бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьСистемы органов государственной власти субъектов РФ и штатов Индии - (курсовая)

p>Законодательный орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта в случае:

издания им актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения; иного грубого нарушения Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции и законов субъекта РФ, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан. Решение законодательного органа государственной власти о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети депутатов. В двухпалатном законодательном органе подобное решение принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов каждой из палат по инициативе одной трети от установленного числа депутатов палаты, наделенной конституцией (уставом) субъекта РФ правом инициирования вопроса о выражении недоверия высшему должностному лицу субъекта РФ.

В случае немедленной отставки высшего должностного лица по причине выражения ему недоверия законодательным органом власти, в отставку немедленно уходит возглавляемый должностным лицом высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. После отставки он продолжает действовать до сформирования нового. Внеочередные выборы высшего должностного лица проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения его полномочий. Во всех случаях, когда высшее должностное лицо субъекта РФ не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет должностное лицо, установленное конституцией или законом субъекта. Для такого лица могут быть установлены ограничения на осуществление отдельных полномочий высшего должностного лица субъекта РФ. [10Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, ст 19]

Полномочия высшего должностного лица. Высшее должностное лицо субъекта РФ: а) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта;

б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом государственной власти субъекта РФ;

в) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта; г) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также созывать вновь избранный законодательный орган государственной власти на первое заседание ранее срока, установленного законодательством субъекта РФ;

д) вправе участвовать в работе законодательного органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса;

По вопросам своей компетенции высшее должностное лицо субъекта РФ в рамках действующего законодательства и подзаконных актов издает указы (постановления) и распоряжения.

Высшее должностное лицо при осуществлении своих полномочий обязано соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, конституцию (устав) и законы субъекта РФ, а также исполнять указы Президента и постановления Правительства РФ. [11Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, ст 7-8. ]

Высшее должностное лицо формирует высший исполнительный орган государственной власти в соответствии с законодательством субъекта РФ.

    Высший исполнительный орган государственной власти.

Высший исполнительный орган является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ. Его наименование, структура, порядок формирования устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта. Финансирование высшего исполнительного органа власти и возглавляемых им органов исполнительной власти осуществляется за свет средств бюджета субъекта РФ. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. б) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

в) разрабатывает для представления высшим должностным лицом в законодательный орган государственной власти проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития;

г) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития для представления их высшим должностным лицом в законодательный орган государственной власти субъекта РФ;

д) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ; е) управляет и распоряжается собственностью в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а таккже федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

ж) вправе предложить органу местного самоуправления, его выборному или иному должностному лицу привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральному законодательству или конституции, законодательству субъекта РФ, а также вправе обратиться по этим вопросам в суд;

з) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий; и) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации. [12Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, ст 21. ]

    Взаимодействие ветвей власти субъектов РФ.

В целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта РФ и в интересах его населения, в соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и высший исполнительный орган государственной власти субъекта осуществляют свои полномочия самостоятельно, но на условиях взаимодействия.

Правовые акты высшего должностного лица и органов исполнительной власти направляются в законодательный орган государственной власти субъекта РФ, который вправе обратиться к ним с предложением о внесении изменений и дополнений в данные акты, либо об их отмене. Он также вправе их обжаловать в судебном порядке или обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции данных нормативных правовых актов. Высшее должностное лицо, в свою очередь, обладает аналогичными правами в отношении постановлений законодательного органа государственной власти субъекта РФ. Законодательный орган государственной власти направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации планы законопроектной работы и проекты законов субъекта РФ. На его заседаниях вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти субъекта или лица, ими уполномоченные. На заседаниях же органов исполнительной власти вправе присутствовать депутаты либо по поручению законодательного органа государственной власти или его председателя работники аппарата данного органа. Законодательный орган государственной власти может также принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных его должностных лиц, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом. Формы такого участия устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта РФ, а в отношении руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти также федеральным законом.

Законодательный орган государственной власти вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией субъекта РФ. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией и законом субъекта РФ. [13Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, ст 24, п 2. ]

При возникновении разногласий споры между законодательным и исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации, либо в судебном порядке. Институт федерального вмешательства в РФ.

В федеративных государствах обычно предусматриваются конституционные основания для вмешательства федеральной власти в права субъектов федерации. Такими основаниями признаются восстания, массовые беспорядки и. т. п. Например, в Индии для наведения в штатах конституционного порядка вводилось прямое президентское правление. [14 Конституционное право РФ. / Баглай М. В. , Габричидзе Б. Н. М. 1998 г. стр 277. ] В РФ инструментами, способствующими исправлению нарушений конституционных норм субъектами Федерации, являются согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, право президента приостанавливать действие актов исполнительной власти, противоречащих Конституции РФ, его право на введение чрезвычайного или военного положения на всей или части территории РФ, а также его право роспуска законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ в случаях принятия ими правовых актов, не соответствующих Конституции РФ и федеральному законодательству. Последнее право было предоставлено президенту в результате принятия в 2000 году изменений и дополнения в федеральный закон от 6 октября 1999 года.

Новый закон установил ответственность органов государственной власти субъектов РФ за принятие нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству и влекущих за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальной безопасности и обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ.

В случае, если соответствующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ приняты конституция (устав), закон или иной нормативно-правовой акт, противоречащие Конституции РФ или федеральному законодательству, а он в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент РФ выносит ему предупреждение.

Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом РФ предупреждения указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент РФ вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске данного органа государственной власти субъекта РФ. Государственная Дума в течение двух месяцев обязана его рассмотреть.

Полномочия законодательного органа государственной власти субъекта РФ прекращаются со дня вступления в силу федерального закона. [15Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, ст 9, п 4. ]

Президент РФ имееет право выносить предупреждения высшему должностному лицу субъекта РФ в форме указа в двух случаях. Если соответствующий суд устанавливает, что высшее должностное лицо издало нормативно-правовой акт, противоречащий Конституции РФ и федеральному законодательству, и в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда не приняло в пределах своих полномочий мер по его исправлению. Либо если оно в течение двух месяцев со дня издания указа Президента о приостановлении действия какого-либо его правового акта уклонялось от его отмены, внесения в акт изменений и дополнений или от обращения в суд для разрешения спора. Если в течение месяца со дня вынесения предупреждения указанное лицо не приняло мер по устранению причин, послуживших основанием его вынесения, Президент в форме указа принимает решение об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности, которое влечет за собой и отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Президент РФ также вправе в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, по представлению Генерального прокурора РФ временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ от исполнения его обязанностей в случае предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Существует возможность обжалования в Верховный Суд указа Президента РФ об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности в десятидневный срок после его официального опубликования. Верховный Суд рассматривает жалобу и принимает решение не позднее десяти дней со дня ее подачи. [16Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, ст 29. ]

    Система органов государственной власти в штатах Индии.

Как и в Российской Федерации Конституция Индии четко разграничивает федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации–штатов. Деятельность органов государственной власти штатов также строится на основе принципа разделения властей. Штаты сами определяют порядок формирования и деятельности своих органов государственной власти на основе принципов, закрепленных в Конституции. Таким образом, Конституция Индии–основной нормативно-правовой акт, регламентирующий деятельность органов государственной власти штатов. [17 Кашкин С. Ю. Государственное право Индии. М. 1986 г. стр. 35] Исполнительная власть в штатах.

В отличие от субъектов РФ, где высшее должностное лицо обычно является и главой высшего исполнительного органа власти, Конституция Индии четко разграничивает эти две должности. В России губернаторы субъектов федерации избираются населением не более, чем на 2 срока подряд, а в Индии они назначаются президентом на 5 лет на неограниченное число сроков подряд. Возможно назначение одного лица губернатором нескольких штатов. Губернатором может быть гражданин, достигший 35 лет, как и в России он не вправе занимать какую-либо иную оплачиваемую должность, быть депутатом парламента Индии или легислатуры штата.

Губернатор обладает рядом важных полномочий, которые могут быть подразделены на несколько категорий:

Полномочия в области законодательства: как и в РФ губернатор созывает сессии легислатуры штата, закрывает их, обладает правом отлагательного вето, которое преодолевается простым большинством голосов (в РФ двумя третями). Однако он также обладает рядом важных полномочий, нетипичных для РФ. Он назначает 1/6 членов верхней палаты легислатуры штата, решает вопросы о дисквалификации членов палат легислатуры. Он может в любой момент распустить нижнюю палату легислатуры. Губернатор резервирует на рассмотрение президента те законопроекты, для вступления которых в силу требуется, согласно Конституции, одобрение президента. В перерывах между сессиями легислатур он может издавать указы, имеющие силу закона, которые прекращают свое действие по истечении 6 недель с момента созыва легислатуры.

Полномочия в области исполнительной власти: губернатор является главой исполнительной власти штата, вся исполнительная деятельность правительства штата осуществляется от его имени. Он издает правила ведения дел правительством штата и имеет право на информацию об исполнительной деятельности правительства. Как и в РФ губернатор имеет право делать отдельные назначения: он назначает главного министра и по его совету остальных министров кабинета, генерального адвоката, председателя и членов комиссии по делам государственной службы. Полномочия в области финансов: как и в РФ губернатор представляет на рассмотрение легислатуры проект бюджета и все финансовые законопроекты. [18 Конституция Индии, ст 207. ] Фонд чрезвычайных расходов штата находится в его распоряжении. Полномочия в области правосудия и его отправления нетипичны для губернаторов субъектов РФ. Он имеет право помилования осужденных, право приостанавливать приведение приговора в исполнение, сокращать срок и смягчать меру наказания. Он назначает судей окружных судов.

Губернатор и правительство штата. В качестве конституционного главы штата губернатор обязан действовать по совету Совета министров штата. Таким образом, многие полномочия, которыми он юридически наделен, на деле осуществляют его министры, по чьим советам он должен действовать. [19 Шарма Ш. П. Государственный строй Индии. М. 1992 г. стр 252]Лишь в нескольких случаях он имеет право действовать по своему усмотрению: если он назначается управляющим соседней территорией, он осуществляет свои административные полномочия независимо от Совета министров; если происходит конфликт между федеральным правительством и правительством штата при наличии со стороны федерального правительства указаний действовать определенным образом. Это так называемая дискреционная власть губернатора.

В отличие от РФ, при формировании правительства штата, губернатор назначает главу правительства не по своему усмотрению, а только лидера партии большинства в легислатуре штата. [20 Шарма Ш. П. Государственный строй Индии. М. 1992 г. стр 256]Затем, по его совету, губернатор назначает остальных членов правительства. Правительство (Совет министров) несет коллективную ответственность перед легислатурой. Никто из министров не может оставаться в должности более 6 месяцев, не будучи членом легислатуры штата.

Полномочия правительств штатов во многом аналогичны полномочиям высших исполнительных органов субъектов РФ: они осуществляют меры по реализации прав человека, борьбе с преступностью, охране общественного порядка; разрабатывают и исполняют бюджет и проекты социально-экономического развития; формируют иные органы государственной власти штата. Правительства штатов обладают рядом важных полномочий, нетипичных для субъектов РФ. Во-первых, Совет министров дает советы губернатору, на основании которых он обязан осуществлять свою деятельность (в том числе и о назначениях должностных лиц штатов). Во-вторых, Совет министров, не получивший вотума доверия от легислатуры штата, может обратиться к губернатору с требованием ее роспуска.

Важно отметить положение главного министра, который фактически является главой исполнительной власти штата и сильно влияет на законодательную. Он председательствует на заседаниях кабинета, решает, какие вопросы будут поставлены на рассмотрение кабинета, координирует его работу, оказывает решающее влияние на назначения, которые формально возложены на губернатора (в случае назначения генерального адвоката, министров правительства и. т. д. ). Он координирует законотворчество легислатуры, опираясь на поддержку партийного большинства.

Генеральный адвокат штата. Статья 165 Конституции содержит положения относительно генерального адвоката каждого штата, должности, нетипичной для субъектов РФ. Он назначается губернатором по рекомендации Совета министров. Генеральным адвокатом может быть назначено только лицо, обладающее квалификацией судьи Высшего суда. Его обязанности: давать правительству советы по всем правовым вопросам, выступать от имени правительства в Высшем суде по всем делам, в которых штат является стороной, представлять штат в Высшем Суде прирассмотрении апелляции по уголовному делу особой важности.

Должность генерального адвоката носит политический характер, и изменения в правительстве штата ведут к новому назначению на этот пост. Законодательная власть в штатах.

Законодательная власть в штатах осуществляется легислатурами, состоящими из одной, либо двух палат: Законодательного собрания и Законодательного совета. Решение о создании или упразднении верхней палаты принимается двумя третями голосов нижней. [21 Конституция Индии. ст. 169]

Нижняя палата – Законодательное собрание, как и в РФ, избирается гражданами на основе прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства на 5 лет. Она состоит не более, чем 500 и не менее, чем 60 членов, соразмерно населению штата. В Законодательном собрании резервируются места для каст и племен пропорционально населению. Если по одномандатному округу выдвинут только 1 кандидат, он объявляется избранным без голосования– так называемые бесспорные выборы. В субъектах РФ такого не предусматривается. Депутатами Законодательного собрания могут быть граждане, достигшие 25 лет, обладающие квалификацией, предписанной законом парламента. Как и в РФ, они не могут одновременно быть членами обеих палат легислатуры, членами легислатур нескольких штатов, членами федерального парламента. Депутаты легислатур штатов, в отличие от их российских коллег, не обладают неприкосновенностью. При выдвижении своей кандидатуры, они обязаны внести избирательный залог. В Конституции Индии указаны должности Спикера и его заместителя, избираемых Собранием из числа его членов. Спикер, после избрания обязан выйти из состава своей партии. [22 Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М. 1997 г. стр. 506]Он обладает широкими полномочиями: толкует регламенты палат, формулирует поправки припостановке их на голосование, обладает правом наложения дисциплинарных взысканий на депутатов и др.

Для формирования верхней палаты легислатуры – Законодательного совета – применяется особый порядок, нетипичный для субъектов РФ. [23 Конституция Индии. ст. 171]Число членов Совета не должно превышать 1/3 членов Законодательного собрания, но, во всяком случае, не может быть меньше 40. Он формируется путем применения сразу нескольких способов: прямых выборов, косвенных и назначения. Выборные члены Совета составляют 5/6 его членов, назначенные– 1/6. Косвенными выборами избираются 2/3 его членов: 1/3 –избирательными коллегиями, состоящими из членов органов местного самоуправления в штате, а 1/3–другой палатой легислатуры штата (законодательным собранием), но из числа лиц, не являющихся ее членами.

В прямых выборах в Законодательный совет участвуют граждане, составляющие особые избирательные курии: 1/12 часть его членов избирается лицами, окончившими университет и после этого проработавшими не менее 3 лет в данном штате; 1/12–лицами, которые не менее 3 лет занимались преподавательской работой в учебных заведениях не ниже средней школы.

Остальных членов Законодательного совета назначает губернатор штата из лиц, имеющих специальные знания в области науки, литературы, искусства, общественной деятельности. Каждые 2 года происходит обновление Законодательного совета на 1/3.

Членами Совета могут быть избраны лица, не моложе 30 лет, обладающие квалификацией, предусмотренной законом парламента. Как и в РФ никто не может быть членом сразу обеих палат легислатуры штата, двух или нескольких легислатур, федерального парламента Индии. Непосещение заседаний палаты в течение 60 дней ведет к объявлению депутатского места вакантным. Законодательные советы являются очень слабыми законодательными органами. Законодательный совет обязан рассмотреть законопроект, принятый нижней палатой легислатуры в течение 4 месяцев (финансовый–14 дней). Отвергнутый ею законопроект вторично рассматривается нижней палатой и, будучи снова принятым, становится законом. [24 Конституция Индии. ст 197, 198]Губернатор обязан его подписать и опубликовать, если он не применяет право вето. Других полномочий у Законодательных советов нет.

Таким образом, господствующее положение в области законодательства и финансов занимают нижние палаты легислатур –Законодательные собрания. В целом, они обладают многими полномочиями, характерными и для высших представительных органов власти субъектов РФ. Они утверждают бюджет и программы социально-экономического развития штатов, устанавливают местные налоги и сборы, порядок распоряжения собственностью штатов, схему управления штатом, структуру высшего исполнительного органа штата, выносят вотум доверия или недоверия правительству штата. В то же время роль законодательных собраний штатов в целом в структуре государственной власти гораздо больше, чем роль высших представительных органов субъектов РФ. Фактически исполнительная власть в штатах формируется легислатурами (партией большинства) и несет перед ними полную ответственность. [25 Басу, Дурга Дас. Основы конституционного права Индии. М. 1985 г. стр 458]Большинство в легислатуре может очень сильно влиять на своих однопартийцев в правительстве штата.

    Государственная власть в Союзных территориях.

Помимо штатов в состав федерации входят 6 союзных территорий (столица страны и несколько островов в Индийском океане). Рядом союзных территорий единолично управляют назначенные федеральным правительством администраторы, в других по решению парламента Индии при назначенных лейтенант-губернаторах создаются выборные собрания, которые могут принимать законы для территорий и образовывать правительства. Однако легислатура и местное правительство могут давать лишь необязательные советы управляющему, законы территории нуждаются в его одобрении. Управляющий полностью подчинен президенту и правительству, он вправе издавать правила, обязательные для территории. Высшую законодательную власть на территории осуществляет федеральный парламент. [26 Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М. 1997 г. стр 516] Институт федерального вмешательства в Индии.

В связи с тем, что Индия –многонациональное государство, в котором очень сильны сепаратистские тенденции реакционных сил, подогреваемых религиозным фанатизмом, особое развитие получил институт федерального вмешательства. Частые беспорядки в отдельных штатах и неспособность местных властей контролировать ситуацию приводили к частому использованию вмешательства на практике.

Федеральное вмешательство имеет место в двух случаях: при введении режима чрезвычайного положения (как и в РФ) и прямого президентского правления. При введении чрезвычайного положенияна территории какого-либо штата, что делается президентом по указанию федерального правительства, парламент Индии получает право законодательствовать для штата, где объявлено чрезвычайное положение, по любым вопросам, а исполнительная власть полностью берет под свой контроль административные учреждения штата.

Прямое президентское правлениевводит президент (по указанию правительства) по докладу губернатора штата или по собственной инициативе (опять-таки на практике по указанию правительства), если в штате возникла ситуация, при которой управление им не может осуществляться в соответствии с конституцией, установленными ею средствами. На основе ст. 356 Конституции президент путем издания особой прокламации может принять на себя функции правительства штата, а полномочия законодательного органа штата передать парламенту Индии. Законодательное собрание штата распускается, правительство штата смещается, а власть переходит к ранее назначенному или специально назначенному губернатору либо иному полномочному представителю президента, который восстанавливает в штате порядок, а затем организует выборы в законодательный орган штата, формирующий на партийной основе новое правительство штата.

    Заключение.

Индия и Россия - многонациональные федеративные государства, поэтому для них особую актуальность представляет вопрос об эффективной деятельности органов государственной власти субъектов федерации. Каждая страна имеет свою особую систему данных органов. Две системы имеют схожие и различные моменты. Основной критерий отличия - вопрос о том кто формирует правительство субъекта федерации. В России это делает высшее должностное лицо субъекта, избираемое населением. В Индии же роль губернатора, назначаемого президентом, при формировании правительства носит чисто формальный характер, так как он обязан назначить председателем правительства лидера партии большинства в легислатуре штата, который и формирует правительство по партийному принципу. Таким образом, в Индии правительство штата может более эффективно осуществлать свою деятельность, опираясь на партийное большинство в легислатуре штата, которое может в любой момент обеспечить принятие нужных ему законов. В субъектах РФ нередки конфликты между законодательной и исполнительной ветвями власти, представляющими разные политические партии, что не лучшим образом сказывается на их деятельности. В связи с этим, я думаю, России было бы логично заимствовать у Индии принцип формирования правительств субъектов федерации. В Индии также применяется особый порядок формирования верхних палат легислатур штата, по которому небольшая часть депутатов назначается губернатором из людей, обладающих специальными знаниями в различных областях жизни. Безусловно, такой порядок был бы очень полезен для субъектов РФ, так как знания этих депутатов нашли бы практическое применение в разработке эффективно действующих законов. Также субъектам РФ следовало бы позаимствовать у штатов Индии некоторые меры дисциплинарного характера в отношении депутатов представительных органов власти. Например, выплату им жалования только за каждое заседание, в котором они принимали участие, и лишение мандата за непосещение заседаний в течение 60 дней.

Субъектам обеих федераций, как я считаю, следовало бы окончательно отказаться и от двухпалатных высших представительных органов власти, так как они, как правило, являются очень слабыми органами власти и не играют такой важной роли, как на федеральном уровне. К тому же их выборы содержание ложатся дополнительным бременем на региональный бюджет.

Российской Федерации также необходимо осуществлять жесткий контроль за надлежащей деятельностью органов государственной власти ее субъектов, для чего развивать и совершенствовать институт федерального вмешательства. В этом плане у Индии, которая так же, как и Россия, является многонациональным государством и где очень сильны сепаратистские тенденции, можно позаимствовать много ценного, в частности, институт прямого президентского правления. Таким образом, завершая обзор данной темы, можно сказать, что Россия как по-настоящему федеративное государство развивается лишь в течение десяти лет, поэтому представленная система органов государственной власти нуждается еще в проработке, развитии и совершенствовании с учетом опыта зарубежных стран, в том числе возможно и Индии.

    Список использованной литературы.

Конституционное законодательство Субъектов РФ. Авакьян С. А; Богданова Н. А; М, 1999 г.

Субъект РФ. Правовое положение и полномочия. Полянов С. К; М, 2001 г. Конституция Российской Федерации.

Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов гоударственной власти субъектов Российской Федерации от 6 октября 1999 г.

Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в федеральный закон “ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 октября 1999 г” от 19 июля 2000 г.

Индия – союз штатов. Семенова Н. И, Чичеров А. И; М, 1981 г.

    Государственный строй Индии. Шарма Ш. П; М, 1992 г.

Основы конституционного права Индии. Басу, Дурга Дас; М, 1985 г. Основы государственного права Индии. Кашкин С. Ю. М, 1986 г. Конституционное право зарубежных стран. Чиркин В. Е. М, 1997 г. Конституция Индии.

    Конституция СССР 1977 г.

Государственное право Российской Федерации. / под ред. Кутафина О. Е; М, 1993 г. Конституционное право Российской Федерации. Баглай М. В. , Габричидзе Б. Н; М, 1998 г.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.