бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьУчение о государстве и праве в странах древнего востока - (курсовая)

p>Особенно ярко это заметно у Конфуция, самого знаменитого китайского философа, чьи взгляды спустя несколько веков были возведены в ранг официальной идеологии. Конфуций родился в 551 г до н. э. В детстве был не по годам серьезный, отличался прилежанием и удивительной любовью к церемониям. Окончив учение, он получил должность чиновника и дорос до поста министра в княжестве Лу. Последние годы своей жизни посвятил созданию своей школы и собиранию классических книг и обычаев. Умер Конфуций в 479 г до н. э. в возрасте 72 лет.

Его мысли изложены в сборнике “Луньюй” (“Беседы и высказывания”), составленные учениками философа в V в до н. э. Конфуция не слишком занимал вопрос происхождения и сущности мира, неба, загробной жизни. Он сосредоточился на этом мире, на обществе, на наилучшем, разумном устройстве государства.

Основу политического учения Конфуция составляет принцип добродетели - ДЭ. Он распространяется на всех людей, причастных к управлению. Управляющие верхи должны быть совершенными людьми. Конфуций называет их Цзюн-цзы -Благородные. Их жизнь подчинена строгим нормам ритуала (ЛИ), который они отлично знают и неукоснительно соблюдают. Их отличает гуманность, чувство долга и справедливости, стремление к знаниям. Благородный чиновник всегда следует справедливостиДао.

Государствоон уподобляет гигантской семье, царь - отец, старший в роде, а отношения правящих и подданных - семейными отношениями, где младшие зависят от старших. Цель государства и царской власти - общее благо этой семьи, воспитание подданных. Призвание царя - накормить и обогатить народ, обучить его, защитить его оружием. В свою очередьнарод обязан проявлять сыновью почтительность к правителям, беспрекословно им подчиняться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах. Предполагается типично патриархальная концепция власти. Конфуций не зовет вернуться к социальному и политическому равенству. Он считает иерархию, деление на благородных и простолюдинов естественным, хотя и осуждает крайности бедности и богатства, которые подрывают мир в государстве. Конфуций симпатизировал федерально-удельной аристократии, правда, не отстаивая наследственных сословных привилегий . Он хотел, чтобы место аристократии заняли цзюонь - цзы, люди благородные не по происхождению, а по нравственным свойствам. Принцип“исправления имен”предполагал, что социальный статус каждого человека должен определяться в соответствии с его качествами и поступками.

Однако одной нравственности чиновников мало для восстановления пошатнувшихся устоев и справедливости, поэтому основу стабильности Конфуций видел в четкой организации и формализации общественной деятельности в том, чтобы каждый соблюдал свои обязанности и находился на отведенном ему месте. Конфуций стремился восстановить всю сумму сложившихся веками традиций и ритуалов, определявших каждый шаг китайцев. Эти правила назывались “ЛИ”, своего рода естественное право, освященное многовековой традицией.

Конфуций скептически относился к попыткам управления посредством создания новых законов, подкрепляемых наказаниями. Следование ритуалу, обычно позволяло по его мнению, избежать насилия и конфликтов. Он отводил ритуалам роль нормативной системы общества.

Конфуцианствозанимало господствующие положение при императоре У-ди (140 - 87 гг. до н. э. ) и до 1949 года конфуцианство оставалось официальной идеологией Китая. Основателем легизма считают Шан Яна (390 - 338 гг до н. э. ) правителя области Шан. Мысли его изложены в трактате “Книга правителя области Шан“. Шан Ян констатирует, что народ распустился, стремится к удовольствиям, забывает свое основное занятие - земледелие и предается побочным занятиям, доходы от которых не поступают в казну. В результате государство клонится к упадку. Выход только один. Государство должно ликвидироватьраспущенность, установить единообразие в мыслях и действиях. Для этого нужно вводить жесткие нормы, определяющие все сферы жизни, обязательные для всех и обеспеченные наказанием. Эти новые нормы называются законом – ФА, в отличие от обычных норм ритуала - ЛИ. Отсюда латинизированное название школы – “легизм”. Унификация предполагала строгую систему наказаний, пресечение частнособственнеческих тенденций, приводящих к накоплению богатства у подданных, а не в казне, систему доносов и даже круговой поруки,  т. е. коллективной ответственности, освободить от которой мог только своевременный донос. В идеологии легизма государство превращалось в самодавлеющий институт, в смысл и цель существования общества.

В области управленияпредполагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий. Намечалось упразднить передачу должности по наследству. На административные должности Шан Ян предлагал выдвигать тех, кто доказал преданность государю на службе в войсках. Высшей целью деятельности государя Шан Ян считал создание могущественной державы, способный объединить Китай.

Легизмсодержал наиболее полную программу централизации государства и его рекомендации были использованы при объединении страны под властью императора Цинь Шихуана. (III век до н. э. )

Вывод: В государствах Древнего Востока общественное сознание оставалось слабо дифференцированным, поэтому в политико-правовой мысли переплетались религиозные взгляды с пережитками первобытных мифов, а также с морально нравственными проблемами.

    2. Политико-правовые учения Древней Греции

Социально -политический строй Древней Греции представляет собой своеобразную систему независимых полисов,  т. е. небольших, иногда даже крошечных государств. Территория полиса состояла из города и прилегающих к нему селений. Общей чертой полисной жизни VII -V в. до н. э. является борьба между родовой аристократией и торгово-ремесленными кругами, образовывавшими вместе с отдельными слоями крестьянства лагерь демократии. В зависимости от перевеса той или иной стороны государственная власть в полисах принимала форму либоаристократического правления (Спарта), либо демократии (Афин), либо переходного правления тиранов. Острые противоречия между аристократией и сторонниками демократии были стимулом становления и развития политико-правовой идеологии, основными темами которой стали проблемынаилучшей формы государства (демократия или аристократия), понятие полноправного гражданина. Расцвет политической мысли в этот период был связан с именами Аристотеля и Платона. Платон (427 - 347 гг. до н. э. )

Платон родился в аристократической семье. В молодости (407 -399 гг. до н. э. ) был слушателем и ученикомСократа, оказавшего на него огромное влияние. После смерти Сократа Платонвместе с другими учениками казненного философа покинул Афины. Он много путешествовал: посетил Египет, Южную Италию и Сицилию. Вернувшись в Афины, Платон в 387 гг. до н. э. приобрел рощу на зеленой окраине города, носившей имя героя Академа, и основал здесь знаменитую Академию, которой руководил до конца своей жизни. Академия просуществовала почти целое тысячелетие до 529 г н. э. Самое крупное произведение Платона – “Государство“, в нем содержится наиболее полное изложение его мировоззрения. Проблемы государственности также рассматриваются в работах“Политик” и “Законы”(последняя осталась незавершенной). Сочинения Платона написаны в форме диалогов.

В диалоге “Государство” Платон рисует картину идеального общественного строя и, обосновывая ее, решает ряд теоретических проблем. По его мнению обществовозникает из потребностей, которые люди могут удовлетворить только совместно, сотрудничая друг с другом на основеразделения труда. В обществе нужен сапожник и хлебороб, солдат и правитель, каждый должен заниматься своим делом.

Общее благо, учет интересов всех групп, по Платону, отнюдь не предполагают равенства, наоборот, Платон - сторонниксословности и жесткой социальной иерархии. И здесь он исходит из принципа разделения труда. Платон любит уподоблять индивидуальный человеческий организм и общество. Подобно тем как в душе человека естьтри начала, так и в государстве должно быть три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители - философы, яростному началу - воины, вожделеющему - земледельцы и ремесленники. Справедливость состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом. Сословияне только не равны, но и наследственны и замкнуты. Принадлежность к сословию определяется не личностными качествами, а происхождением. Самовольный переход из низшего сословия в высшее, недопустим, является величайшим преступлением, ибо каждый отдельный человек должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы.

Отстаивая иерархию сословий, Платон в то же время осуждает крайности бедности и богатства, ибо они подрывают единство государства, не дают сформироваться общему интересу. Платон видиткорень общественных противоречий и конфликтов в частной собственности, раскалывающей общество на бедных и богатых и побуждающей каждого гражданина думать прежде всего о своих личных интересах.

Конструируя в диалоге “Государство” идеальное общественное устройство, Платон выдвинул смелый план упразднения частной собственности среди правителей и воинов,  т. е. первых двух сословий. Правители и воиныдолжны всю жизнь посвятить служению общему благу. Поэтому их нужно избавить от соблазнов личного обогащения и частных интересов. Поэтому всю жизнь воинов и правителей предполагается организовывать на началах общности имуществ и коллективизма. Средства к существованию должно поставляет третье сословие. Стражиживут и питаются сообща, как в походе. Им запрещается иметь в своем распоряжении золото и серебро.

В первых двух сословиях нет и семей. Женщины имеют равные права с мужчинами. Половая связь в целях деторождения регламентируется сословными рамками. Жены и дети общие. Детей воспитывает государство, в семье, как и в собственности, Платон видит истоки эгоизма.

Эти ограничения не распространяются на сословие производителей. Но регулирование предполагается и там. Платон, не вдаваясь в подробности, поручает его правителям. Производители не участвуют в делах управления, они граждански бесправны.

В идеальном государстве правит сословие философов. Платон считает аристократию лучшей формой государстваи различает в ней два подвида: если среди правителей выделяются кто-то один это царская власть, если же несколько человек - это аристократия. Суждения философовПлатон ставит выше законов, полагая, что не будучи связанными ими, они лучше найдут справедливое решение в каждом случае. Идеальное аристократическое правление, по мнению Платона, в его время была не осуществимо, но в прошлом, в золотом веке, оно имело место.

Утрата нравственного совершенства вела к появлению неправильных видов правления. Сначала возникает тимократия(от доблести), вместо разумного начала господствует ярость, вместо философов  воины. Возникает частная собственность, свободных людей обращают в рабов (Спарта). Его главное бедствие - бесконечные войны.

Завоевания увеличивают богатства частных лиц, богачи стремятся к власти и устанавливают имущественный ценз для занятия должностей. Это - олигархия. При аристократии принцип власти - достоинство, при олигархии - деньги. Усиливается раскол богатых и бедных. Это приводит к перевороту и установлениюдемократии. Этот строй характеризуется изменчивой и бурной политической жизнью, а также плохим управлением. Главный недостаток демократии - уравнение людей разного достоинства, некомпетентность, капризность, воля случая.

И,  наконец, воспользовавшись избытком свободы и беспорядком, к власти приходит тиран. Тирания, по Платону,  - худшая из форм правления, там царит беззаконие, доносительство, уничтожение противников. Воззрения Платона изменялись на протяжении его долгого творческого пути. В конце жизни Платон написал еще одно свое крупное сочинение по политическим вопросам -“Законы”. В “Законах” Платон рисует менее совершенное политическое устройство. Признав, что идеал, изложенный в “Государстве” не осуществим, он идет на компромисс. Основные отличия диалога “Законы” от “Государства” таковы:   Во-первых, Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов. Всем гражданам разрешается иметь семьи и участки земли с домами в частной собственности. Каждый получает их по жребию и пользуется им на правах владения. Земля является собственностью государства.

Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права граждане приобретают в зависимости от размера имущества, записавшись в один из четырех классов. Переход из одного класса в другой происходит беспрепятственно при изменении имущественного состояния. В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается полностью обеспечить за счет рабского труда. Политически рабы полностью бесправны.

В-четвертых, форму второго по совершенству государства Платон характеризует как смешение принципов демократии и монархии. Во главе его находятся37 правителей, избираемые путем многоступенчатых выборов. В выборах участвуют только те граждане, кто носит оружие или уже принимал участие в войне. Возраст правителей от 50 до 70 лет, они могут находиться у власти не более 20 лет. Правители наделены широкими полномочиями, но связаны законами и оберегают их. Из числа 37 правителей выделяется “Ночной совет”, в составе которого - 10 самых мудрых правителей. Им вручается судьба государства. Значительная власть увыборного совета, в составе 360 человек (90 от каждого класса). Упоминается народное собрание, посещать которое обязаны под страхом наказания первые два сословия, а остальные по желанию.

Вывод: И “Государство” и “Законы” представляют собой жанр утопии,  т. е. несбыточных проектов. Платон чувствует, что греческая цивилизация клонится к упадку. Смириться с этим он не мог, а выход ему представлялся только в форме возврата к прошлому. Его аристократическое правление философов и стражей - воспоминание о родовой аристократии, о героических временах, оттуда идеи единства и общности имущества.

    Аристотель (384 -322 гг до н. э. )

Аристотель родился в 384 г до н. э. в городе Стагире. Отец его был врачом и долгое время служил при дворе македонского царя Аминты III. В 367 г до н. э. Аристотель прибывает в Афины и 20 лет проводит в платоновской Академии, сначала как ученик, потом как преподаватель. После смерти Платона он покидает Академию и живет в ряде городов Греции. В 342 -340 гг до н. э. при дворе македонского царя Филиппа II Аристотель занимается воспитанием его сына Александра, будущего завоевателя. В 335 г до н. э. он возвращается в Афины и создает свою школу ликей (лицей). В 323 г до н. э. после смерти Александра его учитель оказывается в немилости у своих сограждан и вынужден был покинуть Афины, а через несколько месяцев умирает в своем добровольном изгнании.

Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах “Политика”, “Этика”, а также в “Афинская полития”. Со своими учениками он описал и сопоставил более 150 конституций и проектов. Политикаопределяется как наука о высшем благе человека и государства. Цель политики  счастье, благосостояние человека и государства.

Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Смысл этого заключается в том, что человек не может жить один, он нуждается в контакте с себе подобными, в общении с ними. Естьнесколько ступеней объединений, которые люди создают последовательно в своем естественном стремлении к общению. Первое – семья, состоящая из мужчины, женщины и детей. Далее большая (расширенная) семья - несколько поколений кровных родственников с боковыми ветвями. Затем деревня или селение. Наконец, объединение нескольких селений составляет государство(полис), высшую форму человеческого общежития. В государстве реализуются заложенные в людях потребности к совместной жизни, возрастает количество благ, получаемых человеком от общения. Все большее значение приобретаетразделение труда. Оно-то и дает выигрыш. Цель государства - благо людей. Подытоживая свои рассуждения по поводу различных видов общежития, Аристотель дает государству следующие определение: “Государство - это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни”. Аристотель вкладывает в данное определение конкретное содержание. Под людьми подразумеваются только свободные граждане греческих полисов. Варваров и рабов он не считал за людей. Рабовладениепредставлялось естественным и неизбежным. Рабство установлено для пользы как господина, так и раба, это разумное сочетание ума и физической силы. Аристотель призывал порабощать варваров силой.

Частная собственность, подобно рабству, корениться в природе и является элементом семьи. Аристотель выступал решительным противником обобществления имущества как противоестественного состояния. Частная собственность - это добродетельное начало, стимул к труду. То, что выгодно гражданину, выгодно и полису. Общая собственность, наоборот, противоестественна. Общий интерес - ничейный интерес. Общность имущества не дает стимулов к производству, ею трудно управлять, она содействует лени, стремлению воспользоваться трудами других.

Защита частной собственности не мешает Аристотелю осуждать корысть и чрезмерное обогащение. Он выделяет двеформы накопления богатства: своим трудом через производство, создание материальных ценностей, вторая  посредством торговли, спекуляции и ростовщичества. (Это эгоистическое обогащение).

Важным показателем справедливости Аристотель считает отсутствие крайностей между бедностью и богатством, золотую середину. Людей среднего достатка, не бедных, но и не слишком богатых, Аристотель считал лучшими в полисе, его надеждой и опорой, ибо они способны понять общее благо, не склоняясь к крайностям.

Главную загадку политической теории Аристотель видел в том, что бы отыскать совершенное государственное устройство. С этой целью он подробно разбирал существующиеформы государства, их недостатки и причины государственных переворотов. В основу его классификации были положены два принципа: количественный - кто правит, и качественный - в чьих интересах осуществляется правление. Отсюда Аристотелем были выделены три правильные формы: в которых правит одни - немногие - многие в интересах всего общества. И три неправильные(“извращенные”) формы, в которых также правят один - немногие - многие, но в своих интересах.

К правильным формам государственного правления Аристотель относил монархию, аристократию и политию; к неправильным, извращающим смысл и назначение первых, - тиранию, олигархию и демократию. Монархия связана с правлением одного, имеющего в виду общее благо; тирания - это правление одного, руководствующегося собственной выгодой. Аристократия - правление немногих, лучших граждан, осуществляемое в интересах всех членов общества; Олигархия - правление немногих, как правило богатых граждан, преследующих свои корыстные цели. Полития - власть многих, в основном представителей среднего слоя, в интересах достижения общего блага; Демократия - правление многих неимущих граждан, заботящихся о собственной выгоде. Политические симпатии Аристотеля на стороне политии, смешанной форме государства, возникающей из сочетания демократии и олигархии. Это она сочетает лучшие стороны олигархии и демократии, это та “золотая середина” к которой стремится Аристотель. Экономически полития представляет собой строй, при котором преобладает собственность средних размеров, что позволяет не только обеспечить самостоятельность семьи, но и ослабить противоречие между богатством и бедностью.

Социальной опорой в Политии выступает собственник земли. Гражданами признаются только лица со средним достатком. Свободные гражданеидеального государства не занимаются физическим трудом (земледелие, ремесло, торговля). Их удел воинские и управленческие занятия. Они участвуют в народном собрании, выбирают магистратов.

Большое значение Аристотель придавал размерам и географическому положению идеального государства. Его территория должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легко обозримой. Число граждан умеренное, чтобы знали друг друга. Наилучшие условия для идеального государства создает умеренный климат Эллады.

Чистая форма политии - редкость, ибо она требует сильного среднего класса, который преобладал бы на обеими крайностями. Большая часть существующих государств - политии, но не в чистом виде. Им нужно стремиться к равновесию между противоборствующими элементами.

Для Аристотеля главная цель идеального государства состоит в достижении всеобщего блага и справедливости. Не давая общего определения справедливости, Аристотель выделяет два ее вида: справедливость уравнивающая и распределяющая. Уравнивающая справедливость - каждому одинаково (основана на равенстве), вторая предполагает неравенство,  т. к. каждый получает в зависимости от его достоинств и личного вклада для пользы общества. Политическая организация представляется Аристотелю сферой не уравнивающей, а распределяющей справедливости. С пониманием государства тесно связаны представления Аристотеля о ПРАВЕ. ПРАВО - это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей определенную форму и стабильность. Важнейшийпризнак закона - его принудительная сила. Право, по Аристотелю, тождественно справедливости. Цель права, как и государства, общее благо, а оно, конечно, ассоциируется со справедливостью.

Право не однородно по форме, по своему происхождению. Аристотель выделил в нем несколько пластов. Он говорито естественном праве, которое везде признано, не нуждается в законодательном оформлении и условном праве,  т. е. о нормах, установленных людьми в форме законов и соглашений. При этом он различает писаные и неписаные законы и обычаи. Естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. Аристотель - сторонник стабильности права. С его точки зрения, закон может быть справедливым и несправедливым. Тем не менее, даже несправедливый закон имеет обязательную силу - иначе в обществе не будет порядка.

Вывод: советы Аристотеля не остановили вырождения греческой государственности. Но вклад Аристотеля в историю политической мысли очень велик. Он создал новую методологию эмпирического и логического исследования, обобщил огромный материал. Он довел до совершенства систему понятий, которой человечество продолжает пользоваться до сих пор.

    Эпикур (341 -270 гг. до н. э. )

С походов Александра Македонского начинается период эллинизма - греческой экспансии на Восток. В период эллинизма один из представителей политико  правовой идеологии Эпикур в социально-политической теории отстаивал идеи рабовладельческой демократии.

Он полагал, что законы и государство существуют не от природы, а по установлению. Справедливость не существует сама по себе; это - договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людей. Право и государство суть и продукты договора, результат соглашения. Эпикур подчеркивал относительный и условный характер справедливости, воплощенный в законах различных государств. Его учение отрицает всякую возможность существования естественного права, которое предшествовало бы договору.

Воззрения Эпикура отличались от предшествующих учений призывом избегать политической деятельности. Счастье человека он усматривал в отсутствии страданий, в полной невозмутимости и безмятежности духа. Для достижения этой цели философ предлагал устраниться от общественных дел, обрести независимость от общества и посвятить жизнь моральному самосовершенствованию.

Вывод: кризис государственных учреждений и утрата государственной независимости породили среди граждан настроение упадка, неуверенности. Эллинистические монархии представлялись свободному греку, воспитанному в полисных традициях, настолько громадными, что он ощущал себя беспомощным и неспособным повлиять на исход общественных событий. Эти положения как раз и акцентировалось в учении Эпикура.

    Полибий (200 -120 гг. до н. э. )

Полибий последний крупный политический мыслитель Древней Греции. Написанная им “История”в 40 книгах освящает путь римлян к мировому господству. Полибий не свободен от традиционных представлений о цикличном развитии социально-политических явлений. Круговорот политической жизни у него проявляется в последовательной сменешести форм государства. Первой возникает монархия - единоличное правление вождя или царя, основанное на разуме. Разлагаясь, монархия переходит втиранию. Недовольство тираном приводит к тому, что благородные мужи при поддержке народа свергают ненавистного тирана. Так устанавливаетсяаристократия  - власть немногих, преследующих интересы общего блага. Аристократия в свою очередь постепенно вырождается волигархию, где правят немногие, используя власть для стяжательства. Своим поведением они возбуждают народ, что приводит к перевороту. Народ, не веря больше в правление царей и немногих, возлагает заботы о государстве на самого себя и учреждаетдемократию. Ее извращенная форма - охлократия - худшая форма государства. Тогда возвращается власть силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа убивает, пока не одичает окончательно и снова не обретет себе самодержавца. Развитие государства возвращается тем самым к своему началу и повторяется, проходя через те же ступени.

Для преодоления круговорота политических форм необходимо установить смешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая власть служила противодействием другой.

При этом Полибий особо выделяет политическое устройство Рима, где представлены все три основных элемента: монархический (консулат), аристократический (сенат) и демократический (народное собрание). Правильным сочетанием и равновесием этих властей Полибий и объяснял могущество Рима. Вывод: политическая концепция Полибия послужила одним из связующих звеньев между политико-правовыми учениями Древней Греции и Древнего Рима. В своих рассуждениях о смешанной форме правления мыслитель предвосхитил идеи буржуазной концепции “издержек и противовесов”.

    3. Политические и правовые учения Древнего Рима
    Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н. э. )

Цицерон был видным идеологом римской аристократии в период республики. В отличие от греческих авторов он не был философом. Он происходил из всаднического рода (денежная аристократия) и жил в эпоху последнего периода республики Рима, когда республика двигалась к закату. Родился в Риме, был в Греции, изучал греческую философию. В своих социально-политических воззрениях синтезировал лучшие достижения древнегреческой философской мысли с римской историей и теорией права, стал как бы “мостиком” между ними и правовой мыслью Западной Европы.

Был квестором, претором, консулом в 63 -64 гг до н. э. Выступал против проектов земельных реформ (за частную собственность на землю). Считается человеком, раскрывшим заговор Катилины. За подавление этого заговора он был названСпасителем Отечества.

Цицерон известный оратор по судебным делам. Его политические ориентиры: консерватор, выступал за сохранение старых устоев, в Риме в это время была смешанная республика. Он выступал против любой единоличной власти. Финал жизни трагичен: триумверат включил его в проскрипционные списки (лиц, считавшихся вне закона), отсекли голову и правую руку. Основные социально-политические воззрения Цицерона изложены в его диалогах “О государстве” и “О законах”(54 -51 гг до н. э. ), “Об обязанностях”и “О старости”(44 г до н. э. ). В этом прослеживается аналогия с произведениями Платона “Государство”, “Закон”.

    Происхождение государства

Цицерон вслед за Аристотелем отстаивает идею о естественном божественно-природном происхожденииобщества и государства. Он утверждает, что человек от рождения наделен тремя, только ему присущими свойствами: разумом, даром речи и потребностью в общении. Благодаря этим свойствам на определенной стадии развития человечества образуются различные формы совместной жизнедеятельности людей, то есть возникает общество.

Первичной формой общественного объединения людей признается семья, из которой в дальнейшем формируется государство. Естественные причины возникновения государства Цицерон видел, во-первых, в стремлении людей к осуществлению общего интереса; во-вторых, в необходимости охраны собственности.

    Сущность, задачи и формы государственного устройства

Цицерон первым в античности предложил правовую трактовку сущности государства. По его определениюгосударство(respublica) - дело, достояние народа. Но народ понимается не просто как общность, а как “соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов”. Если для древних греков связь гражданина и государства строилась на этических началах, в первую очередь, то для древнеримского мыслителя преимущество в этой связи должно принадлежать правовым началам. Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридической мысли, которая впоследствии имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи“правового государства”. Среди задач государства Цицерон обращал внимание на такие, как: сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности; поддержание должного порядка;

    управление присоединенными к государству территориями;

обеспечение функционирования нравственных и религиозных норм и ценностей; Цицерон предложил аристократическую трактовку классификации форм государственного правления направильные и “извращенные”. Рассуждая о простых правильных формах государственного правления (царская власть - монархия; власть оптиматов  аристократия и власть народа - демократия), он видел положительные моменты их в том, что “благовением своим нас привлекают цари, мудростью - оптиматы, свободой - народы”. Однако каждая из этих форм имеет и свои отрицательные стороны. Так, царская власть чревата произволом единовластного правителя, легко вырождается втиранию. Власть оптиматов в ее извращенной форме становится господством богатых и знатных, превращаясь тем самым волигархию. Полновластие народа приводит к “безумию и произволу толпы” и приобретает формуохлократии. Ни тирания, ни олигархия и охлократия - это не государства, исходя из определения государства,  т. к. нет согласия в вопросе права. Предотвратить вырождение и цикличную замену одной простой формы другой, по убеждению Цицерона, можно при условии введениясмешанной формыгосударственного правления. В смешанной форме государственного правления желательно, чтобы было “нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первейших людей, а некоторые дела были представлены суждению и воле народа”. Каждая из трех простых форм в смешанной должны дополнять друг друга. Здесь монархия, представленная властью консулов органично сочеталось бы с аристократией в форме сената и демократией в форме народного собрания и власти трибунов. Полномочия всех трех ветвей власти должны быть равнозначны.

    Правовая теория
    Цицерон подразделяет право на позитивное и естественное.

Естественное правовыступает как вечный закон, обязательный для всех. Этот закон вытекает из природы. Он говорит, что ни постановления сената, ни народа не способны освободить людей от естественного закона: “кто не покоряется этому закону, тот беглец от себя”. Он не писан, и имеет врожденный характер.

Цицерон задает вопрос, что первично: естественное или позитивное право? Ответ для него однозначен - естественное,  т. к. оно существовало до государства. Под естественным правом он понимал:  

не вредить другим, если не будешь спровоцирован несправедливостью; не нарушай чужую собственность. Все должны пользоваться общей собственностью как общей, а частной - как личной.

Цицерон вслед за софистами использовал различие позитивного и естественного права, для критики позитивного права с позиции естественного права. Естественное право выступает критерием справедливости. Цицерон приводит ряд законов, которые не соответствуют естественному праву: 82 г. до н. э. , когда Суле представили право жизни и смерти римских граждан. Такие законы заслуживают название законов так же, как принятие решения шайкой разбойников. Позитивные законы должны соответствовать справедливости. Вслед за Платоном, Цицерон уделяет внимание преамбуле законов, стремлению убеждать, а не принуждать силой и угрозой. Сформулировал важный правовой принцип: “Под действие закона должны попадать все”. И государство - это общий для всех правопорядок. Вывод: труды Цицерона изучили христиане, он сделал шаг в направлении теории правовой государственности, оказал большое влияние на всю последующую человеческую культуру.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политико-правовая мысль Древнего Востока, Древней Греции и Рима оказало огромное влияние на последующие развитие политико-правовой идеологии Западной Европы. Под их воздействием складывается философские и социально-политические взгляды мыслителей Возрождения и ранней буржуазной идеологии. Список литературы

1. Ильин И. А. Путь духовного обновления. Собр. Соч. в 10 тт. , т. 1. М. 1993. 2. Керимов Д. А. Философские основания политико-правовых исследований. М. 1986. 3. Коваль В. А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л. 1989. 4. Разумович Н. Н. Политическая и правовая культура. М. 1989. 5. Сергевнин С. Л. О соотношении политической науки, науки о государстве и правоведении. // Правоведение, № 6. 1991.

6. Темнов Е. И. О деидеологизации методологических подходов в историко-политических и государственно-правовых исследованиях. // Государство и право, № 3. 1992.

7. Тихомиров Ю. А. Власть и общество: единство и разделение. // Советское государство и право, № 2. 1990.

    8. Аристотель. Афинская политика. М. 1936.
    9. Бартошек М. Римское право. М. 1989.
    10. Античная культура и современная наука. М. 1985.
    11. Асмус В. Ф. историко-фиолософские этюды. М. 1984.

12. Королева-Коноплянская Г. И. Идеальное государство и идеальное управление в политических учениях Платона и Аристотеля. М. 1992.

13. Крашенников Н. А. Индусское право, история и современность. М. 1982. 14. Утченко С. Л. Политические учения древнего мира. М. 1972. 15. Моммзен Т. История Рима. Спб. 1993.

16. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

    17. Вико Дж. Б. Новая наука. М. 1944.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.