бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКонтрольная: Макиавелли

Контрольная: Макиавелли

Рязанский государственный медицинский университет

им. акад. И. П. Павлова

Юридический факультет

Контрольная работа

По истории политических и правовых учений

На тему: «Политико-правовая концепция Николо Макиавелли»

Выполнил:

Студент III курса з/о отделения

(на базе средне-специального

образования)

Курилин А. Н.

Рязань, 2004

МАКИАВЕЛЛИ, (Machiavelli) Никколо (3.5.1469, Фло­ренция,—22.6.1527, там

же), итальян­ский политический мыслитель, писа­тель, историк, военный теоретик.

Из обедневшей знатной семьи. С 1498 был секретарём Совета десяти Флорентий­ской

республики, выполнял важные дипломатич. поручения. В 1512, после

восста­новления тирании Медичи, был отстра­нён от службы и сослан в своё

поместье под Флоренцией. Наиболее значит, соч.: «Рассуждения по поводу первой

декады Тита Ливия» (1531, рус. пер. 1869), «Государь» (1532, рус. пер. 1869;

«Князь» в Соч., т. 1, 1934), «История Флоренции» (1532, рус. пер. 1973).

Макиавелли, страстный патриот, считавший, что бедствия Ита­лии объясняются гл.

обр. политич. раз­дробленностью, создал теорию государства, способного, как он

полагал, преодолеть эту раздробленность. Важным вкладом Макиавелли в историю

политич. идей Возрождения был его подход к проблеме государства со светских (а

не с теологических) позиций: он пытался раскрыть законы обществ, развития,

основываясь на данных исто­рии, на раскрытии человеческой психики, на учёте

реальных фактов, реальной об­становки. К. Маркс относил Макиавелли к числу тех

политич. мыслителей, которые «...стали рассматривать государство человече­скими

глазами и выводить его естествен­ные законы из разума и опыта, а не из

теологии». Макиавелли разделял веру большинства гуманистов в могучие творческие

возможности человека. Со­гласно концепции Макиавелли, сильная личность способна

противостоять «фортуне», слу­чайным стечениям обстоятельств (роль которых в

истории велика), противо­поставив им свою энергию и проницатель­ность (в идее

борьбы личной «доблести» — virtu и «фортуны» особенно ярко про­явились черты,

характерные для взглядов эпохи Возрождения); всестороннее рас­смотрение

обстоятельств и умение изме­нять политику в соответствии с ситуаци­ей способны

обеспечить успех правите­лям. Лучшей формой государства Макиавелли считал

республику, однако был убеждён, что итал. действительность (непрерывная вражда

между собой итал. государств, подвер­гающихся нападениям иноземцев) тре­бует

установления единовластия; только при сильном государе возможно создать

независимое итал. государство, свободное от чужеземного ига. Он полагал, что

для упрочения государства допустимы любые средства — насилие, убийство, обман,

предательство (впоследствии появил­ся термин «макиавеллизм», обозначаю­щий

политику, пренебрегающую законами морали). Макиавелли резко осуждал политику

феод, знати и особенно папства, приво­дившую к постоянным раздорам,

пре­пятствовавшую складыванию единого итал. государства; вместе с тем он

опасался и «черни» (plebs), легко вовлекаемой в авантюры. Его симпатии — на

стороне средних и высших слоев торгово-ремесленного населения итал. городов

(«народа» — populo). Как историк Макиавелли сделал важный шаг в развитии

историографии. Он искал исторические закономерности, глубокую причинную связь

событий. Макиавелли, убеждён­ный в неизменности человеческой приро­ды,

рассматривал историю как столкнове­ние «вечных» страстей и интересов,

инди­видов и сословий. Важнейшей движущей силой истории Макиавелли считал

политич. борь­бу, которая в его изложении часто высту­пала как борьба

социальная, классовая.

Макиавелли — автор карнавальных песен, соне­тов, новелл и др. лит.

произведений. Наи­более выдающееся из них — комедия «Мандрагора» (рус. пер.

1924), резко бичующая нравы тогдашней Флоренции. Особым нападкам подвергнута

церковь с её лицемерием и растлением нравов. Отличительная черта комедии —

целеустремлён­ность, воля, активность её персонажей. Макиавелли обогатил

итал. литературу ясной, лако­ничной, лишённой риторич. украшений прозой.

Макиавелли был «...первым достойным упомина­ния военным писателем нового

времени». В трактате «О военном искусстве» (1521, рус. пер. 1936) резко

критиковал систему наёмных войск, состоящих, по его мне­нию, из подонков

общества и занимаю­щихся грабежом, и рекомендовал заме­нить наёмников

постоянной армией ми­лиционного типа, построенной на основе всеобщей воинской

повинности и полно­стью подчинённой государю. «Жизнен­ной основой всякого

войска» Макиавелли считал пехоту; кавалерия, полагал Макиавелли, должна быть

немногочисленной, хорошо обучен­ной и экипированной. Макиавелли отводил гл.

роль в бою холодному оружию и недооце­нивал огнестрельное оружие, поскольку оно

в то время было несовершенным. Макиавелли требовал от армии высокой тактич.

вы­учки, слаженности, дисциплины, способ­ности к быстрому манёвру, придавал

большое значение резервам. Стратегич. взгляды Макиавелли были непоследовательны

(он выдвигал в качестве гл. средства дости­жения победы то решит, сражение, то

из­мор противника). Многие положения Макиавелли заимствовал у Вегеция, нередко

механически перенося опыт армии Др. Рима в совершенно иную эпоху. В 1506— 1510

создал во Флоренции пешее и кон­ное ополчение (до 20 тыс. чел.), имевшее единое

обмундирование и проходившее систематич. боевую подготовку (однако в 1512 оно

было разбито профессиональ­ной исп. армией). Католическая церковь в 1559 внесла

сочинения Макиавелли в «Индекс запрещённых книг»

[1].

Макиавел­ли долгое время был должностным лицом Флорентий­ской республики,

имеющим доступ к ряду государствен­ных тайн. Жизнь и деятельность Макиавелли

относятся к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. быв­шей самой

передовой страной Западной Европы. В се­верной и средней Италии еще в

XII—XIII вв. сложились города-республики (Венеция, Флоренция, Генуя и др.) с

развитой ремесленной и торговой экономикой. Про­мышленная и торговая верхушка

этих городов сумела, опираясь на народ, подчинить себе феодалов своего

ок­руга, создать свою коммунальную государственность. Од­нако перемещение

главных торговых путей в связи с от­крытием Америки, развитие производства в

других стра­нах Европы вели к упадку итальянской промышленности и торговли,

подрывали силы буржуазии итальянских го­родов. В Италии не сложилось единое

государство — на ее территории существовали городские республики, пап­ское

государство, а также владения Испании. Раздроб­ленная Италия подвергалась

нашествиям иноземных войск; в ряде городов-государств силами феодальной

ре­акции учреждались тирании, опиравшиеся на наемные войска. После

установления во Флоренции синьории Медичи Макиавелли был лишен должности.

Последний период жизни он занимался литературной деятельнос­тью. Кроме

сочинений на темы политические ("Рассуж­дения на первую декаду Тита Ливия",

"Государь", "О военном искусстве" и др.) и исторические ("История Флоренции")

его перу принадлежит ряд художественных произведений.

Сочинениями Макиавелли положено начало полити­ко-правовой идеологии Нового

времени. Его политичес­кое учение было свободно от теологии; оно основано на

изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств

Античного мира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях

участников по­литической жизни. Макиавелли утверждал, что изучение прошлого

дает возможность предвидеть будущее или по примеру древних определить

средства и способы дейст­вий, полезных в настоящем. "Чтобы знать, что должно

случиться, достаточно проследить, что было... Это про­исходит от того, —

пояснял Макиавелли, — что все че­ловеческие дела делаются людьми, которые

имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому они неизбежно

должны давать одинаковые результаты".

Природа человека одинакова во всех государствах и у всех народов; интерес

является наиболее общей причи­ной человеческих действий, из которых

складываются их отношения, учреждения, история. Для того чтобы управ­лять

людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. Устройство

государства и его де­ятельность должны основываться на изучении природы

человека, его психологии и влечений. "Природа создала людей таким образом, —

писал Ма­киавелли, — что люди могут желать всего, но не могут всего

достигнуть". Из-за этого люди беспокойны, често­любивы, подозрительны и никогда

не довольствуются своей долей. Поэтому в политике всегда следует рассчи­тывать

на худшее, а не на доброе и идеальное

[2].

В центре исследования Н. Макиавелли находится государст­во. Он создает

принципиально новую концепцию государства.

Он первым различает понятия "государство" и "общество".

Государство, по Макиавелли, — это политическое состояние общества, выражающее

отношения государства и подчинения, которые складываются между правителями и

подданными. От­ношения властвующих и подвластных основаны на двух ресурсах —

любви и страхе подданных. Государство незыблемо, если прави­тельство не дает

повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в

ненависть, а любовь — в презрение.

Причины возникновения государства Н. Макиавелли выводит из природы человека,

из естественной потребности в безопасности и гарантии частной собственности,

которые он назвал благами свободы. В лучшей степени эти блага гарантированы в

республике: "Ибо каждый человек в этих странах, не задумываясь, при­умножает

и приобретает блага, которыми рассчитывает за­тем свободно пользоваться.

Следствием этого оказывается то, что все граждане, соревнуясь друг с другом,

заботят­ся как о частных, так и об общественных интересах и что общее их

благосостояние на диво растет".

Будучи знатоком человеческой психики, Н. Макиавелли пре­достерегает правителя

посягать на имущество подданных, по­скольку это неизбежно порождает

ненависть.

Он дает практический совет правителю: "Даже когда госу­дарь считает нужным

лишить кого-либо жизни, он может сделать это, если налицо подходящее

обоснование и оче­видна причина, но он должен остерегаться посягать на чу­жое

добро. Люди быстрее забудут смерть отца, чем потерю наследства".

Формы государства имеют тенденцию сменять друг друга, от­ражая тем самым

состояние общества и соотношение борю­щихся сил, главным образом народа и

знати.

Н. Макиавелли сформулировал концепцию циклического раз­вития государственных

форм, в основе которой лежит идея кру­гооборота, взаимообращения добра и зла.

Выделив шесть форм государства, он рассматривал три из них как "дурное во

всех отношениях" (тирания, олигархия и охло­кратия), а относительно трех

других писал, что они "хороши сами по себе" (монархия, аристократия,

демократия).

Согласно Н. Макиавелли, достигнув предела совершенства, форма государства

клонится к упадку, переходя в свою проти­воположность. Это происходит потому,

что природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия

сменяется ти­ранией, тирания — аристократией, аристократия уступает место

оли­гархии, на смену последней приходит демократия, которая, в свою очередь,

перерастает в охлократию (власть толпы).

Следует заметить, что к выбору формы Н. Макиавелли под­ходит конкретно-

исторически.

Если страна расколота на враждебные лагеря в результате борьбы аристократии и

народа, распрей между многочислен­ными кланами и группами, то ей больше

подходит монархия - как для объединения Италии в единые государства. Эту идею

он обосновывает в работе "Государь".

Когда государство объединено и наступил гражданский мир и процветание в

обществе, то дальнейший прогресс, по мнению Макиавелли, связан с республикой.

Об этом он пишет в "Рас­суждениях о первой декаде Тита Ливия".

Наилучшей формой правления Н. Макиавелли считал умерен­ную республику,

сочетающую достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии

(мудрость и добродетельное правление) и демократии (свобода и участие народа

в управлении). Следует отметить, что умеренную республику он считал

резуль­татом договора и средством согласования стремлений и интере­сов

борющихся социальных групп. "В каждой республике всегда бывают два

противоположных направления: одно - народное, другое - высших классов; из

этого разделения вытекают все законы, издававшиеся в ин­тересах свободы".

Стремление к безграничному господству одной социальной группы над другой

приводит к краху республики. Н. Макиавел­ли проводит историческую параллель

между Римской респуб­ликой и Флорентийской.

В Древнем Риме смешанная республика сложилась в результате борьбы и

компромиссов народа и аристократии, но их непримири­мые распри вокруг

аграрного закона погубили республику. В исто­рии Флоренции раздоры простого

народа (пополанов) и знатных людей (нобилей) с самого начала носили

бескомпромиссный ха­рактер. Этот антагонизм обусловил непрочность

Флорентий­ской республики.

Рассматривая государство как сферу реализации интересов и потребностей

различных групп и общностей, Н. Макиавелли обращал серьезное внимание на

средства и методы осуществле­ния государственной власти.

Он создал концепцию эффективного лидерства, в основе ко­торой лежит набор

принципов и правил (максим), которым должен следовать правитель, стремящийся

укрепить собствен­ную власть и расширить границы государства.

Государства создаются и сохраняются не только с помощью военной силы, но и

опираясь на хитрость, коварство и обман. "Надо знать, что с врагом можно

бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый

способ при­сущ человеку, второй - зверю; но так как первое часто

не­достаточно, то приходится прибегать и ко Сорому. Отсюда следует, что

государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя... -

поучал Макиавелли. - Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и

лисе. Лев боится капканов, а лиса - волков, следовательно надо быть подобным

лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков".

Государь не должен быть всегда верен договору. "Мы знаем по опыту, что в наше

время великие дела удава­лись лишь тем, кто не старался сдержать слово, и

умел, кого нужно, обвести вокруг пальца..."; "разумный прави­тель не может и

не должен оставаться верным своему обе­щанию, если это вредит его интересам и

если отпали при­чины, побудившие его дать обещания".

Правитель должен знать, что ожидают от него подданные, и "постараться всеми

своими поступками создать себе славу вели­кого человека, наделенного умом

выдающимся".

Отношения с подданными государь должен основывать на любви и страхе. "Людей

следует либо ласкать, либо уничтожать, ибо за мел­кое зло человек может

отомстить, а за большое - не мо­жет", - замечает Н. Макиавелли.

Причем жалость и благодеяния необходимо использовать по-разному. Все обиды и

жестокости надо учинять разумом, поскольку, "чем меньше их раскроют, тем

меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их

рас­пробовали как можно лучше".

Дела, неугодные подданным, государь должен возлагать на других, а угодные —

исполнять сам[3].

Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое

отношение между правительст­вом и подданными, опирающееся на страх или любовь

последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к

заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а

любовь — в презрение.

В центре внимания Макиавелли — реальная способ­ность правительства повелевать

подданными. В книге "Государь" и других сочинениях содержится ряд правил,

практических рекомендаций, основанных на его пред­ставлении о страстях и

стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему

практи­ки итальянских и других государств.

Целью государства и основой его прочности Макиа­велли считал безопасность

личности и незыблемость собственности. "Человек, которого лишают какой-либо

выгоды, никогда не забывает этого: достаточно малей­шей надобности, чтобы

напомнить ему это; а так как его надобности возобновляются с каждым днем, то

он вспо­минает это каждый день". Самое опасное для правителя, неустанно

повторял Макиавелли, — посягать на имуще­ство подданных — это неизбежно

порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и

ножа). "Даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может

сделать это, если налицо подходящее обоснование и очевидна причина, но он

должен остерегаться посягать на чужое добро... Люди скорее забудут смерть

отца, чем потерю наследства".

Незыблемость частной собственности, как и безопас­ность личности, Макиавелли

называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства. По его

учению, блага свободы наилучшим образом обеспечены в республике. В свободных

землях и странах, рассуждал Макиавелли, богатства все время увеличиваются:

"Ибо каждый человек в этих странах, не задумываясь, приум­ножает и

приобретает блага, которыми рассчитывает затем свободно пользоваться.

Следствием этого оказыва­ется то, что все граждане, соревнуясь друг с другом,

за­ботятся как о частных, так и об общественных интересах и что общее их

благосостояние на диво растет".

Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о возник­новении государства и

круговороте форм правления; вслед за античными авторами он отдает

предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме.

Особенность учения Макиавелли в том, что смешан­ную республику он считал

результатом и средством со­гласования стремлений и интересов борющихся

социаль­ных групп. "В каждой республике всегда бывают два противоположных

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.