бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКонтрольная: Местное самоуправление

Контрольная: Местное самоуправление

ПЛАН

1. Системы нормативно-правовых актов о местном самоуправлении

2. Федеральное законодательство о местном самоуправлении

3. Нормативно-правовые акты субъектов РФ о местном самоуправлении и акты,

принимаемые органами местного самоуправления

Литература

1. Системы нормативно-правовых актов о местном самоуправлении

Правовая основа местного самоуправления представляет собой вза­имосвязанную

систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы

организации и деятельности местного само­управления и его предназначения, как

института, в общей системе уп­равления.

Система нормативных правовых актов и норм о местном самоуправ­лении имеет

следующую внутреннюю структуру.

Во-первых, нормативные правовые акты и правовые нормы подраз­делены на

три группы.

Первую группу составляют нормативные правовые акты федераль­ного

значения. К ним относятся: Конституция Российской Федера­ции, федеральные

законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и

Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты (например,

постановления Государствен­ной Думы Российской Федерации, имеющие нормативный

характер, постановления Конституционного суда Российской Федерации и т. д.).

Вторую группу составляют нормативные правовые акты субъектов Российской

Федерации. К ним относятся конституции, уставы, законы, а также нормативные

правовые акты исполнительных органов государст­венной власти и должностных лиц

субъектов Российской Федерации.

Третью группу составляют нормативные правовые акты, принимае­мые в

системе местного самоуправления. К ним относятся решения, принятые на местном

референдуме, сходе граждан, решения представи­тельных и исполнительных органов

местного самоуправления, должно­стных лиц местного самоуправления. Например,

уставы муниципальных образований, положения о бюджетном устройстве и бюджетном

процес­се, положения о структуре органов местного самоуправления, о порядке

управления муниципальной собственностью являются нормативными правовыми актами,

составляющими правовую основу местного само­управления.

Во-вторых, нормативные правовые акты подразделяются по юриди­ческой силе

на законы и подзаконные акты. Законы обладают высшей юридической силой по

отношению к подзаконным актам. Подзаконные акты не должны вступать в

противоречие с законами. Если подзаконный нормативный акт противоречит закону,

то он не действует в части про­тиворечащей закону и должен быть приведен в

соответствие с законом.

Законы издаются Федеральным собранием Российской Федерации,

законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Главное место в системе законов занимает Конституция Российской Федерации, на

основе которой принимаются федеральные законы, зако­ны субъектов Российской

Федерации, а также подзаконные акты всех уровней органов

государственной власти и местного самоуправления.

Это означает, что нормативные правовые и иные акты, принимаемые Президентом

Российской Федерации, Правительством Российской Фе­дерации, иными

федеральными органами должны соответствовать Кон­ституции Российской

Федерации и действующим Федеральным законам.

Такое же соотношение закона и подзаконного акта должно соблю­даться и в

субъектах Российской Федерации.

Кроме того, все законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации не

должны противоречить Конституции Российской Феде­рации, Федеральным законам,

а также нормативным правовым актам, принимаемым Президентом Российской

Федерации и Правительством Российской Федерации. Безусловно, что при этом

акты Президента и Правительства не входят в противоречие с Конституцией

Российской Федерации и Федеральными Законами.

Соблюдение принципа соподчиненное™ нормативных правовых актов, регулирующих

отношения в системе местного самоуправления является одним из главных

условий, обеспечивающих нормальное уп­равление процессом становления и

развития института местного само­управления. Нормативные акты о местном

самоуправлении должны со­ставлять единый согласованный механизм, слаженно

действующий в масштабе всего государства.

Согласно статье 7 Федерального Закона «Об общих принципах орга­низации

местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление

осуществляется в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации, указанным

Законом, другими федеральными за­конами, конституциями, уставами субъектов

Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Далее Закон устанавливает норму подчиненности нормативных актов субъектов

Российской Федерации нормативным актам Федерального уровня. Часть 2 статьи 7

Закона гласит: «Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации

вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией

Российской Федерации и настоящим Законом».

В части 3 этой же статьи Закон вводит норму о согласованности ос­тальных

законов, устанавливающих нормы муниципального права с Конституцией Российской

Федерации и базовым Федеральным Законом «Об общих принципах организации

местного самоуправления в Россий­ской Федерации». Это означает, что все

принимаемые нормативные акты не должны противоречить не только Конституции

Российской Феде­рации, но и названному Федеральному закону. Следовательно, и

Кон­ституция РФ и названный федеральный закон являются фундаментом, на

котором строится вся правотворческая деятельность всех органов

го­сударственной власти в области местного самоуправления.

В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах,

положениям Конституции Российской Федерации, Феде­ральному Закону «Об общих

принципах...» применяются положения Конституции Российской Федерации и

указанного специального, базо­вого федерального закона.

Такой подход способствует созданию единого правового поля в сис­теме местного

самоуправления.

В-третьих, нормативные правовые акты подразделяются на специ­альные,

полностью посвященные регулированию всех или отдельных отношений в системе

местного самоуправления, и содержащие отдель­ные нормы, касающиеся местного

самоуправления.

Специальными законами являются, например, Федеральный Закон «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации»,

Федеральный Закон «О финансовых основах ме­стного самоуправления в Российской

Федерации», Федеральный Закон «Об обеспечении конституционных прав граждан

Российской Федера­ции избирать и быть избранными в органы местного

самоуправления», Федеральный Закон «Об основах муниципальной службы в

Российской Федерации», законы субъектов Российской Федерации о местном

са­моуправлении, о выборах в органы местного самоуправления, о мест­ном

референдуме, о территориальном общественном самоуправлении, о собраниях

(сходах) граждан, о выборах должностных лиц местного самоуправления, о порядке

формирования муниципальной собствен­ности и другие.

Нормы, регулирующие отдельные виды отношений в системе мест­ного

самоуправления содержатся, например, в Конституции Россий­ской Федерации, в

ряде федеральных законов, конституциях и уставах субъектов Российской

Федерации, а также в отдельных законах субъек­тов Российской Федерации, не

имеющих специального для местного самоуправления предназначения.

К таким законам можно отнести Закон Российской Федерации «Об основах

налоговой системы в Российской Федерации», Закон РСФСР «Об основах бюджетного

устройства и бюджетного процесса в РСФСР», Закон Российской Федерации «О

недрах», Закон Российской Федерации «Об образовании» и другие, налоговый и

бюджетный кодексы.

2. Федеральное законодательство о местном самоуправлении

Базовым, специальным законом, развивающим нормы Конститу­ции Российской

Федерации, регулирующие отношения в системе мест­ного самоуправления,

является Федеральный Закон «Об общих принци­пах организации местного

самоуправления в Российской Федерации».

Все остальные законы, содержащие нормы муниципального права, не могут

противоречить названному закону, равно как и Конституции Российской

Федерации.

Другие федеральные законы могут только развивать, более детально регулировать

отдельные группы отношений, предусмотренных назван­ным Федеральным Законом.

Законодательная деятельность федеральных органов государствен­ной власти и

органов государственной власти субъектов Российской Федерации

свидетельствует, что нормы Конституции Российской Фе­дерации о местном

самоуправлении и нормы Федерального закона «Об общих принципах организации

местного самоуправления ...» нашли развитие, как в федеральных законах, так и

в законах субъектов Россий­ской Федерации. Мы уже называли эти законы,

подразделяя их на две группы: специальные и содержащие отдельные нормы,

регулирующие какие-либо отношения в системе местного самоуправления.

Специальным подзаконным нормативным правовым актом являет­ся, например.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. № 1251

«О Федеральной программе государственной поддержке местного самоуправления»

Отдельные нормы, регулирующие отношения в системе местного са­моуправления,

закреплены в Указе Президента Российской Федерации «О полномочиях

Правительства Российской Федерации по осуществле­нию передачи объектов

федеральной собственности в государственную собственность субъектов

Российской Федерации и муниципальную соб­ственность» от 28 октября 1994 г.

Подзаконные нормативные акты принимаются для обеспечения вы­полнения норм

Конституции Российской Федерации и федеральных за­конов, регулирующих

отношения в системе местного самоуправления.

3. Нормативно-правовые акты субъектов РФ о местном самоуправлении и акты,

принимаемые органами местного самоуправления

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации так­же

подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы издаются законодательными

(представительными) органами государственной власти субъектов Российской

Федерации. К ним относятся конститу­ции республик в составе Российской

Федерации, уставы краев, облас­тей, автономной области, автономных округов,

законы.

Законы субъектов Российской Федерации также подразделяются на специальные,

посвященные полностью местному самоуправлению, а также содержащие отдельные

нормы о местном самоуправлении. К специальным законам относятся: законы

субъектов Российской Фе­дерации о местном самоуправлении; о выборах органов и

должностных лиц местного самоуправления; об отзыве депутатов и выборных

долж­ностных лиц местного самоуправления; о статусе депутатов

представи­тельных органов местного самоуправления; о местном референдуме; о

собраниях (сходах) граждан; о порядке формирования муниципальной

собственности, управления и распоряжения муниципальной собствен­ностью; о

территориальном общественном самоуправлении. В боль­шинстве субъектов

Российской Федерации основная часть названных законов принята в 1995-1997

годах.

Нормы, регулирующие отношения в системе местного самоуправле­ния, закреплены

в конституциях республик в составе Российской Фе­дерации, в уставах краев,

областей, автономной области, автономных округов, других законах, не имеющих

специального предназначения для регулирования отношений в системе местного

самоуправления.

В развитие и для исполнения законов субъектов Российской Феде­рации

исполнительные органы государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации

принимают подзаконные акты о местном само­управлении, которые также

подразделяются на специальные и содержащие отдельные нормы, касающиеся

местного самоуправления. Эти акты должны соответствовать законам субъектов

Российской Фе­дерации, в силу того, что законы обладают высшей юридической

силой.

В системе местного самоуправления также принимаются норматив­ные правовые

акты, входящие в единую систему правовой основы ме­стного самоуправления.

К ним относятся решения местных референдумов, обладающих высшей юридический

силой по отношению к другим нормативным правовым актам местного

самоуправления; уставы муниципальных об­разований; решения собраний (сходов)

граждан; решения представи­тельных органов местного самоуправления; решения

исполнительных органов местного самоуправления; постановления должностных лиц

местного самоуправления.

Устав муниципального образования является важным норматив­ным правовым актом,

входящим в правовую основу местного само­управления.

Каждое муниципальное образование должно иметь свой устав, раз­работанный на

основе действующего законодательства о местном само­управлении.

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации» (ст. 8), законы субъектов Российской Федерации о

местном самоуправлении имеют отдельные статьи, устанавливающие обязательность

наличия у муниципальных образований их уставов.

Законы о местном самоуправлении предусматривают различный подход к разработке

устава муниципального образования.

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления...»

(ст. 8 ч. 2) указывает лишь на то, что устав муници­пального образования

разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. При этом не

называются субъекты, обладающие пра­вом разработки устава. Закон закрепляет

только принцип, на основе которого субъекты Российской Федерации вправе

сделать самостоя­тельный выбор в определении перечня субъектов-разработчиков

устава муниципального образования.

Такой подход способствовал закреплению двух вариантов разработ­ки уставов в

законах субъектов Российской Федерации о местном само­управлении. Одна группа

законов воспроизводит норму федерального закона, без указания перечня

разработчиков.

Другая группа законов имеет конкретное название субъектов, обла­дающих правом

разработки и внесения проектов уставов на рассмотре­ние представительного

органа (Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Приморский край,

Оренбургская, Рязанская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие).

Так, согласно части 4 статьи 14 Закона Республики Адыгея «О местном

самоуправлении...» правом разработки и внесения проекта устава муниципального

образо­вания наделены:

1) граждане, обладающие избирательным правом, или группы граж­дан;

2) общественные и политические объединения граждан, зарегистри­рованные на

данной территории и местные отделения республиканских объединений и партий;

3) органы местного самоуправления.

Точно такой же перечень субъектов Российской Федерации, наде­ленных правом

разработки и внесения проектов уставов, закреплен в законах о местном

самоуправлении Карачаево-черкесской Республи­ки, Оренбургской области, Ямало-

Ненецкого автономного округа.

Закон Приморского края «О местном самоуправлении...» (ст. 22 ч. 4) наделяет

таким правом депутатов представительного органа. Закон Ря­занской области «О

местном самоуправлении...» ко всему этому предо­ставляет право разработки и

внесения проекта устава главе муници­пального образования.

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации» (ст. 8 ч. 2) установил, что устав муниципального

образования принимается представительным органом местного самоуправления или

населением непосредственно. Данная норма нашла воспроизведение во всех

законах о местном само­управлении субъектов Российской Федерации.

Практическая реализация норм законов о принятии уставов муни­ципальных

образований свидетельствует о наличии двух тенденций. В одних субъектах

Российской Федерации и ряде муниципальных об­разований уставы приняты

представительными органами местного са­моуправления. В других уставы

муниципальных образований приняты гражданами на местных референдумах

(Красноярский, Приморский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская,

Волгоградская, Ивановская, Камчатская и другие области).

Очевидно, что такой подход будет все в большей степени повышать интерес

граждан к законотворческому процессу, к организации управ­ления территорией.

По сути дела, люди сами создают «малую конститу­цию» для своей «малой

Родины», судьба которой им небезразлична.

Принятие таких актов гражданами порождает у каждого из них чув­ство гордости,

здорового патриотизма, уверенности и самостоятельнос­ти в решении задач

местного значения. В то же время это способствует повышению уровня правовой

культуры, наличие которой весьма важно в условиях становления правового

государства.

Порядок принятия уставов муниципальных образований предусмот­рен также в

самих уставах ряда муниципальных образований. Например, статья 5 часть 2

Устава города Северодвинска Архангельской области ус­танавливает, что Устав

Северодвинска принимается на референдуме большинством голосов от числа

жителей муниципального образования, принявших участие в референдуме.

Устав муниципального образования подлежит государственной ре­гистрации в

порядке, установленном законом субъекта Российской Фе­дерации. Такая норма

закреплена в статье 8 части 3 Федерального Зако­на «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Свое развитие данная норма нашла в основном в законах о местном

самоуправлении субъектов Российской Федерации, а также в уставах

муниципальных образований в Воронежской области.

В Воронежской области принят специальный закон «О порядке го­сударственной

регистрации уставов о местном самоуправлении муни­ципальных образований в

Воронежской области».

В решении вопроса о регистрации уставов нет единого правила. Ряд законов

предусматривают, что устав подлежит регистрации в органах юстиции субъекта

Российской Федерации. Другие предоставляют такое право законодательным либо

исполнительным органам государствен­ной власти.

Для регистрации устава муниципального образования законы субъ­ектов

Российской Федерации предусматривают определенный пере­чень необходимых

документов.

Так, часть вторая статьи 4 Закона Воронежской области «О порядке

государственной регистрации уставов о местном самоуправлении му­ниципальных

образований в Воронежской области» устанавливает, что вместе с уставом

муниципального образования представляется:

- заявление о регистрации, подписанное главой муниципального образования или

лицом, его замещающим;

- заверенная копия решения представительного органа местного са­моуправления

или местного референдума о принятии устава муници­пального образования;

- документы об оплате регистрационного сбора и бланка регистра­ционного

свидетельства;

- документ о предоставлении юридического адреса органу местного самоуправления.

Документы подаются на государственную регистрацию в течение одного месяца со

дня принятия устава муниципального образования.

Изменения и дополнения в уставах муниципальных образовании подлежат

государственной регистрации в том же порядке, что и госу­дарственная

регистрация самих уставов.

При внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований

регистрационный сбор не взимается.

Органы местного самоуправления муниципальных образований включаются в единый

государственный реестр юридических лиц, от­крытый для всеобщего ознакомления.

Документом, удостоверяющим государственную регистрацию устава муниципального

образования яв­ляется свидетельство о государственной регистрации.

Регистрационный орган в срок, установленный законом, обязан рассмотреть

документы и принять одно из решений: регистрировать ус­тав муниципального

образования и выдать свидетельство о государст­венной регистрации, либо

отказать в государственной регистрации и выдать письменный мотивированный

отказ.

Основанием для отказа, согласно ст. 8 ч. 4, Федерального Закона «Об общих

принципах организации местного самоуправления...» мо­жет быть только

противоречие его Конституции Российской Федерации, законам Российской

Федерации и законам субъектов Российской Феде­рации.

Законы субъектов Российской Федерации одной из причин отказа в регистрации

называют неправильность оформления документов или недостаточный перечень

документов, установленных законами по дан­ному вопросу.

И названный Федеральный закон и законы субъектов Российской Федерации о

местном самоуправлении, о порядке регистрации уставов муниципальных

образований устанавливают, что отказ в регистрации устава муниципального

образования может быть оспорен в судебном порядке. Правом на обжалование

решения об отказе в регистрации ус­тава наделены граждане и органы местного

самоуправления.

Устав муниципального образования вступает в силу после его офи­циального

опубликования (обнародования).

Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о

местном самоуправлении предъявляет определенные тре­бования к содержанию и

структуре устава муниципального образования.

В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах ор­ганизации

местного самоуправления...» (ст. 8) в уставе муниципально­го образования

указываются:

1) границы и состав территории муниципального образования;

2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муници­пального образования;

3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населе­ния в решении

вопросов местного значения;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправ­ления;

5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления

и должностных лиц местного самоуправления;

6) срок полномочии депутатов представительных органов местного

самоуправления, членов других выборных органов местного само­управления,

выборных должностных лиц местного самоуправления;

7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных пра­вовых актов

органов местного самоуправления;

8) основания и виды ответственности органов местного самоуправ­ления и

должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочно­го прекращения

полномочий выборных органов местного самоуправле­ния и выборных должностных

лиц местного самоуправления;

10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выбор­ных органов

местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления,

основания и порядок прекращения их пол­номочий;

11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;

12) условия и порядок организации муниципальной службы;

13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления,

общий порядок владения, пользования и распоряже­ния муниципальной

собственностью;

14) вопросы организуй местного самоуправления, обусловленные компактным

проживанием на территории муниципального образова­ния национальных групп,

общностей, коренных (аборигенных) наро­дов, казачества с учетом исторических

и иных местных традиций.

В законе изложен открытый перечень требований к уставу в расчете на то, что

субъекты Российской Федерации дополнят этот перечень, ес­ли появится такая

необходимость.

Законы субъектов Российской Федерации развивают положения указанной статьи

федерального закона.

В ряде законов устанавливается порядок разработки, внесения, при­нятия и

регистрации устава муниципального образования, порядок внесения в него

изменений и дополнений; наименование муниципаль­ного образования, его герб

или эмблема, историко-культурные особен­ности данного поселения, схема

управления данного поселения и т. д.

В самих уставах муниципального образования нередко предусмат­риваются задачи

и цели устава, его место в системе нормативных пра­вовых актов, численность и

состав населения, принципы местного са­моуправления, порядок формирования

муниципальной собственности и другие вопросы.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. - М: Юридическая литература, 1993.

2. Местное самоуправление в Российской Федерации: Состояние, особенности

формирования, проблемы//Вестник Центральной избирательной комиссии.-М.,1997.-

№ 4 (46).

3. Местное самоуправление в современной России. Аналитический доклад:

Реализация законодательства Российской Федерации по вопросам местного

самоуправления и основные проблемы развития местного самоуправления в

современной России. - М.:МОНФ, 1998.

4. Местное самоуправление: Теория и практика.2-е изд-е, изм. И доп./Под

ред. Г. Люхтерхпиндт – М.:Фонд Ф.Науманна, 1997.

5. Муниципальный менеджмент/Под ред. проф. Морозовой Т.Г. – М.:ЮНИТИ, 1997.

6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации: Закон, 28.08.95 № 154 – ФЗ//Российская газета, 1995,1 сентября.

7. Постовой Н.В. Муниципальное право России. – М.: Новый Юрист, 1998.

8. Савранская О.И. Правовые основы местного самоуправления//СОЦИС.-М.,

1997. – №1.

9. Федеральный закон № 126 от 25.09.97г. «О финансовых основах местного

самоуправления в Российской Федерации»;

10. Федеральный Закон № 8 от 08.01.98г. «Об основах муниципальной службы в

Российской Федерации».


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.