бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьДействие закона во времени, в пространстве, по кругу лиц - (курсовая)

p>Как, например: акты Верховной Рады, указы президента обязательны для всего государства, если даже оно действуют в определенной части территории (например, объявление какой-то местности на военном положении). Акты Верховной Рады Крыма (если они согласуются с актами, издаваемыми Верховной Радой) действуют на всей территории Крыма (исключением может быть только Севастополь).

По Конституции в территориальный состав Украины входят: Автономная Республика Крым. Винницкая, Волынская, Днепропетровская, Донецкая, Житомирская, Закарпатская, Запорожская, Ивано-Франковска, Киевская, Кировоградская, Луганская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Ровненская, Сумская, Тернопольская, Харьковская, Херсонская, Хмельницкая, Черкасская, Черновицкая, Черниговская области. Города Киев и Севастополь.

Города Киев и Севастополь имеют специальный статус, который определяется законами Украины.

Особое место следует уделить Автономной Республике Крым. Она является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению.

Автономная Республика Крым имеет свою конституцию, которую принимает Верховная Рада Автономной Республики Крым и утверждает Верховная Рада Украины. Нормативно-правовые акты Верховной Рады Автономной Республики Крым не могут противоречить Конституции и законам Украины, и принимаются в соответствии с ними и во их исполнение.

Верховная Рада Автономной Республики Крым в пределах своих полномочий принимает решения и постановления, являющиеся обязательными для исполнения в Автономной Республике Крым.

Автономная Республика Крым осуществляет нормативное регулирование по вопросам:

    сельского хозяйства и лесов;
    мелиорации и карьеров;

общественных работ, ремесел и промыслов; благотворительной деятельности;

    градостроительства и жилищного хозяйства;
    туризма и гостиничного дела, ярмарок;

музеев, библиотек, театров, других учреждений культуры, историко-культурных заповедников;

    транспорта общего пользования, автодорог, водопроводов;
    охоты, рыболовства;
    санитарной и лечебной служб;

Также правом местного самоуправления обладают территориальные громады.

Особенности осуществления местного самоуправления в Киеве и Севастополе определяются отдельными законами Украины.

Органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных законом, принимают решения, являющиеся обязательными для исполнения на соответствующей территории.

Часто возникает необходимость выбора между различными законами самоуправляемых частей государства в случае так называемых “ межобластных коллизий законов”. Так в царской России, представлявшей собой унитарное государство, действовали, различные правовые системы: Свод законов Российской империи, кодекс Наполеона (царство Польское), Свод местных узаконений остзейских губерний (прибалтийские губернии) и другие. Тем более это имеет место в государствах с федеративным устройством: различные правовые системы существуют в штатах США; до 1951 года в Словакии действовало венгерское гражданское право, а в Чехии и Моравии австрийское гражданское право.

В Советском Союзе часто возникали противоречия между республиканскими законами. Например, Узбекская ССР приняла и ввела в действие новый Гражданский кодекс намного раньше, чем РСФСР, и различия между этим кодексом и действовавшим в РСФСР старым Гражданским кодексом были довольно существенными.

Различие законов союзных республик касалось и уголовного судопроизводства в уголовно-процессуальных кодексах. Например, в УПК РСФСР, УПК Молдавской ССР, УПК Грузинской ССР, УПК Белорусской ССР предусматривалась ответственность потерпевшего за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, а в УПК РСФСР и УПК Грузинской ССР - также и ответственность потерпевшего за неявку без уважительной причины. Статья 72 УПК Украинской ССР предусматривала ответственность потерпевшего только за дачу ложных показаний. В статье 49 УПК Казахской ССР вообще не решался вопрос об ответственности потерпевшего.

Внутригосударственные столкновения законов могут возникать не только между законами республик, автономий, но и между юридическими актами в пределах одной из них. Так, в реализации Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июля 1962 года об изъятии строений, приобретенных на нетрудовые доходы, встретились затруднения, связанные с тем, что решение исполкома Совета депутатов трудящихся в месте жительства владельца или в месте его работы может не быть исполнено в месте нахождения строения. Строго говоря, решение должно было быть выполнено, ибо оно направлялось в суд, а судебные решения об изъятии строений были обязательны на территории всего Союза ССР. Но поскольку речь идет не только об изъятии строения, а также и об определении его дальнейшей судьбы, местные органы власти того места, где находится строение, могут иметь другие намерения, что должно было сказаться на исполнении решения суда. Обсудив этот вопрос, Прокуратура СССР совместно с Верховным Судом СССР пришли к выводу, что материалы об изъятии строений должны рассматриваться исполкомами Советов депутатов и судами по месту нахождения строения. Таким образом, был применен принцип lex rei sitae (закон местонахождения вещи). Решение было интересно тем, что этот принцип применим не только к определению гражданской подсудности и применению гражданских законов, но и к административному отношению (рассмотрение вопросов исполкомами Советов депутатов трудящихся).

Наконец, можно привести конкретный пример столкновения между законами, существовавшими в республиках СССР. По действовавшему в Украинской ССР, законодательству заявление о признании лица безвестно отсутствующим следовало подавать в суд по известному последнему месту жительства отсутствующего, а по законодательству РСФСР - по месту жительства заявителя. Проживавшая в УССР гражданка обратилась в 1962 году с заявлением о признании ее мужа безвестно отсутствующим в народный суд города Саратова, где ее муж имел известное последнее место жительства, но, руководствуясь законами РСФСР, суд не принял заявление, признав себя не компетентным, а судебная коллегия Саратовского областного суда своим определением от 2 июня 1962 года признала этот отказ правильным, поскольку по законам РСФСР это заявление должно рассматриваться по месту жительства истицы, то есть в УССР. Но там ее заявление тоже не приняли (ссылаясь на закон УССР). В такой ситуации возникает положение, широко известное в международном частном праве под названием “обратной отсылки”, когда каждое из законодательств или судебных учреждений сторон признает себя некомпетентным к рассмотрению спора и отсылает к законодательству противной стороны.

В настоящее время те законы, которые были включены в УК союзных республик (если нет специальной оговорки об их отмене) действуют как уголовные законы самостоятельных государств (в некоторых из них уже принят новый УК).

В существующем УК государств СНГ, можно выделить три группы норм:

нормы воспроизводящие, те нормы, которые текстуально воспроизводят бывшие союзные законы;

нормы развивающие, то есть нормы, которые развивают положения общесоюзных законов, поскольку такое право специально было оговорено или вытекало из смысла союзного закона;

нормы первоустанавливающие - нормы собственно республиканские, которые отсутствовали в союзных уголовных законах.

2 июля 1991 года Верховный Совет Союза ССР принял новые Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик. Предусматривалось создание Федерального УК. В нем предполагалось “собрать” общесоюзные уголовные законы. Иначе говоря, появилась идея дуализма уголовного законодательства - федеральное законодательство, не инкорпорированное в УК республик, и отдельно - УК республик.

На наших глазах Союз ССР перестал существовать, и образовалось содружество самостоятельных суверенных государств (СНГ). В связи с этим, встает вопрос о действии союзных законов территории этих государств. Здесь следует исходить из того, что если нет специального закона и нет запрета применять в этом случае союзные законы, то они могут применяться. Именно так решен этот вопрос в Декларациях о независимости и суверенитете отдельных государств, входящих ранее в состав Союза ССР. Такое же решение принял и Верховный Совет Украины в постановлении от 12 сентября 1991года. “О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР”

Следует отметить также, что если ранее признавали приоритет национального, а не международного законодательства, то в настоящее время признается примат международного права. Поэтому все уголовные законы приводятся в соответствие с нормами международного права и международных договоров. Так, Законом Украины от 10 декабря 1991года “ О действии международных договоров на территории Украины” прямо закреплено, что заключенные и надлежащим образом, ратифицированные Украиной международные договоры, составляют неотъемлемую часть национального законодательства Украины и применяются в порядке, предусмотренном для норм национального законодательства.

Итак, законы (нормативно-правовые акты), имеют экстерриториальное действие не только между государствами, но и внутри них. Также можно отметить, что экстерриториальность выступает и в форме иммунитета дипломатических и консульских представителей, а также в возможности применения актов уголовно-правового характера на территории другого субъекта федерации, автономии, где совершено преступление, независимо от того, где задержан и привлечен к ответственности преступник.

Территориальным аспектом предопределено, по существу, и действие законов (нормативно-правых актов) по кругу лиц, так как они имеют силу в отношении всех физических и юридических лиц, находящихся на той или иной территории.

    - D - - -

Законы в объективном смысле призваны регулировать поведение людей и их объединений, предоставляя им свободу действий, возможность использования материальных и духовных благ, а также связывая их свободу и поведение определенными рамками, предписаниями, ограничениями.

Предоставляемая нормами права свобода, возможность поведения носит (в русском языке) то же название - право. Но это уже не объективная норма, а то, что по объективному праву (закону) принадлежит субъекту, составляет его личную свободу, возможность поведения, пользования какими - либо благами.

Такая свобода и возможность поведения, закрепленная законом, называется субъективным правом.

Ограничения свободы и предписания определенного поведения также обращены к отдельным людям и организациям. Они устанавливают для них должное поведение, которое называют юридической обязанностью.

Правовые отношения, складывавшиеся в разные эпохи, несомненно, зависели от уровня развития производства и обмена товаров, и в значительной мере определялись им. Но правовые отношения также испытывают влияние политики, сложившихся в обществе форм семьи, различных идей, взглядов, представлений людей, общественной нравственности.

Наряду с производственными отношениями во всех сферах жизни (в том числе и в экономике) возникают индивидуально-волевые отношения. Именно такие действия и взаимосвязи людей регулируются правом (законами) и, следовательно, приобретают форму правоотношений. Индивидуальные, экономические, политические, социальные, культурные, семейные и иные отношения, сохраняя свое особое содержание, приобретают с помощью права новое качество. Теперь они облекаются в форму юридических прав и обязанностей сторон. Эти права и обязанности охраняются и обеспечиваются государством.

В практике частноправового регулирования действует принцип “разрешено все, что не запрещено законом”. В условиях индивидуальной свободы, при четких её границах и охране интересов личности и общества, возникновение правоотношений, прямо не предусмотренных законом, вполне допустимо.

В правовых отношениях участвуют люди и их объединения: государство и его органы, предприятия, учреждения, общественные и религиозные организации. Для того чтобы быть участниками правоотношений они должны обладать определенными качествами, предусмотренными законом. Совокупность этих качеств образует понятие субъекта права, или правосубъектности лица (организации).

Под правоспособностью понимается способность иметь права и обязанности, предусмотренные законом. Под дееспособностью - способность своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности. Право - и дееспособности важно для физических лиц, органов государства, общественных организаций эти понятия, как правило, неразрывны.

Правовой статус - это признанная конституцией и законами совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочий государственных органов и должностных лиц.

В сфере частного права (гражданского, семейного, трудового, земельного и т. п. ) субъекты права подразделяются на физических и юридических лиц. К физическим лицам относятся все граждане, а также иностранцы и лица без гражданства. Иначе говоря, это люди, за которыми признаются правоспособность и дееспособность.

Такая классификация отражает равенство субъектов в сфере частного права, где не должно быть подчинения одной стороны отношения другой. По этому законодательство не делает различий между государством и его органами, предприятиями и учреждениями - все они выступают в частноправовых отношениях как равноправные субъекты и имеют равную защиту своих интересов.

Все физические лица в частноправовых отношениях также имеют равную правоспособность. Она возникает с момента рождения человека (а в наследственном праве учитываются и интересы еще не родившегося ребенка) и прекращается с его смертью (воля наследодателя защищается и после его смерти). Все граждане Украины имеют равную и полную (по объему) правоспособность. Для иностранцев могут быть ограничения (необходимость получения лицензий, квоты на въезд, запрещение занимать некоторые должности и т. п. ).

Дееспособность физических лиц возникает с достижения восемнадцати лет. В трудовом праве она наступает с шестнадцати лет.

Из всего вышеизложенного можно сказать: законы государства распространяются на всех его жителей, не зависимо от возраста, вероисповедания, и, даже, на еще не родившихся детей.

    - D - -1 - - -

Но существуют такие общественные отношения, участниками которых могут быть только граждане Украины (или данной страны). Например, служба в вооруженных силах, в органах внутренних дел, в налоговой службе. Также, выплата государственных налогов касается только ее граждан.

По Украинскому законодательству занятие некоторых государственных постов требует определенного срока проживания гражданина только на территории Украины.

Например, на пост президента Украины может быть избран ее гражданин, достигший тридцати пяти лет, имеющий право голоса ( правоспособный). Также он должен проживать на Украине в течение десяти последних перед днем выборов лет и владеть государственным языком.

Народным депутатом Украины может быть ее гражданин, достигший на день выборов двадцати одного года, имеющий право голоса и проживающий в Украине в течение последних пяти лет.

Не может быть избран в Верховную Раду Украины гражданин, имеющий судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке.

На должность судьи может быть избран гражданин Украины, не состоящий в партиях. Достигший двадцати пяти летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы в области права не менее трех лет и проживающий в Украине в течение последних десяти лет.

В законе есть исключения относительно иностранных граждан, пользующихся дипломатическим иммунитетом. На таких лиц (послы, посланники, поверенные в делах, члены дипломатического персонала и т. д. ) в случае совершения ими правонарушений нормы, устанавливающие ответственность законы не распространяются, данный вопрос решается по дипломатическим каналам.

    Существует три вида правового иммунитета:

1 - иммунитет государства (принцип, согласно которому государству и его органам не может быть предъявлен иск в суде иностранного государства);

2 - иммунитет консульский (совокупность льгот и преимуществ, предоставляемых консульству). Его объем устанавливается внутренним законодательством государств, а также международной Венской конвенцией 1963 года, двусторонними консульскими конвенциями и международными обычаями;

3 - иммунитет дипломатический (неприкосновенность личности, служебных помещений, жилища и собственности, неподсудность судам государства пребывания, освобождение от налогов, таможенного досмотра и т. д. Его объем установлен Венской конвенцией 1962 года и другими договорами и внутригосударственными законами)

Можно также отметить, что в феодальной Западной Европе понятие иммунитет проявлялось в праве феодала осуществлять в своих владениях некоторые государственные функции без вмешательства представителей центральной власти. Обычно оформлялся королевской грамотой.

В наше время используются только вышеперечисленные первые три вида иммунитета. По этому, предъявление иска к иностранному государству, его обеспечение и взыскание на имущество иностранного государства, находящееся в Украине, могут быть допущены только с согласия компетентных органов соответствующего государства.

Аккредитованные в Украине дипломатические представители иностранных государств и другие лица, указанные в соответствующих законах и международных договорах Украины, подлежат юрисдикции суда Украины по гражданским делам только в пределах, определенными нормами международного права или договорами Украины.

В тех случаях, когда в иностранном государстве не обеспечивается Украине, ее имуществу или представителям такая же судебная неприкосновенность, какая, согласно статье 425 ГПКУ, обеспечивается иностранным государствам, их имуществу или представителям в Украине или другим правомочным органом может быть предписано в отношении этого государства применение ответных мер.

В ГПКУ есть статья (426) об исполнении судебных поручений иностранных судов и об обращении в суда Украины с поручениями к иностранным судам. В первой части этой статьи определяется порядок исполнения поручений иностранных судов судам Украины. Указанно, что суды Украины могут выполнять поручения по вручению повесток, других документов, допросу сторон и свидетелей, производству экспертизы, осмотру на месте и т. д. Эти действия не могут исполняться, если это противоречит суверенитету Украины, угрожает ее безопасности или не входит в компетенцию суда.

Во второй ее части допускаются обращение судов Украины с поручениями к иностранным судам об исполнении отдельных процессуальных действий.

В статье 427 , того же кодекса, устанавливается трехлетний срок исполнительной давности для принудительного исполнения решений иностранных судов.

А статья 428, этого же кодекса, устанавливает приоритет международного договора перед законодательством Украины, если в нем содержатся иные правила, чем содержащиеся в ее законодательстве о судебном судопроизводстве.

    Основания действия законов по кругу лиц различны:

по принадлежности лица к государству (по гражданскому состоянию различают состояние гражданства данного государства, иностранного государства, состояние лица без гражданства);

    по признаку пола;
    по возрастному цензу;

по профессиональной принадлежности (военнослужащие, специальные служащие и т. п. );

    иные основания (например, инвалидность);

Граждане Украины в случае совершения преступления за границей несут ответственность по украинским законам; если они понесли наказание, то наш суд может смягчить или освободить от него полностью.

    -Е - - - - - -

Подводя итоги проведенной работы, можно с уверенностью сказать, что отдельные на первый взгляд темы на самом деле сильно взаимосвязаны:

Действие закона во времени неразрывно с его действием в пространстве и по кругу лиц, так как даже само определение понятия закона отмечает зависимость его распространения на время и место действия, а, также, на всех лиц, находящихся на пространстве действия закона. Даже всевозможные исключения в законах, затрагивающие, казалось бы, совершенно отдельную область права, оказываются при более внимательном рассмотрении настолько тесно связанными, что нельзя с уверенностью сказать, где действие закона относится к пространственному, а где определяется кругом лиц или четко временем. По этому юристам, законодателям очень важно уметь определять эти характеристики, чтобы не допустить ошибок которые могут привести к беспорядкам в обществе и международным скандалам.

    ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН :
    A --- Действие закона во времени.
    В --- Обратная сила закона.
    С --- Действие закона в пространстве
    -- 1- Внутренняя экстерриториальность.
    D --- Действие закона по кругу лиц.
    E --- Вывод.
    нн

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.