бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьТретейский суд - (курсовая)

Третейский суд - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    Третейский суд.

Прежде чем приступить непосредственно к изложению проблем, поставленных в данной работе, хотелось бы сразу оговориться по поводу объема изложенного. Тема “Постоянно действующие третейские суды” включает в себя слишком много проблем, чтобы изложить их все в одной работе. Поэтому я решил коснуться только тех вопросов, которые показались мне наиболее интересными, а иногда и просто наиболее противоречивыми.

Однако далее я все-таки коснусь деятельности Международного коммерческого арбитража, так как третейские суды, рассматривающие споры в области торговых и иных экономических отношений, возникающие между организациями и фирмами различных государств (в том числе и российских), следует отличать от третейских судов, которые могут рассматривать споры между государствами как субъектами международного права.

И, наконец, хотелось бы отметить, что далее по тексту термин “третейский суд” означаетпостоянно действующий третейский суд.

    1.

Защита гражданских прав может осуществляться в установленном законом порядке различными органами. В соответствии со статьей 11 первой части Гражданского Кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Третейский суд - альтернатива государственной юстиции, суд третьего лица, избранного самими спорящими сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению.

Власть третейского суда основывается не на общем законе, а на договорном начале, на воле частных лиц. Право избирать посредников для решения спорных дел принадлежит к естественным правам, провозглашаемом во всех законодательствах, что было отмечено в законодательстве России еще в 1864 году. Третейский суд - наиболее адекватная рыночным отношениям форма юрисдикции, поскольку она предполагает широкий выбор третейских судей из числа независимых квалифицированных специалистов по инициативе самих участников конфликта и, следовательно, индивидуальный подход к каждому делу.

Цель третейского разрешения дел - урегулирование возникших правовых конфликтов и обеспечение добровольного исполнения обязательств.

Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров (далее Временное положение) предусматривает два вида третейских судов: третейские суды, создаваемые для разрешения конкретного спора (так называемые третейские суды “ad hoc”), а также постоянно действующие третейские суды. Разница между ними состоит в том, что при передаче спора на рассмотрение третейского суда, создаваемого для рассмотрения конкретного спора стороны должны сами подробно определить порядок его формирования и процедуру рассмотрения сора. Понятие “конкретный спор” следует понимать достаточно широко. Это может быть уже возникший спор или группа споров, по отношению к которым стороны договорились о рассмотрении их специально создаваемым для этого составом (или единолично третейским судьей). Порядок назначения третейских судей либо состав суда могут быть согласованы при определении в договоре либо отдельном соглашении условий о рассмотрении спора третейским судом. Поскольку и в данном случае при возникновении спора состав третейского суда формируется на основании специального соглашения, такой третейский суд считается созданным для рассмотрения конкретного спора. После вынесения решения по делу такой суд прекращает свое существование.

Заключение сторонами соглашения о передаче спора в постоянно действующий третейский суд подразумевает, что стороны вместо непосредственного согласования между собой всех процессуальных вопросов соглашаются следовать правилам рассмотрения споров конкретного ими избранного третейского суда. То есть стороны как бы поручают данному учреждению решить те организационные вопросы, которые по закону они вправе решить самостоятельно.

Таким образом, постоянно действующий суд - условное название, используемое обычно для обозначения организации, учреждения, которой по соглашению сторон поручается формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора и организации третейского разбирательства. Такая организация может быть создана исключительно для организации третейского разбирательства либо наделяться более широким кругом функций.

Договариваясь о передаче спора определенному постоянно действующему суду, стороны тем самым автоматически подчиняют себя тому порядку, той процедуре, которая предусмотрена для рассмотрения споров в данном суде. Постоянно действующие третейские суды могут создаваться торговыми палатами, иными органами, биржами, объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, обладающими статусом юридического лица.

На организации, образующие постоянно действующие третейские суды, возлагается обязанность информировать соответствующий арбитражный суд об их создании и составе. Временное положение не предусматривает необходимости получения разрешения от каких бы то ни было государственных органов на предоставление услуг по третейскому разбирательству споров. Лица, организующие постоянно действующие суды, добровольно представляют информацию о таких органах, поскольку при отсутствии такой информации арбитражные суды не смогут осуществлять функции по принудительному исполнению решений третейского суда. По мнению Е. А. Виноградовой, существуют два различных варианта учреждения постоянно действующих третейских судов: в основе образования одних лежат индивидуальные нормативные акты органов государственной власти (законы) и органов государственного управления (постановления правительства), в других решения учредителей, ссылающихся на нормы ГПК и АПК, предусматривающие защиту нарушенных субъективных прав путем обращения в третейский суд. Характерным для постоянно действующих третейских судов является то, что каждый из них имеет положение (или устав), свои правила производства дел, список арбитров.

Основания для передачи спора на рассмотрение третейского суда могут быть различны. Как правило, стороны передают спор на рассмотрение третейского суда при наличии устойчивых экономических связей, когда их отношения носят постоянный и длительный характер, основанный на доверии и сотрудничестве. Постоянно действующие третейские суды тесно взаимодействуют с судами арбитражными. В действующем законодательстве об арбитражном суде и третейском суде Российской Федерации предусмотрено два аспекта взаимодействия этих судов. Первым, и наиболее важным, является деятельность арбитражных судов по исполнению решений третейских судов (см. раздел IV Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров).

Другой аспект, также имеющий большое практическое значение, связан с применением норм арбитражного процессуального законодательства, закрепляющих так называемый принцип “безотзывности” соглашения о третейском суде. Согласно этому принципу, в случае заключения сторонами соглашения о передаче спора в третейский суд, такой спор не может быть предметом рассмотрения в арбитражном суде. На практике это означает, что судья арбитражного суда оставляет иск без рассмотрения, “если имеется соглашение лих, участвующих в деле, о передаче данного спора на разрешение третейского суда и возможность обращения к третейскому суду не утрачена и если ответчик, возражающий против рассмотрения дела в арбитражном суде, не позднее своего первого заявления по существу спора заявит ходатайство о передаче спора на разрешение третейского суда” (пункт 2 статьи 87 АПК Российской Федерации).

    2.

Положения закона "О международном коммерческом арбитраже носят преимущественно диспозитивный характер, то есть контрагенты могут достаточно свободно согласовать порядок рассмотрения споров.

1 мая 1995 года вступил в силу новый Регламент МКАС при ТПП РФ. Хотелось бы отметить, что новая редакция Регламента не содержит принципиальных отличий от правил, которые прежде применялись при разрешении споров в Арбитражном суде при ТПП СССР. Потребность в принятии нового Регламента объясняется, на мой взгляд, необходимостью учета в нем положений нового закона "О международном коммерческом арбитраже".

Характерной чертой нового Регламента является гибкость арбитражной процедуры, в том числе предоставление сторонам широких возможностей по самостоятельному выбору арбитров для разрешения спора. В отличие от прежнего порядка эти арбитры могут быть избраны не только из утверждаемого ТПП РФ списка арбитров. Теперь список будет носить рекомендательный характер. Стороны вправе избрать арбитрами любых лиц, обладающих необходимой квалификацией, в том числе иностранцев. Данное нововведение в сочетании с относительно невысоким размером арбитражных сборов призвано еще более повысить привлекательность МКАС, в частности, и для иностранных фирм. С учетом накопленного опыта в Регламент включен целый ряд положений, цель которых - повысить эффективность арбитражного разбирательства, не допустить его необоснованного затягивания, полнее защитить права участвующих в споре сторон.

В 1959 году было допущено рассмотрение третейским судом, образуемым для конкретного дела, хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями, организациями. Этот институт сохранился и действует до сих пор. С 30 декабря 1975 года порядок организации и деятельности третейского суда по рассмотрению хозяйственных споров регулировался Положением о третейском суде для разрешения хозяйственных споров между объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями, утвержденным постановлением Государственного арбитража СССР.

В 80-е годы третейские суды образовывались на основании индивидуальных законодательных и нормативных актов, что соответствовало правотворческой и правоприменительной практике рассматриваемого периода, кода такие акты принимались в условиях отсутствия в стране кодифицированного и систематизированного законодательства о третейских судах.

Наряду с подготовкой общей судебной реформы в России, преобразованием органов государственного арбитража в арбитражные суды в 1990-1992 годах получает все более широкое распространение практика образования постоянно действующих третейских судов при различных торгово-промышленных учреждениях, ассоциациях, концернах, союзах, предназначенных в основном для разрешения споров между участниками торгового оборота на внутреннем рынке. Деятельность таких постоянно действующих третейских судов законодательно слабо урегулирована. Это связано с тем, что на протяжении почти 60 лет в стране существовало лишь два постоянно действующих третейских суда: ВТАК и МАК при ТПП СССР, разрешавших преимущественно споры внешнеторгового характера.

С принятием Временного положения о третейском суде, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 года, завершился первый этап возрождения в стране института третейского суда как формы разрешения споров между участниками свободного торгового оборота. Этот продолжавшийся примерно полтора года этап характеризовался образованием значительного числа постоянно действующих третейских судов в условиях становления рыночных отношений в отсутствие специального законодательного регулирования порядка их организации и деятельности. На содержании положений и регламентов вновь образованных третейских судов, да и на содержании Временного положения не могло не сказаться отсутствие достаточной информации о закономерностях функционирования третейского суда в зависимости от конкретных исторических обстоятельств.

    3.

Одним из серьезных тормозов на пути организации и деятельности третейских судов в наше время является слабая правовая регламентация данных отношений и, как следствие, наличие множества неясных и спорных вопросов в их регулировании. Третейский суд при разрешении споров руководствуется законами Российской Федерации и иным законодательством, действующим на территории Российской Федерации, законами и иным законодательством республик в составе Российской Федерации, другими нормативными актами, межгосударственными соглашениями, международными договорами.

Третейский суд применяет нормы права других государств в случаях, предусмотренных законодательством либо договором сторон.

В случае отсутствия законодательства, регулирующего спорное правоотношение, третейский суд применяет законодательство, регулирующее сходные правоотношения, а при его отсутствии исходит из общих начал и смысла законодательства. Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данному договору (статья 18 Временного положения).

Хотелось бы напомнить, какое количество нормативных актов на сегодняшний момент регулируют деятельность третейских судов. С 1964 года действует Положение о третейском суде (Приложение № 3 к ГПК РСФСР), которое регулирует деятельность третейских судов, создаваемых для рассмотрения конкретного спора. Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, принятое в 1992 году, определяет порядок образования и функционирования постоянно действующих третейских судов. Часть норм о третейских судах содержится в Арбитражном процессуальном кодексе, часть в Гражданском процессуальном кодексе, не говоря уже о множестве положений и регламентов. И тем не менее даже такого многообразия явно недостаточно в наше время. Учредителям третейских судов, в связи с нехваткой законодательной базы, приходится самим выступать в роли законодателей и доурегулировать некоторые вопросы деятельности третейских судов самостоятельно (в локальных актах: положениях, регламентах, правилах). Не стоит говорить, что иногда это влечет за собой очень широкий разброс в решениях одних и тех же вопросов, а также нарушения законности.

На мой взгляд, новый закон о третейских судах должен стать единым нормативным актом для всех третейских судов и деятельность международного коммерческого арбитража в том числе должна основываться на нем. И совсем другое дело, что третейские суды “ad hoc”, постоянно действующие третейские суды и международный коммерческой арбитраж имеют некоторые различия. Сущность их остается единой. Третейские суды - альтернатива государственной юстиции, смысл которых инициатива сторон. А следовательно, во избежание путаницы необходимо найти и обобщить то общее у них, чтобы из этого получился качественный закон. Необходимость принятия такого закона связана и с тем, что с апреля 1995 года в России действуют новый Арбитражный процессуальный кодекс и новый Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации”. Что же касается проекта федерального закона “О третейских судах в Российской Федерации” С. А. Шишкина, то по моему мнению данный проект содержит некоторые неточности.

В статье 1 проекта указывается, что “настоящий закон не применяется, если хотя бы одной из сторон спора, передаваемого третейскому суду, является иностранная организация или иностранный гражданин”. Однако, многие положения и регламенты постоянно действующих третейских судов (например, Третейский суд при Союзе юристов) предусматривают возможность рассмотрения споров в том числе и с участием иностранных предприятий, учреждений, организаций). Статья 2 проекта устанавливает два вида третейских судов: третейский суд для разрешения конкретного спора и постоянно действующий третейский суд. При этом о третейских судах для разрешения конкретного спора более в проекте не упоминается. По моему мнению, следовало бы хотя бы наметить основные моменты их создания и функционирования наподобие тех, которые сейчас содержатся в Положении о Третейском суде (Приложение N 3 к ГПК РФ).

В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим деятельность третейских судов в их общем виде, остается Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров.

Широкое развитие системы третейских судов вызвано объективной потребностью в урегулировании возникающих в коммерческой деятельности конфликтов возможно более оперативным, экономичным и обеспечивающим гарантии правильного рассмотрения спора способом. Утверждение постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 года Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров позволило в какой-то мере уменьшить пробелы в правовом регулировании сферы негосударственной юрисдикции. До принятия этого документа практически отсутствовала нормативная база деятельности третейских судов, рассматривающих коммерческие споры. Временное положение разработано с учетом и на основании Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 5 марта 1992 года. Во всем, что не связано с исполнением решения третейского суда, Временное положение развивает подходы, заложенные в законе Российской Федерации “Об арбитражном суде” от 4 июля 1991 г. и АПК от 5 марта 1992 года.

Во Временном положении указывается, что это Положение не распространяется на организацию и деятельность Арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (ныне МКАС при ТПП).

Если иное не установлено соглашением сторон, Временное положение не применяется, когда хотя бы одна из сторон находится на территории другого государства, либо является предприятием, организацией с иностранными инвестициями (статья 1 Временного положения).

Временное положение имеет верное представление о третейском суде как о едином институте, в рамках которого существуют две его формы: третейский суд для рассмотрения конкретного спора и постоянно действующий третейский суд. Однако данный нормативный акт не проводит какого-либо разграничения между указанными двумя формами третейского суда.

Временное положение предусматривает возможность передачи как уже возникших споров, так и могущих возникнуть в будущем на рассмотрение либо суда, созданного для рассмотрения конкретного спора, либо постоянно действующего третейского суда.

В общем, Временное положение сыграло весьма весомую роль в развитии института третейского суда.

Теперь хотелось бы обратить внимание на то, какая путаница содержится в нашем законодательстве относительно терминов, употребляемых для обозначения третейских судов.

Довольно часто в нашей литературе третейские суды называют арбитражами. Естественно, это тяжело воспринимается гражданами, тем более, что ныне действующие арбитражные суды в недавнем прошлом назывались государственными арбитражами. Однако, в литературе по внешнеторговому арбитражу термин “арбитраж” является синонимом используемого в русском языке термина “третейский суд”. Так, например, Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже в статье 2 устанавливает, что “арбитраж” означает любой арбитраж, независимо от того, осуществляется ли он постоянным арбитражным учреждением или нет”. Европейская же конвенция о внешнеторговом арбитраже гласит: “термин “арбитраж” обозначает разбирательство споров как арбитрами, назначенными по каждому отдельному делу (арбитраж ad hoc), так и постоянными арбитражными органами”. Согласно российскому законодательству, по решению учредителя третейского суда, в название такой организации могут включаться или не включаться слова “третейский суд”. Последнее часто имеет место, когда функции постоянно действующего третейского суда, то есть функции по организации третейского разбирательства, являются одним из видов деятельности рассматриваемой организации.

Попытку разобраться с терминологией делает закон “О Международном коммерческом арбитраже”. В статье 2 указанного закона содержатся следующие определения терминов:

“арбитраж” означает любой арбитраж (третейский суд) независимо от того, образуется ли он специально для рассмотрения отдельного дела или осуществляется постоянно действующим арбитражным учреждением, в частности Международным коммерческим арбитражным судом или Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Российской Федерации;

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.