бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьФормы (устройство) государства - (курсовая)

p>контроль законодательной деятельности народных собраний, выражавшийся сначала в утверждении их решений, а в последствии в предварительном рассмотрении (с правом отклонения) законопроектов;

контроль избрания народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, впоследствии - кандидатов);

право распоряжаться казной, устанавливать налоги и необходимые финансовые расходы;

    утверждение договоров о мире и союзе;
    назначеине командующих войсками;
    принятие решения об установлении диктатуры.

Магистратурами в Риме именовались государственные должности, в компетенцию которых входило: высшая военная власть и право заключать перемирие;

право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них; право издавать приказы и принуждать к их исполнению;

    право суда и назначения наказания.

Обвинять Римскую республику в ее чрезвычайном “аристократизме” было бы, видимо, не справедливо, поскольку в своем арсенале она имела многие реальные демократические институты народовластия, а ее государственная жизнь в основном обеспечивала:

    выборность и срочность полномочий должностных лиц;
    их подотчетность народным собраниям;
    коллегиальное устройство государственных учреждений.
    Города-республики (феодальные республики)

Феодальные республики, складывающиеся в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов, возникают в средние века наряду с феодальными монархиями. Эта форма государственного правления является следствием перерастания городского самоуправления в суверенитет. Структура власти в таких городах в основном включала:

    городского главу;
    собрание жителей города;
    совет, состоящий из представителей аристократии.

Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя, Новгород и Псков. Вольные города складывались также в Германии, Франции, Англии, где основную роль играли не землевладельцы, а купцы и ремесленники. Парламентская и президентская республики

Поскольку в современном цивилизованном обществе принципиальных различий между парламентарной и президентской формами правления не существует, то можно отобразить их общие и отличительные черты в одной сводной таблице:

    Признак
    Парламентская республика
    Президентская республика
    Определение термина

“Разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть принадлежит парламенту” [? Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М. 1995. С. 110. ] “Одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства” [? Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М. 1995. С. 112. ]

    Какая ветвь власти сильнее
    Законодательная
    Исполнительная
    Основные функции парламента

Законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью Законодательная деятельность

    Метод избрания главы государства

Глава государства избирается парламентом или парламентской коллегией. Реже всем населением страны (Австрия)

Глава государства избирается всем население страны непосредственно (Франция, Россия) или косвенно, т. е. через коллегию выборщиков (США)

    Полномочия главы государства
    Имеет право роспуска парламента
    Назначает главу правительства
    Обнародует законы
    Утверждает законы, подписывая их
    Издает декреты
    Является главнокомандующим вооруженными силами
    Объявляет чрезвычайное положение
    Председательствует в правительстве
    Назначает глав судебной власти
    Принцип формирования правительства

Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, входящих в те партии, которые располагают большинством голосов в парламенте Правительство формируется победившим на выборах президентом из лиц, входящих в его партию

    Ответственность правительства
    Правительство ответственно перед парламентом
    Правительство ответственно перед президентом
    Неотъемлемые особенности

Правительство правомочно исполнять свои полномочия, только пользуясь доверием парламента

Президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно назначает главу правительства (Франция, Индия)

Эффективно действующий механизм противовесов и сдержек, существующий в современных цивилизованных государствах, способствует возможности гармоничного функционирования всех ветвей власти, основанного на принципе разделения их полномочий, что позволяет избежать произвола какой-либо одной из них. Социалистическая республика

“Социалистическая республика - особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией”. [12 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М. 1995. С. 113. ] Особенности социалистической республики:

законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных учреждений; ведущая роль принадлежит представительным органам, составляющим основу государственного аппарата;

исполнительно-распорядительные органы подотчетны и подконтрольны органам законодательной власти;

высшие и местные ораны объединяются в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма; сочетание политического, хозяйственного и культурного руководства общественной жизнью в единомгосударственном механизме для того, чтобы государственная власть могла сувереннораспоряжаться обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ; руководящая роль в общественной и государственной жизни принадлежит рабочему классу и егопартии.

Изначально выступая как государственная форма диктатуры пролетариата, социалистическая республика, не приемля ни одной буржуазной формы правления, в корне отличается от республики буржуазной, которая для такой диктатуры не пригодна.

Различают три разновидности социалистической формы государственного правления: Парижская коммуна;

    Республика Советов (Советская республика);
    народно-демократическая республика.

“Парижская коммуна (18 марта - 28 мая 1871г. ) - первая пролетарская революция и первое правительство рабочего класса.... ” [13 Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С. 981. ] Считаясь примером новой формы государственного правления, прообразом будущего социалистического государства, она отличилась следующим:

    реализован принцип всеобщего избирательного права;
    отменены привилегии депутатов и введено право их отзыва;
    осуществлена выборность и сменяемость должностных лиц;

полностью разрушен старый государственный аппарат, и сформирован новый (вместо армии и полиции - национальная гвардия; новый суд; высший орган - Совет коммуны, избиравших десять комиссий);

полностью отвергнут парламентаризм и связанный с ним принцип разделения властей (Коммуна - законодательный, исполнительный и одновременно судебный орган); церковь отделена от государства;

принят ряд мер по улучшению материального положения широких слоев населения. Выводы, сделанные на основе опыта Парижской коммуны Марксом и Энгельсом, были восприняты, развиты и реализованы на практике путем революций последователями марксистско-ленинского учения.

“Республика Советов- разновидность социалистической формы государственного правления, возникшая в новых исторических условиях в России”. [14 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М. 1995. С. 115. ] Разработавший теоретические основы советской республики В. И. Ленин видит однотипную с Парижской коммуной организацию власти и выделяет следующие ее признаки:

слом старого государственного аппарата и образование таких органов власти, которые обеспечивали бы защиту себя как завоеваний революции при помощи вооруженной силы рабочих и крестьян;

совмещение в Советах как в политической основе государственного строя функций законодательного и исполнительного органа;

формирование Советов по принципу открытого классового представительства как Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов;

обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством, где руководящая роль принадлежит партии рабочего класса.

В ходе исторического развития Республика Советов, представляющая собой по сравнению с буржуазным парламентаризмом шаг вперед всемирно-исторического значения (В. И. Ленин), провозгласила себя в Конституции СССР 1977г. обществом “развитого социализма”, а советское государство “общенародным”, юридически наделила Советы более широкими полномочиями, но последние, как и раньше, продолжали быть декоративным придатком всемогущественной “партии рабочего класса”. Таким образом, Республика Советов превращается в тоталитарное государство, построенное на принципах антидемократического управления обществом и где вся власть принадлежит партийному аппарату, т. е. его немногочисленным руководителям.

Народно-демократическая республика- разновидность социалистической формы государственного правления, возникшая в исторических условиях Второй мировой войны и после нее в ряде стран Европы и Азии при решающем участии СССР и Советской Армии. [15 см. : Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С. 873. ] Как говорится, чем богаты - тем и рады. Именно по такому принципу осуществляется послевоенное преобразование государств, подпавших под влияние СССР (Польша, Венгрия, Болгария, Чехословакия и др. ), на основе соответствующих принципов слома.... , совмещения.... , классовой борьбы и, естественно, руководящей и направляющей.... Поэтому см. п. “Республика Советов”.

    Форма государственного устройства

“Форма государственного устройства- это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений межу его составными частями и между центральными и местными органами государственной власти”. [16 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М. 1995. С. 117. ] Форма государственного устройства показывает:

    из каких частей состоит внутренняя структура государства;

каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов; в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на: унитарные;

    федеративные;
    конфедеративные.
    Унитарное государство

Унитарное государство- это такая форма государственного устройства, при которой территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы, подчиняющиеся центральным органам власти и не обладающие признаками государственного суверенитета.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками: единые и общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которым подчинены соответствующие местные органы. Единые вооруженные силы;

на его территории действует одна конституция, единая система законодательства и одно гражданство;

единая экономика (обязательная для всех административно-территориальных единиц общая денежная система, налоговая, кредитная и финансовая политика); его составные части (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают (нет своих законодательных органов, самостоятельных воинский формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности);

если на его территории проживают небольшие по численности национальности, то может допускаться национальная и законодательная автономия (Монголия с Баян-Уэнэйским аймаком, Судан с Южным регионом);

все внешние межгосударственные сношения осуществляются центральными органами, представляющими страну на международной арене.

То, что составные части унитарного государства не обладают суверенитетом, не отрицает наличия у них известной, и иногда и значительной самостоятельности. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство может быть:

    централизованным,

если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.

    децентрализованным,

если местные органы, пользуясь значительной самостоятельностью, полностью избираются населением.

    Федеративное государство

Федеративное государство (федерация)- (от позднелат. foederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. [17 см. : Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С. 1417. ] Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. [18 см. : Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М. 1995. С. 119. ] Основываясь на этом определении федеративного государственного устройства и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них: территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. п. ;

верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией; субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц; основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др. ). В зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на: территориальные (союзное государство);

    национальные (союз государств);
    территориально-национальные.

Основное различие между территориальными и национальными федерациями состоит в различной степени суверенности их субъектов.

    Территориальная федерация

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации:

центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Конституционные нормы устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. Например, в США исключительная компетенция союза - международная и внешняя торговля, чеканка монеты, объявление войны, набор и содержание армии, учреждение судов и др. , а в компетенции штатов - проведение выборов, внутренняя торговля, здравоохранение, изменение конституций штатов, их органов власти и управления и др. [19см. : Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М. ,1984. С. 193. ]

субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях;

конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза;

управление вооруженными силами осуществляется союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.

    Национальная федерация

Национальная федерация характеризуется более сложным государственным устройством вследствие многонационального состава ее населения. Можно выделить следующие основные признаки большинства разновидностей национальной федерации: субъекты федерации - национально-государственные образования, отличающиеся друг от друга национальным составом населения и, соответственно, его культурой; национальная федерация строиться на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов, пользующихся одинаковыми правами, не зависимо от размера территории и численности населения;

все субъекты современной национальной федерации обладают признаками государственного суверенитета (свой парламент, президент, кабинет министров, судебная система) и не теряют своего права устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать экономические политические и другие договоры;

высшие государственные органы формируются из представителей субъектов федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их;

в основе национальной федерации лежит право наций на самоопределение, т. е. право любой нации решать вопрос о своей государственности.

    Территориально-национальная федерация

Существуют государственные устройства, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия). Специфика такого государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных. [20 см. : Конституция Российской Федерации. ст. 5, п. 3. ]

    Конфедеративное государство

“Конфедеративное государство (конфедерация)- (от позднелат. confoederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления”. [21 Советский энциклопедический словарь. М. 1989. С. 631. ] (Например: Швейцария) Данная форма государственного устройства является также следствием временного юридического союза суверенных государств, созданного для обеспечения их общих интересов. [22 см. : Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М. 1995. С. 123. ] В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

нет ни общих государственных органов власти, ни единой армии, ни единой системы налогов, ни единого государственного бюджета, а специальные объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических, экономических и др. );

сохраняется гражданство членов конфедерации, хотя режим перемещения граждан между их территориями значительно упрощен;

тем не менее, возможна договоренность о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также о единой кредитной политике на период существования конфедерации;

конфедеративные государства недолговечны, так как они либо распадаются по достижении общих целей (Германский союз 1815-1867гг. , Австро-Венгрия 1867-1918), либо превращаются в федерации (США 1781-1787гг. ) Таким образом, конфедеративное государственное устройство может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

    Форма государственного режима

“Форма государственного режима - совокупность способов и методов осуществления власти государством”. [23 Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М. 1995. С. 124. ] В зависимости от демократизма форм и методов осуществления государственной власти режимы могут быть:

    демократическими;

антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими). Не смотря на то, что идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, присущие той или иной его разновидности.

    Признак
    Антидемократический режим
    Демократический режим
    Соотношение личности и государства

Государство подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию. Личность лишена каких-либо субъективных прав

Гарантия личных прав и свобод личности и гражданина (экономическая самостоятельность, возможность выражать собственное мнение и т. д. )

    Соотношение права и государства

Реально действует примат государства над правом (произвол, нарушение законности, ликвидация правовых начал в общественной жизни) Режим складывается в правовых государствах и базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества

Отношение к интересам отдельных государственных образований (национальные меньшинства)

Игнорирует такие интересы, лишает членов, например, национальных федераций прав в решении своих внутренних дел

Учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения

    Антидемократические режимы, кроме того, характеризуются:

полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни (экономикой, политикой, культурой, идеологией, социальным строительством и др. );

огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных объединений и др. );

установлением диктатуры, как правило, одной партии, обладающей не ограниченными никакими законами полномочиями;

    всеохватывающей милитаризацией общественной жизни;
    наличием огромного бюрократического аппарата;

наличие военно-промышленного комплекса, который довлеет над мирной экономикой.

Демократические же режимы обладают еще и следующими признаками: создание эффективных механизмов прямого воздействия населения страны на характер государственной власти (избирательная система, контроль избирателей за деятельностью государственных органов);

    реальное разделение властей;

плюрализм и многопартийность как основной принцип деятельности.

    Заключение

В заключение хотелось бы еще раз рассмотреть форму государства в историческом аспекте и попытаться вывести наиболее справедливую (по современным понятиям) и эффективную ее разновидность.

Исторически сложилось так, что сначала появились государства, форму которых прежде всего определяла форма правления; более того, таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим попросту не существовало. Как уже говорилось выше, необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилось в XVII - XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а категория "политический режим" возникла, по мнению С. С. Алексеева, и вовсе в 20-х годах XX века. Таким образом, в древности и в средние века все государства были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире - так, в некоторых государствах древности существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные государства.

С появлений федераций положение изменилось. И хотя в форме правления монархия продолжала и продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демократичным, пока не достигает современного уровня.

Сейчас наиболее распространенной формой государства является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это вовсе не означает, что человечество не может изобрести ничего более совершенного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость рассмотрения данной темы.

Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих ее элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. Следует также учитывать непрерывно происходящие в современном мире изменения, чтобы дополнить изложенный выше материал новой информацией, не забывая, тем не менее, исторического смысла уже существующих понятий и стоящей за ними реальности.

    Список литературы:
    Алексеев С. С. “Общая теория права”, М , 1981

Клименко С. В. ,Чичерин А. Л. “Основы государства и права”, Зерцало, М, 1997 Лазарев В. В. “Теория права и государства”, Новый юрист, 1997

Слободчиков Н. А. Теория государства и права /в определениях и схемах/: Учебное пособие. - Мн. , 1995.

Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. профессора В. Г. Стрекозова. - М. :”Дабахов, Ткачев, Димов”. 1995. История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. /Под ред. Н. А. Крашенинниковой, Жидкова О. А. - М. : Изд-во МГУ, 1988.

    Конституция Российской Федерации. - М. , 1995.

Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. - 4-е изд. - М. : Сов. энциклопедия, 1989.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран /под ред. З. М. Черниловского. - М. :Юрид. лит. , 1984.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.