бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКонституционное право Италии - (реферат)

Конституционное право Италии - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Тема: Конституционное право Италии.
    План & содержание:
    1. Введение………………………………………………………………3
    Конституция Италии. общая характеристика……………………...3
    Основы правового статуса личности………………………………. 4
    Правовое регулирование общественных объединений………….... 7
    Правовое регулирование непосредственно демократии…………. 9
    6. Законодательная власть……………………………………………. 10
    7. Исполнительная власть……………………………………………...11
    8. Судебная власть……………………………………………………...12
    Итальянский федерализм…………………………………………...13
    Местное самоуправление и управление…………………………...14
    Заключение…………………………………………………………14
    Список используемой литературы……………………………….... 15
    Введение

Разработка Конституции Италии проходила в сложной обстановке. Учредительное собрание, которое должно было окончить свою работу 24 февраля 1947 г. , приняло Конституцию 453 голосами против 62 только 22 декабря 1947 г. С 1 января 1948 г. она вступила в силу.

    Конституция Италии.
    общая характеристика действующей конституции.

Одна из особенностей итальянской Конституции заключается в отсутствии преамбулы. Конституция открываетсявводным разделом"основные принципы", где содержатся наиболее общие, самые главные положения, характеризующие конституционный строй Итальянской Республики. Здесь, в частности, содержится сформулированное в части первой ст. 1 общее определение Италии как демократической республики, основанной на труде. Последнее, видимо, можно отнести к социалистическим идеологическим установкам, однако трудно сказать, чтобы это могло значить. Согласно же части второй указанной статьи, суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и пределах, установленных Конституцией.

В Конституции получили отражение практически все отношения между внутренним и международным правом. Особого внимания заслуживает в этой связи положение ч. 1 ст. 10, устанавливающее, что итальянский правопорядок соответствует общепризнанным нормам международного права. С этим связана и ст. 11, согласно которой "Италия отвергает войну как посягательство (strumento di offesa) на свободу других народов и как средство разрешения международных споров; на условиях равенства с другими государствами она соглашается на ограничение суверенитета, необходимое для порядка, который обеспечивает мир и справедливость между нациями; она содействует и благопрепятствует международным организациям, стремящимся к этой цели".

Эти нормы стали правовым основанием для вступления страны в Европейские сообщества (в настоящее время - Европейский союз) и передачи им права регулирования ряда вопросов экономического и отчасти социального характера. Положения ст. 10 и 11 оказались настолько широкими, что в Конституции ничего не пришлось менять и не понадобилось включать в нее новые нормы в связи с углубляющейся интеграцией стран - членов Европейского союза (после подписания 7 февраля 1992 г. Маастрихтских соглашений более чем половине государств - членов Европейского союза пришлось вносить поправки в свои конституции). В Конституции нашлось место и для традиционных норм, имеющих отношение к международному праву, - о порядке объявлении войны и ратификации международных договоров (последний в значительной мере имеет своим источником соответствующие положения ст. 5 Альбертинского статута 1848 г. 3).

После вводного раздела об основных принципах следует часть первая, озаглавленная "права и обязанности граждан". Значение этой части подчеркивается тем немаловажным обстоятельством, что она охватывает 54 статьи. Однако четыре раздела, составляющие эту часть, посвящены, как вытекает из их заголовков, не только правам и обязанностям, но и отношениям - соответственно гражданским, этико-социальным, экономическим, политическим. Вторая часть регулирует устройство республики. В ее состав входят разделы о Парламенте (с подразделами о палатах и о законотворчестве), опрезиденте республики, о Правительстве (с подразделами о Совете министров, о публичной администрации и о вспомогательных органах), о магистратуре (с подразделами о судоустройстве и о правилах судопроизводства), об областях, провинциях и коммунах, о конституционных гарантиях (с подразделами оконституционном суде и о пересмотре Конституции и конституционных законах). Вводный раздел и обе части Конституции содержат в общей сложности 139 статей. Завершается Конституция переходными и заключительными положениями(с I по XVIII). По своему характеру некоторым из этих положений следовало бы находиться в основной части акта (например, норме ст. XII о запрещении восстановления в какой бы то ни было форме распущенной фашистской партии). По способу изменения Конституция Итальянской республики относится к числу жестких. Процедура ее пересмотра, изложенная в ст. 138, содержит две последовательные стадии.

Законы о пересмотре Конституции, как и другие конституционные законы, принимаются после двух последовательных обсуждений в каждой из палат Парламета, причем промежуток между обсуждениями должен составлять не менее трех месяцев. При втором голосовании такие законы подлежат одобрению абсолютным большинством состава каждой палаты…

    Основы правового статуса личности.

Из 139 статей Конституции 54 непосредственно затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина.

В части первой "Права и обязанности граждан" в качестве субъектов конституционных прав, свобод и обязанностей указывается не толькограждане, но также "все"5, "никто"6, "работник"7. Из этого можно сделать вывод, что в тех статьях Конституции, где говорится о гражданах, они суть исключительные субъекты соответствующих прав, свобод и обязанностей. На иностранных же граждан и апатридов соответствующие нормы распространяются лишь постольку, поскольку это допускается законодательством. В Конституции о гражданстве почти ничего не говорится. Лишь ст. 22 устанавливает общий принцип, согласно которому никто не может лишиться гражданства по политическим мотивам. В остальном этот институт урегулирован актами текущего законодательства. Основным актом до сих пор остается Закон об итальянском гражданстве 1912 г. , неоднократно изменявшийся (в 1934, 1977, 1983 гг. ). статус граждан регулируется и иными законами, например Законом о реформе семейного права 1975 г. Итальянское гражданство приобретается и по праву крови, и по праву почвы. Гражданином Италии становится ребенок итальянского гражданина (право крови), а также родившийся на итальянской территории, если его родители не известны или не имеют итальянского гражданства или гражданства другого государства или если ребенок не приобретает гражданства родителей-иностранцев по законам страны, гражданами которой они являются (право почвы). И т. д.

Некоторые условия позволяют иностранцу получить итальянское гражданствов упрощенном порядке. Также законодательство уделяет достаточно много вниманиярегулированию гражданства при заключении брака и разводах, что, видимо объясняется большим количеством смешанных браков граждан Италии, а также значительным числом проживающих в стране иностранцев. Что же касается правового положения иностранцев, то, согласно ч. 2 - 4 ст. 10 Конституции, оно регулируется законом в соответствии с международными нормами и договорами.

Раздел I части первой Конституции, посвящен гражданским отношениям. Раздел начинается со ст. 13, ч. 1 которой провозглашает: "Личная свобода неприкосновенна". Далее: неприкосновенность жилища (ст. 14); неприкосновенны свобода и тайна переписки и любые другие формы коммуникации.

Согласно 16 статье, каждый гражданин может свободно передвигаться и проживать в любой части национальной. Никакие ограничения не могут определяться политическими мотивами. Каждый гражданин волен такжепокидать территорию республики и возвращаться. Граждане имеют право собираться мирно и без оружия, - ст. 17. Для собраний, включая проводимые в местах, открытых для публики, предварительного уведомления не требуется. В ст. 18 признается право граждан свободно, без разрешенияобъединяться в целях, которые не запрещены индивидам уголовными законами. Конституция (ст. 19) признает за всеми право свободно использовать свои религиозные верования в любой форме, индивидуально или коллективно, пропагандировать их или отправлять культ частным или публичным образом, поскольку речь не идет об обрядах, противоречащих добрым нравам. Никто, согласно ст. 22, по политическим мотивам не может быть лишен не только гражданства, о чем упоминалось выше, но и своейправо- и дееспособности, а также своего имени.

Личные или имущественные повинности могут возлагаться только на основе закона, - гласит ст. 23 Конституции. В ст. 48 и 49 определены избирательные права итальянских граждан и признано право на объединение в партии. В ст. 50 Конституция управомочивает всех граждан направлять в палаты Парламентапетиции с требованиями законодательных мероприятий или изложением общественных нужд. Все граждане обоего пола, согласно ст. 51, имеют доступ к публичным должностям и выборным функциям на условиях равенства и согласно требованиям, установленным законом. Защита Родины- священный долг гражданина (ст. 52). Военная служба обязательна в пределах и в порядке, установленном законом. Согласно ст. 53, все обязаныучаствовать в публичных расходах в соответствии со своими налоговыми возможностями. Налоговая система формируется на критериях прогрессивности.

Наконец, все граждане обязаны быть верными республике и соблюдать Конституцию и законы. Граждане, которым вверены публичные функции, обязаны выполнять их дисциплинированно и честно, принося присягу в установленных законом случаях (ст. 54).

Группа прав, свобод и обязанностей содержится в разделах части первой Конституции, посвященных этико-социальным и экономическим отношениям. Прежде всего следует упомянуть ст. 4 Конституции, согласно которой республика признает за всеми гражданамиправо на труд и способствует созданию условий, делающих это право эффективным. В ст. 36 итальянской Конституции"8, сказано что работник имеет право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству его труда и во всяком случае достаточное для обеспечения ему и его семье свободного и достойного существования.

Указанная статья итальянской Конституции провозглашает право трудящегося на еженедельный отдых и ежегодный оплачиваемый отпуск, причем отказаться от этого нельзя. Разработчики Конституции не забыли и про то, что в стране немало социальных проблем, включая безработицу и предусмотрели поэтому в ч. 4 ст. 35свободу эмиграции, кроме случаев, установленных законом в общих интересах. В ст. 37 предусмотреныправа для трудящейся женщины, которая за равный труд имеет право на такую же его оплату, как и трудящийся-мужчина. Право на равное вознаграждение за равный труд гарантируется инесовершеннолетним трудящимся.

Каждому нетрудоспособному гражданину, лишенному средств к существованию, ст. 38 гарантирует право насоциальную поддержку и помощь.

В ст. 40 предусмотрено право забастовки, которое осуществляется в рамках законов. Частная собственность признается и гарантируется, согласно ч. 2 ст. 42, законом, который регулирует способ ее приобретения, использования и пределы с целью обеспечить ее социальную функцию и общедоступность. В некоторых случаях возможно изъятие частной собственности при компенсации, однако ч. 3 указанной статьи Конституции, содержащая данную норму, в отличие от ряда других конституций ничего не говорит о размерах и сроках этой компенсации.

Ст. 46 Конституции дает право принимать участие в управлении предприятиями в порядке и в пределах, установленных законом. В статье 32 установлено, что республика охраняет здоровье как основное право индивида и коллективный интерес и гарантирует неимущим бесплатное лечение.

Конституция (ст. 33) провозглашает свободу искусства и науки и их преподавания. Организации и частные лица вправе создавать школы и воспитательные учреждения. Согласно ст. 34, школа открыта для всех, а начальноеобразование в объеме не менее восьми лет обязательно и бесплатно. Несколько статей Конституции, содержащихся в разделе о гражданских отношениях, представляют собой права-гарантии, необходимые для обеспечения любых прав и свобод.

Так, в ст. 24 установлено, что все могут обращаться в суд для защиты своих прав и законных интересов. Право на защитунеприкосновенно в любой инстанции и на любой стадии процесса. Специальными институтами и средствами неимущим обеспечивается возможность обращаться в любые юрисдикционные органы и защищаться перед ними.

Согласно ст. 25, никто не может быть изъят из естественной подсудности, предусмотренной законом. Никто не может быть наказан иначе, чем в силу закона, вступившего в действие до совершения деяния. Никто не может быть подвергнут мерам безопасности иначе, чем в случаях, предусмотренных законом. Уголовная ответственность, согласно ст. 27, имеет личный характер. Обвиняемый, пока не осужден окончательным приговором суда, не считается виновным. Наказание не может заключаться в мерах, противных чувству гуманности, и должно быть направлено на перевоспитание осужденного. Смертная казнь не допускается, кроме случаев, предусмотренных военными законами на время войны. Наконец, ст. 28 устанавливает непосредственную ответственность должностных лиц и служащих государства и публичных корпораций, согласно уголовным, гражданским и административным законам, за деяния, совершенные в нарушения прав. В этих случаях гражданская ответственность распространяется также на государство и публичные корпорации.

    Правовое регулирование общественных объединений.

Согласно ст. 49 Конституции, все граждане, как отмечалось, имеют право свободно объединяться впартии, чтобы демократическим методом участвовать в определении национальной политики. Напомним также, что ч. 1 ст. XII переходных и заключительных положений запрещает восстановление в какой бы то ни было форме распущенной фашистской партии.

Политические партии играют основную роль при формировании Правительства. В условиях многопартийности партии вынуждены объединяться вкоалициидля того, чтобы войти в Правительство. Итальянская политическая практика характеризуется жестким контролем политических партий за конституционными органами; образование правительства - результат компромисса между партиями и, прежде всего, между их лидерами, а "продолжительность жизни" Правительств зависит от соглашений между этими лидерами.

Со времени окончания Второй мировой войны и до начала 90-х гг. итальянская политическая система характеризовалась наличием почти всегда противоречащих друг другу двух политических сил -Христианско-демократической партии (ХДП), и Итальянской коммунистической партии (ИКП). Наследница довоенной Народной партии, основанная в 1943 г. ХДП всегда пользовалась поддержкой католической церкви и внутренне никогда не была единой. В ее составе всегда существовали левые, правые и центристские группировки. ИКП опиралась главным образом на рабочих (особенно на промышленных), под ее влиянием находился и до сих пор находится крупнейший профсоюз страны основанная в 1944 г. Всеобщая итальянская конфедерация труда (ВИКТ); партия пользовалась влиянием в кооперативном движении, доминировала в центральных областях Италии. После разрушения коммунистических мифов партия в значительной мере потеряла поддержку избирателей. ИКП прекратила свое существование в 1991 г. , когда на ее основе была созданаДемократическая партия левых сил(ДПЛС), взявшая вскоре курс на традиционные идеалы социал-демократии. Те же делегаты последнего съезда ИКП, которые не могли поступиться прежними коммунистическими принципами, организовалиПартию коммунистического преобразования. В последние годы в ответ на резкую активизацию правых сил (включая ХДП) эти две партии создали широкую коалицию левоцентристских сил.

Кроме названных основных партий, на политической сцене Италии фигурирует много иных политических образований. Вот несколько из них.

Основанная в 1892 г. Итальянская социалистическая партия (ИСП) находится левее центра. В 1921 г. из нее вышла группа членов, которая образовала ИКП. Партия опирается на средние слои населения. Выступает за гражданские права населения, за свободу и социальную справедливость. Итальянская социал-демократическая партия (ИСДП), образованная в 1969 г. , занимает несколько более правые позиции, более тесно сотрудничает с ХДП. Обе названные партии входят в Социалистический интернационал.

Нынешний политический спектр страны все четче разделяется на левых и правых. Крайне левое место занимают ортодоксальные коммунисты, придерживающиеся идей Маркса, Ленина, Мао Цзэдуна. Рядом с ними "оппортунистическая" ДПЛС, объединяющая основную массу бывших коммунистов и отказавшаяся от одиозных коммунистических лозунгов. Несколько левее центра находится партия бывшего Председателя Совета министров Дини. Правее центра расположена наиболее влиятельная партия этой части политического спектра - "Вперед, Италия! ", возглавляемая телевизионным магнатом С. Берлускони - тоже недавним главой правительства. Еще правее находится образованная в 1991 г. Северная лига, выступающая за отделение, а точнее отбрасывание слаборазвитого Юга, за передачу ресурсов страны под контроль областных правительств. Небольшие светские партии - Республиканская партия (образована в 1897 г. ), выступающая за социальную справедливость в свободном обществе, с 110 тыс. членов иИтальянская либеральная партия(создана в 1898 г. ), ратующая за свободу во всех областях государственной и частной жизни, с 153 тыс. членов, а также некоторые другие - с 1947 г. почти всегда непременные участники партийных коалиций во главе с ХДП. Национальная федерация зеленых, образованная в 1987 г. , выступает за охрану окружающей среды и за антиядерную политику Италии.

Наконец, нельзя не упомянуть о Национальном альянсе, основанном в 1946 г. (до 1994 г. назывался Итальянское социальное движение). Конституция в ст. 39 провозгласила: "организация профсоюзов свободна". На профсоюзыне могут возлагаться никакие обязанности, кроме регистрации в местных или центральных органах согласно нормам закона. Условием для регистрации является наличие устава, предусматривающего внутреннюю организацию на демократической основе. Зарегистрированные профсоюзы обладают правами юридического лица. Отличительной чертой итальянского профсоюзного движения является то обстоятельство, что три самые крупные национальные объединения профсоюзов связаны с политическими партиями. Всеобщая итальянская конфедерация труда, основанная в 1944 г. , находится под влиянием итальянских коммунистов. Она включает 17 объединений с более чем 4, 5 млн. членов. Образованная в 1950 г. Итальянская конфедерация рабочих профсоюзов включает также 17 объединений с чуть более 3 млн. членов. Эта конфедерация связана с Христианско-демократической партией. Итальянский союз труда, созданный в 1950 г. , состоит из 35 национальных и 95 провинциальных союзов с более чем 1, 5 млн. членов; это объединение связано с социалистами и с Республиканской партией. Из других профобъединений национального уровня можно назватьАвтономную конфедерацию профсоюзов ремесленников(образована в 1958 г. ), созданную в 1957 г. Итальянскую конфедерацию автономных рабочих профсоюзов, объединяющую 67 союзов с 1423 тыс. членов, Итальянскую конфедерацию национальных и рабочих профсоюзов(создана в 1950 г. ), представляющую собой объединение 64 национальных и 80 провинциальных союзов с более чем 1, 9 млн. членов. На областном уровне действуют собственные профсоюзные федерации.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.