бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКонституция - основной закон государства - (реферат)

Конституция - основной закон государства - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Содержание:
    Преамбула 2
    Конституция Российской Федерации 5
    Конституция — основной закон государства 8

Права и свободы человека в Конституции Российской Федерации 11 Российская Федерация — социальное государство 16

    Принцип разделения властей 18
    Президент Российской Федерации 18
    Правительство Российской Федерации 19
    Заключение 20
    Список литературы 21
    Преамбула
    Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
    соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Конституции, как правило, имею преамбулы. Преамбула —вступительная часть, содержащая обычно краткую характеристику целей, условий и мотивов принятия Конституции. Положения (формулы) преамбулы существенно важны в политическом, идеологическом и юридическом планах. Они выступают в качестве ориентиров, помогающих лучше понять институты государства, способствующих правильному толкованию и применению статей Конституции.

Преамбула Конституции Российской Федерации начинается с положения "Мы, многонациональный народ Российской Федерации". Выражение "мы..., народ…" встречается в конституциях ряда стран. В преамбуле Конституции Российской Федерации оно указывает прежде всего на то, кем определены цели Российского государства и кем данная Конституция принята. Слова "многонациональный народ" означают, во-первых, совокупность граждан России, во-вторых, объединение всех населяющих Российскую Федерацию народов (этносов), других этнических общностей.

Слова "соединенные общей судьбой на своей земле" подчеркивают, что сплочение народов (этносов) и других этнических общностей на территории России—результат многовекового исторического процесса и что этому сообществу предстоит существовать и в будущем.

Формула "утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие" называет главные цели, ради которых принята данная Конституция. Под правами и свободами человека подразумеваются прежде всего те, которые провозглашены Всеобщей декларацией прав человека (1948 г. ), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966 г. ), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г. ). К этим документам следует отнести также российскую Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую в 1991 году. Под гражданским миром и согласием подразумевается такое состояние общества, когда отсутствуют острые политические и социальные конфликты, существует взаимопонимание общественных сил. Обе цели— утверждение прав и свобод человека и утверждение гражданского мира и согласия — даны рядом, и это не случайно. Они органически связаны и взаимозависимы. Положение "сохраняя исторически сложившееся государственное единство" отражает факт единства России как государства и стремление не допустить его ослабления. В результате длительного исторического развития различные государственно-территориальные общности интегрировались в одно политическое целое. В рамках этого целого и благодаря ему между всеми государственно-территориальными образованиями упрочились многообразные экономические, социальные, культурные и политические связи. Государственная целостность России необходима и выгодна всем. Она надежный гарант стабильности и нормальной жизнедеятельности как Российской Федерации в целом, так и всех составляющих ее частей (субъектов Федерации). Поэтому забота о государственном единстве есть долг всех институтов власти, общественных объединении и движений, всех российских граждан Положение "исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов" означает следующее. Общепризнанными считаются принципы, разделяемые мировым сообществом и закрепленные в соответствующих международно-правовых актах. Принципы равноправия и самоопределения народов получили отражение в Уставе ООН (1945 г. ), Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г. ), Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о воспитании народов в духе мира (1978 г. ) и в ряде других документов. Многие государства . объявили общепризнанные принципы и нормы международного права составной частью своих правовых систем. Будучи включенными в такие системы, эти принципы и нормы нередко осуществляются при регулировании отношений внутри страны специфическим образом. Претворение в жизнь принципов равноправия и самоопределения народов имеет в России ряд особенностей, обусловленных пребыванием ее народов в составе одного федеративного государства и необходимостью учета специфики российского федерализма.

Положение "чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость" раскрывает по преимуществу гражданско-нравственную позицию россиян. В этих словах—признание того, что многонациональный народ России помнит и ценит свое прошлое, осознает и хранит преемственную связь с ним, наследует патриотические чувства предков, их оптимизм и стремление к справедливости.

Формула "возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы" появилась в преамбуле Конституции в связи с тем, что вплоть до последних лет государственность России была лишена многих черт суверенности. Она даже в большей мере, чем другие союзные республики, страдала от чрезмерной централизации в Союзе ССР. Россия, в отличие от других республик, не имела своих органов в некоторых отраслях управления (их функции на ее территории выполняли непосредственно союзные министерства и ведомства). Основная часть промышленности находилась в прямом союзном подчинении. Не была Россия и полноправным субъектом международного права.

Термин "возрождение" нельзя, однако, толковать таким образом, будто сейчас решается задача восстановить суверенную российскую государственность в одной из тех ее конкретных политико-правовых форм, в которые она в прошлом облекалась: до февраля 1917 года, в период с марта по октябрь 1917 года либо на короткое время после октября 1917 года. Возврата к старым политико-юридическим формам быть не может. Речь идет об обретении суверенитета новой Россией—государством, утверждающимся на незыблемой демократической основе. Начало этому процессу было положено принятием 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете России.

Слова "стремясь обеспечить благополучие и процветание России" тоже исполнены большого смысла. Они означают такое будущее состояние нашей страны, при котором достигнут достаток материальных, социальных и духовно-культурных благ, налажено спокойное, без каких-либо эксцессов, течение жизни, успешно развиваются все сферы общества.

В формуле "исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним- и. Будущими поколениями" отражена воля россиян взять на себя ответственность за положение дел в стране, за судьбы Отечества. Ответственность, о которой говорится в этой части преамбулы, —морально-политическая, а не юридическая. Пренебрегший ею обычному суду не подлежит и может быть судим лишь судом истории. Но воплощение этой ответственности в практических действиях, поступках граждан России—серьезная гарантия того, что ее настоящее и будущее станут именно такими, какими их хочет видеть наш многонациональный народ.

Формула "сознавая себя частью мирового сообщества" означает не только оценку народом Российской Федерации своего положения в современном мире, но и понимание того, что Россия действительно является неотъемлемой частью мирового сообщества, его полноправным членом. Поэтому Российское государство соблюдает общепризнанные принципы и нормы международного права, заключает и выполняет международные договоры, участвует в международных организациях, в системах коллективной безопасности. Вместе с другими государствами оно прилагает усилия к тому, чтобы обеспечить всеобщий и справедливый мир, взаимовыгодное международное сотрудничество, совместное разрешение глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Торжественные слова "принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" имеют непосредственное правовое значение. Мировая практика знает различные способы принятия конституции: решением парламента, решением учредительного собрания, путем референдума и т. д. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Проект этой Конституции —результат длительной совместной работы российских депутатов, представителей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации. В его подготовке активно участвовали и представители ряда общественных объединений, а также предпринимательских кругов, видные юристы. Проект широко освещался в средствах массовой информации и подвергся тщательному обсуждению на Конституционном Совещании (июнь—октябрь 1993 г. ), охватывавшем по своему составу все слои российского общества. Только после этой предварительной работы проект Конституции был вынесен Президентом Российской Федерации на всенародное голосование и одобрен гражданами России.

    Конституция Российской Федерации

Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное —конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Исключений сегодня практически не существует. Даже Великобритания, в которой нет единого и кодифицированного основного закона, располагает комплексом юридических актов, начиная с "Хабеас корпус акт" и "Билля о правах" (оба приняты еще в XVII в. ), а также традиций, составляющих в совокупности ее конституцию. Более того, для XX столетия, особенно его второй половины, характерно обновление конституционного строя многих стран, включая Францию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это продиктовано серьезными политическими и социальными переменами, происшедшими в названных странах и во всем мире, условиями нового времени. Принятие новой Конституции в России тоже является отражением серьезнейших общественных потребностей.

Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция—это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. , — не первая в истории страны. До ее принятия действовала российская конституция 1978 года, которая имела своих предшественниц. Но нынешняя Конституция отличается от всех российских конституций советского времени в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного, действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее принятие связано с возрождением суверенной государственности России и утверждением незыблемости ее демократической основы.

Разумеется, Конституция 1993 года не носит учредительного характера, она не создает новое государство. Это государство существовало— в разных границах и при разных формах правления — многие столетия. Идея сохранения исторически сложившегося государственного единства подчеркивается в самой Конституции. Вместе с тем Конституция Российской Федерации 1993 года выделяется в ряду актов такого ранга тем, что с ней связывается новая эпоха в российской истории. Простое подразделение конституций на советские и постсоветские недостаточно для раскрытия сущности происшедших перемен.

Как известно, прежняя российская Конституция принадлежит иному времени. Она была принята еще в 1978 году и стала фактически слепком с Конституции СССР 1977 года. Тогда Конституция закрепляла руководящую роль. КПСС, полное огосударствление экономики и недопустимость частной собственности. Федерализм провозглашался как принцип, но реального развития так и не получил. Управление делами государства осуществлялось через командно-административную систему, закон подменялся приказом, инструкцией, "телефонным правом", РСФСР в качестве одной из союзных республик входилав Союз ССР.

Еще в Декларации "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", утвержденной первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. , было заявлено, что государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей—обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу—на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.

Принятие Декларации о государственном суверенитете стало отправным пунктом в работе по подготовке новой российской Конституции. На первом же Съезде народныхдепутатов РСФСР была создана Конституционная комиссия во главе с Б. Н. Ельциным, тогда Председателем Верховного Совета РСФСР. На пятом Съезде народных депутатов РСФСР проект новой Конституции, подготовленный Конституционной комиссией, был принят к сведению, и Комиссии было поручено доработать его с учетом замечаний и предложений народных депутатов и внести на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов. Страна между тем продолжала жить по старой Конституции, статьи которой все больше расходились с проводимыми преобразованиями. Чтобы устранить возникавшие несоответствия и прямые противоречия, в Конституцию постепенно вносились изменения и дополнения, существенно влиявшие на ее содержание. Были признаны право частной собственности и множественность форм собственности, введен институт президента, закреплен принцип разделения властей, изменен облик федерализма, восприняты положения российской Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в 1991 году. Общее число конституционных поправок перешагнуло за триста. Однако таким путем решить задачи конституционной реформы не представлялось возможным. Трудности проистекали прежде всего из того, что массовое и спешное внесение поправок в конституционный текст порождало в немрассогласованность статей и противоречивость идей. Нередко неясности приобретали критические свойства. Как можно было, например, определить форму правления в России, если, с одной стороны, в Конституцию был вписан принцип разделения властей, но с другой стороны, в ней оставалась норма, согласно которой Съезд народных депутатов был правомочен принимать к своему ведению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР, а Верховный Совет по-прежнему именовался не только представительным и законодательным, но и распорядительным органом. Дублирование функций и неизбежные конфронтации порождались тем, что введение института президента не зачеркнуло статью о функциях Президиума Верховного Совета. Подобные примеры можно было бы продолжить, но вывод и без того ясен: у государства и общества в целом была весьма шаткая конституционная база для дальнейших реформ. Шестой Съезд народных депутатов, однако, не принял новую Конституцию, а ограничился одобрением общей концепции конституционных реформ в Российской Федерации, положенной в основу проекта, а также важнейших его положений, одобренных Верховным Советом Российской Федерации. Съезд, кроме того, принял решение доработать ряд глав с учетом предложений и замечанийПрезидента Российской Федерации. России все настоятельней нужна была новая Конституция, отвечающая целям и задачам ее возрождения закрепляющая кардинальные реформы, проводимые в стране. Следующий этап подготовительной работы был связан с Конституционным совещанием, созванным в 1993 году Президентом Российской Федерации. Работа Совещания шла в основном в пяти группах, сформированных из:

    представителей федеральных органов государственной власти;

представителей органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга; представителей местного самоуправления;

представителей политических партий, профсоюзных, молодежных, и иных общественных организаций, массовых движений и религиозных конфессий; представителей товаропроизводителей и предпринимателей.

В июне-июле 1993 года Конституционное совещание подготовило свой проект. Он был создан в основном на базе президентских предложений и с учетом проекта, рассматривавшегося на шестом Съезде народных депутатов. Надо сказать, что в обеих разработках можно было отметить идентичность или, по крайней мере, схожесть большинства положений. В этих разработках говорилось и о том, что было уже зафиксировано в действовавшей редакции Конституции 1978 года. Проекты предусматривали республиканскую форму правления, приоритет прав человека, разделение властей, частную собственность, федерализм. Президентским предложениям о сильном Президенте противостояли, однако, идеи парламентарного режима. Еще одно отличие состояло в том, что президентский проект был более юридическим, чем другие проекты, документом и более соответствовал природе и назначению конституции как основного закона государства. Нельзя не сказать и о том, что свои проекты и предложения выдвигали многие коллективы, группы, политические партии и отдельные авторы. В октябре-ноябре 1993 года конституционный проект был уточнен с учетом как предложений и замечаний, присланных главным образом субъектами Российской Федерации, так и уроков событий октября 1993 года. Доработка велась созданной Президентом представительной комиссией с участием ученых и практиков. Над проектом работали также Государственная и Общественная палаты Конституционного совещания объединившие прежние пять групп. 12 декабря 1993г окончательный проект был вынесен на общероссийский референдум, по результатам которого нынешняя Конституция вступила в силу. Новая Конституция занимает верховенствующее положение в правовой системе страны. Ее положения являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет о конституционном, т. е. внутригосударственном, а не о международном праве. Конституция выступает как юридическая база для развития всех. отраслей права, составляющих российскую правовую систему. Кодексы, другие федеральные законы, как правило, содержат ссылки на действующую Конституцию, что иной раз делается после приведения ранее принятых актов в соответствие с ней. Тем самым обеспечиваются единство и взаимная согласованность отраслей права, общность их исходных принципов. Верховенство Конституции не ослабляется сделанной в ее же тексте записью о примате международного права по отношению к внутригосударственному праву, о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, т. е. имеют прямое действие в стране. Более того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это установление имеет важное значение при разрешении споров, в деятельности государственных органов, а также для граждан в случаях выявления противоречий между нормами международного и внутригосударственного права.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.