бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьГосударство и право в Германии в новое и новейшее время - (реферат)

Государство и право в Германии в новое и новейшее время - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ГЕРМАНИИ В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
    (НАЧАЛО XIX - XX В. )
    ВВЕДЕНИЕ

К началу XIX в. Германия все еще оставалась - хотя номинально - "Священной римской империи германской нации", имевшей в своем составе более 300 государств. Большинство их было малочисленным по населению. Однако среди германских княжеств выделялись Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг и Австрия.

Все эти государства были в номинальном подчинении императора и имперского сейма, но на практике обладали полной независимостью. Дворянство находилось в ленной зависимости от князей или от императора; городское население состояло из так называемых патрицианских семей, заправлявших в городских представительных учреждениях; городских бюргеров; подмастерьев и учеников, зависимых от цеховой системы.

Крестьяне были по большей части крепостными. По сравнению с Англией и Францией Германия находилась на крайней ступени экономической и социальной отсталости. Для преодоления этого состояния необходимо было объединение страны. 1. Образование единой германской империи

Первой попыткой реорганизации разрозненной империи стал т. н. "Рейнский союз", находившейся под протекторатом Наполеона. Здесь было ликвидировано крепостное право, упорядочена администрация, отменены феодальные привилегии, введен Гражданский кодекс Франции.

После поражения Наполеона Венский конгресс, созванный в 1815 г. , постановил учредить новый Германский союз. В его состав вошли 34 государства-королевства, княжества, герцогства - 4 вольных города (Франкфурт, Гамбург, Бремен и Любен). Верховным органом власти германского союза считался Союзный сейм, состоявший из представителей отдельных государств. Органов, которые обеспечивали бы реальное исполнение принятых сеймом решений, не было создано. Таким образом, политическая раздробленность германских государств была сохранена. Между членами союза и даже внутри отдельных государств, его составлявших, сохранились многочисленные таможенные преграды, задерживавшие экономическое развитие Германии. Руководство делами германского союза сосредоточилось в руках всесильного австрийского министра Метерниха. Новый этап в борьбе за объединение Германии связан с усилением Пруссии, которая претендует на роль объединительной силы - вместо Австрии. Выдвижении Пруссии способствовала ее промышленная мощь, увеличивающаяся с каждым годом. Внутренние таможенные преграды были уничтожены в Пруссии в 1818 году. Ей удалось заключить договоры о единстве таможенной политике с Баварией, Саксонией и некоторыми другими государствами и образовать "Таможенный союз". Таможенным трактатом 1833 года была установлена беспрепятственная транспортировка товаров между членами таможенного союза, единство их таможенной политики по отношению к другим государствам и создан единый руководящий орган - Совет уполномоченных. В таможенный союз вошли 18 государств из 38.

    Революция 1848 года

Идея объединения Германии нашли широкое распространение среди либеральной буржуазии. В стране стали возникать многочисленные политические организации, ставившие своей основной задачей борьбу за это объединение ("Молодая Германия", "Союз гонимых", образованный ремесленниками, эмигрантами в Париже, "Союз справедливых" Вильгельма Вейтлинга и другие").

Толчком для революционного выступления в Германии стала французская революция 1848 г. в столице Пруссии (Берлине), началось вооруженное восстание. Рост революционного движения заставило прусского короля Фридриха-Вильгельма IV искать выход в созыве представительного органа. В начале 1847 года им был создан Соединенный ландтаг, который потребовал от короля введение конституции. Отказ Фридриха-Вильгельма - исполнить это требование и роспуск ландтага еще больше накалил политическую обстановку в Пруссии.

В итоге Прусское правительство вместе с правительством других государств членов Германского союза - решило пойти на созыв Союзного сейма. Сейм постановил созвать во Франкфурте-на-Майне предпарламент, составленный из провинциальных ландтагов. Предпарламентпринял решение о созыве на основе всеобщих выборов германского Национального собрания для выработки общегерманской конституции.

Разработанная к марту 1849 года эта конституция предусматривала введение в Германииконституционной монархииво главе с наследственным императором. Законодательная власть отдавалась двухпалатномуЗаконодательному собранию. Устанавливалась ответственность министров перед парламентом, провозглашались демократические права и свободы.

Однако франкфуртская конституция так и осталась проектом. Австрийский и прусский короли отказались от имперской короны. Подавив революцию в Пруссии, Фридрих-Вильгельм направил свои войска во Франкфурт. Национальное собрание было разогнано. Революция 1848 г. закончилась ничем. Она не уничтожила феодально-абсолютистский режим; не привела к политической власти буржуазию; не осуществила объединение Германии.

    Прусская конституция 1850 г.

После поражения революции в Пруссии и в других государствах Германского союза наступил период реакции. "Дарованная" королемКонституция 1850 г. была явно антидемократической. По ней: В руках королясохранилась не только исполнительная, но и законодательная власть. Он обладал правом абсолютного вето и роспуска парламента.

Парламент имел декоративное значение. Первая палатасостояла из членов, назначавшихся королем пожизненно или наследственно; вторая палата избиралась на основе трехкуриальной избирательной системы. Все избиратели делились на три курии. Первые две составляли крупные налогоплательщики, а последнюю третью курию все прочие граждане. Выборы были двухстепенными: избиратели выбирали выборщиков, а те уже - депутатов парламента. Такая система давала явное преимущество богатым пруссакам. Объединение Германии через прусскую монархию

В 60-х годах ХIХ в. Пруссия становится самым сильным государством Германии. Это позволяет ей завершить процесс объединения страны. Ведущую роль при этом сыграл Отто Бисмарк, прусский помещик, назначенный на пост министра-президента Пруссии в октябре 1862 г. Правительство Бисмарка использовало ля усиления Пруссии противоречия между Австрией и Россией, Австрией и Францией. Бисмарк считал, что объединение Германии может быть осуществлено только путем насилия "железом и кровью".

По Конституции 1850 г. в Пруссии была введена всеобщая воинская повинность. Не обращая внимания на оппозицию со стороны либеральной буржуазии, которая выступала против увеличения военного бюджета, Бисмарк систематически усиливал армию, а затем развязал одну за другой войны с Австрией, Данией и Францией. Победа Пруссии в войне с Австрией в 1868 г. означала вытеснение Австрии из Германского союза. К Пруссии были присоединены северо-германские государства: Гановер, Гессен-кастель, Франфурт-на-Майне, Нассау. Еще раньше до войны с Данией Пруссия подчинила Шлезвиг и Голштейн. Свое господство над этими государствами Пруссия обеспечила в форме "Северогерманского союза", оформленного договором от 21. 08. 1866 г. , а затем конституцией этого союза от 16. 04. 1867 г.

Разгромом Франции во франко-прусской войне 1870-1871 гг. был завершен политический курс Бисмарка на объединение Германии. К Пруссии присоединились южно-германские государства: Бавария, Саксония и др. Прусский король был коронован как император объединенной Германии. Таким образом, в центре Европы возникло новое государство - Германская империя.

    Конституция 1871 г.

По новой конституции в состав образованной империи вошли 22 монархии и 3 вольных города. Конституция наделила этигосударства незначительной самостоятельностью, которая постепенно сокращалась. На долю Пруссии приходилось свыше половины всей территории Германии и 60 процентов населения.

Главой империипо конституции был прусский король, которому присваивался титул императора. Он был верховным главнокомандующим вооруженными силами, назначал чиновников и главу правительства (канцлера). Императору также предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии.

Парламент состоял из двух палат. Члены верхней палаты - Союзного совета (бундесрата)назначались правительствами союзных государств. Конституция установила нормы представительства от каждой из земель. При этом на долю Пруссии пришлось 17 депутатских мест из 58, остальные государства имели в составе от 1 до 6 депутатов.

Конституция предоставила Бундесрату законодательную и значительную исполнительную власть. Бундесрат имел свой аппарат из комиссии, специализированных по разным областям общественной и государственной жизни. Ему также было предоставлено важное право издания указов, имеющих силу закона, помимо нижней палаты и даже наперекор ей (ст. 7).

Роль Пруссии в Бундесрате была очень велика. Председателем палаты был канцлер империи, т. е. прусский министр, назначаемый по воле прусского короля. Для отклонения законопроекта об изменении конституции требовалось всего 14 голосов, тогда как Пруссия была представлена в верхней палате сначала 17-ю депутатами, а затем их стало 22. От Пруссии же зависело отклонение любого законопроекта, касающегося перемен в армии и флоте, а также налогов и сборов. Нижняя палата парламента называлась рейхстагом. Он избирался сначала на 3 года, затем - на 5 лет (с 1887 г. ). Ст. 20 конституции декретировала всеобщее мужское избирательное право. Рейхстаг принимал участие в законодательном процессе, но его фактическая власть была сравнительно небольшой. В тех случаях, когда рейхстаг отклонял внесенный правительством законопроект, его слегка редактировали и пропускали через бундесрат в качестве "указа".

Кроме того, досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением палаты верхней, т. е. бундесрата.

Таким образом, разделение властей на законодательную и исполнительную признавалось, но системы сдержек и противовесов, направленной на демократизацию власти, так и не было создано - вплоть до Веймарской конституции 1919. Имперское правительство было представлено в единственном лице канцлера. Кабинета министров не существовало. В подчинении канцлера находились статс-секретари, которые были практически его заместителями по тому или иному ведомству (юстиции, иностранных, внутренних дел и т. п. ). Функцииимперского правительства были весьма широки. Помимо внутренней и внешней политики, руководства вооруженными силами, средствами сообщения и связи, оно ведало также банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной службой и т. п. (ст. 4). На долю местных правительств приходилось в основном исполнение имперский законов, которые имели преимущества перед законами земель. Реакционная и абсолютистская по своему содержанию, конституция 1881 г. была полна юридических противоречий. Император был связан контрассигнатурой канцлера, которого он же мог назначать и смещать по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король он был волен приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный закон, касающийся конституции, финансов и военного дела. Вывод: Объединение Германии насильственным путем "железом и кровью" привело к образованию реакционного, монархического государства - Германской империи. Но в то же время объединение страны придало немецкой экономике столь мощный импульс, что Германия за короткий срок стала самой мощной европейской державой. 2. Германское государство между 1-ой и 2-ой мировыми войнами Поражение Германии в 1-ой мировой войне привело к обострению внутренних противоречий и создало революционную ситуацию в стране. Революция началась восстанием военных моряков в г. Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие города Германии - Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен - присоединились к ней. Под влиянием октябрьской революции 1917 г. в России повсеместно возникали советы рабочих и солдатских депутатов, которые брали власть в свои руки. 9 ноября революция победила в Берлине. Кайзер Вильгельм бежал в Голландию. В создавшейся обстановке императорское правительство сочло за лучшее передать власть в руки социал-демократической партии, возложив на нее "спасение отечества". В основе программ социал-демократов была идея постепенного, реформистского продвижения к социальному государству всеобщего благополучия и социальной защищенности. Теоретики социал-демократии (Э. Бернштейн, Н. Каутский и д. р. ) предсказывали успешный, мирный путь развития страны через разного рода реформы, возможные при неуклонном росте производства, а значит, и жизненного уровня трудящихся. Они считали возможным мирное врастание рабочего класса в общество всеобщего благоденствия, без классовой борьбы и социальной революции. Получив признание Берлинского совета депутатов трудящихся, Временное социал-демократическое правительство во главе с Максом Эбертом начало подготовку к созыву Учредительного собрания, которое должно было решить вопрос о будущем государственном устройстве Германии.

Выборы в Учредительное собрание состоялись в январе 1919 г. Буржуазные партии получили около 16 млн. голосов, социал-демократическая - 13, 5 млн. Собрание было созвано в г. Веймаре, небольшом культурном центре Германии, лишенном промышленных предприятий. Отсюда и название выработанной здесь конституции Веймарская.

В знак доверия и признательности социал-демократам Учредительное собрание избрало временным президентом Германии Макса Эберта, бывшего с 1916 г. руководителем социал-демократической партии в рейхстаге, а затем назначенного канцлером (по указу принца Макса Баденского).

Коалиция трех партий - социал-демократической, демократической, партии Центра составило правительство Германии во главе с социал-демократом Шейдеманом. Оно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и приняло новую конституцию Германии. Ее авторство принадлежит юристу либерального направления, министру внутренних дел Гуго Прейсу. При голосовании за конституцию было подано 262 голоса, против - 75.

    Веймарская конституция 1919 г.

Эта конституция превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом. Однако было сохранено название "Германская империя". Высшим законодательным органом являлся рейхстаг. Он избирался на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием. Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Вся Германия делилась на 35 избирательных округов. Партии, принимавшие участие в выборах, выступали каждая со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов - больше мест. Рейхстаг считался нижней палатой парламента.

Верхняя называлась рейхсратом(имперским советом). Она состояла из представителей земель, на которые делилась "Единая Германия". Пруссия имела в рейхсрате 26 голосов, Бавария - 10, Саксония - 7, Вюртемберг - 4, Баден - 3, Гессен - 2, Гамбург-2, Тюрингия -2, остальные земли по одному. При несогласии палат решение вопроса принадлежало президенту республики: он либо присоединялся к рейхсрату, либо выносил решение спорного вопроса на референдум.

Всего земель было 18: 15 республик и 3 "вольных города", пользовавшихся автономией. Каждая из земель имела свою конституцию, составленную в соответствии с имперской, свой законодательный орган-ландтаг и свое правительство.

Особое внимание Веймарская конституция уделяла президенту республики. Как и рейхстаг, президент избирался всеобщим голосованием. Его власть во многом походила на монархическую:

а) При несогласии палат решение вопроса передавалось на усмотрение президента. б) Он мог противопоставить свою власть рейхстагу и в таком вопросе, как назначение того или иного лица на должность канцлера (Этим правом воспользуется в 1933 г. президент Гинденбург, назначая канцлером Гитлера). в) Президент мог распустить рейхстаг и назначить новые выборы. Командование вооруженными силами, назначение на высшие военные и гражданские должности также находились в его компетенции.

г) Особые полномочия давала президенту ст. 48. Она разрешала введение чрезвычайного положения в любой момент, который президент сочтет "опасным для существующего порядка". Чрезвычайное положение связывалось с правом применить вооруженную силу и приостанавливать действие гражданских свобод. д) К компетенции президента относилось и назначение правительства. Оно было ответственно перед рейхстагом, но, как показал опыт последующих лет, могло существовать и с опорой на президента.

Конституция подчеркивало особое значение главы имперского правительства - канцлера, которому поручалось "формирование руководящих принципов политики" (ст. 56) Т. о. , сквозь новое республиканское устройство проступали старые черты: Кайзера в роли президента республики и Бисмарка в роли канцлера.

Установив существование разного рода выборных органовгосударственной власти, конституция постановляла, что "чиновники назначаются пожизненно" (ст. 129).

Конституция 1919 г. провозглашала свободу слова, совести, печати, собраний, ассоциаций и т. д. Однако на государство были возложены обязанности "нравственного попечения о душе" и обязательное религиозное воспитание детей (формально школа была отделена от церкви).

Ст. 165 Конституции узаконила создание рабочих советовна предприятиях и в округах: "Рабочие и служащие призваны на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в установлении размеров заработной платы и условий труда". Таким образом, защита социальных и хозяйственных интересов рабочих и служащих возлагалась на их представительные органы: 1. Рабочие советы предприятий.

    2. Окружные рабочие советы.

3. Имперский рабочий совет(высший орган). Правительство должно было предоставлять заключение Императорского экономического совета законопроекты социального и хозяйственного характера. Совет и сам мог вносить в парламент подобные законопроекты. Кроме того, Конституция предоставила рабочим и экономическим советам контрольные и административные полномочия в отдельных отраслях.

Конституция объявила частную собственностьсоциальной обязанностью, которая обеспечивается должной защитой. Принудительное отчуждение собственности могло производиться только "для блага общества, на законном основании и за соответствующее вознаграждение" (ст. 153). Приход фашистов к власти

Веймарская республика просуществовала 14 лет. Вся ее история - это борьба промышленно-финансовой монополии - с одной стороны, и рабочего класса - с другой. В 1923 г. Германия снова переживает революционную ситуацию. В Саксонии и Тюрингии возникают рабочие правительства, в Гамбурге вспыхивает вооруженное восстание под руководством коммунистов.

Положение едва стабилизировалась, как разразился мировой экономический кризис 1929 г. Уровень промышленного производства снизился почти в 2 раза, безработица достигла 9 млн. чел. Рабочие переходили на сторону компартии. На выборах 1930 г. она получила 4, 5 млн. голосов.

Угроза новой революции заставила буржуазное правительство Германии искать опору в фашистской партии Гитлера. Гитлеровская "национал-социалистическая рабочая партия" возникла в 1919 г. Ее программа возвещала создание нового немецкого "рейха", великой империи, построенной за счет порабощения всех других наций, искоренение марксизма и коммунизма; физическое истребление евреев. Решение экономических проблем фашисты видели в милитаризации экономики. Они обещали рабочим уничтожение безработицы, крестьянам - повышение цен с/х продукции, лавочникам - ликвидацию крупных магазинов.

Непримиримая борьба КПГ с социал-демократами, подвергаемая просталинскими решениями Коминтерна, стала причиной раскола двух рабочих партий Германии, которые должны были бы выступить единым антифашистским фронтом. 30 ноября 1933 г. президент Германии фельдмаршал Гиндесбург назначил Адольфа Гитлера на пост императорского канцлера (рейхсканцлера).

    Политический и государственный строй гитлеровской Германии

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.