливаются дополнительные требования. Конституция Греции, например, разрешает вносить предложение о конституционном пересмотре не менее чем 150 депутатам. Во Франции и Бельгии инициатива конституционного пересмотра принадлежит н^ только парламентариям, но и главе государства, действующему по предложению главы правительства. В Ирландии такая инициатива принадлежит только нижней палате Парламента.

Процедуру конституционного пересмотра можно условно разделить на два этапа —принятие поправок парламентом и их ратификацию, хотя это не всегда четко просматривается в нормах. Так, во Франции после принятия поправок к Конституции Парламентом Президент Республики назначает для ратификации референдум или созывает Конгресс, включающий членов обеих палат Парламента (ст. 89 Конституции). В Греции поправки должны быть приняты Палатой депутатов двух последовательных созывов (ст. 110 Конституции). Ратифицирующие референдумы могут быть как факультативные, так и обязательные.

Процедура рассмотрения проекта конституционных поправок зачастую сложнее процедуры рассмотрения обычного законопроекта. Обычно предусматриваются повышенные требования к большинству голосов, необходимому для утверждения проекта (например, в Японии нужно согласие 2/3 общего числа членов каждой палаты Парламента), устанавливаются специальные сроки для рассмотрения проекта после его внесения и т. д.

Для подготовки конституционных поправок иногда образуются специальные органы. В Австралии, например, в 1927 и 1958 годах образовывался специальный консультативный орган, предварительно рассматривавший проекты пересмотра Конституции. Иногда парламент образует из своего состава конституционную комиссию для подготовки проекта (Швеция, Финляндия).

Из значительного многообразия институтов непосредственной демократии к пересмотру конституции имеют касательство главным образом два—народная инициатива и референдум. Первая предусматривается нечасто. Так, ст. 71 итальянской Конституции устанавливает возможность оформленной в виде законопроекта народной инициативы по пересмотру Конституции. Такой законопроект может быть внесен не менее чем 50 тыс. избирателей.

В большинстве стран в изменении конституции обязательно участвует глава государства. Обычно он промульгирует поправки. Иногда (например, в Италии) он не может вернуть законопроект в парламент для повторного обсуждения но в Бельгии, Дании, Нидерландах может по совету правительства отказать в даче санкции на закон. Во Франции главе государства принадлежит право инициативы пересмотра Конституции (юридически по предложению Премьер-Министра), а также право выбора способа ратификации поправок, если они были предложены Правительством. Напротив, Президент США даже не промульгирует поправки. Известны конституции, устанавливающие собственную несменяемость или частичную несменяемость, невозможность изменить или отменить отдельные положения конституции. Конституция Мексики 1917 года, содержащая к настоящему времени, пожалуй, наибольшее число поправок, является“нерушимой”(ст. 136): она не теряет силы и не перестает действовать, даже если ее соблюдение нарушено восстанием, ибо как т( ко“народ вновь обретет свободу”, действие Конституции восстанавливается. Несколько по-другому решает этот вопрос Конституция Греции 1975 года: соблюдение ее положений гарантируется патриотизмом греков, которые правомочны оказывать сопротивление всеми средствами любой попытке отменить ее путем насилия (4 ст. 120).

    Конституция Российской Федерации 1993 года.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. , - далеко не первая в истории нашей страны. До ее принятия действовала российская Конституция 1978 года, которая имела своих предшественниц (всего в России за период советской власти было принято и действовало 4 конституции). Однако нынешняя конституция отличается от всех предшествовавших ей российских конституций советского времени в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного, действительно суверенного государства, второе принципиальное отличие от предшествовавших конституций заключается в том, что нынешняя конституция является юридическим документом, имеющим прямое действие. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее принятие связано с возрождением суверенной государственности России и утверждением незыблемости ее демократической основы.

Разумеется, Конституция 1993 года не носит учредительного характера, она не создает принципиально новое государство. Это государство существовало - в разных границах и при разных формах правления в течение многих столетий. Идея преемственности, сохранения исторически сложившегося государственного единства подчеркивается в самой Конституции. Вместе с тем Конституций Российской Федерации 1993 года выделяется в ряду актов такого ранга тем, что с ней связывается новая эпоха в российской истории, она формулирует и фиксирует те изменения в первую очередь в политической и экономической сферах, накопившиеся за последние два десятилетия в ходе развития нашей страны. [1 “Конституция Российской Федерации. Комментарий. ”] Конституция 1993 года —основной закон нового Российского государства. Это не означает, однако, что она не выходит за рамки регулирования собственно государственной организации и деятельности. Как и многие другие конституции новейшего времени, российская Конституция касается различных сторон жизни гражданского общества. В ней определяются основы статуса человека и гражданина, отношения государства и личности, закрепляетсямногоукладность экономики страны и содержится положение о том, что Российская Федерация—социальное государство. В Конституции заложены принципы политического многообразия, многопартийности, исключается установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной. Все это в значительной степени является существенным новшеством для нашего государства.

Крах в России тоталитарного государства, контролировавшего и слова, и дела, и поступки, и действия, и мысли всех его граждан, означал начало создания принципиально нового для нас, правового государства. Это потребовало внесения существенных корректив в Основной Закон–в Конституцию Российской Федерации. Новая Конституция в нашей стране зафиксировала “десоветизацию” государственной власти. В первую очередь были разделены законодательная, исполнительная и судебная ветви власти, что является важнейшим признаком подлинной демократии, в советских конституциях этот принцип зачастую даже не провозглашался. Ведь еще французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. заявляла: “Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции”. И, наконец, государственный строй в Российской Федерации определен как конституционный, а не общественный.

Новая Конституция занимает верховенствующие положение во всей правовой системе страны. Ее положения являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, указы Президента, постановления правительства должны соответствовать положениям Конституции Российской Федерации. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо в данном случае речь идет о конституционном, т. е. внутригосударственном, а не о международном праве. Рассматривая Конституцию как "закон законов", следует вместе с тем подчеркнуть, что сама она действует прямо, непосредственно. Этот принцип особо выделен в отношении прав и свобод человека и гражданина. Как сказано в статье 18, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием. Непосредственное, прямое действие Конституции— это, несомненно, ее прогрессивная черта.

Однако действие многих конституционных норм проявляется в полной мере только в комплексе с текущим законодательством. Именно поэтому во многих конституционных статьях предусматриваетсяпринятие соответствующих федеральных законов. Есть статьи, в которых такие законы названы поименно, но, как правило, делается общая запись о том, что в соответствии с данным конституционным положением будет издан федеральный закон. В любом случае Конституция налагаетна Государственную Думу и Совет Федерации четкие обязанности в этом отношении. Конституция Российской Федерации разрабатывалась в качестве сравнительно краткого правового акта. Предложения о том, чтобы значительно увеличить текст, уподобить в этом плане Конституцию традиционному отраслевому кодексу были отвергнуты с самого начала. Конституция должна быть обозримым целостным актом, закрепляющим статус человека в государстве и основы государственного строя. Положения же имеющие производное значение либо конкретизирующие конституционные нормы, должны содержаться в федеральных законах. Бесспорно, что Конституция не может быть и чрезмерно краткой, ибо тогда за ее пре делами остались бы существенные идеи и положения. Главным, определяющим критерием истинного демократизма и гуманизма любой конституции является закрепляемая ею мера свободы личности, ее защищенности от произвола и беззакония. Если эта мера не "выдана" сполна и личность остается закрепощенной в своем поведении, отторгнутой от активного участия в развитии экономики, политики и культуры, если личность отчуждена от собственности, то самые торжественные декларации о стремлении к высоким идеалам человечества в лучшем случае останутся благими пожеланиями. Материальное и духовное процветание общества, гражданский мир и согласие возможны лишь там, где человек не только за словах, во и наделе становится высшей ценностью, а его права и свободы — смыслом и назначением государства. Для России идея свободы личности стала неотъемлемой частью ее конституционной концепции. Основной закон страны принят и действует не столько ради оформления новой государственности, включая принцип разделения властей современное прочтение федерализма, развитие местного самоуправления, а прежде всего для закрепления фундамента статуса человека и гражданина. Само государство организуетсяи действует таким образом, чтобы человек был не простым винтиком в государственной организации, а воистину высшей ценностью, целью всех общественных преобразований. Только государство, основанное на объединении свободных граждан, может добиться успеха в преодолении трагического наследия прошлого, социальных болезней, оставленных казарменным социализмом. Наш опыт убедительно свидетельствует о том, что забвение идеи свободы личности попытки поставить выше всего интересы класса, партии стремление к показному единомыслию, искусственное отождествление интересов общества и личности служили теоретическим прикрытием диктаторских методов управления страной, необоснованных репрессии против миллионов людей, целых групп населения (сословных, этнических, религиозных и т. д. ), вплоть до массового террора. И хотя в стране действовали конституции, провозглашавшие права и свободы советских граждан, беззаконие и произвол не считались с этими нормами. Нельзя забывать, что почти сразу же после принятия Конституции СССР 1936 года, в которую была включена отдельная статья об основных правах и свободах советских граждан, последовали страшные годы сталинского террора. Даже в "тихие годы" застоя, когда была принята Конституция СССР 1977 года, расширившая каталог основных прав и свобод человека, командная система, управлявшая страной, на деле пренебрежительно относилась к статьям Основного Закона. Народовластие не могло стать политической основой общества при сохранении монополии одной партии— КПСС —на власть. Строго централизованная плановая государственная экономика базировалась на отрицании права частной собственности. Инакомыслие не только не допускалось, но и строго пресекалось путем административно-полицейских методов и судебных процессов.

Конституция Российской Федерации 1993 года отражает кардинальные перемены, происшедшие в жизни российского общества, в его экономике, политике, идеологии, максимально полно и последовательно закрепляя основные права и свободы человека и гражданина; органически включая их во все остальные конституционные институты, обеспечивая их взаимосвязь с принципами хозяйствования, управления государством, федеральным устройством; создавая структуры, процедуры и нормы—все механизмы, необходимые для осуществления конституционных прав и свобод человека.

Нынешняя Конституция является "жесткой". Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 возможен только по решению специально созываемого в этих целях органа—Конституционного Собрания. Предложение о пересмотре должно быть поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Поправки к остальным главам Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, однако нуждаются в дополнительном одобрении органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации "Жесткость" Конституции не означает, разумеется что ее текст останется неизменным. Конституционные поправки— явление, порождаемое самой жизнью, вносящее перемены в государственную организацию и деятельность Усложненный прядок принятия изменений и дополнений в Конституцию 1993 года отнюдь не исключает их, а лишь предъявляй повышенные требования к их обоснованности. Эти изменения и дополнения должны к тому же опираться на широкую общественную поддержку, согласовываться между основными политическими силами. Если рассматривать конституцию Российской Федерации, принимая во внимание все возможные способы классификации, мы можем сказать, что конституция нашего государства является новой, унитарной, федеральной, демократической, писаной, жесткой.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    Конституция Российской Федерации. М. , Проспект. 1997.

Баглай М. В. , Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. М. 1996 г.

Комментарии к Конституции Российской Федерации. М. , 1994 г. Конституционное право (справочник). М. , 1995.

Козлова Е. И. , Кутафин О. Е. Конституционное право России. М. , 1995. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 2-х томах. Под ред. Б. А. Страшуна. М. , 1995.

Конституции зарубежных государств: учебное пособие. М. , 1997.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.