бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая: Разработка и принятие управленческих решений

Курсовая: Разработка и принятие управленческих решений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дальневосточный государственный технический университет

Тихоокеанский институт политики и права

Разработка и принятие управленческих решений

как главный компонент муниципального управления.

Курсовая работа

Выполнил:

Студентка П – 161, ГМУ

Очковская Н.В.

Проверил:XXXXXXXXXXX

Владивосток

2003

ПЛАН

I. Ведение............................4

II. Основная часть. Разработка и принятие управленческих

решений как главный компонент муниципального управления

.........................8

Глава 1 Структура управленческих решений ............8

§1. Понятие и классификация управленческих решений........8

§2. Субъекты и объекты управленческих решений.........14

Глава 2 Управленческие решения как главный компонент муниципального

управления..................17

§1. Понятие, функции и задачи муниципального управления....17

§2. Процесс принятия управленческих решений .........23

III. Заключение.........................28

IV.

Список использованной литературы.............31

I. Введение

В последние годы вследствие проведения реформ в различных отраслях

(экономики, политики, управления и др.) и широкого применения принципа

децентрализации власти значительно возросла роль муниципального управления.

Это управление осуществляется различными субъектами права посредством

использования различных методов. В рамках данной курсовой работы мы будем

рассматривать деятельность исполнительных органов по осуществлению местного

самоуправления.

Для дальнейшего исследования приведем следующее определение муниципального

управления - это управленческое воздействие субъекта исполнительной власти

на общественные отношения, регулирование которых предусмотрено его

компетенцией. Можно с уверенностью сказать, что к специфическим

характеристикам муниципального управления относятся: плотность среды,

концентрированность ресурсов, сильное

взаимное влияние принимаемых решений и взаимозависимость различных процессов.

Из этих характеристик следует и основное требование к управлению: целостность

и комплексность.

Любое управление осуществляется через «управленческий труд» на основе

управленческих «решений-команд». Управленческий труд - это процесс

обдумывания решения, его принятие и организация выполнения. Причем процесс

принятия управленческих решений достаточно сложный и ответственный, так как

данные акты в той или иной мере затрагивают права и законные интересы

граждан. От их своевременности, точности, целесообразности может зависеть

жизнь, здоровье, благосостояние как отдельных лиц, так и общества в целом.

Решение должно быть направлено на достижение реально поставленных целей,

только тогда можно осуществлять управление любыми объектами. Управленческие

решения рассматриваются как средство реагирования на конфликтные ситуации,

часть целеполагания и развития. В конечном итоге принимаемыми плановыми,

организационными и оперативными решениями определяется качество управления. В

нашей стране, к сожалению, на эту сторону управления практически не обращают

внимания.

Самое непосредственное значения для эффективности решения имеют

компетентность и управленческий опыт лица, его принимающего. Здесь также

выявляется проблема подготовки данных субъектов, отсутствия достаточно

квалифицированных кадров.

Изученность темы:

1) Понятие и классификация управленческих решений: Мандрица В.М.,

Касьянов В.В. Правовые основы управления; Мандрица В.М. Юридический

менеджмент; Сборник образцов гражданско-правовых документов.

2) Субъекты и объекты управленческих решений: Мандрица В.М., Касьянов

В.В. Правовые основы управления; Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное

право Российской Федерации.

3) Понятие, функции и задачи муниципального управления: Кутафин О.Е.,

Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации; Четвериков В.С.

Муниципальное право; Алексеев О.Б. Стратегическое управление в

государственном и муниципальном секторе.

4) Процесс принятия управленческих решений: Мандрица В.М., Касьянов В.В.

Правовые основы управления; Алексеев О.Б. Стратегическое управление в

государственном и муниципальном секторе; Сурнин А.Ф. Муниципальные

информационные системы. Опыт разработки и эксплуатации; Надеев А.Т. Системный

подход к разработке, принятию и реализации управленческих решений.

В настоящее время совершенствование управления – это огромный и мало

востребованный резерв повышения эффективности управленческой деятельности.

При анализе накопленного опыта в сфере работы с управленческими актами

выявлено, что к числу основных проблем, с которыми сталкиваются муниципальные

органы исполнительной власти для обеспечения своевременных и точных

управленческих решений относятся:

1) отсутствие модельного инструментария подготовки вариантов

управленческих решений, их сравнения и оценки эффективности;

2) отсутствие полной, достоверной и своевременной информации для принятия

управленческих решений;

3) отсутствие стройной системы обработки и представления информации для

ее анализа.

Отметим также, что в управлении бывают такие же устаревшие технологии, как и

в технике. Муниципальные руководители должны отличать старые и современные

технологии управления, отдавать себе отчет в том, что они теряют, доверяясь

старым проверенным, но не эффективным методам управления. Конечно во многом

та или иная модель, управленческий подход будут приниматься в зависимости от

того, насколько успешно они будут способствовать решению социальных и

экономических проблем.

Целью данной курсовой работы является рассмотреть структуру управленческих

решений (понятие, виды, субъект и объект); уяснить сущность муниципального

управления; описать стадии разработки и принятия управленческих решений и

рассмотреть степень важности решений в процессе регулирования общественных

отношений.

Задачи исследования:

· проанализировать теоретический материал по данной теме;

· изучить разновидности управленческих решений, их функции, регулируемые ими

вопросы и субъектов, принимающих данные решения;

· выявить сущность муниципального управления;

· показать роль и место управленческих решений для муниципального

управления, рассмотреть стадии их подготовки и принятия.

Объектом данной курсовой работы является сфера муниципального управления.

Предмет исследования – управленческие решения как главный компонент

муниципального управления; деятельность исполнительных органов по разработке

и принятию управленческих решений.

Для реализации вышеизложенных целей и задач использованы следующие методы:

· теоретический анализ при рассмотрении: 1) видов управленческих решений и

их структуры; 2) проблем постановки целей и задач при принятии решений; 3)

проблем сбора, обработки и представления информации для принятия решений в

процессе осуществления муниципального управления.

· контентанализ при работе с нормативным материалом по вопросу

компетентности субъектов и их информационной оснащенности при принятии

управленческих решений;

· сравнительный анализ при рассмотрении классификации управленческих

решений, их роли и места в системе муниципального управления.

Структура курсовой работы состоит из введения, основной части из двух глав,

заключения и списка литературы.

I. Основная часть. Разработка и принятие управленческих решений

как главный компонент муниципального управления

Глава 1 Структура управленческих решений

§1. Понятие и классификация управленческих решений

Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой

управленческой функции. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности,

состоящий из целепологания, планирования, организации, координации, контроля

и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен

в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих

решений.

В литературе приводятся различные определения данного понятия в зависимости от

того, с какой точки зрения автор рассматривает тему

[1].

Для дальнейшего исследования используем следующее определение. Управленческое

решение – это сознательный волевой акт субъекта управления, принятый им в

соответствии с закрепленной компетенцией, в процессе управленческой

деятельности и направленный на урегулирование подведомственных отношений.

Управленческое решение - основной инструмент воздействия работников

муниципальной службы на управляемый объект.

Основные признаки управленческих решений[2]:

1) Субъект управления принимает решение исходя не из собственных

потребностей, а в целях урегулирования конкретной ситуации или проблемы.

2) Разработка, принятие и реализация управленческих решений

осуществляется субъектами управления в пределах закрепленной законом

компетенции.

3) Для принятия управленческого решения необходимо наличие

профессионализма, специальных знаний, компетентности.

4) Разделение труда заключается в том, что решение возникающих проблем,

разработку и принятие управленческих решений осуществляют управляющие

субъекты (руководители, менеджеры), а их реализацией заняты исполнительные

структуры.

5) Последствия реализации управленческого решения могут оказать влияние

как на лиц, принимающих и исполняющих его, так и на простых граждан.

Классификация управленческих решений.

I. По значимости цели:

1. Плановые (стратегические) – это директивные акты, направляющие,

организующие и мотивирующие коллективные действия людей для достижения

стратегических целей. Стратегическое планирование включает в себя разработку

муниципальной политики в различных сферах, определяющих жизнь муниципального

образования; разработку программ и проектов; прогнозирование и определение

социально-экономического развития, что является необходимым элементом

согласования интересов местных сообществ в отношении ключевых вопросов

муниципального развития.

2. Оперативные решения связаны с осуществлением текущих целей и задач.

По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.

3. Организационные решения - это выбор, который должен сделать

руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им

должностью:

1) Запрограммированные решения – результат реализации определенной

последовательности шагов или действий, подобных тем, что принимаются при

решении математического уравнения. Руководство зачастую программирует решения

под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью

2) Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые в

определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с

неизвестными факторами. Например, как усовершенствовать структуру

управленческого подразделения; как усилить мотивацию подчиненных и др.

3) Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе

ощущения того, что он правилен. В сложной организационной ситуации возможны

тысячи вариантов выбора. У руководителя, который полагается исключительно на

интуицию, с точки зрения статистики, шансы на правильный выбор без какого-

либо приложения логики невысоки.

4) Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный

знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что

случилось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат

альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Однако отметим, что

руководитель, чрезмерно приверженный суждению и накопленному опыту, может

сознательно и бессознательно избегать взаимодействия с новыми технологиями и

разработками, что приводит к принятию нерациональных решений.

5) Рациональные решения обосновываются с помощью объективного

аналитического процесса.

II. В зависимости от способа фиксации:

1. Документированные решения закрепляются и доводятся до исполнителей в

письменной форме.

По своему функциональному значению служебные документы делятся на несколько

больших групп:

1) Личные – это акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и

обязанности конкретных лиц или рассчитанные на однократное применение

(например, приказ - решение руководителя, наделенного властью в организации,

обязательное для исполнения);

2) Директивные и распорядительные. К распорядительным документам относятся:

· постановление - правовой акт, принимаемый субъектом управления в

целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач развития и

жизнедеятельности управляемого объекта;

· распоряжение - правовой акт управления, издаваемый должностными лицами

в пределах их компетенции и определенный правовыми документами. Распоряжение -

решение руководителя, не наделенного властью административными функциями,

обязательное для исполнения непосредственно подчиненными

[3];

· решение - правовой акт, принимаемый по результатам деятельности

коллегиальных органов. Приказ - правовой акт, издаваемый руководителями

подразделений, действующими на основе единоначалия по решению оперативных

задач;

· поручение - документ, издаваемый для решения срочных вопросов

руководства хозяйственной деятельностью на территории управляемого объекта

(муниципального образования) и его социально-экономического развития;

3) Административно – организационные (регламенты, уставы, положения,

инструкции);

4) Организационно – распорядительные (протоколы, договоры, трудовые

соглашения);

5) Информационно – справочные (справки, докладные записки, акты,

объяснительные записки, служебные и сопроводительные письма, письма –

приглашения);

6) Деловые письма;

7) Финансовые документы;

8) Учетные документы.

2. Устные решения составляют наиболее оперативную часть деятельности

управленческого и производственного аппарата. Такие решения могут касаться

важных вопросов и должны подкрепляться ответственностью за исполнение.

3. Кодированные решения применяются в автоматизированных системах. Они

наносятся на специальные документы, перфокарты, различные магнитные носители.

По функциональной направленности выделяют планирующие, организующие,

координирующие и контролирующие управленческие решения.

Управленческие решения могут приниматься как единолично полномочным субъектом,

так и в коллегиальном составе. Могут быть направлены на урегулирование часто

повторяющихся отношений или новой возникшей проблемы. Решения принимаются в

различных условиях: условиях риска, полной – неполной, качественной или

некачественной информации[4].

Выделяют также решения[5]:

1) Жестко обусловленные (детерминированные), которые основаны на

предписаниях и распоряжениях, принятых вышестоящим органом;

2) Инициативные, которые принимаются полномочным субъектом управления в

соответствии с ситуацией. Их эффективность зависит от компетентности,

управленческого опыта, личных качеств принимающего субъекта.

Функции управленческих решений:

1) Направляющая, которая состоит в том, что решение принимается исходя из

долговременной стратегии развития организации: это целеполагание, выбор и

обоснование стратегии развития;

2) Организующая функция проявляется в необходимости согласования действий

исполнителей, частей и элементов управляемой системы для реализации решений в

запланированные сроки и необходимого качества;

3) Мотивирующая функция заключается в согласовании интересов каждого

члена организации и нацеливание их на выполнение задач организации.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что управленческое решение

– понятие сложное и многогранное, включающее в себя различные критерии

оценки. Общими признаками для всех управленческих решений являются их

целенаправленность и принятие в рамках компетенции управляющего субъекта.

В управленческом решении в той или иной степени пересекаются и

концентрируются все виды управленческой деятельности. Именно поэтому решения

– центральный элемент управления и организации. Они принимаются

уполномоченными субъектами управления и направлены на регулирования широкого

круга подведомственных отношений.

§ 2. Субъекты и объекты управленческих решений

Субъектами управленческих решений выступают лица, полномочные принимать эти

решения в процессе управленческой деятельности

[6].

Для данного исследования в качестве основных субъектов управленческих решений

рассматриваются исполнительные органы местного самоуправления – аппарат

управления, реализующий властные функции и направляющий свою деятельность на

достижение целей муниципального образования; их должностные лица

[7].

К данным субъектам относятся: глава муниципального образования; руководители

муниципальных органов исполнительной власти; первые заместители и заместители

главы муниципального образования, муниципальных органов исполнительной

власти; заместители глав муниципальных образований и руководителей

муниципальных органов исполнительной власти - управляющие делами и их

заместители; руководители, заместители руководителей самостоятельных

управлений, комитетов, отделов и иных органов, являющихся юридическими

лицами, а также руководители, заместители руководителей комитетов

исполнительных органов муниципального образования; начальники структурных

отделов исполнительного органа муниципального образования и структурных

отделов самостоятельных управлений, комитетов, отделов и иных органов,

являющихся юридическими лицами.

Вышеперечисленные лица осуществляют исполнительно – распорядительную

деятельность; наделены оперативной самостоятельностью; имеют, как правило,

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.