бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьРеферат: Андрей Николаевич Колмогоров - разносторонняя личность 20-го века

Реферат: Андрей Николаевич Колмогоров - разносторонняя личность 20-го века

Реферат: Андрей Николаевич Колмогоров - разносторонняя личность 20-го века

Я, во всяком случае, жил всегда руководствуясь тем тезисом, что ИСТИНА –

главное, что наш долг – находить и отстаивать её, независимо от того, приятна

она или неприятна. Во всяком случае, в своей сознательной жизни я всегда

исходил из таких положений.

Андрей Николаевич Колмогоров.

СОДЕРЖАНИЕ

· Вступление....................ст. 4

· Жизненный путь Андрея Николаевича..........ст. 5

· «А. Н. Колмогоров – чрезвычайное явление в науке»...ст.11

· Успехи в педагогической деятельности........ст.18

· А. Н. Колмогоров – разносторонняя личность......ст.22

· Заключение.....................ст.27

· Библиография....................ст.28

· Иллюстрации....................ст.29

ВСТУПЛЕНИЕ

В данном реферате мной делается попытка рассказать об одном из известнейших и

талантливейших учёных XX века – Андрее Николаевиче Колмогорове. Я хочу

осветить не только его поистине грандиозную научную деятельность, но и как о

талантливом организаторе, общественном деятеле и неординарной, высокоразвитой

личности.

Великий русский ученый, один из крупнейших математиков XX столетия, достойно

признанный чуть ли не всеми авторитетными мировыми сообществами ученых – член

Национальной Академии наук США и американской Академии искусств и наук, член

Нидерландской Королевской академии наук и Академии наук Финляндии, член

Академии наук Франции и Германской академии естествоиспытателей

"Леопольдина", член Международной академии истории наук и национальных

академий Румынии, Венгрии и Польши, почетный член Королевского

статистического общества Великобритании и Лондонского математического

общества, почетный член Международного статистического института и

Математического общества Индии, иностранный член Американского философского и

Американского метеорологического общества, лауреат самых почетных научных

премий: премии П.Л.Чебышева и Н.И.Лобачевского АН СССР, Международной премии

фонда Бальцана и Международной премии фонда Вольфа, а также государственной и

Ленинской премии, награжденный 7-ю орденами Ленина, медалью "Золотая Звезда"

Герой Социалистического труда академик Андрей Николаевич Колмогоров сам себя

всегда называл "просто профессор Московского университета".

Исследовать жизнь и деятельность этого поистине гениального человека я и

пытаюсь.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ АНДРЕЯ НИКОЛАЕВИЧА

А. Н. Колмогоров родился 25 апреля 1903 года в Тамбове. Колмогорову повезло:

он начал получать образование ещё в раннем детстве. Тетушки Андрея в своем

доме организовали школу для детей разного возраста, которые жили поблизости,

занимались с ними— десятком ребятишек—по рецептам новей­шей педагогики. Они

любили детей, само дело воспитания. И ребята с любовью относились к своим

учительницам—с ними было так интересно! В каждом мальчишке и каждой девчонке

они находили способности.

Для ребят издавался рукописный журнал «Весенние ласточки». В нем

публиковались творческие работы учеников—рисунки, стихи, рассказы. В нем же

появились первые «научные работы» Андрея—придуманные им арифметические

задачи.

В семь лет его определили в частную гимназию. Она была организована кружком

московской прогрессивной интеллигенции и все время находилась под угрозой

закрытия.

Его редкостное и разностороннее дарование проявилось рано:

в семь лет он самостоятельно переоткрыл представление квад­ратов целых чисел

в виде суммы простых, в двенадцать начал изучать высшую математику. Несколько

позднее, в средних классах школы, победили уже совсем другие увлечения - в

частности, историей Новгорода, где он сделал важное откры­тие. Возврат к

математике произошёл в самых последних классах средней школы.

В 1918-1920 годах жизнь в Москве была нелёгкой. В школах серьёзно занимались

только самые настойчивые. В это время Андрею Николаевичу вместе со старшими

пришлось уехать на постройку железной дороги Казань-Екатеринбург.

Одновременно с работой он продолжал заниматься самостоятельно, готовясь сдать

экзамены экстерном за среднюю школу. По возвращении в Москву он испытал

некоторое разочарование: удостоверение об окончании школы ему выдали, даже

не потрудившись проэкзаменовать.

Когда в 1920 году Андрей Колмогоров стал думать о поступлении в институт, перед

ним возник вечный вопрос: чему себя посвятить, какому делу? Влечет его на

матема­тическое отделение университета, но есть и сомнение здесь чистая наука,

а техника—дело, пожалуй, более серьезное Вот, допустим, металлургический

факультет Менделеевского института! Настоящее мужское дело, кроме того,

перспективное. Решено поступать и туда и сюда И семнадцатилетний юноша

выстукивает деревян­ными подошвами самодельных башмаков два маршрута по

московским мостовым: в университет и в Менделеев­ский. Поступив на

физико-математический факультет Московского университета в 1920 году, он

окончательно связывает свою жизнь с математикой. В первые студенческие годы,

кроме математики, Колмогоров занимался самым серьёзным образом в семинаре по

древнерус­ской истории профессора С. Б. Бахрушина. Не бросал мысль о

технической карьере, его увлекала металлургия, и, параллельно с университетом,

он поступил на металлургическое отделение Химико-технологического института им.

Менделеева и некоторое время там проучился. Но вскоре ему становится ясно, что

чистая наука тоже очень актуальна. Никаких сомнений—это дело его жизни. Все

остальное—лишнее—в сторону! В первые же месяцы сданы экзамены за курс. А как

студент второго курса, он получает право на «стипендию», шестнадцать

килограммов хлеба и килограмм масла в месяц—это настоящее благополучие' Теперь

есть и свободное время Оно отдается попыткам решить уже поставленные

мате­матические задачи

Как это бывает обычно, первые работы А. Н. Колмогорова были посвящены решению

отдельных уже ранее поставленных трудных задач. Более широкую деятельность

по созданию нового направления исследования он начал с А. Я. Хичкиным в его

основной математической специальности – теории вероятностей. На втором курсе

он выполнил первые самостоятельные научные работы. Теорией

тригонометрических рядов у профессора В. В. Степанова он начал заниматься

вместе со своим близким другом - необычайно ярким и талантливым математиком

Т. А. Селиверстовым ( оба брата Селиверстова погибли во время ВОВ ). Уже в

девятнадцать лет ему удалось построить пример «почти всюду расходящегося

тригонометрического ряда», принесший ему мировую известность. Его первым

руководителями в университете были, кроме В. В. Степанова, В. К. Власов, П.

С. Александров, П. С. Урысон. Несколько позднее он стал учеником Н. Н.

Лузина.

Лекции профессора Московского уни­верситета Николая Николаевича Лузина, по

свидетельст­ву современников, были выдающимся явлением «Клас­сики» и

«романтики»—издавна делили лекторов на две такие условные группы.

Первые—сдержанны, даже сухи, всегда точ^ы в формулировках, фразы их отточены,

ма­териал продуман до деталей. Вторые—прежде всего вдохновенные импровизаторы

Но вот какая деталь: за­пиши лекции «классика» на магнитофонную пленку, затем

расшифруй—получишь учебник Вроде бы и хорошо-здесь все необходимое Но есть

учебник и есть лекции Неужели студенты больше ничего не ждут от занятия, как

только сведений, сведений, сведений .

У Лузина никогда не было заранее предписанной фор­мы изложения. И его лекции

ни в коем случае не могли служить образцом для подражания. Да их и не

повторить никому другому, даже сам Николай Николаевич, попроси его, пожалуй,

не осилил бы такую задачу Но у него было редкое чувство аудитории. Он, как

настоящий актер, вы­ступающий на театральной сцене и прекрасно чувствую­щий

реакцию зрительного зала, имел постоянный кон­такт со студентами Он умел

приводить студентов в соприкосновение с собственной математической мыслью,

открывая таинства своей научной лаборатории. Пригла­шал к совместной духовной

деятельности, к сотворчеству.

А знаменитые «среды». Какой это был праздник, когда Н. Н Лузин приглашал

учеников к себе домой! Беседы за чашкой чая о научных проблемах... Впрочем,

почему обязательно о научных? Тем для разговора было предостаточно Он умел

зажечь молодежь желанием научного подвига, привить веру в собственные силы, и

через это чувство приходило другое—понимание необ­ходимости полной отдачи

любимому делу

Колмогоров впервые обратил на себя внимание про­фессора на одной лекции.

Лузин, как всегда, вел занятия, постоянно обращаясь к слушателям с вопросами,

задани­ями. И когда он сказал: «Давайте строить доказательство теоремы,

исходя из следующего предположения»...— в аудитории поднялась рука Андрея

Колмогорова: «Про­фессор, оно ошибочно...» За вопросом «почему» после­довал

краткий ответ первокурсника. Довольный Лузин кивнул: «Что ж, приходите на

кружок, доложите нам свои соображения более развернуто».

—Хотя мое достижение было довольно детским, оно сделало меня известным в

«Лузитании»,— вспоминает Андрей Николаевич.1

1. Николай Горбачёв. Что значит быть математиком? «Смена»,

1978, № 12, ст. 46

Но через год серьезные результаты, полученные во­семнадцатилетним

второкурсником Андреем Колмогоро­вым, обратили на себя настоящее внимание

«патриарха». С некоторой торжественностью Николай Николаевич предлагает

Колмогорову приходить в определенный день и час недели, предназначенный для

учеников его курса. Подобное приглашение, по понятиям «Лузитании», следо­вало

расценивать как присвоение почетного звания учени­ка. Как признание

способностей.

Двадцатые годы были временем расцвета необыкно­венного математического

таланта Лузина. Вместе с ним настойчиво и плодотворно работают представители

«Лузитании».

К двадцатым годам относятся и первые значительные труды А. Н. Колмогорова.

Многие годы тесного и пло­дотворного сотрудничества связывали его с А. Я.

Хинчиным, который в то время начал разработку вопросов теории вероятностей.

Она и стала областью совместной деятельности ученых.

Наука «о случае» еще со времен Чебышева являлась как бы русской национальной

наукой. Ее успехи преумно­жили советские математики. Особое значение для

прило­жения математических методов к естествознанию и прак­тическим наукам

имел закон больших чисел. Разыскать необходимые и достаточные условия, при

которых он имеет место,—вот в чем заключался искомый результат. Крупнейшие

математики многих стран на протяжении десятилетий безуспешно старались его

получить. В 1926 году эти условия были получены аспирантом А. Н.

Колмогоровым.

Андрей Николаевич и теперь считает теорию вероят­ностей главной своей

специальностью, хотя областей ма­тематики, в которых он работал, можно

насчитать добрых два десятка.

В те же годы, когда Андрей Николаевич сделал свои пер­вые открытия, он стал

школьным учителем и несколько лет работал в общеобразовательной школе.

Начиная с 30-х годов, он читал многочисленные лекции школьникам и студентам,

активно участвовал в становлении школьных математических олимпиад, сначала

Московских, а затем Всероссийских и Все­союзных. В 1931 году А. Н.

Колмогоров стал профессором Москов­ского университета, где он возглавлял в

разное время три ка­федры, создал несколько научных школ и основал школу-

интернат при МГУ. В 1933 году (в возрасте 30 лет!) он назначается директором

Института математики и механики при МГУ. Под его началом находилась и вся

аспирантура. Можно ли себе реально представить, что он в качестве директора

этого института встречался и, по существу, беседовал со всеми (!) аспирантами

мехмата. Впоследствии Андрей Николаевич заведовал математическим отделением

мехмата, и вновь аспирантура была в его ведении. Большинству аспирантов тех

лет беседы с Андреем Николаевичем запоминались на всю жизнь и нередко

открывали путь в большую науку.

А.Н.Колмогоров основал на факультете две кафедры. В 1935 году им была

основана кафедра теории вероятностей, и Андрей Николаевич стал ее первым

заведующим (ныне кафедру возглавляет ученик А.Н.Колмогорова, профессор, чл.-

корр. РАН А.Н.Ширяев). Затем при кафедре открылись две лаборатории, одну из

которых, а именно лабораторию теории вероятностей и статистических методов

некоторое время также возглавлял сам Андрей Николаевич, а затем его ученик

проф. Ю.К.Беляев.

В 1976 г. Андрей Николаевич создает и вновь сам возглавляет еще одну кафедру

– математической статистики и теории случайных процессов. Сейчас ей руководит

также ученик Андрея Николаевича проф. Ю.А.Розанов. В самые последние годы

жизни А.Н.Колмогоров заведовал кафедрой математической логики и теории

алгоритмов. В настоящее время ее возглавляет еще один ученик Андрея

Николаевича – профессор В.А.Успенский. И, наконец, ученик Колмогорова проф.

В.М.Тихомиров стоит во главе кафедры общих проблем управления.

С 1954 по 1958 г. Андрей Николаевич был деканом механико-математического

факультета. И хотя административная деятельность – не стихия Андрея

Николаевича, он и на этом посту старался быть реформатором, стремясь "все

улучшить". Механико-математический факультет очень многим обязан Андрею

Николаевичу Колмогорову.

В дни своего 80-летия тяжело больной Андрей Николаевич, вспоминая прожитые

годы, произнес: "Жизнь моя была преисполнена счастья!" 25 апреля этого года

Андрею Николаевичу Колмогорову исполнилось бы 95 лет. У подъезда корпуса "Л"

здания Московского университета, где в кв.10 он прожил 34 года (со дня

возведения нового здания по день своей кончины), 18 ноября 1997 года

появилась бронзовая доска с навеки начертанными на ней словами: "В этом доме

с 1953 г. по 1987 г. жил великий ученый России, математик, профессор

Московского университета академик Андрей Николаевич Колмогоров". Это скромная

дань признательности университета своему профессору.

Вся жизнь Андрея Николаевича была посвящена поиску истины и делу Просвещения.

Именно его с полным правом можно назвать Просветителем – человеком,

освещавшим жизненный и научный путь многим и многим.

«А. Н. КОЛМОГОРОВ – ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ЯВЛЕНИЕ В НАУКЕ»

Что есть великий учёный? Термины “великий математик”, “великий физиолог” и т.

п. ещё не означают ‘великий учёный’. Величие личности как учёного

предполагает широту с оттенком космичности. Таковым качеством обладал,

например, учёный хранитель Палаты мер и весов (с 1893 г.), действительный

член Императорской Академии художеств (с 1894 г.) Дмитрий Иванович Менделеев,

в одиночку поднимавшийся на аэростате, разрабатывавший экономику добычи

полезных ископаемых, создававший бездымный порох и проводивший критический

анализ спиритических опытов.

Чрезвычайность Колмогорова. Колмогоров был именно великий учёный, а не только

великий математик. В 1835 г. Гоголь опубликовал свои «Несколько слов о

Пушкине»; в числе этих слов были такие: “никто из поэтов наших не выше его” и

“Пушкин есть явление чрезвычайное”. Если заменить здесь слова “поэт” и

“Пушкин” на “учёный” и “Колмогоров”, получится довольно точная характеристика

Колмогорова.

Широта интересов и занятий Колмогорова имеет мало аналогов в XX веке. Первые

свои исследования он выполнил, ещё будучи студентом. Они велись с ноября 1920

по январь 1922 года и были посвящены истории Новгорода. Результаты этих

изысканий считались утраченными; однако после смерти Колмогорова четыре

рукописи его исторических исследований были обнаружены среди его бумаг;

теперь они опубликованы. По авторитетному свидетельству В. Л. Янина, эти

исследования Колмогорова опередили не только историческую науку двадцатых

годов, но и современную нам историческую науку.

Пушкин заметил как-то, что он оказал на юношество и рос­сийскую словесность

больше влияния, чем всё Министерство народного образования, несмотря на

полное неравенство средств. Таким же было влияние Колмогорова на математику.

Что значит быть математиком? Хорошим математиком? Выдающимся, наконец? По

меткому выражению одного ученого, математик—это тот, кто умеет находить

аналогии между утверждениями. Лучший математик—кто устанавливает аналогии

доказательств. Более сильный может заме­тить аналогии теорий. Но есть и

такие, кто между аналогиями видит аналогии. Вот к этим редким представителям

послед­них и относится Андрей Николаевич Колмогоров.

Работы Андрея Николаевича относятся к самым различным отраслям математики и

её приложений, начиная от абстракт-нейших разделов и кончая такими

прикладными областями, как гидродинамика и теория управления, хотя наибольшую

извест­ность ему принесли роботы по теории вероятностей - Колмо­горов

поставил эту науку на прочный аксиоматический фунда­мент и значительно

обогатил многие из её разделов.

Андрей Николаевич является главой сильнейшей в мире на­учной школы по теории

вероятностей и математической стати­стике. Для его математических работ

характерно то, что он явился пионером и первооткрывателем во многих областях

математики: ему принадлежат яркие достижения в теории вероятностей теории

функций, функциональном анализе, топо­логии, теории динамических систем,

теории турбулентного движения жидкости и Т. д. - трудно указать область

математического анализа, в которую он не сделал бы сущест­венного вклада, где

бы он не решил старых (порой двухсотлет­них) проблем.

Первую свою знаменитую работу - пример ряда Фурье суммируемой функции,

расходящегося почти всюду, Колмого­ров выполнил в 19 лет. В 1941 году за

труды по теории вероят­ностей, опубликованные в 1936 и 1938 годах, учёному

присуж­дается Государственная премия первой степени. За цикл работ по

проблеме устойчивости гамильтоновских цепей Андрей Николаевич и его

талантливый ученик профессор В. И. Ар­нольд удостоены Ленинской премии 1965

года. Авторы разра­ботали совершенно новые математические методы,

позволяю­щие решать проблемы, считавшиеся ранее «недоступными». Эти методы

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.