бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьПринцип разделения властей в Конституции РФ 1993г. - (курсовая)

Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993г. - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    Томский государственный университет
    Юридический факультет
    Кафедра государственного права
    Принцип разделения властей в
    Конституции РФ 1993г.
    Курсовая работа
    студента II курса
    Чёпина Эдуарда
    Станиславовича
    Научный руководитель:
    Т. А. Логунова
    Томск 2001
    ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.........................................................................................................................................................3 Глава 1. Возникновение и развитие теории разделения властей........................7 Глава 2. Разделение властей в парламентарных монархиях и респуб ликах..........................................................................................................................................13 Глава 3. Разделение властей в странах со смешанной формой правления (опыт французской

республики)...........................................................................19 Глава 4. Разделение властей в Российской Федерации.............................................35

Заключение................................................................................................................................................48 Литература................................................................................................................................................. 49

    ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема разделения властей затрагивает самые насущные и кровные интересы и потребности каждого гражданина нашей страны. Действительно, все мы заинтересованы в стабилизации политической жизни, в укреплении законности, в нормальной человеческой жизни. Нет никаких сомнений в том, что только государство, поставленное на службу человеку и следующее неуклонно этому курсу, может быть легитимным и пользоваться поддержкой широких масс. Вполне естественно возникает вопрос: как построить такое государство, как должен быть организован и на каких принципах должен функционировать государственный механизм? Сегодня, кажется, все признают, что легитимное государство должно быть демократическим, светским, социальным и правовым. Главная и высшая ценность этого государства— человек, его неотъемлемые права и свободы. Весь мировой опыт показывает и подтверждает, что там, где попрана свобода, где царствуют диктатура и произвол, неизбежны упадок общества и нравов, деградация экономики и ухудшение условий жизни, а в конечном итоге—крах режима и антинародной государственности. В истории нет ни одного примера, который бы свидетельствовал о том, что тоталитарный строй обеспечивает стабильное процветание, расцвет личности и общества, отправление власти в интересах народа.

Даже в тех случаях, когда диктатура утверждается под предлогом обеспечения прогресса, она оказывается не в состоянии выполнить свои собственные обещания и добиться их реализации. Не имеет при этом существенного значения сам предлог, во имя которого насаждается деспотическая власть. Результат всегда один. Диктатура подавляет человека и его способности. А моральная и творческая деградация личности— прямой путь к общенациональной катастрофе. Как же оградить эту свободу, предотвратить узурпацию власти и неизбежно следующие за нею произвол, расправы и репрессии? Каким путем можно оградить человека от подавления его всесильной машиной государства?

Один из способов решения этой вековой проблемы состоит в таком построении механизма государственной власти, который сам по себе препятствовал бы ее узурпации и использованию во вред человека. Для того, чтобы эта власть служила людям, она должна быть им подконтрольна. Управляемые должны сами и самостоятельно решать судьбу управляющих. Этому может служить и служит назначение властей самим народом посредством всеобщих выборов. Но для того, чтобы эти выборы были действенны, они должны быть свободны. Речь идет не просто о демократической процедуре голосования и определения результатов, что, конечно, само по себе тоже очень важно. Но еще важнее, чтобы был свободен тот, кто своим волеизъявлением решает судьбу власти.

Только подлинно свободная личность может сделать по-настоящему свободный и осознанный выбор. Вот почему каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования всеми основными правами и свободами. В свою очередь, государство обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными ему средствами. Чем выше степень реализации основных прав и свобод, тем в большей мере ограничивается возможность произвола со стороны государства и его органов.

Но ведь известно, что власть всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия. Найти для этого подходящий предлог не составляет особого труда. Значит, нужен дополнительный механизм ограждения свободы и сдерживания авторитарных поползновений со стороны власти. Именно такой механизм и предлагает концепция разделения властей.

Речь идет не о том, чтобы разделить единую власть между различными общественными силами или социальными группами. Назначение принципа разделения властей—исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа, который превратился бы в неограниченного и всесильного повелителя, издающего законы, обеспечивающего их исполнение и наказывающего за непослушание.

В предлагаемой работе делается попытка рассказать, что представляет собой концепция и конституционноправовой принцип разделения властей, каким образом этот принцип реализуется в практике различных государств мира. Работа ни в коей мере не имеет в виду рекомендацию какого-либо конкретного варианта разделения властей. Опыт каждого государства уникален. Но ведь для того, чтобы построить по возможности наиболее эффективный механизм в своей стране, необходимо знать, что уже накоплено в данной области в других государствах, каков этот строительный материал и какова та технология, которые уже используются в мировом опыте.

Твердо можно сказать только одно: принцип разделения властей не есть некая панацея или волшебная палочка, спасающая от всех бед. Его действенность зависит от многих исторических слагаемых. Но совершенно очевидно и подтверждено всем мировым опытом, что построение и функционирование демократического механизма власти без применения принципа разделения властей невозможны. При этом совсем не обязательно, чтобы данный принцип фигурировал в тексте основного закона. Например, в Конституции США он не назван. Главное, чтобы он существовал на практике, исключив концентрацию власти, ведущую к ее узурпации. Похоже, что эту истину сегодня осознают все основные политические силы России. Дело за малым— превратить принцип разделения властей в реальность. 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Помимо просто объективных исторических процессов, которые вели народы к реализации принципов демократического, правового государства, существовали также и теоретические учения о том, каким должно быть государство, как оно должно строиться и как управляться. Мыслители античности (Сократ, Аристотель, Полибий, Цицерон, Платон) пытались выявить связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той или иной эпохи. Они, исходя из современной им исторической действительности, рассуждали о необходимости разделения труда между отдельными сословиями рабовладельческого общества, говорили о существовании различных государственных органов, о их составе, задачах и функциях, отмечали важность разграничения их полномочий.

Так, например, по мнению Платона (427—347 гг. до н. э. ), основным принципом “идеального общества”, представляющего собой “единый и неделимый организм”, является разделение труда между различными сословиями: философами-правителями, воинами и работниками производительного труда (ремесленниками и земледельцами), каждое из которых должно действовать в строго отведенной ему сфере, не вмешиваясь в чужие дела, и обеспечивать тем самым общие потребности полиса как совместного поселения. Платон считал необходимым и справедливым, чтобы каждому гражданину в силу его способностей и подготовки было отведено какое-нибудь свое занятие и соответствующее этому положение в обществе. Там, где это достигается, государство сплачивает разнообразные и даже разнородные части в единое и гармоническое целое. “Мы установили, — отмечает Платон, —что каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен”.

Более отчетливо и последовательно, чем Платон, говорил о разделении властей Аристотель (384—322 гг. до н. э. ).

Многообразие форм политического устройства объяснялось Аристотелем тем, что государство есть сложное целое, единство во множестве, состоящее из специфически различных, неподобных частей. Во-первых, это“законосовещательный”орган (народное собрание), в осуществлении функций которого должны принимать участие все свободные граждане. Второй элемент—административный, или правительственный, в лице магистратуры, наделенной полномочием повелевать. И, в-третьих, это судебные органы, которые вершат правосудие.

Основополагающим элементом в государстве, по мнению Аристотеля, должен быть орган“законосовещательный”. Закон должен властвовать над всем, подчеркивал он. Отсюда следует, что орган правительственный (т. е. управление) должен быть подзаконным. Никакой декрет, изданный магистратами (правителями), не может иметь общего характера и должен лишь детализировать вопросы, урегулированные законом. Непременным условием организации судебных органов Аристотель считал избрание судей из среды всех граждан и строгое определение отдельных видов суда в зависимости от характера разбираемых дел.

В каждом государстве есть три части населения. Это очень богатые, очень бедные и те, кто“стоит посредине между теми и другими... .. Умеренность и середина — наилучшее”. Доводы разума оказываются неприемлемы для сверхсильных, сверхбогатых и т. п. , а равно и для сверхбедных, сверхуниженных. Поэтому устойчивым может быть лишь то государство, где доминируют средние граждане, ибо они гораздо меньше подвержены распрям. Даже сама возможность демократического строя и его устойчивость зависят от места, занимаемого средними гражданами. “Демократии.... пользуются большей в сравнении с олигархиями безопасностью; существование их более долговечно благодаря наличию в них средних граждан (их больше, и они более причастны к почетным правам в демократиях, нежели в олигархиях). Но когда за отсутствием средних граждан неимущие подавляют своей многочисленностью, государство оказывается в злополучном состоянии и быстро идет к гибели”. Слова, написанные почти две тысячи триста лет тому назад, звучат весьма актуально.

Аристотель, конечно, еще весьма далек от принципа разделения властей в том виде, как мы его знаем сегодня. Однако его рассуждения о сдерживающих и стабилизирующих элементах, об опасности господства крайностей оказали несомненное влияние на последующих мыслителей.

Значительное развитие теория разделения властей получила в средние века. Особо выделяются взгляды на государство и право английского философа материалиста Дж. Локка (1632-1704) и французского философа, просветителя Ш. Монтескье (1689-1755).

Локк в своих взглядах во многом придерживался позиции Гоббса, сторонника теории общественного договора. Однако, выражая симпатии монархии, Дж. Локк считает, что она все же должна быть ограничена народным представительством и четко определена законом, обязательным для всех, в том числе и для монарха. Главная угроза свободы, считает Дж. Локк , состоит в неразделенности власти, в ее сосредоточении в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению.

“Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать мерам правительства”, —констатирует Дж. Локк. Он пишет также о том, что власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены. Приоритет остается за законодательной властью в механизме разделения властей. Она верховна в стране, но не абсолютна. Остальные власти занимают по отношению к ней подчиненное положение, однако они не пассивны по отношению к ней и оказывают на нее активное воздействие.

Развил до современного понимания теорию разделения властей французский мыслитель Ш. -Л. Монтескье. Еще в 1721 году в своих“Персидских письмах”он в сатирической форме осуждал неограниченную монархию во Франции и писал о необходимости ее ограничения. В 1748 году Ш. -Л. Монтескье публикует свой знаменитый труд“О духе законов”(работа над которым шла около 20 лет), в котором помимо критики абсолютизма он противопоставляет ему республиканское государственное устройство с разделением властей.

Он делит власть на три ветви: законодательная, исполнительная, судебная. Особое значение Ш. Монтескье придает системе взаимных сдержек и противовесов властей: “Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга”. Монтескье считает недопустимым объединение хотя бы двух ветвей власти в одни руках (Дж. Локк считал, что в обязательном порядке отделена должна быть только законодательная власть). “Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их”. Но Монтескье одновременно констатирует, что в большинстве современных ему европейских государств монарх обладает двумя первыми властями. Как же должно быть? Идеал он видит в британской конституционной монархии, где эти власти на практике отделены, что и обеспечивает сохранение свободы. Если, однако, соединение двух первых властей—это еще лишь потенциальная угроза тирании, то соединение их с судебной неизбежно ведет к гибельным последствиям. “Не будет свободы.... , если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем”. Если же произойдет соединение трех ветвей власти, то, как считает Монтескье, неизбежны установление жесточайшего деспотизма и полная гибель свободы. Доктрина, созданная Ш. Монтескье, не ограничивается вычленением трех ветвей власти и показом опасности их соединения в руках одного лица или органа. Не менее важна и другая сторона этой доктрины—рассуждение о том, не приведут ли расчленение властей и их взаимная сбалансированность к параличу власти, к безвластию, при которых также неизбежны разрушение государства и гибель свободы. Предотвратить подобное развитие событий могут, по Монтескье, согласованность и взаимодействие властей. Конкретные рецепты организации власти, предлагаемые Ш. Монтескье, ограничены доступными ему знаниями и представлениями. Многие из них сегодня не могут быть восприняты иначе как анахронизм, как нечто устаревшее. Но положение о том, что плохо организованная и плохо осуществляемая власть не менее опасна, чем ее отсутствие, остается весьма актуальным и в наши дни.

2. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В ПАРЛАМЕНТАРНЫХ МОНАРХИЯХ И РЕСПУБЛИКАХ Все современные демократические теории государства и права признают народ единственным носителем и источником власти. Власть народ осуществляет как непосредственно (референдум, народная законодательная инициатива), так и через своих представителей. Таким органом народного представительства, которому доверяется решение самых важных государственных дел и установление законов государства, является парламент.

Во всех парламентарных республиках и монархиях главными институтами, образующими конституционный механизм власти, являются: глава государства, парламент, правительство, высшие судебные органы. Они представляют определенную ветвь власти и обладают необходимой предметной компетенцией. Вполне естественно, что орган законодательной власти осуществляет полномочия, связанные с разработкой и принятием законов. Правительство управляет государственными делами и обеспечивает исполнение законов. Суд осуществляет правоприменительную деятельность. На него возложена защита прав и интересов каждого человека от любых преступных посягательств. Его главное назначение— быть стражем личной свободы. На практике реальная схема разделения властей, механизм реализации этого принципа выглядит намного сложнее. Связанно это с тем, что в данной группе стран, в отличии от президентских республик, разделение властей проводится не столь жестко. Взаимопереплетение функций и компетенций законодательной и исполнительной власти иногда столь значительно, что позволяет порой усомниться в реальности осуществления этого принципа. Все это дает право на точку зрения, что в действительности разделение властей в парламентских странах отсутствует. Посмотрим, как обстоит дело на практике.

Во всех странах с парламентской формой правления имеется, как правило, единоличный глава государства— монарх или президент. Его положение обычно описывается формулой: “Царствует, но не управляет”. Глава государства формально наделен широкими полномочиями, но на деле не имеет почти никакой власти. Его полномочия осуществляют другие государственные органы, в основном правительство. Однако глава государства пользуется большим авторитетом. Вот почему говорят что в этих странах глава государства обладает не властью, а влиянием.

Порядок замещения главы государства различен в монархиях и республиках. Монарх занимает свой пост пожизненно.

В парламентарных республиках главой государства является президент. Он высшее должностное лицо государства и верховный представитель страны. Он избирается на определенный срок (Правда известны случаи пожизненного избрания президента). В отличие от президентских республик и стран со смешанной формой правления в парламентарных странах президент избирается, как правило, не населением непосредственно (хотя есть и исключение, например, Австрия, Ирландия, Португалия), а коллегией выборщиков, состоящей преимущественно из парламентариев.

Конституционные акты содержат обычно весьма широкий перечень полномочий, принадлежащих главе государства. Так, согласно Конституции Испании, король является и законодателем, и руководителем исполнительной власти, и главой администрации и вооруженных сил. Но в действительности король Испании ни одно из этих полномочий не осуществляет самостоятельно. Монарх—политически не ответственное лицо. Его акты не имеют никакой законной силы, если не скреплены подписью главы правительства или, в зависимости от конкретного решаемого вопроса, иного высшего должностного лица. (Это так называемый институт контрасигнатуры. )

Глава государства в парламентских монархиях и республиках, действительно пользуется не властью, а влиянием. Тем не менее, это влияние порой столь значительно, что может воздействовать на процесс формирования ведущих государственных институтов. А это в свою очередь, сказывается на механизме реализации принципа разделения властей.

Носителем законодательной власти в рассматриваемых странах является парламент. Его положение в системе государственных органов определяется тем, что он является высшим представительным органом. Большинство парламентов имеют двухпалатную структуру. Порядок формирования палат в разных странах различен. Нижняя палата состоит всегда из депутатов, избираемых путем свободного, тайного, всеобщего, равного избирательного права. Верхняя палата формируется по другим принципам. Так в федерациях это представители субъектов федерации, а в Англии, например, верхнюю палату представляют пэры и духовная верхушка, что является пережитком сословно-представительной монархии.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.