бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьСовершенствование государственного управления в области юстиции - (курсовая)

Совершенствование государственного управления в области юстиции - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
    ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ
    КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: “Совершенствование государственного управления в области юстиции”

    студентки II курса
    специальность 0601Ж
    Селиховой Т. Е.
    Донецк - 1999
    Оглавление
    Введение……………………………………………………………………………3
    Понятие органа государственного управления………………………………5

2. Действующая система управления в области юстиции………………………7

2. 1. Обеспечение организационной деятельности судов ………………...8

    2. 2. Органы судебного самоуправления. Их задачи
    и функции ……………………………………………………………. 11
    2. 2. 1. Характеристика полномочий Верховного
    Суда Украины………………………………………………………. 12
    3. Обеспечение органов юстиции квалификационными кадрами и
    содействие в правовом воспитании населения………………………………14

3. 1. Координация работы по правовому воспитанию …………………...15

4. Оценка эффективности судебной деятельности и ее организации…………17

    Заключение………………………………………………………………………...19
    Перечень ссылок…………………………………………………………………. 20
    Список используемых источников………………………………………………22
    Введение

Наращивание кризисных процессов в экономике и политической жизни Украины свидетельствует, в частности, о том, что осуществляемые в последнее время в соответствии с новыми политико-идеологическими и социально-экономическими ориентирами, попытки трансформировать систему государственного управления оказались малоэффективными.

В связи с этим ключевое значение приобретает действительно научный выбор стратегии дальнейшего развития государственно-управленческих институтов, конкретных путей и способов преодоления присущих им недостатков с целью создания эффективного действующего механизма государственного управления. “Правовое государство - это тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть, при одновременном наличии реального разделения властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем”/1/. Поэтому, одним из составных первоочередных заданий построения и укрепления государственности Украины является создание (или совершенствование существующих) органов государственной исполнительной власти, главное место среди которых в цивилизованных странах мира принадлежит системе органов государственного управления в области юстиции. Успешное исполнение заданий государственного строительства, а также решение социально-экономических проблем общества в значительной мере зависит от правильного, научно обоснованного управления обществом, всеми сторонами его деятельности, оптимальной организации и функционирования государственной исполнительной власти. “Вопросы органов государственного управления принадлежат к фундаментальным проблемам организации и осуществления государственной деятельности в целом. В современных условиях их значение приобрело особенную актуальность” /2/. Юридическая и организационная определенность в деятельности органов государственной исполнительной власти и судебной системы -одна из важнейших предпосылок их эффективной работы. Чрезвычайно актуальным в современных условиях становится применение научно обоснованных методов, путей и способов совершенствования всех важнейших функциональных и структурных характеристик органов государственной исполнительной власти и судебной власти. Проблемы совершенствования организации и деятельности органов государственной исполнительной и судебной власти уже давно привлекают внимание многих ученых-административистов. Этим вопросам посвящено ряд монографий, диссертаций, научных пособий, статей, комментариев к законодательству (Аверьянов В. Б. , Агеев А. O. , Атаманчук Г. B. и др. ). Проблемы организации и деятельности органов государственной исполнительной и судебной власти обсуждаются на научно-практических конференциях, научно-координационных совещаниях, “круглых столах”. Все это, безусловно, способствует углублению научно-прикладных разработок названных проблем.

Целью этой работы является определение места и роли государственного управления в области юстиции в системе органов государственной исполнительной власти Украины, определение его места и роли во взаимоотношениях с судебной властью. Основное внимание сосредоточено на анализе системы органов государственной исполнительной власти, на модели существующего министерства юстиции Украины, его правовом статусе как органа государственной исполнительной власти, его функциях по управлению органами юстиции, организационном обеспечении деятельности судов.

Главная цель осуществления исследования заключается в том, чтобы на основании законодательства, обобщении практики его применения, а также практики деятельности министерства юстиции, Квалификационных комиссий судей определить целесообразность совершенствования существующей модели государственного управления в области юстиции и, в частности, Министерства юстиции Украины. Методической основой курсовой работы является диалектический метод познания социальных процессов, теоретические выводы и положения таких юридических наук, как теория государства и права, общая теория управления, административное право, конституционное право и некоторых других отраслей правовой науки. В работе использованы исторический, сравнительно-правовой, логико-теоретический и системно-структурный общенаучные методы, метод статистического анализа. Полученные результаты исследования могут быть использованы в области теории государства и права, административном, конституционном и других отраслях права, поскольку выводы и предложения, содержащиеся в работе, носят в ряде случаев комплексный и межотраслевой характер.

    1. Понятие органа государственного управления.

Объективно неминуемый процесс разрушения тоталитарно-директивной системы в нашей стране происходит при отсутствии научной концепции реформирования управления в переходный период, без создания такой его модели, которая отвечала бы динамичным требованиям жизни. В результате государственная власть фактически утратила рычаги управления многими жизненно важными процессами в обществе, оказалась неспособной осуществлять необходимые экономические и политические преобразования. Они возможны при условиях функционирования сильной системы государственного управления.

Сложные и интенсивные социальные и экономические производственные процессы, протекающие в обществе, не только повышают роль и требования к управлению, и, прежде всего, к государственному аппарату управления, но и существенно изменяют само содержание деятельности по управлению, трансформируется состав объектов государственного управления, постоянно совершенствуется структура, формы и методы работы аппарата. Одновременно расширяется сфера правовых отношений, а, следовательно, укрепляется правовая основа функционирования государственного аппарата и его отношений с гражданами.

Важнейшим условием реализации современных социальных целей и задач является обеспечение наибольшего соответствия функций, структуры, полномочий, форм и методов организационно-правовой деятельности органов управления достигнутой стадии социального развития. Они должны в полной мере отражать сущность и особенности данного конкретно-исторического периода развития общества. “Орган государства –это часть государственного механизма, его основ-ная ячейка, обладающая определенными специфическими признаками” /3/.

Конституция и законы Украины, являясь политико-правовым фундаментом организации и деятельности этих органов, определяют их главные задачи и важнейшие черты. “Конституционное закрепление политико-правового статуса основных звеньев системы органов государственного управления не только фиксирует их нынешнее состояние, но и выражает общий процесс развития государственной системы в направлении дальнейшего развертывания демократии” /4/.

Органы исполнительной власти имеют достаточное количество признаков, которые позволяют выделить их из системы органов государственной власти: - орган управления реализует функции государства, исполняя законодательные акты и нормативные акты органов управления высшего уровня;

- орган управления, действуя от имени государства, наделен компетенцией; - управленческой деятельности органа исполнительной власти свойственен “внешний”характер, поскольку эта деятельность в виде юридических актов управления направлена на окружающих;

- управленческая деятельность органа исполнительной власти имеет непрерывный характер, что отличается от подобной деятельности органов, представляющих другие власти;

- органу управления свойственны трудовые отношения, то есть каждый член такого органа включен в сложную цепь организационных связей.

Следовательно, орган исполнительной власти можно определить как организационно обособленную часть государственно-управленческого аппарата, который совершает от имени и по поручению государства соответствующие функции и вследствие чего наделена соответствующей компетенцией, определенной организационной структурой, территориальным масштабом деятельности.

“Таким образом, каждый отдельно взятый орган исполнительной власти является и частью аппарата управления, и частью государственного механизма, и, наконец, составляющим более объемного образования, которым является“политическая организация” государственно-организованного общества” /5/.

    2. Действующая система управления в области юстиции.

“К центральным органам исполнительной власти принадлежат те, которые руководят соответствующими отраслями или осуществляют функциональное (межотраслевое) управление” /6/. Это прежде всего министерства.

“Министерство является центральным органом государственной исполнительной власти, подчиненным Кабинету Министров Украины” /7/.

Государственное управление в сфере юстиции осуществляет Министерство юстиции Украины.

Министерство юстиции Украины является центральным органом исполнительной власти, который организует осуществление государственной правовой политики, руководит вверенной ему сферой управления, несет ответственность за ее состояние и развитие /8/.

Как мы знаем из курса римского права термин “юстиция” в переводе с латинского языка означает справедливость, законность. В отличие от других правоохранительных органов, органы юстиции не участвуют ни в раскрытии, ни в расследовании преступлений, ни в судебном рассмотрении уголовных дел. На них возложены лишь управленческие функции. Но это не значит, что органы юстиции стоят в стороне от борьбы с преступностью. Любая правоприменительная деятельность во многом зависит от уровня управления его, от создания организационных предпосылок для надлежащей реализации соответствующих задач. Так, судебная практика обеспечивается и в определенной степени направляется организационными средствами управления в области юстиции. “Каждый из правоохранительных органов выполняет самостоятельные, только ему свойственные функции. Все они взаимодополняют друг друга в едином фронте борьбы с преступностью” /9/.

Под государственным управлением в области юстиции принято понимать исполнительно-распорядительную деятельность субъектов государственного управления, которая заключается в организационном обеспечении функционирования судов, государственного нотариата, органов записи актов гражданского состояния, судебно-экспертных учреждений и организаций. Статья 3“Положения о Министерстве юстиции Украины” определяет основные задания Минюста Украины: - организация осуществления государственной правовой политики, подготовка предложений в отношении проведения в Украине правовой реформы, способствование развитию правовой науки;

- подготовка предложений относительно усовершенствования законодательства, разработка проектов нормативных актов и международных договоров по правовым вопросам, осуществление правовой экспертизы проектов нормативных актов, государственная регистрация нормативных актов, систематизация законодательства Украины;

- обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; - организационное и материально-техническое обеспечение судов общей юрисдикции, организация исполнения судебных решений, работы с кадрами, экспертное обеспечение правосудия;

- организация работы нотариата, деятельности в отношении регистрации актов гражданского состояния;

- развитие правовой информатизации, формирование у граждан правового мировоззрения;

    - осуществление международно-правового сотрудничества.

Министерство юстиции Украины –центральный орган исполнительной власти, который создает президент Украины с целью организации осуществления государственно-правовой политики. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины, указами и распоряжениями Кабинета Министров Украины, Общими положениями о министерстве, другом центральном органе государственной исполнительной власти (утверждено Указом Президента Украины от 12 марта 1996 г. ), а также положением о Министерстве юстиции Украины (утверждено указом Президента от 30 декабря 1997 г. )

Для согласованного разрешения вопросов, которые относятся к полномочиям Министерства юстиции Украины, обсуждения важнейших направлений его деятельности в Министерстве, создается комиссия в составе министра, заместителей министра, других руководящих работников Министерства.

В настоящее время система управления в области юстиции состоит из министерства юстиции Украины, главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских управлений юстиции.

К системе органов министерства юстиции входит государственная исполнительная служба, которая создана и функционирует в соответствии с Законом Украины“О государственной исполнительной службе”. Органами государственной исполнительной службы являются Департамент государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины, отделы государственной исполнительной службы Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских управлений юстиции; районные, городские, районные в городах отделы государственной исполнительной службы соответствующих управлений юстиции.

“Следует особо подчеркнуть, что создание системы специальных органов управления в области юстиции сегодня не простое восстановление, повторение того, что было ранее. Оно связано с большими задачами, отражающими новые явления в правовой жизни нашего государства” /10/.

    2. 1. Обеспечение организационной деятельности судов.

Среди объектов, на которые распространяется организационное руководство Министерства юстиции Украины суды занимают важнейшее место. Вполне естественны поэтому широта и многообразие функций Министерства юстиции в плане этой деятельности. “Организация и деятельность судебной системы, ее структура и функционирование осуществляется в соответствии с принципиальными положениями,

политическими и правовыми идеями, которые служат фундаментом всей законодательной регламентации и правоприменительной деятельности органов юстиции”/11/. Эти положения определяют основные черты и свойства судебной системы, тенденции развития и совершенствование ее структуры, характер и направленность регулятивного воздействия на суды со стороны органов судебного управления. Исходя из анализа Положения о Министерстве юстиции, ведомственных нормативных актов Министерства юстиции Украины по вопросам организационного обеспечения деятельности судов включает в себя:

    координацию работы по проведению судебной реформы;

внесение президенту Украины предложений по вопросам сети местных судов и количества в них судей;

осуществляет в установленном законодательством порядке меры по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции (кроме Верховного суда Украины и арбитражных судов), формирует резерв на должности судей, председателей и заместителей председателей районных (городских) судов, Верховного Суда Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских судов;

осуществляет нормирование и методическое обеспечение управленческой деятельности председателей судов;

организовывает исполнение решений, постановлений судов и исполнительных документов других органов, исполнение которых возложено на судебных исполнителей;

организовывает экспертное обеспечение правосудия, формирует государственный заказ на научно-исследовательские работы в области судебной экспертизы, направляет и кооперирует деятельность подведомственных научно-исследовательских институтов судебных экспертиз, координирует работу соответствующих органов по вопросам развития судебной экспертизы, осуществляет лицензирование судебно-экспертной деятельности и контроль за ней и ведет реестр аттестованных судебных экспертов;

организовывает деловодство в судах (кроме Верховного Суда Украины и арбитражных судов);

    обеспечивает ведение судебной статистики.

Как мы видим, при определении взаимоотношений министерства юстиции и судов термин“организационное обеспечение деятельности судов” пришел на замену предыдущему “организационное руководство деятельностью судов”. “Эта замена нашла свое закрепление сначала в Концепции судебно-правовой реформы в Украине, а в дальнейшем–в законодательных актах и стала продолжением взятого в стране курса на построение правового государства, одним из признаков которого является разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную” /12/.

Рассматривая судебную деятельность и ее организацию как “правосудие в действии”, включающее не только проблемы функционирования, но и проблемы, относящиеся к организации этого функционирования, структурно-управленческие проблемы. Нельзя не отметить, что указанные вопросы являются предметом регулирования, по крайней мере, двух отраслей законодательства и соответственно объектам исследования таких отраслей юридической науки, как процессуальное право и судоустройство. “Министерство юстиции относит вопросы организации рассмотрения дел к сфере организации работы суда, исходя из внутреннего единства и связи процессуальной и организационной деятельности”/13/. Но в отличие от вышестоящих судов, которым судебная деятельность нижестоящих судов подконтрольна (поднадзорна) полностью в пределах процессуального регламента /см. также Закон Украины“О судоустройстве”/, органам юстиции она подведомственна лишь в организационном аспекте. Таким образом, весьма важен сегодня вопрос о соотношении принципов судоустройства и судопроизводства. “Под принципами судоустройства следует понимать такие начала, которые определяют непосредственно построение судебной системы, взаимосвязь судебной системы с системой организационного руководства судами; под процессуальными принципами– основы деятельности суда, прокуратуры, органов следствия” /14/. Для организационной и для процессуальной деятельности важно, что такие принципы, как осуществление правосудия только судом, коллегиальность рассмотрения дел в судах, независимость судей и подчинения их только закону, открытое рассмотрение дел в судах, обеспечение обвиняемому права на защиту, равно как и многие другие /15/, одновременно закреплены в Конституции Украины, в Законах Украины“О судоустройстве”, “О судопроизводстве”, “Об арбитражном суде”, в конституции судебно-правовой реформы в Украине, а также являются отправными положениями при разработке новых нормативных актов и совершенствовании уже существующих.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.