бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачать: Биография Эммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества

университете не прерывались. Напротив, к обычным лекциям прибавились еще и

занятия с русскими офицерами. Кант читал для русских фортификацию и

пиротехнику. Некоторые биографы философа считают, что его слушателями в это

время могли быть такие известные в российской истории лица, как будущий

екатерининский вельможа Григорий Орлов и А.В. Суворов, тогда подполковник,

навещавший в Прусской столице своего отца генерала В.И. Суворова.

В декабре 1758 года умер профессор философии Кипке. На освободившееся место

объявилось пять претендентов. Среди них был и Кант, выставивший свою

кандидатуру по настоянию давнего благожелателя - пастора Шульца, который стал

к тому времени профессором богословия и ректором университета. Из пяти

кандидатов Академический совет выбрал двух - математика Бука и Канта. Однако,

окончательно вопрос о вакансии был решен не в пользу философа. Оплачиваемое

место получил Бук, который был старше по возрасту и по преподавательскому

стажу. Может быть сыграло роль и другое обстоятельство. Некий Андрей Болотов,

занимавший в то время ответственное положение в губернской канцелярии,

проявлял живой интерес к философии и был ревностным сторонником философии

Крузия. Кант был явным антикрузианцем. Возможно, что Болотов, в силу своего

положения имевший возможность повлиять на решение данного вопроса, предпочел

передать кафедру философии математику Буку, равнодушному к острым

мировоззренческим проблемам, чем вольфианцу Канту. В этот период начинается

постепенный переход Канта ко второму этапу его творчества. Много лет спустя

философ назовет свое состояние в магистерские годы, свою приверженность к

вольфианству "догматическим сном". Он запретит пользоваться своими ранними

трудами, в том числе такими, как "Опыт некоторых рассуждений об оптимизме

(1759) и "Мысли магистра Иммануила Канта ... по поводу безвременной кончины

высокородного господина Функа" (1760), в которых он обосновывал идею полного

совершенства нашего мира, высказывал мысль о том, что сам по себе человек

ничего не стоит, а, как и любое другой отдельное существо, может жить лишь во

имя блага целого. Очевидно, что подобные утверждения противоречат идее:

"Человек есть цель сама по себе", которую он развивал в более поздние годы.

* * *

1762 год был переломным для философа. Принято считать, что важнейшую роль в

новых исканиях Канта, которые в дальнейшем привели к созданию его критической

философии, сыграло знакомство с творчеством Жан-Жака-Руссо. Руссо стал для

Канта, по признанию последнего, "вторым Ньютоном". Если по влиянием

ньютоновских формул философ сформировал свои взгляды на космос, устройство

солнечной системы, мир в целом, то парадоксы Руссо помогли ему заглянуть в

тайники человеческой души. Помимо Руссо, Кант в последствии называл еще и

Давида Юма в качестве мыслителя, который "помог ему пробудиться от

догматического сна". Руссо повлиял на Канта как человека и моралиста, Юм

подтолкнул его новым теоретико-познавательным поискам, пересмотру

метафизических догм, формированию новой теории познания.

В предверии зимнего семестра 1762 года Кант выпустил, как и раньше, брошюру -

приглашение к лекциям. В предыдущих трактовались в основном естественно

научные проблемы, на этот раз для рассмотрения был взят философский вопрос.

Брошюра называлась "Ложное мудрствование в четырех фигурах силлогизма" и

содержала первую попытку критики формальной логики, служившей опорой

вольфианству. До этого автор разделял вольфианское преклонение перед

дедукцией, несколько преувеличивая значение мыслительной деятельности

человека для познания, и был убежден, что возможности выведения одних понятий

из других путем построения умозаключений бесконечны. В этой работе он

серьезно задумывается над тем, как ввести в философию опытное знание. Этим же

проблемам посвящена написанная также в 1762 году работа "Исследование

очевидности принципов естественной теологии и морали". Она была написана на

конкурсную тему, объявленную Берлинской академией наук. Работа не получила

первой премии, однако была признана ее почти равной той, что одержала победу,

и вместе с ней опубликована. В этой работе, сопоставляя философию с

математикой, Кант говорит о качественном многообразии объектов первой по

сравнению с объектами второй. Анализируя указанную проблему ученый приходит к

выводу, что истинная философия еще не написана. Настоящая философия, по его

мнению, должна усвоить метод, который Ньютон ввел в естествознание и который

принес там столь плодотворные результаты. Следовательно, надлежит, опираясь

на достоверные данные опыта, отыскать всеобщие законы. Опыт, на который

должна опираться философия, - это не только показания чувств, но и

"внутренний опыт", непосредственно очевидное сознание. С точки зрения

философа, благодаря последнему становится весьма достоверным познание бога. В

этой работе Кант высказывает важное для его дальнейшего философского развития

соображение: нельзя смешивать истину и благо, знание и моральное чувство.

Грядущую философскую революцию предвещают и те идеи, которые Кант высказывает

в трактате "Опыт введения в философию понятия отрицательных величин".

Внимание мыслителя привлекает проблема единства противоположностей. Исходный

пункт рассуждений - установленное еще в габилитационной диссертации различие

между логическим и реальным основанием. Кант указывает, что справедливое для

логики может быть неистинным для реальной действительности. Логическая

противоположность состоит в том, что относительно одной и той же вещи какое -

либо высказывание или утверждается или отрицается, одно упраздняет другое, в

результате чего получается ничто. Иное - реальная противоположность, которая

стоит в противонаправленности сил. Здесь также одно упраздняет другое, но

следствием будет нечто реально существующее.

В зимнем семестре 1762 года у Канта появился новый студент, на которого тот

сразу обратил внимание. Молодой человек числился на теологическом факультете,

обладал незаурядными способностями и усидчивостью, писал неплохие стихи,

подражая любимым поэтам Канта - Галлеру и Попу. Это был Иоганн Готфрид

Гердер, сын звонаря и учителя приходской школы в Морунгене. У Канта Гердер

прослушал все его тогдашние курсы - метафизику, мораль, логику, математику,

физическую географию. Старательно записывал их, приводя дома свои конспекты в

порядок. Сохранились все его записи - аккуратные, ясные, обстоятельно

излагающие суть проблем волнующих философа. На основании этих конспектов и

работы Канта "Единственное возможное основание для доказательства бытия

бога", вышедшей в конце в 1762 года, можно судить о том, какие вопросы

пытался разрешить философ в этот период. Кант говорит о боге. С его точки

зрения, ни на собственном, ни на чужом опыте мы не можем убедится в его

существовании. Исследователю остается положится на разум: только система

рассуждений (Кант приводит ее в своей работе) приводит к выводу, что есть на

свете некое высшее, абсолютное и необходимое существо. Встает, однако,

вопрос: не подрывает ли подобное отношение к религии основ нравственности?

Кант утверждает: мораль и религия - разные вещи. Мораль скорее всеобщий,

человеческий, нежели божественный суд. При воспитании надо сначала пробудить

моральное чувство, а потом прививать понятие о божестве, иначе религия

превратится в предрассудок, и вырастет хитрец, лицемер. Культура морального

чувства должна предшествовать культуре послушания. Из этих рассуждений

философ выводит основной закон человеческого поведения - "поступай в

соответствии со своей моральной природой".

В 1764 году Канту исполнилось сорок лет. Он известен, его ценят и уважают.

Ламберт и Мендельсон обращаются к нему с предложениями вступить в научную

переписку, и Кант их принимает. Лекции пользуются успехом, аудитория всегда

полна, и некоторые курсы он передоверяет своим ученикам. Книги хорошо

расходятся, а написанные в 1762 году "Наблюдения над чувством возвышенного и

прекрасного" принесли ему славу модного автора. Но он все еще приват-доцент,

не получающий ни гроша от университета. В Берлине понимают неестественность

подобной ситуации. В августе 1764 года из министерства юстиции, ведавшего

делами образования, поступает предложение занять место профессора поэзии и

красноречия, которое пустовало в Кенигсберге уже два года. Кант отказался. У

него была цель, он шел к ней прямой дорогой. Отказ оценили. Специальным

рескриптом от имени короля было обещано "весьма умелого и со всеобщим успехом

преподающего доцента Канта выдвинуть при первой же возможности". Значительное

место среди работ этого периода занимает работа "Грезы духовидца, поясненные

грезами метафизики", экземпляры которой были посланы Ламберту и Мендельсону.

Это не трактат, а скорее эссе, посвященное деятельности Иммануила

Сведенборга, человека необыкновенного, шведского философа и математика,

который рано прославился своими работами по механике, горному делу,

минералогии, а под старость объявил себя ясновидцем, которому сам бог поручил

основать новую церковь. "Грезы ..." примечательны тем, что на одну доску с

"духовидцами" Канта ставит и приверженцев спекулятивной метафизики.

Метафизики тоже грезят и свои идеи принимают за подлинный порядок вещей. Он

смеется не только над визионерством, но и над умозрительными спекуляциями, он

призывает людей науки полагаться только на опыт, представляющий собой "альфу

и омегу познания". Таким образом Кант прощается с вольфианской метафизикой,

приверженцем которой он был ранее.

К концу 60-х годов XVIII века Кант становится известен уже не только в

Пруссии. В 1769 году профессор Хаузен из Галле намеревается издать "Биографии

знаменитых философов и историков XVIII века в Германии и за ее пределами".

Кант включен в сборник, и автор обращается к нему за необходимыми

материалами. Почти одновременно приходит приглашение на работу в Эрланген.

Куратор местного университета предлагает Канту занять только что созданную

кафедру теоретической философии. Кант отклоняет это предложение. Другое

приглашение, пришедшее в январе 1770 года из Иены, тоже было отклонено.

Извиняясь и отказываясь от этого предложения, философ ссылается на

привязанность к родному городу, а также на "возможные проблески близкой

вакансии" у него дома. Наконец 31 марта 1770 года мечта Канта сбылась.

Специальным указом короля он был назначен ординарным профессором логики и

метафизики. Философу предстояло выполнить еще одну формальность, без которой

назначение было недействительно: необходимо защитить профессорскую

диссертацию. Новая диссертация называлась "О форме и принципах чувственно

воспринимаемого и интеллигибельного мира". В ней был зафиксирован новый

"переворот" во взглядах, совершившийся, по словам самого автора, год назад.

На смену эмпирической, доходившей до скептицизма позиции пришел своеобразный

дуализм во взглядах. Канта уже не волнует вопрос, как данные органов чувств

связаны с интеллектом, - он развел в разные стороны эти два вида духовной

деятельности. "Источники всех наших представлений, - говорится в работе, -

либо чувственность, либо рассудок и разум. Первые дают нам причины познаний,

выражающих отношение предмета к особым свойствам познающего субъекта...

Вторые относятся к самим предметам". Чувственность, с точки зрения Канта,

имеет дело с явлениями, феноменами; интеллигибельный, т.е. умопостигаемый,

предмет он называет ноуменом. Мир, рассматриваемый как феномен, существует во

времени и пространстве. Но время и пространство не есть нечто само по себе

существующее, это всего лишь субъективные условия, изначально присущие

человеческому уму для координации между собой чувственно воспринимаемых

предметов. В ноуменальном мире, т.е. в сфере предметов самих по себе, времени

и пространства нет. Это утверждение явно противоречит позиции Лейбница и

Вольфа, признававших подлинную реальность продолжительности и протяженности.

Еще недавно Кант призывал науку опираться исключительно на опыт, теперь у

него другая забота - предостеречь ее от переоценки опыта. Философ осознает,

что принципы чувственного познания не должны выходить за свои пределы и

касаться сферы рассудка. Позднее он уточнит свою мысль: "в чисто эмпирическом

блуждании без руководящего принципа, в соответствии с которым следовало бы

искать, никогда нельзя найти что - либо целесообразное". В письме к Ламберту,

которое сопровождало дарственный экземпляр диссертации, Кант предлагает

создать специальную дисциплину - "общую феноменологию" с задачей очертить

пределы чувственного познания, дабы не переносить его на предметы "чистого

разума". Дарственные экземпляры диссертации были вручены также Мендельсону и

прославившему себя работами по философии искусства И. - Г. Зульцеру. Вскоре

одно за другим пришли три ответных письма. Кант не ответил ни на одно из них.

Каждое ставило перед ним проблемы, влекло за собой размышления, пока

безрезультатные. Через четырнадцать месяцев он пишет своему берлинскому другу

Марку Герцу и просит его принести извинения Ламберту, Мендельсону и Зульцеру.

В этом письме уже есть нечто большее, чем констатация факта, что надо еще

думать над выдвинутыми возражениями и собственными идеями. Дату этого письма

(21 февраля 1772 года) принято считать днем рождения главного философского

труда Канта. Первоначальное его название гласило "Границы чувственности и

рассудка", но уже в первоначальном варианте текста возникает выражение

"критика чистого разума". Будущая книга, по мнению Канта, должна дать "ключ к

тайне всей метафизики".

* * *

Шли годы. Голос Канта в печати умолк надолго. После диссертации "О форме и

принципах ...", и кроме двух заметок по поводу "Филантропина", философ

напечатал лишь рецензию на книгу Москати о различии в строении тела людей и

животных, а также уведомление о лекциях на 1775 год ("О различных

человеческих расах"). Молчание длилось одиннадцать лет. Новая книга не

получалась. Так медленно Кант еще никогда не работал. Что - то главное все

время ускользало. Обретенная, казалось бы, истина вновь оборачивалась

неразрешимой загадкой. Наконец "Критика чистого разума" была написана.

Большие куски были созданы давно, поэтому весной и летом 1780 года Канту

удалось завершить работу. Он знал слабости книги - главным образом

стилистические, но переписывать ее сил уже не было, к тому же ему не

терпелось вынести свое детище на суд общественности. Первоначально Кант хотел

посвятить книгу Ламберту, проявившему столь живой интерес к его теоретическим

исканиям, но того уже два года не было в живых. В марте 1781 года философ

написал посвящение министру Цедлицу, а в мае книга увидела свет.

Предисловие к "Критике чистого разума" начинается с цитаты из Френсиса

Бэкона. В свое время Бэкон выступил с критикой схоластического разума и

житейского рассудка, с требованием отбросить мертвые догмы и укоренившееся

предрассудки, проверять на опыте все положения, претендующие на истинность.

Кант видел себя продолжателем этого начинания. Свою задачу философ видит в

том, чтобы преодолеть две мировоззренческие позиции, два вида одностороннего

и, следовательно, ложного подхода к проблеме познания - догматизм и

скептицизм. Одновременно это преодоление Вольфа, которому принадлежала идея

разделения всех философов на скептиков и догматиков. Первые пребывают в

сомнении относительно природы вещей, вторые на этот счет придерживаются

четкого ("догматического") взгляда. Кант предлагает третий путь - единственно

здравый, по его мнению, - путь критики. Причем речь идет не о критике каких -

либо книг и философских систем, а о критике самого разума, взятого в чистом

виде, то есть независимо от какого бы то ни было опыта. Философ намерен

изучить инструмент познания, прежде чем пустить его в дело. Созрел ли разум

для самокритики? Кант не сомневается в своевременности своего начинания.

Познакомимся теперь с некоторыми основными идеями "Критики чистого разума".

Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им. Часть

наших знаний порождается самой познавательной способностью, и носит, по

выражению философа, "априорный" (доопытный) характер. Эмпирическое знание

единично, а потому случайно; априорное - всеобще и необходимо. Априоризм

Канта отличается от идеалистического учения о врожденных идеях. Во - первых,

тем, что, по Канту, доопытны только формы знания, а его содержание целиком

поступает из опыта. Во - вторых, сами доопытные формы не являются

врожденными, а имеют свою историю. Реальный смысл кантовского априоризма

состоит в том, что индивид, приступающий к познанию, располагает

определенными, сложившимися до него формами познания. Если посмотреть на

знание с точки зрения его изначального происхождения, то весь его объем в

конечном итоге взят из все расширяющегося опыта человечества. Другое дело,

что наряду с непосредственным опытом, есть опыт косвенный (усвоенный). Далее

Кант устанавливает различие между аналитическими и синтетическими суждениями.

Первые носят поясняющий характер, а вторые расширяют наши знания. Все

опытные, эмпирические суждения синтетичны. Это очевидно. Вопрос в том,

возможны ли априорные синтетические суждения? Это главный вопрос "Критики

чистого разума". В том, что они существуют Кант не сомневается, иначе бы

научные знания не были бы обязательными для всех. Проблема состоит в том,

чтобы объяснить их происхождение. Главный вопрос работы - как возможно

чистое, внеопытное знание - распадается на три. Как возможна математика? Как

возможно естествознание? Как возможна метафизика в качестве науки? Отсюда три

раздела основной части "Критики ...": трансцендентальная эстетика, аналитика,

диалектика. (Второй и третий разделы вместе образуют трансцендентальную

логику). Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она

изучает переход в систему знаний условий опыта через познавательную

способность. Трансцендентальное Кант противопоставляет трансцендентному,

которое остается за пределами возможного опыта, по ту сторону познания. Здесь

мы затрагиваем важную проблему кантовского учения, которую он ставит на

первых же страницах своей работы. Речь идет о том, что опытные данные,

поступающие к нам извне, не дают нам адекватного знания об окружающем нас

мире. Априорные формы обеспечивают всеобщность знания, но не делают его

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.