бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьСуды второго звена - (контрольная)

Суды второго звена - (контрольная)

Дата добавления: март 2006г.

    Введение

Судебная власть, является одной из ветвей государственной власти. В соответствии со ст. 10 Конституцией РФ принятой 12. 12. 93г. “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”1 [1 Российская газета. –1993. -N 237. ]. Данная норма Конституции РФ закрепила важнейший принцип разделения властей, который в свою очередь является одним из главных признаков организации и деятельности правового государства. Этот принцип, который в разных своих формах рассматривался, как оптимальное разрешение проблемы устройства государственной власти и ее органов еще известными просветителями прошлых столетий, в современной трактовке означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом - вместе с тем, если одна из трех ветвей (отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а торможения. Поэтому верховное положение занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. В ходе осуществления данных своих функций суд, как орган государственной власти вправе влиять на содержание деятельности законодательных и исполнительных органов и признать закон неконституционным (несмотря на то, что акты, принимаемые законодательными органами обязательны для исполнения всеми, в том числе судами), а решение исполнительного органа незаконным. Таким образом реализуется взаимодействие между ветвями государственной власти, выражающееся в дополнении и уравновешивании друг друга.

Конституцией РФ 1993 года судебная власть выделяется как самостоятельная ветвь государственной власти и основные принципы ее осуществления закреплены в нормах главы седьмой Конституции РФ. Субъектом осуществляющим ее является только суд, который обладает только присущими ему специфическими возможностями и способностями (назовем их полномочиями) воздействия на поведение людей и на процессы происходящие в обществе.

Среди этих полномочий важнейшим является правосудие, которое в соответствии с ч. 1 ст. 118 “… в Российской Федерации осуществляется только судом. ”1 [1 Российская газета. –1993. -N 237. ]. В этой же статье Конституции закреплено, что судебная система в Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом, запрещается создание чрезвычайных судов.

В числе других полномочий судебной власти высокую социальную значимость имеет осуществление судом конституционного контроля.

В соответствии с ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации - “Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. ”1 [1 Российская газета. –1993. -N 237. ]–таким образом судом осуществляются полномочия по контролю за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц. Порядок реализации данной нормы Конституции РФ регламентирован в ч. 3 ст. 5 федерального конституционного Закона “О судебной системе” от 31. 12. 96г. N 1-ФКЗ - “Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. ”2 [2 Российская газета. –1997. -N 3]. Невозможно было бы говорить об органах судебной власти, как о полноправных и независимых, в ходе осуществления ими основных функций–правосудия или конституционного контроля, при отсутствии такого важного полномочия, как обеспечение исполнения приговоров и других судебных решений. Таким образом органы осуществляющие судебную власть наделяются средствами принуждения к исполнению принимаемых ими решений. В соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации” - “ Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность. ”3 [3 Российская юстиция. – 1995. - N 11. ] В ходе реализации установленных, ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, задач по ведению конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, суды, как органы государственной власти осуществляют, кроме указанных выше, следующие полномочия:

разбирательство и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам;

разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики; участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

    Глава 1
    СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. 1 Общая характеристика судебной системы Российской Федерации

Под судебной системой понимается закрепленная в Конституции Российской Федерации совокупность судебных учреждений–судов, объединенных общностью задач, принципов организации и деятельности, руководствующихся единым материальным и процессуальным законодательством и обладающих собственной компетенцией.

Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории Российской Федерации. Судебная система строится в соответствии с Конституцией РФ и Законом “О судебной системе Российской Федерации”. В этом законе закреплено, что перечень судов, указанных в законе является исчерпывающим и создание чрезвычайных судов не допускается1 [1 Собрании законодательства Российской Федерации, 6 января 1997 г. , N 1, ст. 1]. Систему судов Российской Федерации составляют:

    1) Конституционный Суд Российской Федерации;

2) суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ; 3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ. Кроме того, Законом “О судебной системе РФ” предусмотрены суды субъектов Российской Федерации конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

И Конституционный суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона “О судебной системе РФ” говорится, что единство судебной системы достигается путем установления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Конституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других [7 Собрании законодательства Российской Федерации, 6 января 1997 г. , N 1, ст. 1 ]. Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гарнизонов, флотилий, армий, флотов и т. д. К ней так же относятся и мировые судьи, порядок назначение которых и компетенция законом пока не определены. Система судов общей юрисдикции является централизованной - возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам. Организуются суды, входящие в эту систему, либо в соответствии с административно-территориальным делением государства - так называемые общие суды (в их число входят 21 Верховный суд республик, 6 краевых судов, 49 областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1 суд автономной области, 10 судов автономных округов, 2456 районных или равных им судов), либо соответствии со структурой Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований военные суды.

Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов Российской Федерации. Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является централизованной. Суды, входящие в эту систему, действуют как в пределах административно-территориальных образований, так и вне их границ.

Одной из важных характеристик судебной системы является понятие “судебное звено”, которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

Суды общей юрисдикции, как общие, так и военные, подразделяются на три звена. Первое звено общих судов составляют районные (городские) суды. Второе звено образуют Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Первым звеном военных судов являются военные суды армий, флотилий, гарнизонов. Вторым - военные суды видов вооруженных сил, военных округов, флотов, групп войск. Высшим третьим звеном как общих, так и для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе которого действует Военная коллегия.

Система арбитражных судов тоже состоит из трех звеньев. Первое звено составляют арбитражные суды республик, областей, краев, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга. Второе - Федеральные арбитражные суды округов. Третье звено– Высший арбитражный суд.

    1. 2 Понятие судебной инстанции

По общему правилу суды, объединенные в одно звено, наделены одинаковыми полномочиями (компетенцией). При этом компетенцию (полномочия) следует понимать в обобщенном смысле, имея в виду все разнообразие судебной деятельности, а не отдельные аспекты, в частности рассмотрение дела по существу, т. е. по первой инстанции.

Понятие “судебная инстанция” относится к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения.

В соответствии со своей процессуальной компетенцией все суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

Так, мировой судья осуществляет только одну функцию — суда первой инстанции, а областной —сразу три: суда первой, второй и надзорной инстанций. Если суд первой инстанции (как будет показано дальше) рассматривает дела по существу, то суд второй или надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

В суде первой инстанции дело слушается по существу, исследуются доказательства и выносится решение именем государства. В судах общей юрисдикции судом первой инстанции может быть любой суд, входящий в систему этих судов, как районный, так и Верховный Суд РФ, т. е. дела по первой инстанции рассматривают все суды в пределах своей компетенции. Подавляющее большинство уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды.

Наиболее сложные судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации.

Разбирательство дела по существу характеризуется тем, что судья единолично или с участием присяжных, либо народных заседателей, либо трое судей на основании анализа доказательств устанавливают фактические обстоятельства дела. В результате разбирательства выносится приговор– по уголовному делу или решение – по гражданскому делу. Данные решения и приговоры в течение установленного законом времени (срока) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.

Суд второй (кассационной) инстанции проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или протеста прокурора. Рассматривая дело в составе трех постоянных судей (один из них—председательствующий), суд проверяет законность и обоснованность приговора, решения, определения суда первой инстанции и вправе отменить приговор, решение суда первой инстанции или в определенных пределах изменить их. В системе судов общей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный Суд РФ - к судам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним.

В случае, если кассационная инстанция признает приговор или решение правильным, она оставляет их без изменения, а кассационную жалобу или протест—без удовлетворения. Если же будет установлено, что приговор или решение суда первой инстанции не соответствуют материалам дела, т. е. вынесены с нарушением закона, суд второй инстанции отменяет приговор или решение и передает дело на новое рассмотрение в тот же или иной (но соответствующий) суд или же может прекратить дело, направив уголовное дело на дополнительное расследование, либо в случаях, предусмотренных законом, вынести новое решение по гражданскому делу.

Если же суд второй инстанции выносит определение, то оно вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке, однако может быть опротестовано в порядке судебного надзора.

Суд надзорной инстанции проверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, а также решения кассационной инстанции и нижестоящей надзорной инстанции. Проверка осуществляется на основании протеста управомоченных прокуроров или председателей судов (или их заместителей). Суды второго звена судов общей юрисдикции могут выступать и в качестве кассационной, и надзорной инстанций. Верховный Суд РФ также является и кассационной, и высшей надзорной инстанцией. Так, протест в порядке надзора в пределах своей компетенции могут принести: председатели областных и соответствующих судов, председатели Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и их заместители, прокуроры республик, краев, областей. Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Следует отметить и такую особенность - пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.

    В результате рассмотрения дела надзорная инстанция может:
    оставить без изменения опротестованные судебные акты;

отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса.

Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно и могут быть опротестованы и проверены также только в порядке надзора в вышестоящих надзорных инстанциях. И в заключение отметим следующее, что в системе арбитражных судов суды первого звена выступают не только в качестве судов первой инстанции, но и повторно рассматривают их в апелляционном порядке. Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке судебные акты арбитражных судов первого звена по делам, рассмотренным в первой и апелляционной инстанциях. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ.

Следует иметь в виду, что, несмотря на термины “вышестоящий” и “нижестоящий”, дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних судов другом. Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.

    1. 3 Правовое положение судей в Российской Федерации

На судей возлагается осуществление весьма ответственных государственных обязанностей. Для того, чтобы они могли осуществлять их эффективно, государство наделяет судей особым статусом. При этом необходимо иметь в виду, что статус (правовое положение) судей является единым для всего судейского корпуса, независимо от того, в каком суде они работают и закреплен в Законе Российской Федерации от 26 июня 1992 г. “О статусе судей в Российской Федерации” (с последующими изменениями и дополнениями) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. “О судебной системе Российской Федерации” и других нормативных актах. Различаются судьи между собой только полномочиями и компетенцией. Это связано с тем, что не может быть полного тождества в статусе судей военного и общегражданского суда, Верховного Суда РФ и районного или городского суда и т. д. У каждого из них свои участки работы, а следовательно, свой круг полномочий. Поэтому отступления от общего требования о единстве статуса всех судей допустимы, поскольку они определены и санкционированы законом, а не прихотью какого-то должностного лица.

По общему правилу правовое положение судей слагается из многих компонентов, предусмотренных законом, в том числе из требований к кандидатам на пост судьи; порядка наделения судей полномочиями, освобождения их от должности; правил невмешательства в судебную деятельность; мер обеспечения неприкосновенности судей и т. д.

Всю совокупность прав и обязанностей, составляющих статус судей, можно сгруппировать в несколько блоков:

1) права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса; 2) права и обязанности судей, гарантирующие им возможность независимого осуществления своих полномочий;

3) права и обязанности, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении.

В наиболее полном виде статус судей был определен Законом РФ от 26 июня 1992 г. “О статусе судей в Российской Федерации”. В нем впервые были провозглашены принципиальные положения о самостоятельности и независимости судебной власти, об осуществлении правосудия судьями-профессионалами, наделенными полномочиями в конституционном порядке, и др. На основе этих положений в рассматриваемом законе изложены требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи и к судье, процедура отбора кандидатов на должность судьи и наделения судей полномочиями и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.