бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКонституционное устройство России и зарубежных стран - (реферат)

p>По общепризнанному мнению, появление конституции в современном ее понимании относится к 17 веку. Оно связано с эпохой буржуазно-демократических революций, с необходимостью правового закрепления нового общественного строя, нового устройства государства, основных принципов взаимоотношения государства, общества и человека. Такие потребности вызвали к жизни теоретические концепции о народе (обществе) как единственном носителе верховной власти, его суверенитета, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим определять основы устройства общества. Выдвигаемое нарождающейся буржуазией требование ограничить право короля и феодалов для защиты своих свобод могло быть обеспечено только путем принятия акта высшей власти, воплощающей волю всей нации, всего народа. Так в неосуществленном на практике проекте “Народного соглашения” Кромвеля в 1653г было предусмотрено условие подписания его всем народом. Такое же требование выдвигалось затем и Ж. -Ж. Руссо. Он полагал, что для установления конституции требуется согласие всех граждан. Она должна быть результатом единогласного решения, подписана всеми гражданами, а противники конституции должны считаться иностранцами среди граждан. [7, с. 44] Идея создания писаной конституции впервые возникла в Англии. Однако идея не была воплощена в жизнь, и эта страна до сих пор не имеет писаной конституции как единого акта. Первые писаные конституции появились в 18 веке. Им предшествовали договорные формы и неписаные конституции в виде различных источников. Практически первыми конституциями считаются Конституция США 1787 года, а также принятые в 1791 году Конституции Франции и Польши. [7, с. 50] Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых (естественных) прав, легла в основу первых конституционных актов, принимавшихся в ходе Английской, Американской, Французской революций 17-18 веков. В последующем ни одно государство, претендующее на то, чтобы считаться демократическим, не могло не записать в своей конституции определенный перечень прав человека. Тем самым права человека, оставаясь нравственно-политическим императивом, приобрели юридическую форму и становились важнейшим институтом конституционного права.

В качестве характерного примера подхода к правам человека как естественным и неотчуждаемым можно привести, продолжающую действовать поныне, французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 года. [5] Отделение государства от общества и превращение его и общества в относительно самостоятельные феномены произошло только в результате буржуазных революций и утверждения полного господства обменных отношений как средства, связующего людей в общественные организмы. Общество, освободившееся от тирании государства и объединившее отдельных самостоятельных субъектов, получило название гражданского. В наше время оно играет ту же роль, которую в античности играл полис, а Средневековье – сословность.

Двухсотлетняя история конституционализма выработала несколько способов принятия конституций. Общая тенденция в этом процессе — постепенная демократизация. Наименее демократическая из этих способов —октроирование, то есть дарование конституции односторонним актом главы государства. Такие конституции в начале прошлого века назывались хартиями. Например, Хартия 1814 года Людовика XVIII. В более позднее время октроированной была мороканская Конституция 1911 года. Ранее существовали договорные конституции. Обычно это были договоры между монархами и выборным органам, выступающим как выразитель воли народа. Например, ряд английских писаных актов, принимавшихся Парламентом (Билль о правах 1689года, Акт об управлении 1709 года). Иногда конституции вырабатывались правительством с последующей передачей на утверждение парламенту или народа. С развитием в мире демократических процессов и эволюцией теорий конституционализма возросла роль народных масс в принятии конституций. Источником большинства ныне действующих конституций является избирательный корпус, который выбирает парламент или учредительное собрание, либо непосредственно одобряет конституцию на референдуме. Большинство конституций появилось после второй мировой войны. Основные тенденции изменения конституций:

социализация. Первые конституции ограничивались политической сферой (из социально-экономической сферы отношений регулировалось только право собственности), в 20 веке регулируют основы всего общественного строя;

демократизация, уже в 19 веке начали переходить к всеобщему равному избирательному праву; интернационализация — сближение конституций разных демократических стран. Примечательно, что в отличие от конституций 19 века в новейших конституциях конца 20 века содержится значительно больше положений не только публичных, но и социального и частного права. [15, с. 225]

    Первоначально конституции регулировали:

Первый блок - права и свободы человека и гражданина. Это был главный смысл создания конституций как основных законов. Защита человека от произвола государства. Второй блок - организация высшей власти, основанная на принципе народного суверенитета и вытекающего из этого принципа представительного правления и разделения властей. Третий блок - политико-территориального устройства - виды территориальных структур, их отношения с центральной властью и между собой. Развитие содержания конституций обусловлено развитием общества в соответствующих странах. Добавилось регулирование внешнеполитических функций государства. В области прав и свобод происходит расширение их круга путём включения в конституцию новых прав и свобод. Право на охрану окружающей среды и т. п. Идёт более подробная их детализация. Появились нормы регулирующие статус экономических и социальных органов государства. Включаются обязательства государства перед обществом в экономической и социальной сферах. Конституция Французской Республики 1946 г. содержала главу об Экономическом Совете.

В конституциях многих демократических государств находит место регулирование института конституционного контроля (надзора). Конституционный суд - стоит выше других судебных органов. Конституционное закрепление основных принципов взаимоотношений человека, общества и государства существует во всех цивилизованных странах мира. Но сами конституционные принципы в значительной мере могут отличаться в зависимости от сущности самого государства.

Таким образом, современные конституции являются юридическим воплощением конституционно-правовых теорий, развивавшихся в течение многих веков. Она выступает юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, главным источником национальной системы права, гарантом прав человека и законности, правопорядка и стабильности институтов власти. Конституция выступает как бы текстом “общественного договора”, заключаемого между гражданами и государством и регламентирующего его деятельность. Она придает государству необходимую легитимность. Обычно принимаемая при согласии подавляющего (квалифицированного) большинства населения, она фиксирует тот минимум общественного согласия, без которого невозможна совместная свободная жизнь людей в едином государстве.

    2. Конституция Великобритании
    2. 1. Источники конституционного права Великобритании

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (сокращенно называемое Великобританией, а иногда, по имени основной части, — Англией) традиционно играла существенную роль в развитии теории и практики конституционализма. Исторические особенности развития государства обусловили нестандартный характер британской конституции. Великобритания не знает единовременно созданного акта в качестве конституции. Особенности конституции относятся к форме, но не касаются ее содержания или сущности. По форме британская конституция имеет комбинированный, несистематизированный характер; она слагается из двух частей - писанной и неписаной. Такой характер имеют все отрасли английского права; поэтому конституционное законодательство кажется не очень четким, определенным. Британскую конституцию часто называют неписаной, имея в виду то обстоятельство, что она никогда не была “записана” в едином акте, Писаная и неписаная ее части имеют, в свою очередь, различные, весьма разнообразные источники.

    Писаная часть включает в себя:

нормы статусного права; Статусом в Великобритании принято называть законодательный акт, принятый или одобренный в соответствии с установленной процедурой палатами парламента и подписанный главой государства. Поэтому совокупность норм, установленных статусами, называетсястатусным правом. Им являются не только нормы государственного права, но и права других отраслей — уголовного, гражданского и т. д. К статусам, имеющим конституционное значение, относят Билль о правах 1689 г. , Закон о престолонаследии 1701 г. , Закон о парламенте 1911 г. и др. нормы прецедентного права (case law); имеющие своим предметом вопросы, носящие тот же конституционный характер. Хотя судебные решения объективно имеют писанный, т. е. зафиксированный на бумаге, характер, тем не менее, доктрина относит их к неписаной части права. Выражение “писаный” закон означает закон, формально принятый парламентом, неважно зафиксирован он на бумаге или нет, а термин “неписаный” закон употребляется для обозначения закона, парламентом не принимавшегося. Судебные решения составляют систему “общего права”; они затрагивают главным образом права и свободы граждан, а также отношения различных государственных органов. Судебных прецедентов огромное множество; наибольшее значение из них имеют решения высших судебных инстанций, особенно палаты лордов - верховной судебной инстанции страны. Ее решения обязательны для всех судов.

    К собственно неписаной части относятся:
    нормы, представляющие собой конституционные обычаи;

конституционные соглашения, нигде юридически не зафиксированные, но регулирующие, как правило, важнейшие вопросы государственной жизни. Эти соглашения, или система обычного права, рассматриваются в Великобритании как основа конституционного права. Обычай представляют сложившиеся на практике правила, не пользующиеся судебной защитой. Королевские прерогативы, например, составляют часть обычного права. Они включают нормы, регулирующие назначение министров, коллективную ответственность кабинета министров, роспуск парламента, заключение международных договоров, объявление войны и др. На практике эти прерогативы осуществляются короной (монархом) при получении одобрения правительства, находящегося у власти. Суверенитет парламента - фундаментальный принцип британского конституционного права - также является принципом обычного права (он неоднократно признавался судами). Статусное право носит фрагментальный характер, парламентских актов по конституционным вопросам насчитывается около четырех тысяч, и это число постоянно увеличивается. Некоторые акты парламента могут рассматриваться как чисто конституционные. К ним относятся несколько законов о составе, взаимоотношениях и полномочиях палат парламента: законы о парламенте (1911 и 1949 гг. , акт о пэрах 1963 г. ), законы о правовом положении личности (Хабеас корпус акт 1679 г. ), Билль о правах 1689 г. , законы об избирательном праве (акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974 гг. и др. ), законы о местном управлении (акты о местном управлении 1972 и 1985 гг. ). Правда, эти акты теперь носят скорее исторический характер, поскольку были постепенно почти полностью заменены позднейшими законами в области уголовного и уголовно - процессуального права. [13, с. 48] Своеобразная система английского конституционного права в целом, безусловно, охватывает все стороны этого регулирования, но каждый из входящих в это право компонентов - судебные решения, закон или какой-либо обычай - не претендует на роль общих принципов; все они, как правило, обязаны своим происхождением частным случаям.

Названные источники конституции, однако, постепенно эволюционируют: заметно ослабевает роль прецедентного права. В то же время такие преимущества судебных прецедентов, как гибкость и эластичность, объясняют заинтересованность правящих кругов в сохранении общего права. Своеобразная форма британской конституции влечет ряд последствий; прежде всего, входящие в нее компоненты исключают какой-либо особый порядок их принятия, изменения или отмены. Другими словами, конституция относится к числу гибких, т. е. изменяемых с соблюдением обычной процедуры в парламенте или в условиях обычного судопроизводства. Следующая особенность - отсутствие органов конституционного контроля. Из характера конституции вытекает и то, что труды ученых - юристов признаются за источник конституционного права, поскольку они содержат необходимые обобщения, анализ писанных и неписаных норм конституции. Толкование законов, прецедентов и обычаев является не первичным, а производным источником права. Названная роль юристов подтверждается судебной практикой. Так, палата лордов в 1920 г. по делу Attorney - General v. De Keyser v. Royal Hotel Ltd. прямо восприняла предложенное английским государствоведом конца прошлого века А. В. Дайси, определение королевской прерогативы. Раньше существовало созданное практикой правило, что при жизни автора нельзя ссылаться в суде на его работу. Это правило, которое, по–видимому, не имело никаких логических оснований, теперь не особенно принимается в расчет. Некоторые авторы, даже авторы статей в периодической печати, еще при жизни получают удовлетворение от того что, что к их мнению присоединяются судьи. [13, с. 49] Важнейшая часть любой писаной конституции - хартия, билль или отдельный раздел, посвященный основным правам человека. В британской конституции такого обобщающего раздела или акта нет; несколько законодательных текстов содержат лишь отдельные права и свободы, регулируют главным образом вопросы, связанные с произвольным арестом, с правами сторон в судопроизводстве. Политические права устанавливаются несколькими актами парламента, многие права и свободы определяются судебными прецедентами.

    2. 2. Законодательная власть

Законодательная власть в Великобритании принадлежит парламенту, но по точному смыслу британской конституции парламент — триединое учреждение: оно включает главу государства (монарха), палату лордов (исторически — палату знати и высшего духовенства) и палату общин (исторически — палату простолюдинов). Это понятие связано с тем, что закон становится таковым, если он принят двумя палатами (есть некоторые исключения из этого правила в пользу нижней палаты) и подписан монархом. На деле же под парламентом понимаются лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении— нижняя, которая осуществляет законодательные функции. Король подписывает все законы, и на основании конституционного обычая почти 300 лет не применяет принадлежащего ему права вето. Вето палаты лордов может быть преодолено нижней палатой простым большинством голосов, но на другой сессии парламента, что означает, что при созыве сессии раз в год верхняя палата может на год отсрочить вступление закона в силу. На практике палата лордов, как правило, возражения против законопроектов, принятых палатой общин, выдвигает очень редко. Хотя глава государства по конституционной доктрине является составной частью парламента, с точки зрения концепции разделения властей он относится все же к исполнительной власти. Палата общин состоит из 651 члена. Она избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства. Руководит заседаниями палаты и ее обслуживающим персоналом спикер, имеющий трех заместителей, которые, в частности, руководят заседаниями, если палата преобразует себя в комитет всей палаты. Спикер избирается на весь срок полномочий палаты и выходит из состава своей партии (считается беспартийным). Он не вправе комментировать выступления членов палаты и выступать сам. Избирается спикер с соблюдением конституционного обычая: он упирается, когда идет к председательскому месту, и его как бы силой ведут два дюжих депутата. В период абсолютизма действительно никто не хотел быть спикером, так как он должен был передавать королю решения парламента, которые отнюдь не всегда нравились монарху, что нередко влекло печальные последствия для спикера. Как и в других парламентах, в палате общин Великобритании образуются постоянные и временные комитеты. Они предварительно обсуждают законопроекты, контролируют деятельность администрации, проводят парламентские расследования и т. д. До реформы 70-х годов в палате существовали только неспециализированные комитеты, что отличало внутреннюю структуру британского парламента от большинства других парламентов мира. Они имели буквенную нумерацию — А, В, С и т. д. Такие комитеты существуют и сейчас. Их персональный состав определяется пропорционально численности партийных фракций специальным комитетом палаты по отбору. Эти комитеты довольно многочисленны (до 50 человек). Спикер передает им законопроекты по своему усмотрению, поскольку специализации нет. В дополнение к неспециализированным комитетам теперь в палате общин созданы специализированные комитеты — по обороне, внутренним делам, сельскому хозяйству и др. Их около 15, но они меньше по численности. Эти комитеты также предварительно обсуждают законопроекты, занимаются парламентскими расследованиями, но их основная деятельность связана с контролем за управлением, за работой министерств. В парламенте создаются партийные фракции (теперь четыре фракции имеются даже в палате лордов). Их возглавляет лидер. “Главный кнут” и “кнуты” обеспечивают явку членов фракции на голосование в палате. В отличие от США в нижней палате парламента Великобритании существует строгая партийная дисциплина (возможны санкции), но депутат зависит также и от поддержки избирателей, низовых организаций партии, которые могут иметь иное мнение, чем ее руководство. Поэтому бывает, что депутаты, особенно “заднескамеечники”, голосуют вместе с другой фракцией. Организацией работы парламента, удостоверением его актов ведают клерки палаты, имеющие подчиненный им небольшой аппарат. В конце 60-х годов создана должность парламентского уполномоченного (омбудсмана) по делам администрации. Он назначается правительством и проводит расследования правонарушающей деятельности органов исполнительной власти. Палата лордов, состав и численность которой изменяется, формируется в основном по наследственному признаку. Около 2/3 палаты составляют пэры (мужчины и женщины, унаследовавшие дворянский титул не ниже барона), около 1/3 — пожизненные пэры (титул присваивается королем по рекомендации премьер-министра за выдающиеся заслуги и не передается по наследству). Кроме того, в состав палаты входят: 26 духовных лордов (архиепископы и епископы) англиканской церкви, 20 пожизненно назначаемых королем (по совету премьер-министра) “лордов по апелляции” (апелляционный комитет—по существу, высшая судебная инстанция страны по гражданским делам), несколько десятков человек, избираемых шотландскими и ирландскими лордами. Ныне большинство палаты лордов — представители финансовых кругов, крупных фирм, но бывают и лорды-бедняки, в их числе были два коммуниста, один лорд был рубщиком мяса. В палате лордов председательствует лорд-канцлер. Кворум в палате — 3 лорда, заседания происходят на основе саморегулирования. В Великобритании неоднократно поднимался и обсуждался в палате общин вопрос о ликвидации палаты лордов или ее реорганизации, и в обозримом будущем это будет реализовано. Законодательный процесс. Хотя проект закона (билль) может быть внесен в любую палату, на практике законопроект сначала рассматривается палатой общин и лишь затем передается в палату лордов. Глава государства (монарх) обладает законодательной инициативой, но от его имени законопроекты представляют министры. Подавляющее большинство законопроектов, как и в других странах, принимается по инициативе правительства, для обсуждения законопроектов членов парламента выделяется лишь один день в неделю. Законопроект рассматривается в трех чтениях, но в первом чтении клерк палаты лишь зачитывает его заголовок, во втором чтении обсуждаются основные положения законопроекта, после чего он передается в один, а иногда в несколько смежных парламентских комитетов, где проходит постатейное обсуждение с поправками и голосованием. После возвращения из комитета второе чтение в палате продолжается, могут быть внесены поправки, принимаемые путем голосования. Третье чтение заключается в общей дискуссии по проекту с предложениями за его принятие или против, но нередко вместо такой дискуссии спикер просто ставит проект на голосование (“за” и “против”). Для дискуссий по проекту необходимо присутствие 40 членов палаты, но для принятия закона требуется большинство голосов общего числа членов палаты. Если проект принят, он передается в палату лордов, где происходит аналогичная процедура. Традиционно к полномочиям палаты общин относят финансовые полномочия, исходя из того, что налогообложение невозможно без представительства народа, ибо налоги изначально платит население, а представительством народа считается нижняя палата. Закон о бюджете всегда принимается сначала нижней палатой. Его вносит только правительство, поправки депутатов возможны лишь по согласованию с соответствующим министром. Полномочия палаты в отношении закона о бюджете ограничены. Парламент Великобритании (практически палата общин) осуществляет контроль за управлением, за деятельностью правительства. Однако большинство парламента и правительства, за исключением редчайших ситуаций, всегда принадлежит к одной и той же партии, а лидер партии является лидером фракции большинства в парламенте (иногда только фактически) и одновременно премьер-министром. Поэтому направляет работу парламента, по существу, правительство. Юридически правительство несет коллективную ответственность перед парламентом (только перед палатой общин). Палата общин может потребовать отставки министра, но премьер-министр решает, уйдет ли в отставку все правительство или только виновный министр, если речь идет об упущениях определенного министра, а чаше всего о его неэтичном поведении. Вопрос о вотуме недоверия бывает только связанным, т. е. он ставится самим правительством в связи с предлагаемым им законопроектом: правительство заявляет, что если билль не будет принят, то оно уйдет в отставку, оказывая тем самым давление на палату общин. Применяется этот институт очень редко. Наиболее частой формой контроля палаты общин являются вопросы к премьер-министру (для них отводится специальное время один раз в неделю). Формой контроля являются дебаты, по общим вопросам политики, которые обычно предлагаются оппозиции. В связи с этим премьер-министр регулярно выступает перед парламентом, и каждый министр кабинета выступает раз в месяц. Общей политике правительства посвящены также ежегодные дебаты в связи с тронной речью монарха в парламенте при открытии его сессии.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.