бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьРусская Правда или законы Ярославовы - (реферат)

Русская Правда или законы Ярославовы - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    ПРАВДА РУССКАЯ, ИЛИ ЗАКОНЫ ЯРОСЛАВОВЫ

Главная цель общежития есть личная безопасность и неотъемлемость собственности;

    устав Ярославов утверждает ту и другую следующим образом:

I.
    в казну 12 гривен продажи>, дани или пени.

Мы уже имели случай заметить, что россияне получили свои гражданские уставы от скандинавов. Желая утвердить семейственные связи, нужные для безопасности личной

в новых обществах, все народы германские давали родственникам убитого право ли шить жизни убийцу или взять с него деньги, определяя разные пени или виры (Wehrgeld) по гражданскому состоянию убитых, ничтожные в сравнении с нынешнею ценою вещей, но тягостные по тогдашней редкости денег. Законодатели берегли жизнь людей, нужных для государственного могущества, и думали, что денежная пеня

может отвращать злодеяния. Дети Ярославовы, как увидим, отменили даже и законную

    месть родственников.

Сия уголовная статья весьма ясно представляет нам гражданские степени древней России. Бояре и тиуны княжеские занимали первую степень. То и другое имя означа

ло знаменитого чиновника: второе есть скандинавское или древнее немецкое Thaegn,

Thiangn Diahn, муж честный, vir probus; так вообще назывались дворяне англо-сак

сонские, иногда дружина государей, графов, и проч. - Люди военные, придворные, купцы и земледельцы свободные принадлежали ко второй степени; к третьей, или нижайшей, холопи княжеские, боярские и монастырские, которые не имели никаких собственных прав гражданских. Древнейшими рабами в отечестве нашем были, конеч но, потомки военнопленных; но в сие время -то есть в XI веке -уже разные причины

могли отнимать у людей свободу. Законодатель говорит, что

полным, бывает 1) человек, купленный при свидетелях; 2) кто не может удовольст вовать своих заимодавцев; 3) кто женится на рабе без всякого условия; 4) кто без

условия же пойдет в слуги или в ключники и 5) закуп, то есть наемник или на вре

мя закабаленный человек, который, не выслужив срока, уйдет и не докажет, что он ходил к князю или судьям искть управы на господина. Но служба не делает вольного

рабом. Наемники могут всегда отойти от господина, вазвратив ему незаработанные ими деньги. Вольный слуга, обманом проданный за холопа, совершенно освобождается

    от кабалы, а продавец вносит в казну 12 гривен лени>.

II. -которая называлась таком случае дикою вирою, -

лей. За найденное мертвое тело человека неизвестного вервь не ответствует. -Когда

же убийца не скроется, то с округи или с волости взыскать половину виры, а дру гую с самого убийцы>. Закон весьма благоразумный в тогдашние времена: облегчая судьбу преступника, разгоряченного вином или ссорою, он побуждал всякого быть миротворцем, чтобы в случае убийства не платить вместе с виновным. -

ство сделается без всякой ссоры, то волость не платит за убийцу, но выдает его на поток> - или в руки государю -. Устав жестокий

и несправедливый по нашему образу мыслей; но жена и дети ответствовали тогда за вину мужа и родителя, ибо считались его собственностию.

III. Как древние немецкие, так и Ярославовы законы определяли особенную пеню за

всякое действие насилия:

чашею, стаканом, пястию 12 гривен; за удар палицею и жердию 3 гривны, за всякой толчок и за рану легкую 3 гривны, а раненому гривну на леченье>. Следственно, гораздо неизвинительнее было ударить голою рукою, легкою чашею или стаканом, нежели тяжелою палицею или самым острым мечом. Угадаем ли мысль законодателя? Когда человек в ссоре обнажал мечь, брал палицу или жердь, тогда противник его, видя опасность имел время изготовиться к обороне или удалиться. Но рукою или домашним сосудом можно было ударить незапно; также мечом необнаженным и тростию,

ибо воин обыкновенно носил меч, и всякий человек обыкновенно ходил с тростию; то

и другое не заставляло остерегаться. Далее:

3 гривны, а битому гривну в том и в другом случае. Если холоп ударит свободного человека и скроется, а господин не выдаст его, то взыскать с господина 12 гри вен. Истец же имеет право везде умертвить раба, своего обидчика>. Дети Ярославо

вы, отменив сию казнь, дали истцу одно право -бить виновного холопа, или взять за бесчестье гривну. -

или слугу наемного, то платит ему как свободному>. -Большая часть денежной пени,

как видим, шла обыкновенно в казну, ибо всякое нарушение порядка считалось ос корблением государя, блюстителя общей безопасности.

IV.

вавленный или в синих пятнах, то ему не нужно представлять иного свидетельства; а ежели нет знаков, то представляет очевидцев драки, и виновник ее платит 60 кун>. . Оградив личную безопасность, законодатель ста рался утвердить целость собственности в гражданской жизни.

V. . Столь уважаем был конь, верный слуга человеку на войне, в земледелии

и в путешествиях! Древние саксонские законы осуждали на смерть всякого, кто уве

дет чужую лошадь. -Далее:

скивается в казну 3 гривны, с вора житного, который унесет хлеб из ямы или с гумна, 3 гривны и 30 кун; хозяин же берет свое жито и еще полгривны с вора. Кто

украдет скот в хлеве или в доме, платит в казну 3 гривны и 30 кун, а кто в поле,

тот 60 кун (первое считалось важнейшим преступлением, ибо вор нарушал тогда спо

койствие хозяина), сверх чего за всякую скотину, которая не возвращена лицом, хозяин берет определенную цену: за коня княжего 3 гривны, за простого 2, за ко былу 60 кун, за жеребца неезжалого гривну, за жеребенка 6 ногат, за вола гривну,

за корову 40 кун, за трехлетнего быка 30 кун, за годовика полгривны, за теленка,

    овцу и свинью 5 кун, за барана и поросенка ногату>.

Статья любопытная, ибо она показывает тогдашнюю оценку вещей. В гривне было 20 ногат, или 50 резаней, а 2 резани составляли одну куну. Сими именами означались мелкие кожаные монеты, ходившие в России и в Ливории.

VI. . Здесь говорит

ся о бобрах племенных, с коими хозяин лишался всего возможного приплода. - .

VII. . Злоба бесчестила граждан менее, нежели воровство, тем более долженствовали законы обуздывать оную.

VIII. . Следственно, всякое сельское владение имело свои пре делы, утвержденные гражданским правительством, и знаки их были священны для на рода.

IX. . Читателю известно, что есть бортное ухожье: дупла служили тогда ульями, а леса единственными пчельниками. -.

X.

ны в казну, а птицелову гривну; за украденного сокола или ястреба 3 гривны в казну, а птицелову гривну; за голубя 9 кун, за куропатку 9 кун, за утку 30 кун; за гуся, журавля и лебедя то же>. Сею чрезмерною пенею законодатель хотел обес печить тогдашних многочисленных птицеловов в их промысле.

XI.
    ты>.

XII. . Имя набойная происходит от досок, набиваемых сверх краев мелкого судна для возвышения боков его.

XIII.

надобно прежде вознаградить убыток, понесенный хозяином гумна или дома>.

XIV.

выкупить своего холопа, или головою выдать его вместе с другими участниками сего

воровства, кроме их жен и детей. Ежели холоп, обокрав кого, уйдет, то господин платит за всякую унесенную им вещь по цене обыкновенной. - За воровство слуги наемного господин не ответствует; но если внесет за него пеню, то берет слугу в рабы или может продать>.

XV.

рожанина, идет с ним на свод, то есть спрашивает, где он взял ее? и переходя таким образом от человека к человеку, отыскивает действительного вора, который платит за вину 3 гривны; а вещь остается в руках хозяина. Но ежели ссылка пойдет

на жителей уездных, то истцу взять за украденное деньги с третьего ответчика, который идет с поличным далее, и наконец отысканный вор платит за все по закону.

- Кто скажет, что краденное куплено им у человека неизвестного или жителя иной области, тому надобно представить двух свидетелей, граждан свободных, или мытни

ка (сборщика пошлин), чтобы они клятвою утвердили истину слов его. В таком слу чае хозяин берет свое лицом, а купец лишается вещи, но может отыскивать продав ца>.

XVI. .

XVII.

дину 5 гривен, а за рабу 6, или клянется, что он не слыхал об их бегстве. Кто представит ушедшего холопа, тому дает господин гривну; а кто упустит задержанно

го беглеца, платит господину 4 гривны, а за рабу 5 гривен; в первом случае пя тая, а во втором шестая уступается ему за то, что он поймал беглых. -Кто сам най

дет раба своего в городе, тот берет посадникова отрока, и дает ему 10 кун за связание беглеца>.

XVIII. .

XIX.

гривны> -то есть всю цену лошади. Сей закон слово в слово есть повторение древ него ютландского и еще более доказывает, что гражданские уставы норманнов были основанием российских.

XX.

а ежели утратит плуг и борону господскую, то обязан платить или доказать, что сии

вещи украдены в его отсутствие и что он был послан со двора за господским де лом>. Итак, владельцы обработывали свои земли не одними холопами, но и людьми наемными. -

да растеряет оную в поле или не загонит на двор, то платит. -Ежели господин оби

дит слугу и не выдаст ему полного жалованья, то обидчик, удовольствовав истца, вносит 60 кун пени; ежели насильственно отнимет у него деньги, то, возвратив их,

    платит еще в казну 3 гривны>.

XXI.

не свыше трех гривен, то заимодавец один присягает; но больший иск требует сви детелей или без них уничтожается>.

XXII. . Законодатель хотел,

кажется, изъявить в сем случае особенную доверенность к людям торговым, которых дела бывают основаны на чести и вере.

XXIII. .

XXIV.

если купец в пьянстве утратит вверенный ему товар, или промотает его, или испор

тит от небрежения, то заимодавцы поступят с ним, как им угодно: отсрочат ли пла

    теж или продадут должника в неволю>.

XXV.

то господин его должен или заплатить, или отказаться от раба; но кто поверит из

вестному холопу, лишается денег. -Господин, позволив рабу торговать, обязан пла

    тить за него долги>.

XXVI.

честь известна; и кто берет его на сохранение, тот оказывает услугу>.

ХХVII.

ся единственно за малое время; а кто останется должнем целый год, платит уже третные, а не месячные>. Мы не знаем, в чем состояли те и другие, основанные на всеобщем обыкновении тогдашнего времени; но ясно, что последние были гораздо тягостнее и что законодатель хотел облегчить судьбу должников. -

ют брать 10 кун с гривны на год>, то есть сорок на сто. В землях, где торговля, художества и промышленность цветут из давных времен, деньги теряют цену от свое

го множества. В Голландии, в Англии заимодавцы довольствуются самым малым при бытком; но в странах, подобно древней России, богатых только грубыми естествен ными произведениями, а не монетою - в странах, где первобытная дикость нравов уже смягчается навыками гражданскими, где новая внутренняя и внешняя торговля знакомит людей с выгодами роскоши, -деньги имеют высокую цену и лихоимство поль

    зуется их редкостию.

XXVIII. . Итак, древние наши законы особенно покрови тельствовали иноземцев.

XXIX. . (Следственно боярские тиуны не были свободные люди, хотя жизнь их, как означено в первой статье, ценилась равно с жизнию вольных граждан. ) -

ван на сие испытание по неясному свидетельству людей свободных, то, оправдав себя, не берет ничего с истца, который платит единственно пошлину в казну. - Не имея никаких свидетелей, сам истец доказывает правость свою железом: чем решить всякие тяжбы в убийстве, воровстве и поклепе, ежели иск стоит полугривны золота;

а ежели менее, то испытывать водою; в двух же гривнах и менее достаточна одна истцова присяга>.

Законы суть дополнения летописей: без Ярославовой Правды мы не знали бы, что древние россияне, подобно другим народам, употребляли железо и воду для изобли чения преступников - обыкновение безрассудное и жестокое, славное в истории средних веков под именем суда небесного. Обвиняемый брал в голую руку железо раскаленное или вынимал ею кольцо из кипятка, после чего судьям надлежало обвя зать и запечатать оную. Ежели через три дни не оставалось язвы или знака на ее коже, то невинность была доказана. Ум здравый и самая вера истинная долго не могли истребить сего устава языческих времен, и христианские пастыри торжествен

но освящали железо и воду для испытания добродетели или злодейства не только простых граждан, но и самых государей в случае клеветы или важного подозрения. Народ думал, что богу легко сделать чудо для спасения невинного; но хитрость судей пристрастных могла обманывать зрителей и спасать виновных. Древнейшие законы всех народов были уголовные; но Ярославовы определяют и важные

    права наследственности.

XXX.

сыновей, то наследуют дочери>. Но когда не было и последних? родственники ли брали имение или князь? .. Здесь видим законное, важное преимущество чиновников воинских.

XXXI. - как юнейшему и менее других способному наживать доход.

XXXII.

первой жены наследуют ее достояние или вено, назначенное отцом для их матери. - Сестра ничего не имеет, кроме добровольного приданого от своих братьев>.

XXXIII.

ка или без завещания, то сын или дочь, у коих она жила, наследуют все ее досто яние>.

XXXIV.
    щают оное детям первого, согласно с показанием свидетелей>.

XXXV. .

XXXVI.
    жет быть и сам вотчим>.

XXXVII.
    с материю>.

Главою правосудия вообще был князь, а двор княжеский - обыкновенным местом су да. Но государь поручал сию власть тиунам и своим отрокам. -Чиновники, которым надлежало решить уголовные дела, назывались вирниками, и каждый судья имел по мощника или отрока, метельника или писца. Они брали запас от граждан и пошлину с

каждого дела. - Вирнику и писцу его, для объезда волости, давали лошадей.

В одном из новгородских списков Ярославовой Правды сказано, что истец во всякой

тяжбе должен идти с ответчиком на извод перед 12 граждан - может быть, присяж ных, которые разбирали обстоятельства дела по совести, оставляя судье определить

наказание и взыскивать пеню. Так было и в Скандинавии, откуда сей мудрый устав перешел в Великобританию. Англичане наблюдают его доныне в делах уголовных. Саксон Грамматик повествует, что в VIII веке Рагнар Лодброк, король датский, первый учредил думу двенадцати присяжных.

Таким образом устав Ярославов содержит в себе полную систему нашего древнего законодательства, сообразную с тогдашними нравами. В нем не упоминается о неко торых возможных злодеяниях, например: о смертной отраве (как в XII досках Рима),

о насилии женщин (и проч. ); для того ли, что первое было необыкновенно в России,

а второе казалось законодателю сомнительным и неясным в доказательствах? Не упо

минается также о многих условиях и сделках, весьма обыкновенных в самом начале гражданских обществ; но взаимная польза быть верным в слове и честь служили вместо законов.

Приметим, что древние свободные россияне не терпели никаких телесных наказаний:

виновный платил или жизнию, или вольностию, или деньгами - и скажем о сих зако нах то же, что Монтескье говорит вообще о германских: они изъявляют какое-то удивительное простосердечие; кратки, грубы, но достойны людей твердых и велико душных, которые боялись рабства более, нежели смерти.

Предложим еще одно замечание: германцы, овладев Европою, не давали всех граж данских прав своих народам покоренным: так, по уставу салическому, за убиение франка надлежало платить 200 су и вдвое менее за убиение римлянина. Но законы Ярославовы не полагают никакого различия между россиянами варяжского племени и славянами; сим обстоятельством можно утвер дить вероятность Нестерова сказания, что князья варяжские не завоевали нашего отечества, но были избраны славянами управлять государством.

Ярославу же приписывают древний устав Новогородский о мостовых, по коему знаем,

что сей город, тогда уже весьма обширный, разделялся на части, или концы (Сло венский, Неревский, Горничский, Загородский, Плотинский), а жители - на сотни, означаемые именами их старейшин; что одна улица называлась Добрыниною (в память сего знаменитого воеводы и дяди Владимирова), а главный ряд Великим рядом; что немцы или варяги, готы или готландцы, привлеченные в Новгород торговлею, жили в особенных улицах, и проч. - Но так называемый Церковный устав Ярославов, о коем упоминают новейшие летописцы и коего имеем разные списки, есть, без сомнения, подложный, сочиненный около XIV столетия. Подобно мнимому Владимирову, он дает епископам исключительное право судить оскорбление женского целомудрия, всякие обиды, делаемые слабому полу, развод, кровосмешение, ссоры детей с родителями, зажигательство, воровство, драки и проч. Сей Устав не согласен с Русскою Правдою

и, кроме нелепостей, содержит в себе выражения и слова новейших времен; напри мер, определяет пени рублями, еще не употребительными в денежном счете времен Ярославовых.


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.