бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьОсновные направления государственного регулирования финансовых отношений в РФ - (курсовая)

Основные направления государственного регулирования финансовых отношений в РФ - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    МОСКОВСКИЙ
    ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    По предмету: ФИНАНСЫ
    На тему: Основные направления
    государственного регулирования
    финансовых отношений в РФ.
    Выполнила:
    Студентка гр. Офт-041-ВО-С
    Котова Ольга
    Проверил преподаватель:
    Киселева Л. К.
    Москва 2001 г.
    Содержание
    Стр.
    Введение 3
    Бюджетный кризис и государственный долг 4
    Дефицит бюджета 6
    Внутренний государственный долг 9
    Внешний государственный долг 11
    Место налогов в экономике страны и госбюджете 15
    Заключение 18
    Список используемой литературы 19
    Введение

Управление финансами осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций. Контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти осуществляется прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации функции государственного контроля с учетом распределения полномочий возложены на Счетную палату, Банк России, Министерство финансов (Главное управление федерального казначейства иКонтрольно-ревизионное управление и их подразделения в субъектах Российской Федерации), Министерство по налогам и сборам, Федеральную службу по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет России, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Формы и порядок осуществления государственного финансового контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также иными актами бюджетного законодательства и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующихуправленческих структур. Бюджетный кризис и государственный долг

Доходы бюджетаскладываются преимущественно из налогов на физических и юридических лиц, внешнеторговых пошлин и других аналогичных источников, а также из выручки от приватизации государственных предприятий и дивидендов от находящихся в государственной собственности акций приватизированных предприятий (пока этот важнейший источник практически не используется).

Государственный бюджет - план денежных доходов и расходов государства. Консолидированный бюджет включает федеральный бюджет, внебюджетные фонды, местные бюджеты. Консолидированный бюджет субъекта Федерациивключает бюджет субъекта РФ, местные бюджеты, трансферты из федерального бюджета, доли внебюджетных фондов, приходящиеся на данный субъект. Внебюджетные фонды- денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет (Дорожный фонд, Фонд социального страхования и другие).

За годы реформ налоговые доходы государства резко сократились, что связано с сокращением налогооблагаемой базы из-за спада производства, с начатой в 1992 г. и не доведенной до конца налоговой реформой, низким внутренним спросом, уходом бизнеса в теневую экономику, массовыми уклонениями от уплаты налогов. Россия вот уже лет пять похожа на латиноамериканскую страну по структуре распределения доходов населения. На 20% россиян приходится 47% доходов. Причем эти 20% не платят налогов с трех четвертей своих доходов, чего как раз и не хватает для исполнения государством социальных обязательств.

Годовой прирост недоимок в бюджет (без внебюджетных фондов), % ВВП Недоимки

    1992 г.
    1993 г.
    1994 г.
    1995 г.
    1996 г.
    1997 г.
    1998 г. , первое полугодие
    В федеральный бюджет
    0, 3
    1, 2
    2, 0
    2, 1
    1, 0
    1, 2
    2, 1
    В консоли
    дированный бюджет
    0, 5
    2, 0
    3, 0
    3, 9
    1, 7
    2, 9
    3, 9

Доходная часть бюджета систематически падает, а расходы государствасокращаются медленнее и недостаточно для того, чтобы установилось бюджетное равновесие. Кроме того, в условиях хронического недовыполнения бюджетных планов по доходам секвестирование расходов проводилось под давлением лоббирующих групп (АПК, ВПК, банковский и минерально-сырьевой сектор и др. ). В результате сложилась крайне нерациональная структура расходов, которая не способна обеспечить ни экономический рост, ни поддержание достаточного уровня социально-политической стабильности в обществе.

Расходы консолидированного бюджета (включая внебюджетные фонды и за вычетом погашений) по направлениям, % ВВП

    Расходы
    1992
    1993
    1994
    1995
    1996
    1997
    1998
    На органы государственной власти и управления
    0, 6
    0, 9
    1, 1
    0, 7
    0, 8
    1, 1
    1, 1
    На оборону
    4, 7
    4, 4
    4, 4
    3, 0
    2, 9
    3, 0
    2, 1
    На правоохранительные органы
    1, 4
    1, 6
    1, 8
    1, 6
    1, 8
    2, 1
    1, 6
    На науку
    0, 6
    0, 6
    0, 5
    0, 3
    0, 4
    0, 4
    0, 2
    На социальные и коммунальные услуги
    13, 8
    18, 0
    18, 0
    16, 0
    16, 6
    17, 4
    16, 6
    на образование
    3, 8
    4, 3
    4, 4
    3, 6
    3, 8
    4, 1
    3, 6
    на культуру, искусство, средства массовой информации
    0, 6
    0, 6
    0, 7
    0, 6
    0, 5
    0, 6
    0, 4
    на здравоохранение и физкультуру
    2, 6
    3, 3
    3, 1
    2, 5
    2, 6
    4, 1
    3, 8
    на социальное обеспечение
    6, 8
    9, 7
    9, 7
    9, 3
    9, 7
    8, 7
    8, 7

На государственные услуги, предоставляемые народному хозяйству

    20, 9
    12, 7
    10, 9
    9, 7
    9, 0
    9, 4
    7, 4

Правительство пыталось (особенно на рубеже 1997-1998 гг. ) навести порядок в расходовании бюджетных средств - в основном упорядочить отдельные расходы, выявить и ликвидировать нерациональные расходы. Но проблема сложнее. С одной стороны, государству нужно отказаться от значительной части своих обязательств. Обязательства российского государства (идущие еще от советской эпохи и принятые позже Госдумой - индексация зарплаты бюджетников, детские пособия, выплаты офицерам при увольнении в запас или отставку, долги бесчисленных бюджетных организаций по оплате топлива, энергии и т. п. ) в рамках федерального бюджета составили в 1998 г. около 25% ВВП, в рамках консолидированного бюджета 45-50%, что непосильно для российской экономики (и для процветающей германской многовато: Германия намерена к 2000 г. сократить госрасходы с 50 до 46%). Наличие таких обязательств, даже если они не выполняются, порождает неплатежи и подрывает авторитет государства.

За 1992-1998 гг. расходы консолидированного бюджета (по отношению к ВВП) уменьшились на оборону и науку, а на социальные цели несколько выросли (правда, реальные расходы государства сократились в 2, 5 раза, а на социальные нужды значительно меньше - сокращение примерно на треть).

С другой стороны, существуют серьезные ограничения на дальнейшее сокращение расходов. Сказывается сложившийся в советское время и ставший привычным уровень государственной поддержки населения. Кроме того, отношение россиян к экономическим преобразованиям во многом определяется динамикой социальных расходов государства. А его расходы на поддержание высокого уровня образования населения отражаются на темпах экономического роста. Важно и то, что дальше уменьшать расходы на управление, оборону, правоохранительные органы, дотации региональным бюджетам вряд ли удастся без предварительных радикальных реформ в этих сферах. Что, в свою очередь, требует немалых бюджетных средств.

На возможности сокращения расходных обязательств государства серьезно влияет заложенный в Конституцию 1993 года механизм формирования институтов власти. Сильная президентская республика была призвана ограничить популистскую и лоббистскую активность законодателей. Однако на практике независимость от Государственной Думы не только оградила правительство от популизма, но и поставила депутатов в комфортную и политически беспроигрышную ситуацию, когда парламент не несет ответственности за результаты социально-экономического курса. Особенно болезненно такое положение отражается при прохождении через Госдуму федерального бюджета. У депутатов нет желания делить ответственность с правительством за социальные последствия исполнения нереального по расходам бюджета.

    Дефицит бюджета

Превышение расходов над доходами приводит к дефициту бюджета. В бывшем СССР дефицит бюджета начал расти еще в 1986 г. из-за падения мировых цен на нефть и в результате капиталовложений в рамках политики "ускорения" (реформ, направленных на возобновление экономического роста). За 1985-1989 гг. дефицит бюджета вырос с 2 до 9% ВНП. Особенно пагубную роль сыграл в этом принятый в 1987 г. закон "О государственном предприятии", предоставивший руководству предприятий неограниченную свободу повышения зарплаты. В результате в 1990 г. средняя реальная зарплата на 27% превышала уровень 1987 г. Рост зарплаты финансировался с помощью льготных банковских кредитов и дотаций из госбюджета.

До 1990 г. правительство могло удерживать эмиссионное финансирование бюджетного дефицита на низком уровне за счет заимствований на международных рынках, а также кредитов, которые предоставляли иностранные государства. Такая политика привела к увеличению внешнего долга с 20 млрд до 67 млрд долларов за 1985-1991 гг. В IV квартале 1991 г. бюджетный дефицит достиг 30% ВВП в результате роста государственных дотаций для поддержания уровня административно регулируемых цен (то же относится к обменному курсу), сокращения производства, а также снижения налоговой дисциплины в связи с распадом СССР и резким уменьшением налоговых платежей, которые республики перечисляли в центр. В глазах западных кредиторов страна утратила кредитоспособность, и для финансирования бюджетных расходов оставалось единственное средство - стремительное наращивание денежной массы. Доходы, расходы и дефицит бюджета, % ВВП

    1992 г.
    1993 г.
    1994 г.
    1995 г.
    1996 г.
    1997 г.
    1998 г.
    Федеральный бюджет
    Доходы
    17, 7
    14, 7
    12, 7
    14, 3
    12, 7
    12, 4
    11, 3
    Расходы
    47, 2
    24, 5
    24, 5
    19, 2
    20, 1
    18, 4
    14, 1
    Дефицит
    -29, 5
    -9, 8
    -11, 8
    -4, 9
    -7, 4
    -6, 0
    -2, 8
    Консолидированный бюджет
    Доходы
    40, 4
    40, 6
    36, 3
    35, 8
    36, 3
    36, 4
    35, 0
    Расходы
    65, 1
    48, 6
    47, 5
    41, 1
    43, 0
    43, 1
    39, 2
    Дефицит
    -24, 7
    -8, 0
    -11, 2
    -5, 3
    -7, 7
    -6, 6
    -4, 2

Некоторые аналитики не считают катастрофичным размер бюджетного дефицита в России, ссылаясь на то, что многие страны существовали какое-то время с бюджетными дефицитами порядка 5-7% ВВП. Но такой дефицит велик для страны, которая находится в продолжающемся семь лет кризисе при 40-процентном сокращении ВВП и при все еще значительных государственных расходах (за последние семь лет российский ВВП в расчете на душу населения уменьшился на 40%, по уровню душевого ВВП нам сейчас наиболее близки Китай, Албания, Доминиканская Республика, Перу и Парагвай). Еще один важный аспект проблемы слабость частной финансовой системы, которая не может связать на длительный срок внутренние сбережения и поднять их общий уровень.

Доходы российского консолидированного бюджета оценивались в 1998 г. в 45, 6 млрд долларов, расходы - в 53, 3 млрд. Для сравнения: доходы федерального бюджета США составили 1658 млрд долларов (около 20% ВВП). Доходы региональных бюджетов России - 23, 76 млрд долларов, расходы - 26, 6 млрд. Американцы в таком объеме финансируют охрану природных ресурсов и окружающей среды.

Бюджетный кризисразразился в 1996 г. , когда началась финансовая стабилизация и у правительства резко сократились возможности извлекать доходы из инфляционного налога. Бюджетный кризис, связанный с этими обстоятельствами, характерен практически для всех постсоциалистических стран, хотя и с разной степенью остроты. В странах, осуществивших быструю стабилизацию и сохранивших высокий уровень монетизации экономики, он оказался менее глубоким и менее тяжелым, чем в странах, где стабилизация затянулась и "на выходе" уровень монетизации значительно ниже.

У бюджетного кризиса есть важная закономерность, практически не знающая исключений. При переходе к рынку в странах, которые не в состоянии провести решительную либерализацию и реструктурирование экономики, ликвидировать субсидии неэффективным отраслям и предприятиям, усовершенствовать процедуры и контроль за сбором налогов и исполнением бюджета, провести социальные реформы, резко снижаются государственные доходы при прежней (или даже возросшей - в случаях принятия популистских решений) "бюджетной нагрузке". В таких странах население теряет доверие к национальной денежной системе, снижается спрос на деньги, падает налоговая дисциплина.

Инфляционный налогвозникает как бы сам собой, его никто не устанавливает и не взимает. Это потери реальных доходов населения в результате инфляции, поскольку имеющиеся у людей деньги теряют свою стоимость по мере роста цен. Когда ради восполнения дефицита бюджета правительство печатает деньги, оказывается, что инфляционный налог в точности равняется этому дефициту. От такой формы налогообложения ускользнуть наиболее трудно. Даже самое слабое правительство может прибегнуть к ней, когда оно уже неспособно ни на что другое. Однако возможности реального сбора денег таким путем не беспредельны: на определенном этапе ускоренная инфляция начинает "съедать" и доходы от инфляционного налога. Требуется еще и еще увеличивать денежную базу. Это ведет к гиперинфляции с ее разрушительными последствиями.

Дефицит бюджета покрывается разными способами - с помощью денежной эмиссии в форме прямых кредитов Центрального банка, заимствований на внутреннем и внешнем рынках.

В 1992 г. и начале 1993 г. Центробанк имел в своем распоряжении только денежные инструменты - целевые кредиты и обязательные резервы. В мае 1993 г. был сформирован рынок государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Первое время спрос на ГКО был низким в связи с высокой инфляцией (приведшей к "бегству" капиталов) и закрытостью этого рынка для иностранных инвесторов (нерезидентов). Чтобы обеспечить краткосрочную ликвидность банковской системы на рыночных условиях, с февраля 1994 г. стали проводиться кредитные аукционы Центрального банка.

После того как в апреле 1995 г. с принятием закона "О Центральном банке" Центробанк обрел независимость, стало возможным разграничить денежно-кредитную и фискальную политику и финансировать бюджетный дефицит не за счет денежной "накачки", а с помощью долговых обязательств. С 1995 г. было прекращено прямое финансирование дефицита (прямые кредиты правительству), хотя участие Центрального банка в косвенном финансировании оставалось значительным. Активно применялись ГКО и облигации федерального займа (ОФЗ).

Структура финансирования дефицита федерального бюджета (по определению МВФ), % к итогу

    Источники финансирования
    1992 г.
    1993 г.
    1994 г.
    1995 г.
    1996 г.
    1997 г.
    Внешнее финансирование
    28, 4
    12, 1
    0, 3
    -3, 6
    7, 3
    27, 2
    Связанные кредиты
    н/д
    13, 7
    7, 4
    9, 7
    5, 0
    7, 8
    Несвязанные кредиты
    н/д
    3, 0
    0, 9
    3, 1
    7, 4
    10, 2
    Еврооблигации
    н/д
    0, 0
    0, 0
    0, 0
    3, 1
    15, 1
    Платежи по основному долгу
    н/д
    -4, 5
    -8, 1
    16, 4
    -8, 2
    -5, 9
    Внутреннее финансирование
    71, 6
    87, 9
    99, 7
    103, 6
    92, 7
    72, 8
    Центральный банк
    64, 5
    79, 9
    92, 4
    27, 7
    27, 0
    17, 5
    прямые кредиты
    61, 8
    75, 5
    80, 3
    0, 0
    0, 0
    0, 0
    покупка ценных бумаг плюс уменьшение ЧМР
    2, 6
    4, 4
    12, 1
    27, 7
    27, 0
    17, 5
    ГКО-ОФЗ
    0, 0
    0, 6
    11, 0
    53, 0
    60, 1
    52, 6
    Прочие источники
    7, 1
    7, 4
    -3, 7
    23, 0
    5, 6
    2, 7

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.