бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая: Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления

Курсовая: Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................2

1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления 4

2. Местный бюджет: понятие, структура, принципы формирования... 13

2.1. Понятие бюджета муниципального образования (местного бюджета) 13

2.2. Доходная часть местных бюджетов..........................................15

2.3. Расходная часть местных бюджетов.........................................22

2.4. Внебюджетные фонды.......................................................29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................31

Библиографический список......................................................33

ВВЕДЕНИЕ

Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического

государственного устройства и призвано обеспечить сочетание государственных

интересов и интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни, каждой

каким-либо способом обособленной населенной территории.

[1] Органы местного самоуправления призваны решать вопросы

местного значения, создавать условия для обеспечения повседневных потребностей

населения - но это и есть реализация одного из ключевых прав человека и

гражданина, гарантируемых демократическими государствами - права на достойную

жизнь. Таким образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник

государственной власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы

государственной власти от "текучки", позволяет сконцентрироваться на решении

общегосударственных проблем, способствует оптимизации государственного

управления.

Органы местного самоуправления должны иметь право на достаточную для

осуществления своих функций и полномочий экономическую и финансовую базу.

Так, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 132), при наделении этих органов

отдельными государственными полномочиями им должны передаваться необходимые

для их осуществления материальные и финансовые средства. Главы 5 - 6

Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в

РФ” уточняют данное положение Конституции РФ. Из этого следует, что признание

и гарантированность государством местного самоуправления предполагает

определенные обязательства со стороны государства по созданию необходимых

экономических, финансовых и правовых условий и предпосылок для развития

местного самоуправления.

Конституционное закрепление финансовых основ местного самоуправления

подчеркивает важность рассматриваемой темы. Не случайно в Европейской хартии

местное самоуправление самая большая по объему статья посвящена

характеристике источников финансирования органов местное самоуправление. Эти

положения хартии можно рассматривать в качестве общих принципов, которые

должны определять экономическую и финансово-налоговую политику любого

государства применительно к местным органам власти, получая свое отражение в

законодательстве.

В РФ процесс становления и развития местного самоуправления протекает с

большими трудностями. Не всегда этот процесс идет поступательно в

соответствии с вышеуказанными принципами и целями. Есть множество причин и

проблем, в том числе и проблем финансирования, замедляющих и не

способствующих развитию местного самоуправления в РФ. Некоторые, на мой

взгляд, наиболее острые из них освещены в данной работе. Особое место уделено

определению понятия финансовых основ местного самоуправления, процессу

формирования и утверждения местного бюджета как основе эффективного

функционирования местного самоуправления.

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и библиографического списка.

1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления

Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об

общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

местным самоуправлением признается "самостоятельная и под свою

ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через

органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из

интересов населения, его исторических и иных местных традиций".

Как следует из определения, "самоуправление - это управление, субъекты и объекты

которого совпадают, а значит, управляют и выступают в качестве управляемых одни

и те же лица".[2] Соответственно, органы

местного самоуправления представляют собой децентрализованную часть

государственного аппарата, сочетающую в себе государственные и общественные

начала.

Вместе с тем в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации,

органы местного самоуправления, осуществляющие публичную власть в границах

территорий муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов

(уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) - не входят в систему

органов государственной власти.

На основании ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению муниципальных

образований следует отнести вопросы местного значения. Они также могут

наделяться отдельными государственными полномочиями.

Содержание понятия "вопросы местного значения" раскрывается в ст. 1, а их

полный перечень дан в ст. 6 названного Федерального закона. В значительной

мере обеспечение социально-экономического развития муниципального образования

связано с решением вопросов местных финансов: формирования, утверждения и

исполнения муниципального бюджета; установления местных налогов и сборов.

Муниципальную собственность, согласно законодательству РФ составляют средства

местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного

самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы,

находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и

организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации,

муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения

образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое

имущество.[3]

В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ муниципальной

собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности

городским, сельским, а также другим муниципальным образованиям.

Органы муниципальных образований могут выступать в имущественном обороте в

качестве самостоятельных юридических лиц — муниципальных учреждений,

обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления за

закрепленным за ними имуществом. Частью этого имущества – денежными

средствами - они будут отвечать по своим обязательствам. При осуществлении

ими правомочий собственника — муниципального образования — они получают

возможность в той или иной мере распоряжаться имуществом этого собственника,

поступающим, выбывающим или составляющим его казну. Именно имущество казны, в

первую очередь, средства соответствующего бюджета, составляют базу

имущественной ответственности такого муниципального собственника по своим

долгам.

В связи с этим муниципальное имущество делится на две части:

1) имущество, находящееся в муниципальной собственности и закрепленное

за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и

распоряжение;

2) местные финансы - средства местного бюджета и иное муниципальное

имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями,

которые составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского

поселения или другого муниципального образования

[4].

Понятие "местные финансы" идентично понятию "финансовые ресурсы местного

самоуправления". В значительной мере их основу составляют средства

муниципального бюджета. Финансовые средства (финансовые ресурсы) местного

самоуправления представлены в рамках финансовой системы государства в

качестве одного из ее центральных звеньев. Именно в финансовой сфере

проявляется неразрывная связь между государственной и муниципальной властью.

Финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой

совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения,

связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных

бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных

образований.

Общие начала финансовой деятельности органов местного самоуправления

регулируются на уровне Конституции Российской Федерации, устанавливающей

основные принципы организации и деятельности общества и государства и

оказывающей существенное влияние на развитие российского законодательства. В

целом правовое регулирование финансовой деятельности органов местного

самоуправления осуществляется на уровне Российской Федерации, ее субъектов и

муниципальных образований.

Органы местного самоуправления осуществляют деятельность по планомерному и

целенаправленному образованию, распределению и использованию денежных фондов

(финансовых ресурсов) муниципальных образований, прежде всего в правовой

форме; они могут принимать нормативные правовые акты, регулирующие финансовую

деятельность в пределах соответствующих территорий.

Анализ положений нормативных правовых актов органов местного самоуправления в

финансовой сфере позволяет распределить их на две группы:

общие, регулирующие основы организационно-финансовой деятельности органов

муниципальной власти (уставы муниципальных образований, положения о структуре

финансовых органов местного самоуправления);

специальные, регулирующие правоотношения в бюджетно-налоговой сфере

(положения о местных бюджетах; постановления, положения и решения, касающиеся

вопросов местного налогообложения и т.п.).

В своей нормотворческой деятельности органы муниципальной власти обязаны

руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,

указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами

федеральных органов исполнительной власти и законодательством

соответствующего субъекта Федерации, что в некоторой степени ограничивает их

самостоятельность.

Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность

местного самоуправления, служат прежде всего удовлетворению потребностей

населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности.

Вместе с тем укрепление и развития финансово-экономических основ местного

самоуправления оказывает влияние на экономическое и финансовое положение в

стране в целом. Но при этом следует учитывать, что финансовая и экономическая

самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием

экономики нашего общества, его финансов.

Европейская Хартия о местном самоуправлении устанавливает:

а) органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной

экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми

средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих

функций;

б) финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны

предоставляемым им конституцией или законом полномочиям;

в) по меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления

должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы

местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных

законом;

г) финансовые системы, на которых основываются средства местных органов

самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы

следовать, насколько это возможно, за изменением издержек, возникающих при

осуществлении компетенции местных органов;

д) защита более слабых, в плане финансов, органов местного самоуправления

требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалента мер,

предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения

потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них

расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора

органов местного самоуправления в пределах их компетенции

[5].

Эти положения Европейской Хартии о местном самоуправлении можно рассматривать

в качестве общих принципов, которые должны определять экономическую и

финансово-налоговую политику демократического государства применительно к

местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны.

Органы местного самоуправления в рамках национальной экономической политики

имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми средствами,

которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций.

Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерены

предоставленным им конституцией законом полномочиями. По меньшей мере часть

финансовых средств органов местного самоуправления должна обеспечиваться за

счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления

вправе устанавливать в пределах, определенных законом.

В качестве собственных доходов местных бюджетов Федеральный закон о

финансовых основах местного самоуправления определяет "местные налоги и

сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и

доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными

бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются

налогоплательщиками в местные бюджеты" (п.1 ст. 7).

Федеральным законом предусмотрено, что "формирование и использование местных

финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной поддержки

и гласности" (п.2 ст. 2). Принципы финансовой самостоятельности органов

муниципальной власти провозглашены в ст. 9 Европейской Хартии о местном

самоуправлении[6]. Европейская Хартия о

местном самоуправлении включает в себя общепризнанные принципы и нормы

международного права, которые рассматриваются как обязательные всеми. В связи с

включением общепризнанных принципов и норм международного права в правовую

систему Российской Федерации (ч.4 ст. 15 Конституции РФ) нормы Европейской

Хартии о местном самоуправлении, инкорпорированные в национальное

законодательство, стали обладать такой же обязательной силой, как и нормы

внутреннего законодательства.

Положения ст. 9 Европейской Хартии детализированы в ст. 36-39 Федерального

закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации" и в ст. 6-8 Федерального закона "О финансовых основах местного

самоуправления в Российской Федерации". Указанные нормы предоставляют органам

местного самоуправления право формировать муниципальные бюджеты за счет

собственных источников доходов, прежде всего - за счет поступлений от местных

налогов и сборов.

Органы государственной власти Российской Федерации и государственной власти

субъектов Российской Федерации обязаны содействовать развитию финансово-

экономических основ местного самоуправления. В этих целях они в соответствии

с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления

в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.:

- регулируют законами порядок передачи объектов государственной собственности

в муниципальную собственность;

- передают органам местного самоуправления материальные и финансовые

средства, необходимые им для осуществления отдельных государственных

полномочий, которыми могут наделяться законом данные органы;

- разрабатывают и устанавливают государственные минимальные социальные

стандарты;

- регулируют отношения между федеральным бюджетом и местными бюджетами, между

бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами;

- обеспечивают сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе

нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

- обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления;

- компенсируют местному самоуправлению дополнительные расходы, возникающие в

результате решений, принятых органами государственной власти;

- участвуют в решении местных задач через целевые федеральные и региональные

программы.

Таким образом, муниципальные финансы — это система

экономических отношений, посредством которой распределяется и

перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых для

экономического и социального развития территории муниципального образования.

В состав муниципальных финансов входят:

1. Муниципальные бюджеты;

2. Средства субъектов хозяйствования, находящихся в муниципальной

собственности;

3. Ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

4. Территориальные внебюджетные фонды, на основе добровольных взносов

физических и юридических лиц, специальных сборов и т.д.

2. Местный бюджет: понятие, структура, принципы формирования

2.1. Понятие бюджета муниципального образования (местного бюджета)

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) составляют третий уровень

бюджетной системы Российской Федерации.

Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов местного

самоуправления, способствует активизации хозяйственной деятельности и

развитию инфраструктуры соответствующих территорий.

С точки зрения экономической теории местный бюджет следует рассматривать как

"совокупность экономических отношений, способствующих территориальному

перераспределению национального дохода страны, обеспечивающих создание

финансовой базы местных органов власти".[7]

Как правовая категория местный бюджет представляет собой форму образования и

расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и

функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Местные бюджеты характеризуются:

1. широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все

стороны территориального воспроизводственного процесса;

2. высокой степенью действенности, обусловленной перераспределительной

природой данной экономической категории;

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.