бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьНарушении таможенных правил - (курсовая)

p>Все перечисленные документы составляются при проведении таможенного контроля и производстве таможенного оформления, то есть до заведения дела о нарушении таможенных правил. На них не распространяются требования законодательства, предъявляемые к процессуальным действиям должностных лиц при производстве по делам о нарушении таможенных правил, и многие из них не имеют строго установленной формы. Однако это не исключает предъявления к ним определенных требований по способу фиксации, как на законодательном уровне, так и нормативно - технологическом. Указанные документы ценны, прежде всего, своим содержанием, поскольку отражают обстоятельства, возникающие непосредственно при отправлении таможенными органами своих функций, и, следовательно, позволяют сделать вывод о наличии тех или иных правоотношений между таможенными органами и лицом, привлекаемым к ответственности за нарушение таможенных правил. Единство содержания и формы (процессуального способа собирания и закрепления доказательства) достигается при приобщении таких протоколов и других документов к делу о нарушении таможенных правил, которое осуществляется при составлении протокола о нарушении таможенных правил либо путем истребования документов после заведения дела в таможенном органе или том его структурном подразделении, которое проводило таможенный контроль и/или производило таможенное оформление. Экземпляры таких документов могут находиться у правонарушителя и других лиц (например, при направлении требования, вручении акта проверки). В этом случае они могут приобщаться к делу как путем истребования, так и при проведении изъятия или иных процессуальных действий.

Протоколы и другие документы, составленные при проведении таможенного контроля и производстве таможенного оформления, отличаются от письменных доказательств по делу о нарушении таможенных правил тем, что в них фиксируются действия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при осуществлении контрольных функций, возложенных на них законом. Акты, справки, письменные сообщения и другие документы составляются другими государственными органами либо предприятиями, учреждениями или организациями, а также лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, физическими лицами или должностными лицами, деятельность которых контролируется таможенными органами.

Протоколы, составленные должностными лицами таможенных органов РФ при ведении производства по делу о нарушении таможенных правил и при его рассмотрении, которыми удостоверяются обстоятельства и факты, установленные при осмотре, изъятии товаров, таможенном обследовании, предъявлении для опознания, взятия проб и образцов для сравнительного исследования, наложении ареста на имущество, составленные в порядке, предусмотренном законом, являются самостоятельной группой этого вида доказательств.

Ее общей особенностью является то, что доказательство в этом случае содержит фактические данные, непосредственно воспринятые должностным лицом таможенного органа, обнаруженные и наблюдавшиеся им самим при проведении конкретного процессуального действия. Если же в протоколе процессуального действия содержатся сведения, полученные от других лиц (протоколы опросов лица, привлекаемого к ответственности, свидетеля), то этот протокол относится к иному виду доказательств (объяснения лица, привлекаемого к ответственности, объяснения свидетеля).

Для рассматриваемого вида доказательства существенны еще два признака, относящиеся к способу их получения:

- они могут быть получены только в процессе производства по делу о нарушении таможенных правил путем совершения процессуального действия; - фактические данные, содержащиеся в протоколе, должны быть закреплены в порядке, предусмотренном ТК России, должностным лицом, уполномоченным на совершение процессуального действия.

Объективность протоколов таких процессуальных действий по закону подтверждают понятые.

Проверка и оценка протоколов и других документов, несмотря на то, что они происходят от должностных лиц таможенных органов, осуществляются на тех же основаниях, что и всех иных видов доказательств, так как они не имеют заранее установленной силы и не исключено, что в них могут содержаться искажения, ошибки, неточности.

К протоколам процессуальных действий предъявляются высокие требования в части строгого соблюдения процессуальных норм, определяющих порядок их производства и фиксации.

Протокол процессуального действия должен быть составлен только правомочным должностным лицом. В нем должны присутствовать все необходимые по закону атрибуты, в том числе подписи участвовавших в процессуальном действии лиц. При проверке и оценке этого вида доказательств учитывается, насколько его документы корреспондируются с другими доказательствами, и правовая логичность соответствующих протоколов, наличие в них данных о разъяснении участникам процессуального действия права делать замечания по поводу произведенных действий, а также содержание подобных замечаний. В отдельных случаях должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело, проверяя правильность протокола процессуального действия, вправе вызвать и опросить понятых, присутствовавших при процессуальном действии и подписавших протокол.

    Объяснения лица, привлекаемого к ответственности за НТП

Объяснения лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, —это сообщение физическим лицом или должностным лицом фактических данных по поводу вменяемого ему в вину нарушения таможенных правил, либо органов (представителей) юридического лица по поводу признания его совершившим нарушение таможенных правил, иных известных им обстоятельств по делу и имеющихся в дел доказательств, сделанное во время опроса в установленном законом порядке.

Как и другие доказательства, объяснения лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, используются таможенными органами для установления истины по делу о нарушении таможенных правил. В то же время его права, предусмотренные статьей 324 ТК, давать объяснения по поводу его привлечения к ответственности, а равно относительно иных, известных ему обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, являются одним из элементов права обвиняемого на защиту.

Привлекаемое к ответственности лицо всегда, более чем какое-либо другое, заинтересовано в исходе дела о нарушении таможенных правил. На содержание его объяснений влияют преследуемые им цели (избежать наказания, добиться смягчения ответственности и т. д. ).

Лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, не несет административной ответственности за отказ или уклонение от дачи объяснений. Он вправе как полностью отказаться от дачи объяснений, так и не ответить на вопросы, ставящие его в затруднительное положение.

Объяснения лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, подлежат проверке и оценке наряду с другими собранными по делу доказательствами.

Заведомая заинтересованность привлекаемого к ответственности лица в исходе дела обязывает должностное лицо таможенного органа к критической проверке и оценке этого вида доказательств.

Вместе с тем объяснения такого лица обладают ценными свойствами и во многих случаях служат эффективным средством установления истины. Оно наиболее полно и точно осведомлено об обстоятельствах совершения правонарушения, его мотивах, знает о причастных к нему лицах и т. п. Правдивые показания лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, признавшего свою вину или факт совершения нарушения таможенных правил, —одно из средств полного раскрытия правонарушения, собирания и проверки других доказательств по делу.

Привлекаемое к ответственности лицо не только дает объяснения по интересующим таможенные органы вопросам, но и подвергает критике, оценивает со своей стороны другие доказательства, собранные по делу, что должно способствовать формированию у должностного лица таможенного органа объективного представления о расследуемом правонарушении.

На практике встречаются случаи, когда лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, после заведения дела о нарушении таможенных правил опрашивается в качестве свидетеля по поводу его собственных действий или действий других лиц, чьи интересы он представляет (защищает), с предупреждением об административной ответственности за отказ или уклонение от дачи объяснений. Совершение таких действий при ведении производства по делам о нарушении таможенных правил абсолютно недопустимо, поскольку опрос в качестве свидетеля привлекаемого к ответственности лица (его адвоката, представителя) лишает его возможности осуществить свое право на защиту и поэтому не может быть признано соответствующим процессуальным требованиям ТК.

    Объяснения свидетеля

Объяснения свидетеля —это сообщение лицом известных ему фактических данных об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу, сделанное во время опроса в установленном законе порядке.

Этот вид доказательства используется по всем делам о нарушении таможенных правил и относится к числу наиболее распространенных.

Круг свидетелей ТК определен широко. Он не содержит ограничений для опроса в качестве свидетеля в зависимости от возраста, пола, служебного положения свидетеля, гражданства, его специфических отношений с лицом, привлекаемым к ответственности за нарушение таможенных правил.

Согласно статье 314 ТК, в качестве свидетеля для дачи объяснений может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу о нарушении таможенных правил. Не могут опрашиваться в качестве свидетеля:

- адвокат и оказывающий юридическую помощь представитель лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с оказанием таких услуг и помощи; - лицо, которое в силу своих физических или психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать им правильные объяснения.

Супруг и близкие родственники физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, освобождаются от обязанности давать объяснения.

Не могут опрашиваться в качестве свидетелей участники административного процесса: лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, эксперт. Интересующие должностное лицо таможенного органа сведения они сообщают в форме объяснения лица, привлекаемого к ответственности за нарушении таможенных правил, заключения эксперта.

Опрос в качестве свидетелей сотрудников таможенных органов, осуществлявших функции по таможенному контролю и таможенному оформлению, в результате которых выявлено правонарушение, пресекавших противоправные действия, принимавших участие в задержании, вполне допустим, а зачастую и необходим. Свидетель может быть опрошен о любых обстоятельствах, подлежащих установлению по делу о нарушении таможенных правил, в том числе о личности физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, и о своих взаимоотношениях с ним. Не могут служить доказательствами фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности (ст. 325 ТК).

Предположения, догадки свидетеля по поводу тех или иных обстоятельств дела, возможного развития событий и т. п. доказательствами не являются, в отличие от конкретных фактических данных, на которых они основаны. Свидетель не обязан высказывать свое мнение по поводу обстоятельств, устанавливаемых по делу, и предусмотренной статьей 442 ТК ответственности за отказ отвечать на соответствующие вопросы не несет.

В тех случаях, когда обязанность свидетеля дать объяснения приходит в противоречие с установленной для него законом обязанностью хранить в тайне те или иные сведения, опрос свидетеля по поводу этих сведений должен производиться лишь после получения разрешения от соответствующего органа или должностного лица.

    Экспертиза, заключение эксперта

Заключение эксперта —это представленные по поручению должностного лица таможенного органа Российской Федерации в установленном законом порядке мотивированные выводы лица, обладающего специальными познаниями в науке, искусстве, технике или ремесле, об обстоятельствах, существенных для дела, полученные в результате их исследования с применением этих познаний.

Заключение эксперта —весьма своеобразный и получающий все более широкое применение в правоприменительной деятельности вид доказательств.

Согласно статье 326 ТК экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Необходимость привлечения специальных познаний для выяснения обстоятельств дел о нарушении таможенных правил обусловлена разнообразием правонарушений, обстановкой их совершения, когда правильное установление фактов невозможно без обращения к содействию лиц, владеющих необходимыми специфическими знаниями и методами исследования.

Даже в тех случаях, когда должностное лицо таможенное органа обладает какими-либо специальными познаниями, необходимыми для выяснения тех или иных обстоятельств дела, закон не позволяет ему принимать на себя функции эксперта. Это обусловлено необходимостью квалифицированного, тщательного и объективного производства экспертизы с созданием необходимых гарантий для всесторонней критической проверки и оценки заключения эксперта как доказательства, опирающегося на специальные познания постороннего по отношению к делу лица. Экспертиза назначается в случаях, когда необходимы специальные познания в любой отрасли знаний, кроме права. Решение правовых вопросов, подлежащих разрешению при производстве по делу, образует исключительную компетенцию должностного лица таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил. К их числу относятся вопросы о виновности или невиновности физических лиц или должностных лиц в совершении правонарушения, вопросы толкования действующего материального и процессуального права и т. д. Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий и других соответствующих учреждений либо иными специалистами, назначенными должностным лицом таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил. В качестве эксперта может быть вызвано любое физическое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения. Решение о назначении экспертизы обязательно для эксперта, которому этим решением поручена экспертиза, и для должностных лиц предприятий, учреждений или организаций, где работает эксперт.

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Заключение эксперта опирается на имеющиеся в деле фактические данные, является результатом исследования материальных объектов или отраженных в деле сведений. Но во всех случаях оно имеет своим содержанием новые фактические данные, существенные для дела, полученные в результате экспертизы с применением специальных познаний сведущим лицом. Опираясь на результаты собственного исследования представленных ему объектов, эксперт или обнаруживает новые факты, ранее по делу неизвестные, или точно устанавливает факты, лишь предполагавшиеся или выясненные приблизительно, или же дает оценку тех или иных фактов через специальные познания, которыми он располагает.

Другим важным моментом в характеристике заключения эксперта как доказательства является то, что оно не только содержит фактические данные, но и сообщает те сведения из специальной отрасли знания, на основании которых эксперт их выяснил, пришел к определенным выводам.

Заключение эксперта, как и любое иное доказательство, может проверяться и оцениваться путем сопоставления его с другими доказательствами, установленными по делу фактическими данными.

Заключение эксперта не является обязательным для должностного лица таможенного органа, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано и отражено в постановлении, вынесенном по рассмотрении дела.

В случае недостаточной ясности или полноты заключения может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая тому же или другому эксперту. В случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности может быть назначена повторная экспертиза, поручаемая другому эксперту или другим экспертам.

Представленные в таможенные органы Российской Федерации заключения, акты, справки и иные документы, излагающие исследования и выводы, если эти документы были подготовлены не по поручению должностных лиц таможенных органов, либо не по поручению должностных лиц других правоохранительных органов Российской Федерации, у которых находятся или находились материалы, имеющие отношение к делу о нарушении таможенных правил, заключениями эксперта не являются. Такие документы признаются доказательствами только в случае, если они обладают признаками вещественных или письменных доказательств (ст. 326 ТК ).

    Вещественные доказательства

Вещественными доказательствами по делу о нарушении таможенных правил служат: а) товары и транспортные средства, являвшиеся непосредственными объектами такого правонарушения;

б) товары и транспортные средства со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу РФ с сокрытием предметов, являвшихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; в) документы и средства идентификации, использованные для незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ; г) иные предметы, сохранившие на себе следы правонарушения либо могущие служить средством к обнаружению нарушения таможенных правил и выявлению лиц, совершивших правонарушение, а также к установлению фактических обстоятельств дела.

Это определение, сформулированное законодателем (ст. 327 ТК), содержит все существенные признаки вышеприведенного понятия и вряд ли нуждается в сокращении или расширении.

Сущность вещественного доказательства, в отличие от всех иных доказательств, содержащих словесное описание тем или иным лицом какого-либо факта, состоит в непосредственном материальном отображении, запечатлении фактических данных, на основании которых устанавливаются имеющие значение для дела доказательства. Не являются вещественными доказательствами образцы для сравнительного исследования, получаемые при совершении процессуальных действий в порядке ст. 347 ТК в связи с проведением экспертизы, а также товары, транспортные средства, документы и иные предметы, аналогичные тем, которые имеют значение для дела. Любое лицо, которое владеет предметом, обладающим признаками вещественного доказательства, обязано предъявить такой предмет должностным лицам таможенных органов Российской Федерации.

Вещественные доказательства приобщаются к делу о нарушении таможенных правил. Они должны быть подробно описаны в протоколах о нарушении таможенных правил, изъятия, производства таможенного обследования или в иных протоколах. В случае необходимости вещественные доказательства могут быть сфотографированы или зафиксированы с помощью других технических средств и по возможности должны быть опечатаны.

В материалах дела о нарушении таможенных правил по поводу каждого вещественного доказательства должны быть зафиксированы: факт и все обстоятельства их обнаружения, что отражается в протоколе о нарушении таможенных правил либо протоколе соответствующего процессуального действия; индивидуальные признаки, специфические особенности, следы, имеющие значение для дела, что отражается в протоколе процессуального действия, во время производства которого вещественное доказательство было найдено, или в отдельно составляемом протоколе осмотра вещественного доказательства.

Должностное лицо таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, обязано принять все меры к обеспечению сохранности вещественных доказательств до окончательного разрешения дела.

Порядок и сроки хранения вещественных доказательств определяются ТК России, а в части, не урегулированной им, — нормативными актами ГТК РФ.

Если в силу их громоздкости или по другим причинам вещественные доказательства не могут быть приобщены к делу, должностным лицом таможенного органа составляется справка о месте их нахождения, которая прилагается к делу. Вещественные доказательства хранятся до истечения сроков обжалования постановления таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил или до принятия решения вышестоящим таможенным органом Российской Федерации, районным (городским) судом или Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, рассматривавшими жалобу на постановление таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил в порядке, предусмотренном статьями 370 и 371 ТК России. Вещественные доказательства, которые в соответствии с постановлением таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил подлежат конфискации, конфискуются в порядке, предусмотренном статьей 380 ТК России. Вещественные доказательства, в отношении которых не было вынесено постановление об их конфискации, однако не могущие по закону находиться во владении данного лица, подлежат отчуждению в трехдневный срок в соответствии с законодательством РФ.

Вещественные доказательства, не представляющие никакой ценности и не могущие быть использованными, подлежат уничтожению.

Документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются в деле о нарушении таможенных правил в течение всего срока хранения этого дела либо передаются заинтересованным государственным учреждениям.

Остальные вещественные доказательства помещаются таможенным органом на склад временного хранения с уведомлением об этом лица, у которого они были изъяты. Срок временного хранения в этом случае не может превышать шести месяцев со дня направления уведомления.

В отдельных случаях, если вещественные доказательства не подлежат конфискации, они могут быть возвращены лицу, у которого они были изъяты, если это возможно без ущерба для разрешения дела.

Вещественные доказательства, подвергающиеся быстрой порче, после осмотра возвращаются лицу или передаются соответствующим предприятиям, учреждениям и организациям для использования по назначению. Вопрос о возврате стоимости таких предметов, вырученной от их реализации, решается в соответствии с принятым по делу о нарушении таможенных правил решением. Указанием ГТК России "О реализации скоропортящейся продукции" от 24. 05. 95 N 01-12/443 начальникам таможен предписано "после задержания судов и других транспортных средств при незаконном перемещении на них скоропортящейся продукции (рыбы, морепродукты и др. ) и заведения дел о нарушении таможенных правил или возбуждения уголовных дел о контрабанде, если эта продукция будет признана в качестве вещественных доказательств по этим делам, после осмотра, а в случае необходимости—взятия проб и образцов, передавать ее торговым и перерабатывающим предприятиям и организациям для последующей ее реализации и использования по назначению". На практике особую сложность у должностных лиц таможенных органов вызывает обращение с вещественными доказательствами при наличии уголовного дела или материалов о контрабанде или иных преступлениях. Согласно статье 328 ТК по окончании дознания по уголовному делу о контрабанде или иных преступлениях, проведение дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, вещественные доказательства передаются вместе с делом в орган предварительного следствия, на который законодательством возложена обязанность производства предварительного следствия по делам об этих преступлениях.

Если в силу их громоздкости или по другим причинам вещественные доказательства не могут быть переданы в орган предварительного следствия вместе с уголовным делом, таможенные органы должны в момент передачи дела сообщить органу предварительного следствия о месте нахождения вещественных доказательств. С момента передачи органу предварительного следствия уголовного дела ответственность за обеспечение сохранности вещественных доказательств возлагается на органы предварительного следствия, все расходы, связанные с их хранением и транспортировкой, не относятся на счет таможенных органов Российской Федерации. Порядок возмещения таких расходов определяется законодательством.

По результатам анализа возникающих в правоприменительной деятельности спорных ситуаций ГТК России дополнительно было подготовлено письмо "О соблюдении таможенного и уголовно - процессуального законодательства при обращении с вещественными доказательствами" от 05. 05. 94 N 01-13/4914, в котором дается анализ положений законодательства о вещественных доказательствах и их практического применения, а также рекомендации по упорядочению обращения с вещественными доказательствами.

При проверке и оценке вещественного доказательства учитываются обстоятельства, при которых оно было обнаружено, время, место и условия его обнаружения. Если в материалах дела нет данных о том, когда и при каких обстоятельствах обнаружен предмет, хотя бы и хранящийся при деле, то он лишается доказательственного значения.

Подлежит учету время с момента приобретения вещественным доказательством своих особых свойств, а также наличие и характер изменений, происшедших "с вещдоком", со следами на нем. Должна учитываться и возможность подделки вещественных доказательств, умышленное их создание или искажение свойств и признаков и, конечно, уничтожение.

    Письменные доказательства

Письменными доказательствами по делу о нарушении таможенных правил являются акты, справки, письменные сообщения и другие документы, в которых предприятиями, учреждениями или организациями, а также лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, физическими лицами или должностными лицами изложены или удостоверены факты и обстоятельства, имеющие значения для дела.

    Письменные доказательства должны храниться в деле.

В случае, если документы обладают признаками, указанными в статье 327 ТК России, они являются вещественными доказательствами (ст. 329 ТК России). Акты, справки, письменные сообщения и другие документы являются доказательствами, если обстоятельства и факты, удостоверенные или изложенные в них указанными в статье 329 ТК лицами, имеют значение для дела о нарушении таможенных правил.

Закон различает документы, в которых удостоверяются имеющие значение для дела обстоятельства и факты, и документы, в которых они излагаются. Поэтому есть основания различать документы, о которых говорится в статье 329 ТК России, как удостоверяющие и излагающие (фиксирующие).

К числу удостоверяющих документов относятся такие, которые официально подтверждают те или иные обстоятельства, имеющие значение для дела (нотариально удостоверенные документы, справки о совершении правонарушений ранее, копии постановлений по делам о нарушении таможенных правил, документы, по которым устанавливается личность, подтверждающие наличие у лица каких-либо специфических прав или заслуг и т. п. ).

При исследовании и оценке удостоверяющих документов обращается внимание на их происхождение, наличие у должностных лиц или государственных органов, организаций права на выдачу соответствующих документов, соответствие формы и содержания документа установленным правилам. При необходимости могут быть запрошены по поводу содержания документа выдавшие его органы, допрошены лица, имеющие отношение к составлению документа. Проверяется подлинность документа и отсутствие в нем подделок и искажений.

Удостоверяющие документы могут исходить и от граждан, если они отвечают определенным условиям составления и подтверждения правильности их содержания (расписки, договоры с другими гражданами и т. п. ).

Излагающие (фиксирующие) документы могут выдаваться государственными органами, предприятиями, учреждениями или организациями, а также лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, физическими лицами или должностными лицами (служебные документы, характеристики, протоколы собраний, письма, заявления, в которых сообщаются сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела). Документы этой группы возникают вне процессуальных правил, создающих должные гарантии получения достоверных сведений, и требуют подтверждения путем проведения опросов. Документы - доказательства хранятся в материалах дела.

В ряде случаев документы могут стать вещественными доказательствами. В этом случае они подвергаются осмотру и приобщаются к делу.

    Литература :

Комментарий к Таможенному кодексу РФ. Под ред. А. Н. Козырина. – М: МГИМО, 1996г. Основы таможенного дела. Учебное пособие. Выпуск V: Правоохранительная деятельность таможенных органов. – М: РИО РТА, 1995г.

Таможенное право. Под ред. Б. Н. Габричидзе. – М: БЕК, 1995г. Уголовный процесс. Под ред. К. Ф Гуценко. – М. : Зерцало, 1998 г.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.