бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьУкраинское аграрное право - (шпаргалка)

p>Агр правоотношения делятся на внешние и внутрихозяйственные. Внешние –это отношения в сфере реализации права собственности на движимое и недвижимое имущество, кот принадлежит субъектам агр предпринимательства; договорные отношения; налоговые отношения; деликтные отношения.

Внутрихозяйственные –это отношения между субъектами агр предпринимательской деятельности всех форм собственности и форм хозяйствования с субъектами предпринимательства в сфере аграрно-производственного сервиса и т. д.

26. Виды и структура внутренних правоотношений в частных аграрных предприятиях кооперативного и корпоративного типов.

Внутрихозяйственные отношения – это основанные на членстве, а для работников –также на личном трудовом участии отношения между кооп предприятием с одной стороны и каждым его членом с другой. В предприятии корпор типа эти отношении основаны на учредительном договоре, уставе предприятия, а также участии или создании в создании уставного капитала.

Агр-прав внутренними правоотношениями явл также отдельные правоотношения между кооп и корпор агр предприятиями и семьями их членов (участников), а также с их производственными подразделениями.

27. Виды и структура внутренних правоотношений в государственных аграрных предприятиях.

Реформы управления и экономики, кот осуществляются в гос секторе с/х производства, наполняют новым характером и содержанием объединение внутренних в ГСП орг-прав управленческих, имущественных, земельных, финансово-кредитных, трудовых, социальных и других отношений.

Внутренние агр правоотношения в ГСП характеризуются соотв интеграцией, обусловленной тем, что оно явл гос предприятием. Его экономическую основу составляет не право собственности, а право полного хозяйственного ведения. Это право определено ст. 37 Закона “О собственности”. В свою очередь, на основании данного права органы управления ГСП предоставляют своим структурным подразделениям средства производства, орудия и др имущество в оперативное управление.

28. Понятие права собственности коллективного сельскохозяйственного предприятия.

Понятие права собственности КСХП характеризуется особенностями ее вещного, материально-производственного и материально-непроизводственного состава, с одной стороны, и собственности как системы общественно-производственных отношений– с другой.

Первые составляют обусловленные характером и особенностями с/х производства и др, связанной с ним производственно-хозяйственной деятельностью, конкретные средства и орудия производства–объекты вещного права, объекты права собственности КСХП. Перечень таких объектов законодательно закреплен в ст. 22– 28 Закона “О собственности” и ст. 7 Закона “О коллективном с/х предприятии”. Вторая особенность собственности КСХП состоит в ее общ-эк сущности как комплекса своеобразных общ-эк отношений конкретно определенной формы присвоения, распоряжения и пользования средств и продукции производства, денежных средств и др мат благ.

29. Объекты права собственности коллективных сельскохозяйственных предприятий. Объекты права собственности КСХП определены ст. 24 Закона “О собственности”, а также ст. 7 Закона “О коллективном с/х предприятии”. Перечень объектов права собственности в этих статьях отличается, что объясняется полит, псих и эк изменениями, кот произошли в период между принятием этих законов. Так, согласно ст. 24 Закона “О собственности” объектами права собственности кооператива (колхоза) в 1991 г. признавались только: здания, сооружения, денежные и имущественные взносы его членов, произведенная продукция, доходы, полученные от ее реализации и др деятельности, предусмотренной уставом кооператива (колхоза), а также др имущество, приобретенное на основаниях, прямо не запрещенных законом.

В соотв со ст. 7 Закона “О коллективном с/х предприятии” начиная с февраля 1992 г. объектами права собственности в КСХП признаются: земля и оборотные средства производства, денежные и имущественные взносы его членов, произведенная продукция, полученные доходы, имущество, приобретенное на законных основаниях. Объектами права собственности коллективного предприятия явл также доли в имуществе и прибыли межхозяйственных предприятий и объединений, членом кот оно является.

30. Субъекты права собственности коллективных сельскохозяйственных предприятий. Закон “О коллективном с/х предприятии” (ст. 7) субъектом права коллективной собственности признает предприятие как юр лицо и его членов–в доле имущества, кот они получают при выходе из предприятия. Поскольку равноправными видами коллективного с/х предприятия явл преимущественно КСХП (бывшие колхозы), союзы крестьян, паевые общества, агрофирмы, с/х кооперативы, аграрно-производственные ассоциации и др подобные образования, то каждый из них признается субъектом права коллективной собственности.

31. Организационно-правовой механизм обеспечения эффективного природопользования в сельском хозяйстве.

Орг-прав механизм обеспечения эффективного природопользования в с/х –это совок орг-прав средств, кот обеспечивают продуктивное, бережное, экономное, экологически безопасное использование земель и др природных ресурсов, их постоянное воспроизводство и защита от ухудшения качества в процессе с/х производства.

Данный механизм должен содействовать удовлетворению потребностей населения в качественной с/х продукции, сырьевому обеспечению народного хозяйства, созданию безопасных природных условий для труда и жизнедеятельности населения, занятого в с/х, сохранению с/х угодий, как сложных природных систем и антропогенных ландшафтов. Юр база этого механизма– действующее зак-во.

32. Формы управления в сфере организации эффективного использования природных ресурсов.

Управление природопользованием в с/х предусматривает достижение цели обеспечения эффективного, сбалансированного, научно обоснованного, комплексного и целевого использования земель и др природных ресурсов.

В зависимости от полномочий, структуры, цели и заданий, кот реализуют гос органы в сфере организации эффективного использования природных ресурсов, можно различить такие виды управления: общее, специальное и отраслевое. Общее управление осуществляется Президентом Украины, КМУ, Правительством АР Крым, местными органами гос исполнительной власти, местными органами самоуправления.

Специальное управление возлагается на уполномоченные органы –Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности, Министерство лесного хозяйства, Государственный комитет Украины по геологии и использованию недр, Государственный комитет Украины по земельным ресурсам и др.

Отраслевое управление осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия.

33. Права собственников, пользователей земель и природопользователей в сфере эффективного использования природных ресурсов в сельском хозяйстве. В соотв с зак-вом собственники земель и землепользователи имеют право самостоятельно хозяйствовать на земле, использовать для нужд хозяйства наличные на земельном участке полезные ископаемые местного значения, торф, лесные угодья, водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные особенности земли, возводить в установленном порядке жилые, производственные, культурно-бытовые и др здания и сооружения; собственники фермерских земель могут передавать во временное пользование участок или его часть в случае потери трудоспособности или достижения пенсионного возраста по решению соотв совета одному из членов семьи, кот вместе с ним ведет сельское хозяйство. Собственникам земель и землепользователям с/х предприятий предоставляется право получать от нового собственника земли, землепользователя или местного Совета компенсацию за повышение плодовитости земли в случае изъятия или добросовестного отказа от участка, право собственности на произведенную с/х продукцию и доходы от ее реализации, а также на посевы и посадки с/х культур и насаждений.

34. Обязанности собственников и пользователей земель и природопользователей в сфере эффективного использования природных ресурсов в сельском хозяйстве. На владельцев земли и землепользователей возлагаются обязанности по эффективному использованию земель в соотв с проектом внутрихоз землеустройства, повышению ее плодовитости, применению природоохранных технологий производства, недопущению ухудшения экологической ситуации на территории вследствие хоз деятельности, осуществлению комплекса мер для охраны земель, своевременному внесению земельного налога и арендной платы за землю.

Они обязаны использовать землю по целевому назначению, соблюдать права других собственников земли и землепользователей, включая арендаторов, не чинить препятствий в проведении к смежному участку необходимых инженерных коммуникаций, соблюдать требования санитарно-охранных режимов, не допускать загрязнение и др негативное влияние на качество земель.

35. Ответственность за нарушение требований эффективного природопользования в сельском хозяйстве.

Ответственность за нарушение требований эффективного природопользования в с/х составляет совок юр средств, кот обеспечивают принудительное выполнение санкций, кот накладываются на виновных лиц. Наиболее распространенными явл административная, криминальная и имущественная ответственность. 36. Административная ответственность за нарушение требований эффективного природопользования в сельском хозяйстве.

Админ ответственность предусматривается природно-ресурсным зак-вом и КоАП. Основанием для привлечения виновных к такой ответственности явл админ правонарушение, то есть противоправное, виновное деяние, кот посягает на право собственности на природные ресурсы, установленный порядок управления, природопользование, права и интересы субъектов природопользования и предусмотренный режим использования, воспроизводства и охраны данных ресурсов, а также нарушение при этом норм экологической безопасности. 37. Криминальная ответственность за нарушение требований эффективного природопользования в сельском хозяйстве.

Крим ответственность предусмотрена за совершение экологических преступлений, кот признаются установленные крим законом общественно и экологически опасные деяния, кот покушаются на установленный режим использования, воспроизводства и охраны земель, др природных ресурсов, экологический правопорядок и нормативы экологической безопасности.

    Эти преступления можно сгруппировать в три группы:

преступления, кот нарушают порядок эффективного использования природных ресурсов–самовольное занятие земельного участка, незак вырубка леса, потрава посевов и уничтожение насаждений, незак охота и рыболовство;

преступления, кот нарушают режим охраны природных ресурсов и объектов, как составной рационального природопользования–умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов поджогом или др опасным способом, нарушение правил борьбы с вредителями растений, проведение взрывных работ с нарушением правил охраны рыбных запасов;

преступления, кот нарушают нормы экологической безопасности –загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря, нарушение правил обращения с радиоактивными материалами, реализация продуктов питания, опасных для здоровья людей.

38. Имущественная ответственность за нарушение требований эффективного природопользования в сельском хозяйстве.

Имущ ответственность предусматривает возможность компенсации вреда, причиненного нарушением зак-ва об использовании земель и других природных ресурсов. Компенсация может иметь место вследствие правомерных действий в случае изъятия земель и др природных ресурсов для общ и гос нужд, виновного причинения вреда собственнику или пользователям природных ресурсов и компенсации вреда гос-вом, кот возник по вине экологически вредных предприятий, то есть компенсация за "“чужую вину".

Имущ ответственность содействует принятию мер для восстановления качества земель и др природных ресурсов, защите имущ и экологических прав человека в зависимости от уникальности, природной и научной ценности уничтоженных или поврежденных природных ресурсов и объектов и предусматривает элементы штрафного компенсирования вреда, а в ряде случаев и меры стимулирования, направленные на поощрение органов, кот осуществляют контроль в этой сфере, а также использование средств на оздоровление окружающей среды и осуществления природоохранных мероприятий.

39. Понятие финансовой деятельности и ее правовое регулирование. Финансовая деятельность представляет собой деятельность с/х предприятий по выполнению финансовой части их производственно-хозяйственных планов. Правовое регулирование финансовой деятельности с/х предприятий осущ как общими, так и специальными законами и подзак актами. Наиважнейшими явл Законы “О предприятиях в Украине”, “О хоз обществах”, “О колл с/х предприятии” и “О сельском (фермерском) хозяйстве”. Они составляют основу специальной право- и дееспособности этих субъектов в том, что касается финансовой деятельности. 40. Понятие и основные показатели финансового плана.

Фин план –это часть производственно-хозяйственного с/х предприятия, кот составляется на основе на основе индикативного плана его развития. Как в гос, так и в колл с/х предприятиях основные показатели фин планов характеризуют, во-первых, получение прибыли от реализации продукции, предоставления услуг, выполнения работ, занятия торговлей, от деятельности подсобных и межхозяйственных предприятий, от ценных бумаг других предприятий; во-вторых, затраты средств, связанные с развитием производства.

    41. Разновидности финансовых отношений.

Предметом прав регулирования зак-ва о финансировании и кредитовании с/х предприятий явл совок фин отношений, кот возникают в процессе организации и исполнения ими фин обязательств. В этом процессе возникает несколько разновидностей таких отношений.

Фин отношения, кот складываются между с/х предприятиями и фин органами. Они охватывают налоговые и др обязательные платежи, кот должны платить эти предприятия;

Фин отношения, кот возникают в процессе выполнения бюджета поточного года и явл поддержкой со стороны гос-ва с/х предприятий всех форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования;

Расчетные отношения, кот возникают между с/х предприятиями и другими субъектами в процессе хоз деятельности и выполнения договорных обязательств; Кредитные отношения, кот возникают между с/х предприятиями, учреждениями банков и др субъектами в связи с получением кредитов.

42. Организационно- правовое обеспечение выполнения финансовой части производственно-хозяйственного плана сельскохозяйственного предприятия. Производственно-хозяйственная деятельность с/х предприятий невозможна без правильной организации их фин хозяйства, составления и выполнения фин части производственно-хозяйственных планов.

В общих и спец прав актах получили свое проявление основные принципы фин деятельности с/х предприятий. Они тесно связаны с понятием фин дисциплины, целью кот явл обеспечение бесперебойного и сбалансированного функционирования этих предприятий посредством аккумуляции, перераспределение и использование их средств. Фин деятельность с/х предприятий подчинена их уставным целям и заданиям. Эти предприятия в соотв с действующим зак-вом открывают в учреждениях банков счета для хранения средств, ведения кассовых, депозитных, кредитных и расчетных операций, о чем эти учреждения информируют налоговые инспекции по месту гос регистрации предприятий.

43. Группы финансовых отношений сельскохозяйственных предприятий. По сути и направленности отношения с/х предприятий с учреждениями банков можно разделить на такие группы:

кассовые операции, связанные с вкладами и хранением средств этих предприятий, а также с кассовым их обслуживанием;

активные (кредитные) операции, при помощи кот предприятиям выдаются кредиты; расчетные операции, кот пребывают в неразрывной связи с кредитными отношениями. 44. Правовое регулирование расчетно-кассовых операций сельскохозяйственных предприятий.

Расчетные отношения с/х предприятий явл самостоятельным видом денежных отношений, кот возникают в процессе хоз и соц деятельности этих предприятий и осущ через банковские учреждения. С/х предприятия, как и др субъекты хоз деятельности, должны хранить свои деньги в учреждении банка и осущ расчеты в общем порядке, предусмотренном зак-вом. Это, в частности, закреплено в ст. 24 Закона “О предприятиях в Украине”, ст. 17 Закона “О колл с/х предприятии”, ст. 25 Закона “О сельском (фермерском) хозяйстве”, в Указе Президента “О мерах по нормализации платежной дисциплины в народном хозяйстве Украины”, а также в Положении о безналичных расчетах в хоз обороте Украины. Средства предприятия должны храниться на спец открытых банковских счетах: расчетных, поточных, валютных, бюджетных. Процедура открытия счетов юр лицами и др субъектами предпринимательской деятельности всех форм собственности регламентируется Инструкцией о порядке открытия расчетных, поточных, и бюджетных счетов в учреждениях банков.

45. Правовое регулирование кредитования сельскохозяйственных предприятий. Кредитование –один из важнейших инструментов существования и регулирования хоз деятельности, в том числе и с/х предприятий. В соотв с Положением НБУ “О кредитовании”, кредит–это заемный капитал банка в денежной форме, кот передается во временное пользование на условиях обеспеченности, возврата, срочности, платности и целевого характера использования.

Законом “О банках и банковской деятельности” установлены два уровня банковской системы и определены два направления регулирования кредитных правоотношений. Во-первых, это отношения, кот возникают в связи с кредитованием в соотв со ст. 20 указанного закона между коммерческими банками и с/х предприятиями, а во-вторых, отношения между самими коммерческими банками, в процессе кот они получают займы от НБУ. Эти отношения регулируются кредитными договорами, согласно кот банки передают в оперативное управление и пользование с/х предприятиям средства на определенный срок, как правило, с обеспечением, а должники обязуются использовать последние по их целевому назначению и возвратить в указанный срок с оплатой процентов за их использование. 46. Современная система кредитования.

    Современная система кредитования имеет ряд особенностей.

Во-первых, она базируется на договорной основе. Все вопросы, кот возникают в связи с кредитованием, решаются непосредственно между учреждениями банков и должниками. Каждая сторона по договору принимает на себя соотв обязанности, имеет конкретные права по контролю за выполнением договорных условий. Во-вторых, удовлетворение потребностей с/х предприятий зависит от наличия у коммерческих банков как хоз предприятий кредитных ресурсов. В случае необходимости они на договорной основе могут занимать ресурсы один у другого и осуществлять взаимные операции, предусмотренные их уставами. Если не хватает средств, то коммерческие банки могут получать займы от НБУ. В-третьих, проявляется тенденция к переходу от кредитования объекта к кредитованию субъекта. В ее основе лежит кредитоспособность клиента банка, что уменьшает риск несвоевременного возврата займа.

В-четвертых, расширяется использование таких форм, кот в большей мере гарантируют возврат банковского кредита, как залог имущества, ценных бумаг, имущественных прав, ипотека, поручительство, гарантия.

47. Правовое регулирование страхования сельскохозяйственных предприятий. Природно-климатические условия и др обстоятельства могут негативно повлиять на производство продукции и сырья растительного и животного происхождения, а также на получение с/х предприятиями прибыли. Чтобы предупредить такую ситуацию, в Украине формируется институт страхования. В соотв с Законом “О страховании” под страхованием понимают гражд-прав отношения по защите имущ интересов граждан и юр лиц в случае наступления определенных событий (страховых случаев), осущ за счет денежных фондов, кот формируются посредством уплаты ими страховых платежей (страховых взносов, страховых премий).

В соотв с Указом Президента от 13 июня 1994 г. “Об обязательном страховании имущества гос предприятий и организаций” и постановления КМУ от 20 марта 1995 г. “Об утверждении Положения о порядке и условиях обязательного страхования имущества гос предприятий и организаций” введено обязательное страхование имущества гос предприятий, в том числе с/х, в частности урожая с/х культур и насаждений совхозов и др гос с/х предприятий.

Что касается имущества коллективных и крестьянских (фермерских) хозяйств и др частных субъектов агр предпринимательства кооп и корпор типов, то его страхование явл добровольным.

    48. Понятие и виды аграрно-договорных обязательств.

В своей деятельности предприниматели вступают в отношения с потребителями их продукции, между собой, с поставщиками, банками, инвесторами, биржами и др. Юр средством и правовой формой регулирования этих отношений явл договор. Договорная правоспособность каждого отдельно взятого субъекта агр предпринимательской деятельности определяется, во-первых, в законах Украины, во-вторых, в подзак президентских и правительственных актах, в-третьих, в уставах агр предпринимателей, кот имеют статус юр лица.

Своеобразность с/х продуктов и сырья, кот производятся вследствие земледелия, рыболовства, охоты, обуславливает характер предпринимательских договорных отношений, связанных с порядком, правовыми формами и условиями их реализации. 49. Основные группы договоров.

Выделяют четыре основные группы договоров, кот применяются в агр предпринимательстве и закрепляют обязательства в сфере:

фин и мат обеспечения производственной деятельности, в частности мат-тех, электроэнергетического и фин-кредитного обеспечения агр предпринимательства; предоставления услуг (сервиса) субъектам агр предпринимательства, в частности по поводу производственно-технического, мелиоративного, агрохимического обслуживания;

реализации произведенных продуктов питания и сырья растительного и животного происхождения;

научного обеспечения агр предпринимателей (внедрение научных разработок, сортовых семян, новых пород скота, птицы, рыбы и др).

    50. Договоры кредитования.

В соотв со ст. 382 ГК кредитование агр предпринимателей имеет прямой (осущ именно для агр товаропроизводителя), целевой (заем используется только по назначению), временный (полученные средства должны быть возвращены в срок, оговоренный договором займа), и “зворотний” (за пользование средствами банк списывает соотв проценты) характер.

В зависимости от банковского учреждения кредитные договорные отношения агр предпринимателей возникают на разных правовых основаниях. Так, во исполнение решений ВР об открытии кредитных линий агр товаропроизводителям осущ их целевое кредитование. Кредитные отношения агр предпринимателей с НБУ, учреждениями АКБ “Украина” возникают на основе заявления-обязательства, без заключения специального письменного договора. С др коммерческими банковскими учреждениями агр предприниматели заключают договор на получение кредита. 51. Договоры на использование научно-технической продукции. Потребность в ведении рентабельного и конкурентоспособного отечественного производства продуктов питания и сырья заставляет агр предпринимателей активно использовать опыт отечественной и иностранной агр науки и новейшие энергосберегающие и экологически безопасные технологии.

Отношения, кот складываются между агр предпринимателями всех форм собственности и орг-прав форм хозяйствования и исполнителями–собственниками научно-технической продукции, регулируются договором о создании (передаче) научно-технической продукции.

Согласно действующему зак-ву сторонами в таких договорах могут выступать не только юр, но и физ лица. Они называются “исполнитель” и “заказчик”. 52. Договоры материально-технического обеспечения.

Предпринимательская деятельность производителей продуктов питания и сырья растительного и животного происхождения в значительной мере зависит от уровня их мат-тех обеспечения продукцией производственно-технического назначения (с/х машины, комплектующие, топливо удобрения). Это обеспечение осуществляется: через системы Минсельхозпрома и концерна “Украгротехсервис”; осуществлением оптовой торговли; благодаря поставке по прямым долгосрочным хоз связям; приобретением на биржах и др предприятиях и граждан.

Основной правовой формой, кот юр опосредует отношения, связанные с мат-тех обеспечением агр предпринимателей, явл договор поставки продукции производственно-технического назначения.

    53. Договоры пользования электрической энергией.

Отношения между агр товаропроизводителями разных форм собственности и орг-прав форм хозяйствования и организациями, кот поставляют им электроэнергию, регулируются договором пользования электроэнергией (ее отпуск и потребление). Во время выполнения этого договора, а также при разрешении всех вопросов, не оговоренных в нем, стороны руководствуются утвержденными Министерством энергетики и электрификации СССР Правилами пользования электроэнергией в части, не противоречащей зак-ву Украины, и др документами.

Специфика предмета обусловленных указанным договором обязательств проявляется в его содержании. Стороны называются “энергопоставляющая организация” и “потребитель”. Организация, поставляющая электроэнергию обязуется отпускать ее потребителю в соотв с установленными в договоре условиями и объеме, а потребитель–оплачивать используемую энергию, а также осуществлять др платежи согласно прейскуранта.

54. Договоры агрохимического и гидромелиоративного обслуживания. В соотв с действующим зак-вом все субъекты агр предпринимательства с целью поддержания и улучшения плодородности земель должны осуществлять работы, связанные с их орошением и др окультуриванием. Агр товаропроизводители могут это делать как собственными силами, так и за собственные деньги силами других предприятий на основезаключенных договоров. Такие договоры принято называть мелиоративными.

Анализ действующего зак-ва и правоприменительной практики дает основание утверждать, что мелиоративный договор–это добровольное временное платное соглашение сторон, кот заключается для выполнения орг-хоз, технических, расчетно-кредитных мер, направленных на улучшение состояния природных ресурсов, особенно с/х угодий. Мелиоративные договоры классифицируются по разным основаниям. Так все эти договоры (а по видам мелиоративных работ их насчитывается более 40) принято разделять на культуротехнические, агролесомелиоративные, химические и гидротехнические (водные).

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.