бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьМеханизмы государства - (курсовая)

Механизмы государства - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    Ульяновский Государственный Университет
    Институт права и государственной службы
    Факультет ускоренной подготовки
    Кафедра теории и истории государства и права
    курсовая работа по теории
    государства и права
    на тему:
    " Механизм государства "
    Выполнил:
    Студент 1 курса группы ЮС-11
    Зиновьев С. А.
    Дата сдачи_______
    Домашний адрес:
    Пензенская область
    Дата защиты_________
    Оценка_____
    Научный руководитель:
    к. ю. н. , доцент Половова Л. В.
    Ульяновск 2003
    Оглавление
    Введение………………………………………………………………. 3
    Глава 1. Государственный аппарат.
    1. Понятие государственного аппарата……………………………… 4
    2. Принципы организации и деятельности
    государственного аппарата………………………………………… 6
    Глава 2. Теория разделения властей.

Теория разделения властей: становление, роль и назначение…... 10 Разделение властей на Западе……………………………………... 12

    Проблемы разделения властей в России…………………………. 17
    Глава 3. Государственный орган – главное звено
    механизма государства.
    Понятие и виды органов государства……………………………. 21
    Органы законодательной власти…………………………………. 23
    Органы исполнительной власти…………………………………... 25
    Органы судебной власти…………………………………………... 30
    Заключение……………………………………………………………. 34
    Список использованной литературы……………………………….... 35
    Введение

В наше время, когда общеизвестно, что без управления, без надзора, без законов, и, конечно же, без органов, которые выполняют все эти функции невозможна жизнь в государстве. Поэтому о механизме государства или аппарате государства нужно говорить, писать и воплощать его в жизнь. В Конституции Российской Федерации написано: "Российская Федерация–Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". Но в России нет пока правового государства, а как же его строить? Именно с помощью разделения властей, органов осуществляющих три рода властей: законодательно, исполнительной, судебной. Поэтому эта тема актуальна сегодня, и в наши дни, и во все времена.

Научная разработка этой темы довольно-таки значительна. Первоначально теория разделения властей в своих трудах разработали Джон Локк и Шарль Луи Монтескье. В России в дореволюционный период деление государственной власти на три ветви можно найти в работах А. И. Елистратова, М. М. Ковалевского, М. М. Сперанского, Б. Н. Чичерина и других.

В советский период эта тема рассматривалась не как теория разделения властей, а как разделение функций между государственными органами. В постсоветский период теории разделения властей уделялось большое внимание.

Цель работы заключается в том, чтобы уяснить все основные институты, процессы этого вопроса.

В работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов механизма государства. Затем мы остановимся на теории разделения властей и на самом разделении властей на Западе и в нашей стране. В заключении мы поговорим о самих органах трех родов властей: законодательных, исполнительных и судебных. Итак, механизм государственной власти требует комплексного, системного исследования, что означает необходимость рассматривания его составных элементов не только в их взаимосвязях и взаимоотношениях, но и в процессе функционирования.

    Понятие государственного аппарата

Государственный аппарат представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняется основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. В любом государстве аппарат выступает важнейшим составным элементом.

Государственный аппарат состоит из различных органов. Все вместе они образуют определенную систему. Государственный аппарат постоянно развивался по мере усложнения общества.

В государствах более позднего периода государственный аппарат был относительно несложный. Тогда создавались различные органы, они были со своим названием, компетенцией, однако власть находилась в руках единоличного органа, как правило, у монарха–который и являлся основным государственным органом. От монарха зависело окончательное решение практически любого вопроса, в том числе и входящего в компетенцию иных государственных органов. В настоящее время таких государств немного.

В большинстве современных государств аппарат более сложный, он базируется на совершенно иных принципах организации и деятельности, причем один из основных– разделение властей. Государственные органы специально образуются для осуществления государственной власти. Особенностью их является то, что они обладают такими средствами и возможностями, которых не имеет никакая другая организация, а именно государственно-властными полномочиями. Эти полномочия необходимы для эффективного выполнения государством своих функций.

На функционирование и развитие государственного аппарата оказывают влияние факторы, в число которых входят: " общность экономической основы различных государственных органов и организаций–системы хозяйства и различных форм собственности на средства производства; единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений; наличие в некоторых странах официальной идеологии; морально-политическое и идейное единство различных частей общества; наличие общих принципов построения и функционирования различных государственных органов–составных частей государственного аппарата; общность конечных целей и задач, стоящих перед различными государственными органами и организациями. " [1 Теория государства и права: Учебник / Под редакцией М. Н. Марченко –М. 2001. -С. 205] В научной и учебной литературе решается вопрос о соотношении понятия "государственного механизма" и "государственного аппарата". " Довольно распространена следующая точка зрения: механизм государства состоит из аппарата государства, куда входят органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные, контрольно-надзорные), а также государственных организаций (учебных, научных, лечебных и др. ) и так называемых материальных придатков (армия, органы правопорядка, исправительно-трудовые учреждения и др. ).

Существует также научная позиция, в соответствии, с которой под аппаратом государства понимается все органы государства в статике, а под механизмом государства–те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят, прежде всего, о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства–непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимодействии между собой. Отдельные авторы считают понятия "аппарат государства" и "механизм государства" примерно равнозначными, не вдаваясь в терминологические споры. Другие в аппарат государства включают только те структурные подразделения, которые обслуживают деятельность государственных органов". [2 Лазарев В. В. , Липень С. В. Теория государства и права: Учебник – М. 2000. – С. 83] Наиболее оптимальным представляется мнение о том, что "государственный механизм" и "государственный аппарат" понятия примерно равнозначные. Также необходимо отличать государственные органы от негосударственных органов и организаций. "Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства. Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных органов и организаций, являются следующие:

Формирование их по воле государства и осуществления ими своих функций от имени государства;

Выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности;

Наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями;

Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера". [3 Теория государства и права: Учебник / Под редакцией М. Н. Марченко – М. 2001. – С. 206 – 207. ]

    Принципы организации и деятельности
    государственного аппарата

В данном параграфе будут рассмотрены принципы, то есть основополагающее начало, идеи, положения, находящиеся в основе организации и деятельности аппарата государства.

Они непосредственно связаны с понятием государственного аппарата, так как раскрывают социально классовую сущность органов государства, основные цели и задачи государственного аппарата - для этого и создаются государственные органы, поэтому принципы и включены в эту главу. Важность изучения принципиальных, основополагающих начал любой деятельности подтверждает высказывание Гельвеция - "знание принципов возмещает незнание некоторых фактов".

Принципы государственного аппарата на протяжении всего развития государства разрабатываются, уточняются, дополняются новыми. Но существует и обратный процесс, по мере изменений в государственном аппарате некоторые принципы отпадают. "Например, совсем до недавнего времени, а именно–до разрушения СССР в советской политико-юридической теории и практике не без оснований в качестве наиболее важных принципов организации и деятельности государственного аппарата считались следующие: принцип партийного руководства; подчинения аппарата политике; принцип широкого участия масс в управлении делами государства и общества, в деятельности государственного аппарата; принцип демократического централизма, гласности, социалистической законности, интернационализма и социалистического федерализма (применительно к социалистическим федеративным государствам); принцип равноправия национальностей, принцип научного планирования, координации, учета и контроля деятельности аппарата и др.

Однако после распада СССР и кардинальных изменений, произошедших в государственном механизме России за последние годы, многие из этих принципов полностью себя исчерпали". [4 Теория государства и права: Учебник / Под редакцией М. Н. Марченко – М. 2001. – С. 214] Но также существуют и общие принципы, которые действуют и в той или иной мере реализуются, например, принцип оптимальности построения структуры государственного аппарата, принцип эффективности государственного аппарата, законности и конституционности и др.

"Деятельность любых государственных органов в настоящее время строится на принципах гуманизма, научного подхода к управленческой деятельности, профессионализма в подборе кадров, сочетания единоначалия и коллегиальности в принятии решений, разделения властей. Рассмотрим содержание каждого принципа. Гуманизм. Данный принцип означает признание ценности человека как личности, утверждение приоритета его интересов в деятельности государства. Анализируя содержание принципа гуманизма, следует обратить внимание на два момента. Во-первых, именно интересы личности должны стоять на первом месте в деятельности государства, а не что-либо другое (например, построение коммунистического общества). И, во-вторых, должны быть учтены интересы каждого человека или, по крайней мере, большинства населения, а не одного человека или относительно немногочисленной социальной группы.

Гуманизм предполагает, прежде всего, учет и уважение элементарных прав человека в деятельности государственных органов–права на жизнь, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на собственность и др. Гуманное государство применяет насилие к человеку только в самых исключительных случаях, например в случае противоправного поведения. Государственность существует уже около пяти тысячелетий, в то время как принцип гуманизма начал последовательно проводиться в жизнь только после победы буржуазных революций. Сейчас это один из основных принципов организации и деятельности государственного аппарата; он закреплен в конституциях многих современных государств. В Конституции РФ сказано: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина– обязанность государства". [5 Конституция Российской Федерации - М. 2000. - Ст. 2] Демократизм. В переводе с греческого "демократия" означает "народовластие". Содержание принципа демократизма составляет признание народа источником государственной власти, признание его права на участие в принятии политических решений, провозглашение широкого круга гражданских свобод.

Различают непосредственную и представительную демократию. Непосредственная демократия предполагает участие каждого в принятии политических решений. В конституциях большинства государств закреплены формы непосредственной демократии: голосование на выборах, на референдуме, участие в демонстрациях, собраниях митингах, шествиях, пикетированиях, право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Представительная демократия выражается в деятельности выборных представительных органов государства. Принцип демократизма закреплен и в Конституции РФ: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". [6 Конституция Российской Федерации - М. 2000 - Ст. 3 (чч. 1 и 2)]

Гласность. Необходима достаточная информированность общества о деятельности государственных органов, поскольку только на основе гласности возможно реальное народовластие. В содержание данного принципа входит право каждого на получение информации, затрагивающие его права и законные интересы, а в более широком плане - формирование общественного мнения о деятельности государственного аппарата. Так, согласно Конституции РФ: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом". [7 Конституция Российской Федерации - М. 2000 - Ст. 29 (ч. 4)] Таким образом, речь не идет об абсолютной гласности: она ограничивается в случае возможности нанесения ущерба существенным интересам государства или граждан.

Государственный аппарат в СССР долгое время функционировал в полу секретных условиях. Служебные документы, различные статистические данные были практически недоступны для населения, к тому же многое из известной информации сознательно искажалось. В девяностых годах принцип гласности начал в большей или меньшей степени получать реальное воплощение в деятельности органов государства, в частности сокращены перечни сведений, относимых к государственной и служебной тайнам, во многих органах образованы специальные структурные подразделения, отвечающие за связь со средствами массовой информации (пресс-центры, пресс-службы и т. д. ).

Законность. Вся деятельность государственных органов урегулирована нормами права, содержащимися в многочисленных и разнообразных нормативных актах. Их строгая и неуклонная реализация и составляет содержание принципа законности. "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы". [8 Конституция Российской Федерации - М. 2000 - Ст. 15 (ч. 2)] Национальное равноправие. Доступ к замещению должностей в государственном аппарате должен быть представлен всем лицам вне зависимости от их национальной принадлежности. В тех или иных странах острота постановки национального вопроса различна, в прямой зависимости от этого находится и актуальность данного принципа. Здесь в более широком плане речь может идти о равноправии вообще - не только о расовом или национальном, но и о равенстве прав на замещение должностей в государственном аппарате. "Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе". [9 Конституция Российской Федерации - М. 2000 - Ст. 32 (ч. 4)] Централизм. Государственный аппарат имеет иерархическую структуру, и нижестоящие органы государства должны выполнять решения вышестоящих органов, регулярно отчитываться перед ними. Органы государства могут иметь или только подчинение по вертикали, или так называемое "двойное подчинение" - по вертикали и по горизонтали. В последнем случае орган, например, отраслевого территориального управления подчиняется как вышестоящему территориальному или центральному органу отраслевого управления, так и вышестоящему территориальному органу.

Научный подход к управленческой деятельности, профессионализм в подборе кадров. Управленческая деятельность - это деятельность достаточно специфическая и сложная, что обусловлено современным уровнем развития общества, многообразием и сложностью общественных отношений. Практика показывает, что управление обществом наиболее качественно, наиболее эффективно осуществляется специалистами. В нашей стране настоящий принцип долгое время недооценивался. Для того чтобы быть назначенным на любую должность в государственном аппарате, требовалось наличие, прежде всего определенных морально-политических качеств, и только потом уже - сугубо профессиональных.

Сочетание единоначалия и коллегиальности. И единоначальный и коллегиальный способ принятия решений имеют свои достоинства и свои недостатки. В первом случае решения принимаются быстро, оперативно, с наименьшими затратами, создаются предпосылки для эффективного осуществления управленческой деятельности. Однако принятие решений большинством голосов (а голосованию предшествует, как правило, обсуждение вопроса, выяснение различных точек зрения, уточнение спорных моментов, выработка коллективного мнения и т. п. ) - позволяет находить более взвешенные подходы к сложным проблемам. В то же время качественной работе коллегиальных органов государства часто препятствуют различные обстоятельства организационного характера: не всегда достаточная скорость работы и оперативность принятия решений; в некоторых случаях отсутствие четкой позиции, невозможность прийти к общему мнению, непоследовательность в проведении определенной политики; дороговизна коллегиальных процедур. Поэтому сочетание в тех или иных пропорциях коллегиальности и единоначалия характерно для деятельности практически всех государственных органов, функционирующих преимущественно на основе единоначалия или коллегиальности.

Разделение властей. Это фундаментальный принцип организации и деятельности государственного аппарата в современных государствах. Его теоретическое обоснование связано, прежде всего, с учеными Нового времени Дж. Локком и Ш. Л. Монтескье (хотя сама идея имеет очень давнюю историю), а практическое осуществление - с периодом буржуазных революций". [10 Лазарев В. В. , Липень С. В. Теория государства и права: Учебник - М. 2000. С. 84-87. ]

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.