бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьТеория государства и права - (шпаргалка)

Теория государства и права - (шпаргалка)

Дата добавления: март 2006г.

    Методология ТГП. Система методов изучения ТГП.

Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает свой метод. Имеет его и ТГП. Методология (от греч. “метод”– путь к чему-либо и “логос” – наука) –это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания. Методологической основой ТГП является философия, представляющая собой развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и человека. Любая юридическая наука, в том числе и основополагающая в этой области –ТГП, должна творчески использовать категории философии с учетом специфики своего предмета, вырабатывая собственные специальные приемы и способы. В ТГП познание имеет своей главной целью выяснение истины для того, чтобы преобразовать существующую действительность, опираясь на объективный критерий–практику. Во-первых, сами понятия (категории) рассматриваются как такие мысленные образы, которые выработались в длительной исторической практике познания и преобразования людьми своих жизненных условий. Во-вторых, теоретические выводы сверяются с действующей практикой, т. е. явлениями реальной общественной жизни. В-третьих, эти выводы проверяются в своей исторической истинности в качестве установок на творческое преобразование существующих условий.

Обобщая закономерные связи природы и общества, философские категории выступают и как категории мышления, познания и поэтому имеют общееметодологическое значение, играют роль опорных пунктов всякого познания, являются одновременно илогическими категориями.

ТГП, используя уже выработанные понятия (категории), изучая данные институты под углом зрения содержания этих категорий, прослеживает, какое выражение они получают в исследуемой области.

ТГП, изучая общие закономерности динамики государственно-правовых явлений, вскрывает тенденции и намечает прогнозы развития государства и права, вырабатывая и более конкретные, рациональные практические выводы и рекомендации. Нужно только постоянно помнить, чтобы эти рекомендации опирались не только на общие соображения, но и на конкретный анализ явлений действительности.

ТГП в процессе познания государственно-правовых явлений использует: а) общенаучные методы (формально-логический, социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический и т. п. ); б) общелогические методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование);

в) частнонаучные методы (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования и т. п. ).

Итак, метод ТГП сложен по своей структуре. Он представляет собой внутренне организованную систему общефилософских, общенаучных и частнонаучных принципов, приемов, средств познания государственно-правовой надстройки. Методология не может оставаться раз и навсегда данной, неизменной во всех частях. Она постоянно обогощается, подчиняясь задачам все более глубокого изучения предмета исследования– государства и права, которые находятся в постоянном развитии. Таким образом, методология ТГП –это применение обусловленной материалистической диолектикой совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов исследования государственно-правовых явлений.

2. Закономерности возникновения государства. Типичные и уникальные формы возникновения государства.

С марксисткой точки зрения государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт– государство.

Общество создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более преуспевает в этом, чем более становится органом политических сил, стоящих у власти и чем более явно осуществляет его господство.

Для того чтобы научно достоверно сделать вывод, завершился ли переход того или иного народа от догусударственного к государственно-организованному обществу, определяютсяпризнаки государства, отличающие его от общественной власти первобытно-общинного строя. Государственная власть отличается от родовой в первую очередь территориальным, а не родовым принципом организации населения. В качестве признака государства рассматривается не территория как таковая, а присущее государствуделение граждан по территориальному признаку, их организация по месту жительства, в отличие от кровнородственной связи, являющейся специфичным признаком доклассовой организации общества.

Второе отличие заключается в наличии общественной власти, интересы которой не совпадают с интересами населения. В первобытнообщинном строе общественная власть– это власть, выбранная самим обществом –родом, племенем на собрании, которая выражала интересы всего общества и опиралась на авторитет. Государственная власть–это власть не всего общества, а лишь его части, она стоит над обществом, отделена от него тем, что выражает интересы не всего общества. а только экономически сильного меньшинства, чужда основной массе населения. Такую власть, власть над обществом, называютпубличной.

Публичная власть воплощается в аппарате власти(государственный аппарат). Аппарат публичной власти коренным образом отличается не только от аппарата управления первобытнообщинного сторя, но и других возникающих политических организаций:

наличием особой категории людей, главным призванием которых является управленческий труд. В первобытном обществе такого разделения труда не существовало. Народ и войско, народ и народное собрание были едины, совпадали, а старейшины, вожди племен были только первые среди равных;

наличием особого аппарата принуждения для подчинения чужой воли насилию. Вместо старого ополчения возникает особое войско –новая военная организация из военных- профессионалов и другие орудия принуждения типа полиции;

наличием самомтоятельного фонда материальных средствдля поддержания аппарата управления и принуждения, что приводит к введению налогов и займов;

в-четвертых, важнейшим качеством государства – суверенитетом, который означает независимость и самостоятельность в определении и проведении политики как внутри, так и вне государства;

возможностью государства заниматься правотворчеством, в результате которого появляются правовые нормы, имеющие отношение ко всему обществу или его части; государство становится официальным представителем всего общества. Возникновение государства повсеместно происходило как перерождение родоплеменной организации в государственную, но процесс этот по длительности у разных народов неодинаков. Ф. Энгельс выделяет три главные формы возникновения государства, каждая из которых изучена на примере государств в Афинах, Риме и у древних германцев. Классической формой является возникновение государства в силу действия только внутренних факторов развития данного общества, расслоения на антогонистические классы. В данной форме образуется афинское государство. Впоследствии по этому пути шло формирование государства и у других народов, например у славян. Возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным примером образования государства вообще, потому что оно, с одной стороны, происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего или внутреннего, с другой, потому что в данном случае весьма высоко развитая форма государства– демократическая республика –возникает непосредственно из родового строя, и, наконец, потому что существуют многочисленные литературные источники, раскрывающие все существенные подробности образования данного государства.

В Риме родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, бесправным, но несущим обязанности плебсом; победа плебса взрывает старый родовой строй и на его развалинах образуется государство, в котором скоро растворяются и родовая аристократия, и плебс.

У германских победителей Римской империи государство возникает как непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий, для господства над которыми родовой строй не дает никаких средств. Следовательно, нередко процесс формирования государства “подталкивается”, ускоряется внешними для данного общества факторами, например войной с соседскими племенами или уже существующими государствами. В результате завоевания Римской империи родоплеменная организация победителей, находившаяся на стадии военной демократии, быстро переродилась в феодальное государство.

    3. Общественная власть в первобытном обществе.

Общеизвестно, что государство существовало у народов не всегда, его образованию предшедствовал первобытнообщинный строй–древний тип коллективного или кооперативного производства. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд человека становитсяколлективным, т. е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей.

Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда, а также добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т. п. ) принадлежало всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, распределение продуктов труда былоуравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным “коммунизмом”, не результатом какого-либо обобществления, аестественным состоянием первоначально возникшей коллективности. Формой социальной организации в тот период (после первобытного стада) был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства (происходящие от одного прародителя), но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства. В эпохи бронзового и железного веков изменились производственные отношения–коллективное присвоение продуктов природы переросло в коллективное присвоение продуктов труда, а общее владение орудиями труда и продуктами потреблениятрансформировалось в общинную собственность. Стала другой общественная организация –первобытное стадо преобразовалось в род как носитель и накопитель коллективного опыта труда, который постоянно совершенствовался. Роды объединялись в племена, а последние–в союз племен. Возникла необходимость в управлении общественными делами, то есть потребность во власти, но государства еще не было в родовом устройстве общества. Хотя принудительная власть уже существовала, но она являлась неполитической, т. к. не была связана с государством.

Власть –древнее и повсеместное, универсальное свойство любой социальной организации, в который элемент властвования и элемент подчинения сказываются во всем, что будучи составлено из нескольких частей, представляет единое целое. В первоначальном, зачаточном виде родоплеменная организация есть власть, осуществляемая в интересах всего общества. Ее воплощением были общие собрания членов рода, племени, советы старейшин как “первых среди равных”, глава рода, вождь племени, по старшенству получившие право управлять родом, племенем в интересах всех сородичей и соплименников.

Власть вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать новые, не свойственные ей изначально формы.

    4. Социальные нормы первобытного общества.

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы. Такими нормами были обычаи –исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течении длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения, т. е. служили регулятором общественных отношений. Многие из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны с отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов.

Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем: они исходили от рода и выражали его волю и интересы;

они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев, не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени;

в то время не было никакого различия между правами и обязанностями членов родового общества: права воспринималось как обязанность, а обязанность как право.

Следовательно, общественная власть и нормы поведения в эпоху догосударственного общества соответствовали уровню его экономического, социального, интеллектуального. культурного и духовного развития, зрелости самого человека.

    5. Функции государства в раннеклассовых обществах.
    6. Общесоциальная и классовая сущность государства.

Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью аппарата политической власти целостность общества и его надлежащее функционирование в эпоху цивилизации. Т. е. в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия– народовластие, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное предназначение государства –гарантировать на властной основе свободу в обществе, создать твердые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов.

Существование и сила власти в государстве, опирающейся на аппарат принуждения, оправданы постольку, поскольку на ее основе осуществляются управленческо-обеспечительная и охранительная функции государства. Вместе с тем власть в государстве может быть использована и как самостоятельная, самодовлеющая сила, в том числе для реализации групповых, узкоклассовых, клановых, личных и иных интересов, не совпадающих с потребностями общества, а также для решения религиозных или иных идеологических задач, например, для воплощения коммунистической утопии.

В такой обстановке государство теряет свое общественное предназначение, во многом становится групповым– классовым, националитическим –образованием, орудием политической борьбы, достижения узкоклассовых или националистических целей и отсюда негативной силой в обществе. Не получает развития весь комплекс институтов государства, и само оно–несмотря на обширность, громозкость, усложненность и даже отработанность аппарата власти– остается неразвитым, авторитарным или тоталитарным.

7. Формационный и цивилизованный подходы к типологии государства. Классово-формационныйподход к типологии государства до последнего времени был единственным в нашей научной и учебной литературе. Типом государства называлась “совокупность государств, развивающихся в рамках одной и той же общественно-экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы”. “Исторический тип государства–это совокупность наиболее существенных признаков, свойственным государствам единой общественно-экономической формации”. Тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью. Мировая политико-правовая мысль выработала другие критерии типологии государства. Одним из наиболее распространенных и широко признанных зарубежной наукой оснований типовой классификации государств является понятие “цивилизации”. Английский историк А. Тойнби развил и конкретизировал понятиецивилизации, под которым он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизованныйподход к истории человеческого общества и его государственности получает все большее признание в современной отечественной науке. Новейшие исследования всемирной истории показали, чтоформационноеобъяснение структуры функционирования и развития общества является одномерным, а поэтому не носит исчерпывающего характера. За его пределами оказывается множество исторических явлений, составляющих особенности и глубинную сущность общества и его государственной организации.

Основное отличие понятия “цивилизация” от понятия “формация” состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной деятельности. Цивилизованный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую. политическую, социальную–во всем многообразии общественных связей. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не классово обезличенный индивид.

Концепция цивилизации оказывается намного шире и богаче формационногоподхода в изучении общественной жизни. Она позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей, не только проявление классовых противоречий, но и общность духовных принципов, пронизывающих все поведение людей в различных областях человеческой деятельности. Цивилизация формирует такие нормы общежития, которые, при всем их различии, удерживая их тем самым в рамках единого целого.

Цивилизованныйподход, позволяет таким образом, видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека.

8. Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества.

Государство представляет собой систему власти в политически организованном, демократическом обществе. Смысл такой организации–обеспечить нормальное, естественное развитие общества на основе экономических и духовных факторов. В соответствии с этим политическая власть должна быть цивилизованной. Должно быть обеспечено такое функционирование государства, когда бы оно, в полной мере сохраняя качества сильной дееспособной власти, не приводило к авторитарным и тоталитарным порядкам, раскрывался бы позитивный потенциал демократии, происходило нормальное развитие общества. С этой точки зрения феномен государства должен рассматриваться как прогрессивное явление цивилизации и культуры.

Государство –продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта, проб и ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства все более и более раскрывался. Отсюда в условиях демократии совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов–единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества.

    9. Понятие формы (устройства) государства, ее элементы.

Форма государства –это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность. Традиционно считается, что под формой государства следует понимать организацию политической власти в государстве, взятую в единстве трех ее основных элементов–формы правления, формы государственного устройства и политического режима. При этом под формой правления имеется ввиду организация верховной власти государства, характеризующаяся ее источником, взаимоотношениями органов государства между собой и населением. Под формой государственного устройства подразумевается административно-территориальная организация государственного аппарата, соотношение территориальных частей государства и их органов с государством в целом. Под политическим режимом понимается конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в государстве, или совокупность способов и методов осуществления диктатуры политических сил, стоящих у власти. Высказано также предложение добавить к указанным элементам четвертый–“политическую динамику”, отражающий изменения в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.