бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьПРОБЛЕМЫ ЗАКОННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - (диплом)

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
    имени П. А. Столыпина
    Факультет юриспруденции
    Программа высшего профессионального образования
    по специальности 021100 “ЮРИСПРУДЕНЦИЯ”
    Специализация “ правовое регулирование деятельности
    органов власти”
    Кафедра
    теории права
    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
    на тему
    “ПРОБЛЕМЫ ЗАКОННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”
    Автор работы:
    Студентка очной формы обучения
    Вяльшина А. Т.
    _____________________________
    Научный руководитель работы:
    кандидат юридических наук,
    профессор кафедры теории права
    Цыбулевская О. И.
    _____________________________
    Заведующая кафедрой:
    теории права
    кандидат юридических наук,
    профессор кафедры теории права
    Цыбулевская О. И.
    _____________________________
    Саратов
    2002
    Содержание.
    Введение. ……………………………………………………………………. 3
    Глава 1. Грани законности.
    § 1. Законность: содержание, признаки…………………………………….... 7
    § 2. Принципы законности………………………………………………….... 13
    § 3. Гарантии законности и их виды……………………………………….... 20

Глава 2. Проблемы реализации законности в Российской Федерации. § 1. Причины нарушения законности в РФ…………………………………29

§ 2. Трудности реализации российского законодательства………………...37

Глава 3. Проблема формирования единого правового пространства Российской Федерации.

Исключение коллизий – важнейшая задача современности…………. 42 Юридическая экспертиза, как средство обеспечения законности. …...52 Укрепление законности в сфере государственного управления…….... 60

Заключение…………………………………………………………………...68Библиографический список………………………………………………...70 Приложение…………………………………………………………………...75

    ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время учёными весьма активно обсуждается проблема формирования гражданского общества и правового государства. Но в условиях системного кризиса переживаемого нашей страной, все эти рассуждения останутся благими пожеланиями без надлежащего уровня законности и правопорядка. Их укрепление–один из путей преодоления правового беспредела и нигилизма, которые стали неотъемлемыми спутниками повседневной действительности.

Законность –атрибут существования и развития демократически организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, образования и функционирования гражданского общества (в том числе его важнейшего элемента–рынка), осуществления демократии, научно обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата. Законность обязательна для всех элементов государственного механизма, гражданского общества и для всех граждан.

Проблемы обеспечения и укрепления законности всегда были в центре внимания государства и общества. Данная проблематика глубоко исследовалась советскими и исследуется сейчас российскими учёными- юристами (С. С. Алексеев, В. К. Бабаев, М. И. Байтин и другие).

Многие выводы, сформулированные советскими учёными –юристами, такими как Н. Г, Александров, В. В. Борисов, М. С. Строгович, не утратили значения и в настоящее время (о понятии и сущности законности, о структуре законности, о её требованиях, о месте законности в системе правовых категорий и др. ). В советский период государство вмешивалось почти во все сферы человеческой жизни гражданина, личности, причём оно обеспечивало себе эту возможность изданием и применением соответствующих законов. Поэтому объективной задачей было теоретическое изучение того, как законы и их исполнение работали на тотальное огосударствление личной жизни, общественной деятельности каждой личности; защищали органы государства, должностных лиц от угроз поставить их под контроль общества, граждан; и, наконец, как законы и их исполнение обеспечивали безопасность личности, а также дарованную в ограниченных размерах этой личности свободу. По существу всё это охватывалось понятием“социалистическая законность”. [1Теория государства и права / Под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. О. Эбзеева. М. , 2000. С. 222]

В период становления демократического правового государства, требуется иной подход к проблемам законности: законность не делится на буржуазную или социалистическую - законность либо есть, либо её нет; в Российском государстве утверждаются идеалы, принципы, концепции правового государства - соблюдение общепризнанных демократических прав и свобод граждан и реальность их судебной защиты; господства права в обществе разделение властей и тд. В настоящее время, проблемы законности приобретают особую актуальность, поскольку для реально складывающейся ситуации в стране характерны такие негативные явления как девальвация роли закона, бездействие общеправовых принципов и норм, конкуренция источников права, противоречия между различными нормативными актами, наличие множества нормативно установленных федеральными, региональными и местными властями особых прав–привилегий, специальных правовых режимов разного рода правовых исключений и льгот в пользу отдельных лиц, групп, профессий, сфер деятельности, социальных слоёв, территорий и тд.

Российская Конституция2 [2Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. ]указывает на законность в ряде статей. Российская Федерация рассматривается Конституцией как демократическое федеративное правовое государство (ст. 1). Согласно ст. 4 Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15). Обеспечение законности и правопорядка согласно ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Концепция права и правовой законности, содержащаяся в Конституции, является её несомненным достоинством. Вместе с тем многие положения Конституции носят пока декларативный характер. Существует большой разрыв между соответствующими конституционными нормами и фактически складывающейся действительностью. Строительство нового федеративного государства в России, сопровождаемое “парадом суверенитетов” субъектов Федерации и “войной законов”, ещё далеко от своего надлежащего завершения, от прочного утверждения единой суверенной государственной власти в Российской Федерации, единой системы действующего права, единой законности и правопорядка.

Постсоветское государство и право пока ещё не справляются со своими основными функциями, с утверждением в стране режима законности и правопорядка. Что такое законность в правовом государстве? Каковы причины нарушения законности в стране? В чём заключаются трудности реализации российских законов? Кто нами правит закон или люди стоящие над законом? Эти и другие вопросы подтолкнули меня к выбору указанной темы. Цельюнастоящей дипломной работы является исследование проблем законности в условиях формирования правового государства и гражданского общества. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты законности;

    определить современное состояние законности;

выявить причины нарушения законности в Российской Федерации; выяснить трудности реализации законодательства,

раскрыть проблему формирования единого правового пространства в России; рассмотреть средства, предотвращающие и устраняющие нарушения законности; раскрыть проблему укрепления законности в сфере государственного управления.

    ГЛАВА I. ГРАНИ ЗАКОННОСТИ.
    §1. Законность: содержание и признаки.

      В настоящее время признание верховенства права и закона придаёт проблеме законности особую актуальность. Между тем, реальное состояние законности в нашей стране далеко от идеала. Нарушений законов и иных правовых актов очень много и пока не удаётся приостановить волну правонарушений и преступлений. Одна из причин–слабое внимание к механизму действия закона и недооценка способов его полной и последовательной реализации. Бум законотворчества отодвинул в сторону решение этой задачи. Законность как явление и как понятие почти исчезло из поля зрения учёных–юристов, депутатов, работников правоохранительных органов. Между тем потребность в правильном понимании законности и её обеспечении стало достаточно ощутимой. Поэтому в плане поставленной темы полагаю необходимым рассмотреть теоретические аспекты данного понятия, поскольку определение понятия законности позволит правильно понять причины и виды её нарушения.

Законность –важнейшая правовая категория всей юридической науки и практики, а её уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества и граждан. Юридическая наука рассматривает законность в трех аспектах - социальном, юридическом и психологическом. 1 [1 Проблемы обеспечения законности в механизме правоприменения. Волгоград, 1991. ] Социальный аспект включает в себя требования общества к государству и праву, исполнение которых необходимо для его нормального функционирования и развития. Юридический аспект проявляется в правотворческой и правоприменительной деятельности, направленной на принятии и реализацию необходимых в конкретно– исторический период развития общества правовых норм. Психологический аспект законности выражается в понимании и осознании необходимости исполнять правовые предписания и в конкретных психологических переживаниях людей, связанных с правоприменительной деятельностью государства. Большинство юристов в настоящее время признают сложный характер законности. Разносторонний и многоплановый подход к определению законности находит поддержку у многих исследователей. Так, В. С. Афанасьев и Н. Л. Гранат пишут, что законность–это принцип, метод и режим реализации норм права, содержащихся в законах, и подзаконных актах, всеми участниками общественных отношений1 [1Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н. А. Катаева, В. В. Лазарева. Уфа. 1994. С. 389. ]. Данное определение законности, отражая её основные черты и свойства, имеет комплексный характер.

Другое определение законности сформулировал Н. В. Витрук: “Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве”. 2 [2Общая теория права. Курс лекций /Под ред. В. К. Бабаева. Нижний Новгород. 1993. С. 523. ]В данном перечне к объектам, выражающем право, следует добавить и правоприменение.

Исследуя вопросы законности, В. И. Шинд раскрывает данное понятие, как “определённое состояние безопасности, стабильности, “общественного здоровья” государства”3 [3Щинд В. И. Некоторые вопросы управления в органах прокуратуры ( Методический аспект) //Проблемы теории законности, методологии и методики прокурорского надзора: Сборник науч. трудов. М. , 1994. С. 27-29. ]. Из подобной трактовки законности вытекает следующее правило: учитывая ограниченность ресурсов и времени, следует в первую очередь анализировать те нарушения законов, которые особенно беспокоят общество, и принимать все возможные меры, что бы ликвидировать эти нарушения или по крайней мере существенно их сократить.

Между тем, в юридической литературе по проблемам законности можно отметить два основных подхода:

законность –это принцип государственной и общественной жизни, требование неуклонного соблюдение и исполнения законов всеми гражданами и должностными лицами; законность –это неуклонное соблюдение и исполнение не только законов, но и всех правовых предписаний, т. е. как правомерное поведение.

Эти два подхода к законности имеют свои особенности. Очевидно, было бы не правильно“сталкивать”друг с другом сложившиеся концепции законности как взаимоисключающие одна другую. Обе они имеют объективные основы для существования. Действительно, чисто функциональный, “поведенческий”подход к определению законности чреват её отождествлением с правопорядком. Но ведь трактовка законности, как требования в свою очередь ведёт к её отождествлению с законодательством. Закон по своей природе предписывает определённое поведение, содержит известные требования. В противном случае законодательство (равно как и любая форма правотворчества) теряло бы всякий смысл. Даже самый совершенный закон жив только, тогда когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведения людей. Поэтому вряд ли плодотворны попытки раскрыть понятие закона вне связи с предписаниями (требованиями), заключёнными в нём. Законность органически связана с законодательством, не может без него существовать. Они возникли вместе. Право является атрибутом правового регулирования и в этом смысле законность производна от права. Субъекты права соблюдают, исполняют нормы права. Поэтому содержание правовых норм определяет содержание законности. Словом законодательство служит предпосылкой законности, но не является элементом законности.

Когда же выдвигается задача различать законность и законодательство, правомерно обратить внимание на вторую его сторону–соблюдение содержащихся в законе требований. К тому же требования закона и требование законности несколько отличны друг от друга и по своей направленности. Если первый преимущественно отвечает на вопрос, что требуется соблюдать, то второй отвечает на вопрос как соблюдать. Следовательно, законность вбирает в себя не только “должное”, но и “сущее”. Таким образом, рассматривая разные подходы к пониманию законности, необходимо учитывать её сущность, которая выражается, прежде всего, в точном и неуклонном соблюдении и исполнении требований закона всеми субъектами права. С учетом современных условий развития России представляется, что законность политико-правовое явление. Многие нормативно правовые акты имеют не только юридическое, но и политическое содержание.

В целом, анализ законности позволяет различать в её содержании следующие самостоятельные моменты диалектики правового, юридического и государственно-политического1 [1Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М. ,1997. С. 438. ].

Законность неотторжима от общеобязательности права. Именно этот момент получил наибольшее отражение в науке, в большинстве определений законности. В таком случае законность характеризует право, взятое под углом зрения его существования. Главное здесь–требование неукоснительного претворения в жизнь законов и базирующихся на них нормативных правовых актов. Иными словами, законность в подобном понимании требует соответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм, т. е. обеспечения правомерного поведения всех их участников. Данная сторона законности вытекает из самого факта существования права как система общеобязательных правил. С этих позиций о законности можно говорить как об условии жизни государственно-организационного общества.

Другая грань исследуемого явления отождествляется с идеей законности, под которой понимается формирующаяся в общественном правосознании идея о целесообразности и необходимости такого реального положения, когда не останется места для произвола, будут фактически достигнуты всеобщность права, действительная реализация прав и свобод. Не случайно законность трактуется как принцип права, который концентрировано, выражает основные особенности последнего, его свойства, рассматриваемые в действии в процессе реализации. В результате и право анализируется как сила, обеспечивающая организованность общественных отношений. Будучи оправданным принципом, законность проникает в плоть правовой материи, определяет её формирование, функционирование, развитие и, в частности, такой признак права, как верховенство закона и поднормативность правоприменительных актов.

Понимая как метод государственного руководства обществом, законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами–путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации. А поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы общественной жизни, необходима достаточная полнота её регламентации. При этом государство не только закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает их реализацию и защиту прав.

В таком государстве недопустим произвол деятельности, должностных лиц, исключается принятие субъективных, волюнтаристских решений, решений политических вопросов силовыми методами.

В то же время законность есть принцип деятельности государства. Государство, все его органы, организации и учреждения, сами связаны правовыми нормами, действует в их рамках и во имя их реализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не всякого, а лишь демократического государства, иначе говоря, законность есть антипод произвола и беззакония и, прежде всего беззакония самой государственной власти, произвола, творимого органами государства и его должностными лицами. Наиболее ярко данный принцип проявляется в правовом государстве, обусловливая его сущность. Такое государство можно определить и как государство строжайшей законности.

Вместе с тем требование реализации права, неукоснительного претворения правовых предписаний в жизнь не формальное требование, не самоцель, а условие нормального функционирования общества и государства, обеспечение порядка организованности и дисциплины. Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной общественной свободы.

В социально – политическом смысле законность можно считать режимом общественно –политической жизни. Это режим, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идея права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствует над личными, групповыми, классовыми интересами. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности.

Таким образом, законность –это политико правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно–правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путём строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства, положение при котором общественная жизнь обеспечивается законами.

Безусловно, законность представляет собой сложное и многообразное общественное явление. Обозначим наиболее существенные признаки:

всеобщность требования соблюдать и исполнять законодательство в широком смысле; осуществление всех государственно властных функций исключительно на основе законов при строгом соблюдении должностными лицами предусмотренных законом прав и свобод личности, гарантированность от необосновательном привлечении к ответственности или незаконного лишения благосостояния.

Решительное предупреждение и пресечения любых правонарушений, от кого бы они ни исходили, обеспечение неотвратимости ответственности за нарушение законов. На основании вышесказанного, думается, что многозначность и многоаспектность понятия“законность”объясняется его местом в системе политико - правовых категорий. Данное понятие находится как бы на стыке объективного и субъективного права, права и государства, права и общества, права в“нормах” и права в “жизни”и тд. Законность выступает при этом как оценочная категория соответствия между принципами и нормами права, с одной стороны, и социальными отношениями с другой.

    §2. Принципы законности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.