бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачать: Философ Рене Декарт

: Философ Рене Декарт

В истории философии творчество Рене Декарта (1596 - 1650) -

одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Важ-

нейший принцип методологии исследования историко-философского про-

цесса состоит, как известно, в том, чтобы в движении философских

учений, систем, категорий, идей раскрывать борьбу материализма и

идеализма [2]. Борьба эта не статична и весьма противоречива, она

отнюдь не лежит на поверхности даже открыто противостоящих фило-

софских учений и систем. Такая борьба была почти всегда неоднопла-

новой и неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углубление челове-

ческого знания, усложнение сознания человека в его многообразных

аспектах, в его отношении к природе и культуре. Особенность фило-

софского творчества Декарта в том, что в нем были сформулированы

новые и материалистические и идеалистические положения. Тем самым

борьба материализма и идеализма поднялась на более высокую сту-

пень. И хотя сам Декарт в конечном счете склонился в сторону идеа-

лизма, он сообщил этой борьбе новый импульс.

Свои произведения Декарт написал в 20 - 40-х годах ХVII в.,

но уяснить их содержание невозможно без учета огромных изменений в

европейской - прежде всего западноевропейской - истории в период

Возрождения, начавшегося в Италии уже в ХIV в., а к концу ХV - на-

чалу ХVI в. ставшего, можно сказать, общеевропейским явлением. Это

были времена успехов раннебуржуазной культуры, представленной бо-

гатейшим творчеством гуманистов. Как известно, раннебуржуазная по

своему социальному происхождению культура гуманизма, концентриро-

вавшаяся в городах, рождалась и развивалась в противостоянии куль-

туре феодального, преимущественно сельского, застойно-иерархичес-

кого общества. Идеологической основой этого общества была хрис-

тианская религия с ее многочисленными догмами, так или иначе ос-

мысляемыми в схоластических философских системах и построениях.

Если попытаться предельно кратко сформулировать суть теоцент-

рическо-схоластического мировоззрения, трудно найти более подходя-

щее слово, чем созерцательность, молитвенная покорность средневе-

кового человека, выражавшая его преимущественно приспособительную

позицию в отношении природы и социального мира. Философы-гуманис-

ты, в большинстве своем отнюдь не посягая еще на самые основы ре-

лигиозности, вместе с тем решительно выдвигали на первый план че-

ловека с его многообразными телесными и духовными потребностями.

Отсюда в общем активистская позиция гуманистической философии, ко-

торая в противоположность теологии и схоластической философии, ус-

матривавшим смысл человеческой жизни в осуществлении царства бога

на земле, обосновывала идеал учреждения в посюсторонней жизни

царства самого человека. Такое обоснование было как индивидуаль-

но-этическим, так и социальным. С течением времени, по мере успе-

хов производственной деятельности и развития естественнонаучной

мысли (особенно к концу ХVI - началу ХVII в.), идеал царства чело-

века на земле приобретал и научно-техническую конкретизацию. Весь-

ма убежденным и красноречивым пропагандистом действенной науки

стал Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626), названный К. Марксом родоначаль-

ником английского материализма и всей современной экспериментирую-

щей науки. Горячим сторонником научно-технического прогресса - од-

ной из важнейших сторон рождавшейся буржуазной культуры - не раз

объявлял себя и Декарт.

Конечно, социальная ситуация, сложившаяся в первой половине

ХVII в. во Франции, отличалась от той, которая была характерна для

Англии, где приближалась буржуазная революция, самая зрелая из

тех, что в нашей литературе обычно именуются ранними. Хотя Франции

было тогда далеко до буржуазной революции, все же и здесь в ту

эпоху возникли условия, во многом определившие вызревание фило-

софской доктрины Декарта. Среди таких условий первостепенную роль

играло формирование сильнейшего абсолютистского государства во

времена Генриха IV, Ришелье, Мазарини. В борьбе против старой фео-

дальной знати, сопротивлявшейся государственной централизации, все

эти исторические деятели опирались не только на среднее и мелкое

дворянство (в особенности служилое, так называемое дворянство ман-

тии), но и на растущую буржуазию, тоже заинтересованную в укрепле-

нии национального государства, стимулировавшего промышленно-ману-

фактурную и торговую деятельность, вступавшего в военное противос-

тояние с другими европейскими государствами, расширявшего колони-

альную экспансию в заморских странах. Производственные успехи в

этот ранний, мануфактурный период развития капитализма в странах

Западной Европы при всей их скромности в сравнении с эпохой про-

мышленного переворота все же содействовали развитию научных иссле-

дований и применению естественнонаучных знаний в мореплавании, во-

енном деле, в некоторых сферах производственной деятельности. Как

ни в одну из предшествующих эпох истории культуры, наука станови-

лась производительной силой. Кружки ученых-гуманистов, возникшие в

Италии уже в ХV в., в последующие два столетия и там, и в особен-

ности в Англии и во Франции превращались в кружки математиков и

естествоиспытателей. Возможность практического применения научных

открытий обращала к науке взоры правителей. В Англии и во Франции

возникали официально признанные сообщества ученых - прообразы ны-

нешних академий наук.

Рене Декарт родился в Лаэ (городок в провинции Турень) в

семье служилого дворянина 31 марта 1596 г. В 1606 г. он был отп-

равлен отцом в коллегию Ла Флеш - одно из лучших учебных заведений

тогдашней Франции, за несколько лет до того основанное иезуитами с

санкции Генриха IV. Юный Рене обучался здесь более девяти лет. По

свидетельству зрелого Декарта, учебе в этой коллегии он был обязан

весьма многим. Само возникновение такого учебного заведения - ха-

рактерное явление эпохи.

Напомним, что орден иезуитов, возникший в середине ХVI в.,

стал одним из основных организационно-идеологических орудий конт-

рреформации. В борьбе против реформационных движений, отделивших

от католической церкви ряд стран и областей Европы, этому ордену

принадлежала главная роль. Основное социальное содержание Реформа-

ции (особенно ее кальвинистского направления) было буржуазным. Ка-

толическая контрреформация, напротив, выражала прежде всего инте-

ресы стабилизации феодальных порядков и ценностей. Но в Западной

Европе они становились все более шаткими - определяющим руслом со-

циального и культурного прогресса был путь буржуазного развития,

невозможного без тесной связи с развитием знания (в особенности

естественнонаучного). Это нашло свое отражение в некоторых особен-

ностях организации и деятельности ордена иезуитов. Стремясь к фор-

мированию образованных и убежденных носителей католической веры,

иезуиты в основанных ими учебных заведениях были вынуждены отда-

вать определенную дань веяниям времени.

Конечно, основное содержание программ обучения оставалось

традиционным, "гуманитарным". В них предусматривалось прежде всего

изучение древних языков. Латинским языком, остававшимся языком ев-

ропейской науки и международного общения ученых, Декарт овладел в

совершенстве (латынь стала, можно сказать, вторым его родным язы-

ком). Много времени отводилось в коллегии изучению произведений

древних писателей, освоению правил риторики. Все это занимало бо-

лее пяти лет учебы. Три последних класса считались "философскими".

В древности и в средневековье философия включала в себя совокуп-

ность как собственно философских, так и конкретнонаучных знаний -

метафизику, логику, этику, физику и математику. В философской тра-

диции католицизма господствовал аристотелизм, как он был преобра-

зован крупнейшим из средневековых учителей католической церкви Фо-

мой Аквинским (важнейшим элементом такого преобразования стала

теснейшая связь метафизики с теологией и даже подчинение ее теоло-

гии). Физика в основном сводилась к аристотелевско-схоластическим

умозрительным рассуждениям о природе. Важнейшей новацией, введен-

ной иезуитами в программу обучения в коллегии Ла Флеш, было до-

вольно интенсивное изучение математических дисциплин. Это прежде

всего геометрия и арифметика, главным образом в том их содержании,

которое было изложено в Евклидовых "Началах", тогда уже хорошо из-

вестных и обработанных некоторыми математиками ХVI в. в целях пре-

подавания. Вместе с математикой в коллегии преподавались и такие

прикладные науки, как фортификация и навигация, поскольку некото-

рые ее выпускники шли затем на военную службу. Весь этот цикл

привлек особое внимание юного Декарта, обладавшего большими мате-

матическими способностями.

Многим обязанный своему образованию в коллегии, Декарт тем не

менее был недоволен общим характером здешнего обучения, несмотря

на новации иезуитов остававшегося в основе своей схоластическим.

Стараясь преодолеть недостатки полученного образования, он продол-

жил учебу. Так, уже вскоре после окончания коллегии, в 1615 - 1616

гг., Декарт изучал право и медицину в университете города Пуатье

и, сдав экзамены, получил степень бакалавра права. В дальнейшем,

оказавшись в Голландии, он в 1629 г. записался в университет во

Франекере как "студент-философ", а в 1630 г.- в Лейденский универ-

ситет как "студент-математик". Но университетское образование не

играло значительной роли в духовном развитии Декарта, ибо и в уни-

верситетском преподавании преобладали схоластические идеи, концеп-

ции, теории. Свое отношение к ним философ выразил в сочинении

"Рассуждение о методе", в котором он сообщает читателю некоторые

важнейшие факты своей биографии. В конце I части Декарт пишет, что

многие стороны книжной науки разочаровали его еще в коллегии.

В эпоху средневековья основным источником мировоззренческого

знания считалась Библия - Священное писание, которое рассматрива-

лось как откровение таинственного и внеприродного бога. Толкование

этого документа составляло главное содержание религиозно-философс-

кой мысли в многовековую эпоху духовно-идеологического господства

церкви. Вместе с тем от культуры античности были унаследованы так

называемые свободные искусства, часть которых - геометрия, арифме-

тика, астрономия, музыка - в определенной мере осмысливала природ-

ные феномены. Поскольку их содержание почерпнуть в Библии было не-

возможно, в средневековой теологизированной философии возникла

концепция "двух книг", созданных богом. Одна из них - книга в

собственном смысле, именуемая греческим словом " Библия". Другая -

метафорическая "книга природы ".

Эта концепция приобрела наибольшее влияние у тех передовых

философов эпохи Возрождения, которые были заинтересованы главным

образом в исследовании природы. Декарт, еще не ступив на путь это-

го исследования, уже с самых молодых лет стремился к такой науке,

которая постигает истину, погружаясь в " великую книгу мира".

Вместе с тем он писал, что будет черпать истину и в самом себе. И

это не менее важно, чем его намерение извлекать истину из "книги

природы". Тем самым Декарт выражает неприятие схоластической уче-

ности, переполнявшей множество опусов, содержание которых приходи-

ло во все более кричащее несоответствие с запросами жизни. Вместе

с тем стремление Декарта искать истину в собственном сознании вы-

ражало интеллектуальную зрелость человека Нового времени - по сво-

ей социальной сути уже главным образом буржуазного человека, пола-

гавшего, что, хотя духовная жизнь общества невозможна без Священ-

ного писания, истина в деле познания природы, как и самого челове-

ка, может быть найдена лишь на путях их исследования и самостоя-

тельных размышлений. К сказанному следует добавить, что познание

"книги мира", с одной стороны, и обретение истины в собственном

сознании - с другой, были теснейшим образом связаны друг с другом.

"Великую книгу мира" молодой Декарт изучал, наблюдая жизнь

других западноевропейских стран. В 1618 г. он прибыл в Нидерланды.

Эта страна, незадолго перед тем завоевавшая политическую независи-

мость от феодальноабсолютистской и католической Испании (хотя во-

енные действия еще продолжались), на несколько десятилетий - пока

Англия не совершила свою буржуазную революцию - стала экономически

самой передовой страной мира. В этой в сущности исторически первой

буржуазной республике процветала внутренняя и международная тор-

говля, развивалось мануфактурное производство, городское население

превышало сельское. Наряду с интенсивностью экономической жизни

Нидерланды отличались самой свободной и многосторонней в тогдашней

Европе духовной жизнью. Здесь воцарилась наибольшая в тех условиях

религиозная веротерпимость (все же при господстве протестант-

ско-кальвинистского вероисповедания), атмосфера которой весьма

благоприятствовала и развитию научных знаний. Здесь, в частности,

издавались произведения, внесенные в католических странах в папс-

кий "Индекс запрещенных книг" (например, труды Коперника и Галилея

сразу после их запрещения) . Совершенно закономерно, что в Нидер-

ландах находило убежище множество невольных и вольных изгнанников

из других стран Европы. Немало было здесь и французов. Декарт в

качестве добровольца поступил в протестантские войска. Французский

дворянин, однако, отнюдь не собирался стать профессиональным воен-

ным (как это делали многие его соотечественники в тех же Нидерлан-

дах, состоявших тогда в фактическом союзе с Францией). Поступление

в военное училище в Бреде - одно из действий молодого Декарта по

изучению "великой книги мира".

В том же 1618 г. он познакомился с Исааком Бекманом, доктором

медицины, весьма осведомленным в математике, не чуждым и других

естественнонаучных знаний. Поводом к их знакомству послужила одна

трудная математическая задача, условия которой Бекман сообщил Де-

карту, блестяще решившему ее. Знакомство молодого француза, только

вставшего тогда на порог своей научной деятельности, со старшим

(на восемь лет) и уже сложившимся голландским ученым переросло в

весьма плодотворную для обоих научную дружбу. Уже в конце 1618 г.

Декарт написал свое первое произведение - "Трактат о музыке", ко-

торый он посвятил Бекману. В 1619 - 1621 гг. в том же качестве

вольнонаемного офицера Декарт находился в разных местах Германии,

Австрии, Богемии, Венгрии. В 1622 - 1628 гг. он жил во Франции, в

основном в Париже (в 1623 - 1624 гг. совершил длительное путешест-

вие в Италию, куда ехал через Швейцарию, побывал в Риме). Эти годы

стали временем дальнейшего созревания его научного и философского

таланта.

Тому во многом способствовали связи Декарта с французскими

учеными и философами. Особо важную роль сыграла завязавшаяся в

конце 20-х годов дружба с Мареном Мерсенном (1588 - 1648) - весьма

показательным мыслителем и деятелем эпохи. Окончив ту же коллегию

Ла Флеш (на два года раньше Декарта), Мерсенн в дальнейшем стал

монахом францисканского ордена и провел более двадцати лет в одном

из парижских монастырей. В то же время он был преподавателем фило-

софии и теологии и написал много трудов не только по этим предме-

там, но и по математике, механике, физике, музыке. Мерсенн стал

организующим центром для французских (и некоторых иностранных)

ученых, с которыми он находился в длительной переписке (или был

посредником в их переписке). Поскольку тогда еще не было научных

журналов, такая переписка стала необходимым условием развития нау-

ки. В дальнейшем, во время многолетнего пребывания Декарта в Ни-

дерландах, Мерсенн был основным его корреспондентом в Париже. Кру-

жок ученых, образовавшийся вокруг него, впоследствии (уже после

смерти его и Декарта) превратился во Французскую академию наук.

Наилучшие условия для дальнейшего развития и литературного

оформления своих научных и философских мыслей Декарт видел в Ни-

дерландах, куда он и переселился осенью 1628 г. Средства позволяли

ему снимать квартиры и дома в различных городах и сельских мест-

ностях этой страны. Он многократно менял места своего пребывания,

следуя девизу "Хорошо прожил тот, кто хорошо утаился" (почерпнуто

у Овидия). Лишенный собственного семейства, Декарт с головой ушел

в научную работу. Радость жизни стала для него прежде всего ра-

достью мысли в поисках истины. В одном из последних своих писем

(31 марта 1649 г.) философ, заметив, что здоровье тела - величай-

шее из человеческих благ, о котором забывают, когда оно есть, пи-

сал, что "познание истины - это как бы здоровье души: когда ею ов-

ладевают, о ней больше не думают". В Нидерландах Декарт пробыл

более двадцати лет (за это время он трижды наведывался на родину,

где находился в общей сложности менее года), В Нидерландах были

созданы и опубликованы все основные его произведения. Назовем

главные из них.

Это прежде всего "Правила для руководства ума", написанные в

1627 - 1629 гг. (работа не окончена и при жизни Декарта опублико-

вана не была). Как видно из самого названия, это методологически

заостренное произведение. Сразу же после своего переезда в Нидер-

ланды Декарт начал работать и над большим конкретно-научным (и

вместе с тем, конечно, философским) произведением , которое он со-

бирался назвать "Мир". На основе сложившихся у него принципов ме-

ханики он задумал нарисовать здесь картину всего мироздания. Летом

1633 г., когда работа была почти закончена, Декарт узнал о том,

что папская инквизиция в Риме осудила опубликованный в 1632 г. за-

мечательный труд Галилея "Диалог о двух главнейших системах мира -

Птолемеевой и Коперниковой", а самого автора наказала. Это осужде-

ние произвело на Декарта тяжелое впечатление, ибо его "Мир" был

написан на основе тех же принципов, что и произведение Галилея.

Хотя на Нидерланды как на страну в основном протестантскую угрозы

римской курии и инквизиции не распространялись, Декарт, оставав-

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.