бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьПравовое регулирование оценочной деятельности - (реферат)

p>обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников. 3. О всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщает старшему судебному приставу и председателю соответствующего суда, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомляет прокурора.

4. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не должно создавать угрозу жизни и здоровью присутствующих в суде лиц. Превышение полномочий при применении указанных силы, средств и оружия влечет ответственность, установленную законом.

Статья 19. Ответственность судебных приставов, надзор и контроль за их деятельностью

1. Действия судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд.

2. Судебный пристав несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом "0 прокуратуре Российской Федерации" осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Комментарий к Федеральному закону “О судебных приставах”ограничивается обзорной статьёй, анализирующей его содержание, место в системе других источников исполнительного законодательства, понятие и полномочия службы судебных–приставов. Дать более детальный комментарий пока не представляется возможным по целому ряду причин.

Во –первых, в полноценном и завершённом виде служба судебных приставов ещё не создана.

Во – вторых, нет достаточно объёмной и результативной практики его применения. Появления института судебных приставов –это в определённой степени возврат к той российской юридической традиции, которая существовала до событий 1917 года; в какой–то мере возрождение известного института судебных приставов, существовавшего в дореволюционной России. По характеристики видного русского юриста той эпохи–профессора Е. В. Васьковского, судебные приставы являлись органами судебной полиции [1 См. Васьковский Е. В. Курс гражданского процесса. М. , 1913. Т. 1. С. 266. ]. Согласно Учреждению судебных установлений, принятому в период судебной реформы при императоре Александре I I, компетенция судебных приставов включала следующие полномочия: исполнение судебных решений и определений, доставка сторонам повесток и бумаг по находящимся в производстве делам, исполнение иных поручений судов, в том числе распоряжений председательствующего в судебном заседании. Законодательство Российской империи устанавливало ряд квалификационных требований к лицам, желающим занять должность судебного пристава. Кроме того, кандидата должность судебного пристава сначала исполнял свои обязанности в течение одного года, а затем, при условии надлежащего их исполнения, утверждался в должности. При этом требовалось внесение кандидатом денежного залога для обеспечения возмещения убытков, которые могли быть им причинены. Судебные приставы имели право избирать из своего состава совет в составе старшины и нескольких членов, без определения сроков их полномочий, и через эти советы могли ходатайствовать о разрешении образовать им товарищества с круговой порукой друг за друга. Тем самым приставы принимали на себя ответственность за все убытки, которые могли быть причинены их действиями.

Причины возрождения института судебных приставов в основном заключается в следующем.

Во –первых, в условиях построения системы государственной власти, основанной на принципе разделения властей, полномочия по организационному обеспечению принудительного исполнения должны осуществляться органами исполнительной власти. Суды же реализуют свои полномочия в сфере исполнительного производства путём разрешения споров и решения иных вопросов, отнесённых к их подведомственности.

Во –вторых, - это обеспечение безопасности судов и судей, порядка в судебном заседании. Усложнение рассматриваемых судами дел, значительные экономические и политические интересы, нередко стоящие за тем или иным делом, давление на суд и судей, в том числе в формах, угрожающих жизни и здоровью самих судей, их близких, а также имуществу повлекли необходимость усиления форм и средств защиты, поскольку обеспечение безопасности судов и судей силами других, как принято сейчас говорить, -“силовых ведомств”, оказалось недостаточно результативным. Известны многочисленные случаи угрозы и насилия в отношении судей, в том числе со смертельным исходом. В –третьих, - обеспечение принудительного исполнения решений судов и других исполнительных документов. Сложилась нетерпимая ситуация, когда решения судов не исполняются годами, а всё это дискредитирует идею правосудия. Следует иметь также в виду, что ещё до принятия Федерального закона“О судебных приставах” в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. “О Конституционном Суде Российской Федерации [2 СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447. ]”поддержание порядка в заседании Конституционного Суда РФ было возложено на судебных приставов, требования которых обязательны для всех присутствующих. Комментируемый закон состоит из 25 статей и 6 глав по содержанию и структуре он сходен с другими федеральными законам, посвящёнными правовому регулированию федеральных органов налоговой полиции, государственной налоговой полиции, государственной налоговой инспекции и других федеральных государственных служащих.

В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судей), и судебных приставов– исполнителей, исполняющих судебные акты других органов. Закон предусматривает определённые возрастные и квалификационные требования к судебным приставам. Судебным приставом может быть гражданин России, достигший 20–летнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или профессиональное образование, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Старший судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование. Кроме того, приставом не может быть лицо, имеющее судимость.

Судебные приставы должны проходить специальную профессиональную подготовку, в том числе с целью хранения и ношения огнестрельного оружия и специальных средств. Согласно ст. 4 закона судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют значки различия и эмблему, образцы которых утверждаются Министром юстиции РФ. С этой целью приказом Министра юстиции РФ от 16 сентября 1998г. № 125 утверждены описание образцов формы одежды сотрудников службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, имеющих классные чины, а также знаков различия, эмблем и шитья на форменной одежде. Таким образом, статус судебных приставов достаточно существен, они осуществляют функции силового характера, имеют право применять специальные средства и оружие. При этом следует иметь в виду, что судебные приставы–исполнители не применяют оружие и специальных средств, а для этих целей вызывать судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Необходимо также подчеркнуть, что служба судебных приставов носит, если можно так выразится, вертикальный характер. Возглавляет её Главный судебный пристав России, являющийся одновременно заместителем Министра юстиций РФ. На региональном уровне создаются службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, возглавляемые Главными судебными приставами субъектов РФ, а на местах– районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно –территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов. Эти подразделения на местах и занимаются непосредственной работой по обеспечению деятельности судов и исполнению исполнительных документов, а возглавляют их старшие судебные приставы. Тем самым должна обеспечиваться независимость судебных приставов–исполнителей от воздействия на местах при обеспечении принудительного исполнения исполнительных документов, а также реализации других полномочий системы принудительного исполнения.

Кроме того, вертикальный характер построения системы принудительного исполнения объясняется характером судебной системы, которая в основном носит в Российской Федерации федеральный характер, поскольку регулируется и финансируется на уровне РФ. Ведь основной объём исполнительных документов исходит от судов. Функции Министерства юстиции РФ в части организации работы службы судебных приставов существенно детализированы. Специальная (вторая) глава закона посвящена вопросам осуществления полномочий органов юстиции по организации деятельности службы судебных приставов.

Дополнительно можно отметить то, что с целью развития и совершенствования системы исполнительного производства, выработки мер по соблюдению законности и интересов участников данной сферы общественных отношений Министерством юстиции РФ создан Экспертный совет службы судебных приставов [3Положение об Экспертном совете службы судебных приставов Министерства юстиции РФ утверждено распоряжение Министра юстиции РФ от15 апреля 1998 г. №50. ], являющийся консультативным органом, решения которого носят рекомендательный характер. К его целям относится разработка рекомендаций при определении стратегии развития системы исполнительного производства, проектов нормативных актов, создание положительного общественного резонанса вокруг деятельности службы судебных приставов и решения целого ряда других задач. С учётом вертикального характера судебных приставов приказом Министерства юстиции РФ от 17 сентября 1998 г. №127 утверждено Положение о постоянно действующей специальной комиссии по реализации особо важных исполнительных производств. Основными задачами специальной комиссии является в соответствии с указанным Положением оперативное решение вопросов по осуществлению исполнительных производств, имеющих особое значение для экономики России, своевременное выполнение решений правительственных органов, взаимосвязанных с системой исполнительного производства, и решение целого ряда других задач. Исходя из указанного Положения, главная цель создания данной комиссии необходимость контроля за исполнением исполнительных документов в отношении определённого должников, например при обращении взыскания на имущество крупного акционерного общества либо банка, имеющих значительную филиальную сеть на территории России, а также защита интересов государства как взыскателя. Продолжая характеристику новелл системы исполнения, отметим, что изменения произошли не только в названии и уточнении подчинённости данной системы. В соответствии с новым законом существующая система судебных исполнителей преобразована в службу судебных приставов–исполнителей. Следует отметить существенное расширение полномочий судебных приставов–исполнителей по сравнению с полномочиями судебных исполнителей. Если судебные исполнители значительное число вопросов не могли решать самостоятельно, на соответствующие действия требовалась санкция судьи или суда, то судебные приставы–исполнители вправе самостоятельно решать большинство вопросов исполнительного производства. Лишь на отдельные их действия необходима санкция старшего судебного пристава либо суда общей юрисдикции ил арбитражного суда– в зависимости от характера исполнительного документа. В соответствии со ст. 12 Федерального закона “О судебных приставах” обязанности и права судебных приставов –исполнителей в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов определены следующим образом. Судебный пристав –исполнитель должен принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; обязан взять самоотвод, если заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Судебный пристав –исполнитель имеет право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов в отношении работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; давть гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещения, хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемые другими лицами или принадлежащих им; арестовывать, изымать, передавать на хранения и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, в соответствии с законом изъятого из оборота; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника–помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозок имущества с отнесение расходов за счёт должника; в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребёнка; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве, и совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом“Об исполнительном производстве”. В Федеральном законе “О судебных приставах”в общем плане отражена необходимость взаимодействия системы органов исполнения с другими федеральными органами исполнительной власти. Такое сотрудничество должно быть достаточно тесным, поскольку и те и другие в конечном счёте различные звенья государства и призваны обеспечивать правопорядок и стабильность правовых отношений на территории страны.

С целью обеспечения заинтересованности судебных приставов предусматриваются определённые гарантии их правовой и социальной защиты. Такого рода меры содержаться одновременно в обоих Федеральных законах -“О судебных приставах” и “Об исполнительном производстве”. Так, в соответствии с Федеральным законом “О судебных приставах”данная служба находится на федеральном бюджете, установлены меры материального обеспечения и социальной защиты судебных приставов, в том числе обязательное государственное страхование их жизни и здоровья. В основном этот закон содержит примерный традиционный набор мер социальной и иной защиты государственных служащих, аналогичный мерам, предусмотренным, например, для сотрудников налоговой полиции, таможенных органов, правда более“скупом” и урезанном виде. Одновременно в Законе “Об исполнительном производстве” предусмотрено вознаграждение судебному приставу –исполнителю за успешные исполнительные действия. В частности, судебный пристав–исполнитель, обеспечивший реальное с своевременное исполнение исполнительного документа, получает вознаграждение в размере 5% от взысканной им суммы или стоимости имущества, но не более 10 минимальных размеров оплаты труда, а по исполнительному документу неимущественного характера–5 минимальных размеров оплаты труда. В случае частичного исполнения исполнительного документа по не зависящим от судебного пристава–исполнителя причинам вознаграждение исчисляется пропорционально взысканной сумме. Данная сумма вознаграждения выплачивается судебному приставу–исполнителю из внебюджетного фонда развития исполнительного производства. Таким образом, реализация указанных законов части создания системы судебных приставов потребует достаточно больших средств. Поэтому предусмотрено постепенное создание системы судебных приставов.

Министерству юстиции РФ в течение 1997 –1999 гг. поручено создать службу судебных приставов, обеспечив с 1 января 1998 г. начало функционирования департамента судебных приставов Министерства юстиции РФ, службы судебных приставов Управления военных судов, служб судебных приставов Управления военных судов, служб судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, а также подразделение судебных приставов в составе судебных приставов–исполнителей из действующих судебных исполнителей, прошедших аттестацию на право занятия должности судебного пристава– исполнителя.

Только с 1 января 1999 г. должны быть созданы подразделения судебных приставов в полном составе. Завершение этой работы и создание данной службы в полном объёме должно состояться к 1 января 2000 г. Однако поскольку данная система в общем–то должна быть для федерального бюджета самоокупаема (в части деятельности судебных приставов - исполнителей), можно надеяться на её скорое преобразование на новых началах. Вместе с тем последние меры по экономии средств федерального бюджета коснулись и службы судебных приставов, в отношении которой также было принято решение о сокращение штатов. Такое решение в высшей степени нелогично, поскольку система принудительного исполнения вполне способна к самоокупаемости и, наоборот, в определённой части, за её счёт отчислений от сумм исполнительного сбора, помогает формированию федерального бюджета, защищает интересы государства как взыскателя.

В конечном счёт, итогом реализации данного закона должно стать создание новой полноценной и работающей“силой” структуры, обеспечивающей законными средствами уверенности в реальности исполнения судебных и иных актов, в целом – стабильность прав и исполнение обязанностей в обществе.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.