бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьПравовое государство - (курсовая)

p>Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей Конституции. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Она носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего в конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Верховенство законаозначает, что государство и личность в своих действиях прежде всего должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон. Защита прав и свобод человека —это прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права—невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство. В правовом государстве внутреннее законодательство должно соответствовать общепринятому международному, однако это не служит с хорошей стороны пропаганде идей правового государства, поскольку с помощью приведения законодательства к мировым стандартам, мы тем самым стираем наше собственное, неповторимое лицо государства, превращаемся в одно из мелких европейских государств, разрабатывающих эти стандарты. Только тогда, когда в них будут учтены все национальные особенности всех государств мира, только тогда можно приводить свое законодательство в соответствие стандартам, и то только некоторым их частям

В основе правового государства должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство - лишь форма гражданского общества. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках, включая исполнительную власть. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.

Демократическое государство-это такое государство, в котором обеспечиваются политические права и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти (непосредственно и через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское сознание в обществе. В демократическом государстве обеспечиваются возможности в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит свое отражение в в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, свободе прессы и т. д.

В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность. Правовое государство также предполагает правовую устойчивость Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером.

У понятия “демократия” множество определений. Одно из них принадлежит американскому президенту Аврааму Линкольну (1809-1865): демократия - это “правление народа, избранное народом и для народа”. Чаще всего демократию понимают и объясняют как “власть народа” или “народовластие” (греч. demos-народ + cratos - власть). Словарное определение: это политический режим при котором установлены и осуществляются на практике народовластие, закрепленные в законах свободы и равноправие граждан.

Впервые термин “демократия” встречается у греческого историка Геродота. В историю общественной мысли и политическую науку это понятие долгое время входило преимущественно в том понимании, которое было дано ему древнегреческим мыслителем Аристотелем. Он, в частности, предложил различать формы государственного устройства по двум признакам : 1)по тому в чьих руках находится власть, и 2)как эта власть используется- “правильно” или “неправильно”. В монархии власть принадлежит одному человеку - монарху, государю; в аристократии власть находится в руках немногих - “лучших”; в политии управляют все или большинство граждан. Таковы, по Аристотелю, “правильные” формы государства. В них власть используется на благо всех граждан, в интересах общества в целом. “Неправильные” формы государства- те, при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе сограждан. К “неправильным” формам относятся: “тирания монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархия блюдет выгоды состоятельных граждан; демократия- выгоды неимущих”. В дальнейшем понятие демократии было отнесено к “правильной” форме государства- политии, а за “неправильной формой правления утвердилось понятие охлократии, что означает “власть толпы”, черни, не сдерживаемой никакими законами.

Демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое представление о демократии сложилось вплоть до конца 19в. , до времен Великой французской революции. В новоевропейской политической мысли понятие демократии было перенесено с форм на принципы политического устройства.

Формально- юридическими принципами демократического государства являются следующие:

    1) признание народа высшим источником власти;
    2) выборность основных органов государства;

3) равноправие граждан (прежде всего равенство избирательных прав); 4) подчинение меньшинства большинству при принятии решений. На практике демократия не является властью народа. Народ нигде не правит. Управляют правительства, правительственные чиновники, бюрократы. Известный французский государственный деятель, историк и литератор Алексис де Токвиль еще в 1835 году подметил, что недостатки и слабости демократического правления, легко видны, они доказываются очевидными фактами (сложность принятия решений, длительные обсуждения того или иного вопроса и т. д. ), тогда как его благотворное влияние проявляется незаметным, скрытым образом. Недостатки его поражают с первого же раза, а его хорошие качества узнаются только с течением времени. Однако при всех своих недостатках настоящая демократия оставляет возможность сменить то правительство, которое не умеет управлять на благо всего народа.

Первой исторической формой демократии была античная демократия. Она достигла классических форм в Древних Афинах, городе-государстве. Время наибольшего могущества Афин и высшая точка развития демократии приходятся на эпоху Перикла. В век Перикла (5в. до н. э. ) институты афинской демократии отличала наибольшая завершенность. Верховная власть в Афинах принадлежала регулярно созывающемуся народному собранию. Оно решало все вопросы, относившиеся к внутренней и внешней политике государства: выбирало должностных лиц определяло размер налогов и порядок расходования государственных средств. Право участия в народном собрании имел каждый гражданин, достигший двадцатилетнего возраста, поэтому афинская демократия называется “прямой демократией”.

Наряду с народным собранием существовал избиравшийся на демократических началахсовет пятисот. Это был исполнительный орган, занимавшийся вопросами текущего управления. Третьим важнейшим демократическим органом государственного строя Афин был народный суд(гелиэя). Аристотель изучавший политическое устройство греческих городов государств, видел в учреждении народного суда решающий шаг к установлению демократии в Афинах.

В античном обществе гражданскими правами пользовались немногие, равенство прав и обязанностей признавалось только внутри сообщества граждан. Велика была степень контроля общества над частной жизнью индивида . Территория города государства не должна была расширяться, иначе невозможным стало бы личное участие каждого гражданина в народном собрании. Значит и число полноправных граждан не должно увеличиваться свыше некоторого предела. Принципы и институты Афинской демократии оказались неприемлемыми в условиях появления государственных образований, распространявших свою власть на обширные территории. И все же многие символы современной демократии пришли в новую историю из Афин. Понятия верховного закона, равенство граждан перед законом, равенство политических прав стали неотъемлемой частью демократической традиции.

На Руси имела место прямая демократия. Причем народовластие зародилось раньше княжеского правления. Славянский народ, хотя и покорился князьям, но сохранил некоторые вольности и в делах и опасностях государственных сходился на общий совет. Вцелом на Руси вечевые собрания собирались нерегулярно, по надобности - в одну неделю могло быть несколько вечевых собраний, а иногда и целый год ни одного. Собирались чаще в случаях экстраординарных: военные неудачи, вторжение противника, недовольство деятельностью властей. Остальные вопросы, как правило, решались князем с думцами, которыми выступали “чиновники воинские и гражданские, дружина, а также градские старейшины, которые летами, разумом и честью заслужив доверенность могли быть судиями в делах народных”. Классической своей формы вечевое правление достигло в Новгороде и Пскове. Вече в этих городах имело законодательные функции- признание князей; вело административную деятельность, избирая посадников, тысяцких, архиепископов, назначая воевод, принимая решения о строительстве городов; осуществляло судебные функции, рассматривая жалобы, составляя грамоты об удовлетворении долговых требований и т. д.

Со временем прямая демократия все реже использовалась как форма правления. На смену ей пришла представительная демократия в тех странах, которые сумели избежать диктаторской формы правления.

Представительная демократия это такая форма правления, когда граждане избирают официальных лиц для принятия политических решений. То есть, ответственность принятия решений мы передаем избранным нами гражданам, наделяя их при этом соответствующими полномочиями. Для того чтобы правительства могли принимать решения, должны существовать определенные правила, которыми они руководствуются, т. е. Конституция- основной закон государства, который устанавлмвает государственное устройство, структуру власти, а также правила принятия решений. Большинство современных государств имеет Конституции. Конституции принимаются на длительный срок и редко изменяются, чаще всего в результате войн, революций или резких изменений политического курса страны.

Важной характеристикой демократического режима является также то, как происходит передача власти от одного лица к другому. В монархии власть обычно передается по наследству или в результате дворцового заговора какому-то другому лицу. В Латинской Америке сегодня во многих странах обычной формой передачи власти является путч. В демократическом обществе власть переходит мирным путем, благодаря демократическим выборам.

Современная демократия это представительство интересов, а не сословий. Как участники политической жизни, все граждане в демократическом государстве равны. С точки зрения договорной теории происхождения государства равенство политических и гражданских прав объясняется тем, что каждый из вступивших в договор индивидов считал других его участников равными себе, и только на таких условиях мог быть заключен договор, признаваемый всеми.

Равенство это двоякого рода равенство перед законом и равенство политических прав. Равенство политических прав предполагает, что каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным; на всех в равной мере распространяются свобода слова, печати, собраний, митингов и другие права закрепляемые законом. В демократических государствах действует принцип конституционализма, согласно которому конституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем правовым нормам. Для того чтобы этот принцип осуществлялся на практике, создан институт конституционного надзора. В европейских странах конституционный надзор может осуществлять специально создаваемый Конституционный суд; в США, Канаде и некоторых других странах вопрос о соответствии правовой нормы конституции вправе поставить любой суд, а окончательное решение по этому вопросу выносит высшая судебная инстанция страны.

Занимающая важнейшее место в договорной теории происхождения государства идея народного суверенитета в либеральной демократии нашла воплощение в таких принципах, как парламентаризм и выборность, сменяемость органов власти, их ответственность перед обществом, перед избирателями.

Понятие “парламентаризм” применяется к системе государственного устройства, при которой парламент занимает центральное место в политическом управлении и только он имеет право принимать законы. На парламентских выборах, на выборах в центральные и местные органы власти избиратели голосуют за кандидатов, выдвигаемых политическими партиями. В современном обществе партии стали неотъемлемой частью демократической политической системы. Между тем возникновение партий не отвечало представлениям большинства сторонников теории естественного права и общественного договора о политическом строе демократии. Они полагали, что цель разумно устроенного общества состоит в достижении наибольшего блага для наибольшего числа граждан и потому противоречия между интересами общества и отдельного человека или социальной группы не существует, а значит, и нет основы для возникновения нескольких партий. Исторический опыт показал, что в демократическом обществе различие социальных интересов сохраняется, потому-то политическая практика демократических стран и создала механизм выявления, защиты и согласования интересов основных социальных групп, центральным звеном которого стали политические партии.

Партии возникают в связи с необходимостью вести избирательную борьбу в условиях быстрого увеличения чис

ла граждан, получающих право голоса, и установления практики регулярного проведения выборов. Свою роль организатора избирательного процесса партии сохранили и до настоящего времени. Наряду с этим постепенно определилась и их основная в демократическом обществе роль инструмента связи гражданского общества и государства.

Согласно законам и политической традиции в демократическом обществе, партии должны бороться за власть и за политическое влияние легальными парламентскими методами.

Права и свободы, признаваемые в настоящее время демократическими государствами, условно можно подразделить на три основные группы: социально-экономические права и свободы, определяющие отношения индивидов внутри гражданского общества, политические права и свободы, признаваемые за индивидом как членом политической общности, и личные права и свободы, которые предоставляются каждому человеку как физическому лицу.

Личные права и свободы защищают индивида от произвола со стороны государственных органов и со стороны частных лиц. К группе личных прав и свобод относятся права человека на жизнь, свободу и неприкосновенность личности, на сопротивление насилию. В демократическом обществе никто не должен подвергаться обыску, аресту без решения суда или санкции прокурора, всем обвиняемым должно быть обеспечено право на справедливый суд. Государство не должно иметь право лишать человека гражданства, высылать за пределы страны или запрещать въезд. Политические права и свободы, которыми наделяются граждане демократических государств, предоставляют им возможность избирать и быть избранными, свободно выражать свое мнение, создавать политические партии, проводить митинги, собрания, демонстрации. Государство признает свободу совести граждан, и их право исповедовать любую религию. Вместе с тем, законом предусмотрены и ограничения цель которых создать правовой барьер, препятствующий превращению свободы во вседозволенность. В группу социально-экономических прав и свобод входят право на заключение коллективных договоров, право трудящихся на участие в управлении предприятием, право на труд, отдых, на забастовку, страхование, на образование, медицинское обслуживание, право на жилище. Смысл социально экономических прав и свобод состоит в том, чтобы экономически активное население страны имело гарантии устойчивости своего положения, было защищено от последствий безработицы, болезни, потери трудоспособности. Подобная политика не в последнюю очередь обеспечивает стабильность современных западных демократий.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.