бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьОсобенности современной американской экономики - (реферат)

Особенности современной американской экономики - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство Образования РФ
    Реферат по географии на тему:
    “Особенности современной американской экономики”
    Выполнил
    ученик 10 “В” класса
    средней школы №25
    Коротков Сергей
    Учитель:
    Холодова Л. В.
    Владимир - 1999 год
    ПЛАН:
    Введение 3

1. Эволюция методов государственного регулирования экономики США 5 1) Взгляд в прошлое: бум 20-х годов 5

    2) Крах 1929 года и Великая депрессия 6
    3) Военный подъем 9
    4) Экономика США в послевоенный период 10

5) Экономика 70-х годов и закат кейсианской экономической политики 13 6) Американский капитализм в 80-е годы 15

    2. Структура современной экономики США 20
    3. Как работает американская экономика: общий взгляд 22
    1) Федерально-резервная система 23

2) Малый бизнес в американской системе свободного предпринимательства 26 3) Изменяющееся значение сельского хозяйства 27

    4) Деньги, банковское дело, налоговая политика 28
    4. Место США в мировом капиталистическом хозяйстве 29
    5. Внешнеэкономические связи 30
    Заключение 31
    Список литературы: 32
    Введение

Соединенные Штаты Америки - это передовая капиталистическая держава, обладающая большой производственной мощью и огромным потенциалом развития. Эта огромная во всех смыслах страна, широко одаренная природными ресурсами, в наши дни остается экономически наиболее развитым государством.

Между простой моделью рыночной системы и реальным историческим опытом США имеется немало противоречий. В определенной степени американцы всегда полагались на государство как на созидающую силу в экономике. С другой стороны, они всегда испытывали некоторое недоверие к компетентности государственной бюрократии. Рабочий, фермер, мелкая фирма, гигантская корпорация, Федеральная резервная система и правительство– все они внесли свой вклад в создание многоликой экономической системы. Но через два столетия после своего рождения СШ продолжают сталкиваться с многочисленными трудностями. Как и двести лет назад, иммигранты все прибывают и прибывают. В 90-е годы - не столько из Европы, сколько из стран Азии и Латинской Америки.

Высокие процентные ставки сдерживают экономический рост, а в США они уже были достаточно высоки из-за большого бюджетного дефицита и возможности его сохранения на неопределенный срок. Кроме того, экономисты предвидят значительную утечку капиталов в Восточную Европу.

Одна из важнейших проблем, вставших перед американским обществом в настоящее время, связана с перспективой экономического роста, который составлял основу всех американских достижений, и не прекращался, не смотря на периодические депрессии и спады.

Тема моего реферата –особенности американской экономической системы. Я выбрал эту тему, потому что я бы хотел подробно изучить структуру и особенности экономики ведущей мировой державы– США. Ведь экономика –главная сила любой страны и именно благодаря высокому уровню развития экономики Америка стала одной из ведущих стран мира. За два столетия американцами создавалась мощная база, на которую сейчас и опирается экономика Штатов. Таким образом, цели моего реферата следующие: изучить структуру экономической системы, исходя из исторических факторов; определить место США в мировом капиталистическом хозяйстве; рассмотреть внешнеэкономические связи США; и исходя из всего этого выявить особенности современной американской экономической системы. И, рассмотрев современную американскую экономическую систему, выявить те детали, которые бы Россия смогла перенять у США для улучшения своей экономики.

Эволюция методов государственного регулирования экономики США

    Взгляд в прошлое: бум 20-х годов

Последние три десятилетия явились для США периодом значительных изменений в национальном, хозяйственном механизме. Использование традиционных методов государственного антициклического, антиинфляционного регулирования экономики и попытки достижения полной занятости оказались неэффективными в современных условиях. Иными словами, политика, ориентированная на стимулирование экономического роста с помощью воздействия на совокупный спрос, соответствующая кейнсианской концепции, оказалась несостоятельной в 70-80-е годы. Позволим себе вспомнить основные постулаты этой теории, а также условия, когда такая политика приносила успех, а, следовательно, эволюцию взглядов на роль государства в экономике в различные периоды истории США. В этой связи необходимо вспомнить 1929 год, а также период подъема до того, в 20-е гг. Это были в самом деле годы роста. Среднестатистический рабочий увеличил свою зарплату на 25%. Уровень безработицы не превышал 5%, а в некоторые периоды 3%. Расцветал потребительский кредит. В экономической теории, да и в общественном сознании господствовала концепция либерализма, или laissez faire (“пусть каждый идет своим путем”), разработанная классиками буржуазной политэкономии еще в 18-19 столетиях. В ней подчеркивается роль отдельного “экономического человека”, рационального индивида, стремящегося к максимизации прибыли и конкурирующего с другими на всевозможных рынках, и получающего вознаграждение, которое соответствует его труду. Теория, базирующаяся на принципе индивидуализма, утверждающая, что реализация ничем не ограниченного частного интереса хозяйствующих субъектов ведет в итоге к общественному благу, постулировала полную свободу предпринимательства и невмешательства государства в хозяйственную жизнь. Механизм рынка провозглашался наиболее эффективным регулятором экономических процессов, обеспечивающий оптимальное распределение ресурсов. Однако 20-е годы были переполнены исключениями из простых рыночных отношений. В промышленном производстве преобладали крупные корпорации, уже были приняты антимонопольные законы, созданы федеральные комиссии и комитеты по регулированию отдельных отраслей, создана Федеральная резервная система, словом, государство уже активно вмешивалось в экономическую жизнь. Эти и другие формы вмешательства уже серьезно меняли традиционную веру в индивидуализм и свободный рынок. Но все же, в большинстве случаев считалось, что вмешательство, если и необходимо, то время от времени, и принцип laissez faire оставался господствующим. Однако, очевидная цикличность экономического развития, повторяющиеся каждые 8-10 лет фазы процветания, спада, кризиса и оживления считались до сих пор нормальным явлением со способностью к самоисправлению. Такое "благодушное" отношение к циклической динамике привело к катастрофе в 1929 г.

    Крах 1929 года и Великая депрессия

Не вдаваясь в подробности и не обсуждая различные оценки той ситуации в деталях, попытаемся воспроизвести картину того, что же произошло в действительности. С одной стороны было достаточно очевидно, что к началу 1928 года экономика приблизилась к нормальному циклическому падению деловой конъюнктуры, и не было причин предполагать, что кризис будет острее или продолжительнее, чем обычно, когда ситуация с ценами, зарплатой, процентной ставкой, инвестициями и объемом производства выравнивается уже через несколько месяцев. Беда была в том, что до 1928 году почти никто уже не следил за экономическими показателями, а уже с 1926 года начал сокращаться объем жилищного строительства, падать объемы продаж автомобилей, главного товара длительного пользования, сокращались производственные капиталовложения. Все взоры были прикованы к фондовому рынку, на котором, вопреки общему экономическому спаду, со второй половины 1928 года начался настоящий бум. Главное объяснение - это неразумные экономические мероприятия государства. Во-первых, Федеральная резервная система, отвечающая за контроль над ростом денег и кредита, предприняла в 1927 году меры по увеличению денежной и кредитной эмиссии именно тогда, когда экономические показатели обещали спад. Это была первая попытка противостоять экономическому циклу за все 30 лет существования ФРС. Поначалу казалось, что с помощью кредитной эмиссии (объем кредитования увеличился в несколько раз) удастся избежать спада. И, несмотря на короткое оживление начала 1929 года, основная часть всех кредитов досталась рынку ценных бумаг: ушли на биржевые спекуляции. Это был период всеохватывающего безумия - из 120 миллионов американцев ни много, ни мало 30 так или иначе были вовлечены в биржевую игру, полтора миллиона имели счета в брокерских фирмах. Цены акций быстро росли, причем вне зависимости от роста прибылей. Самые непрочные компании–“держательские” корпорации, представляющие собой не что иное, как пирамидальную иерархию участия в капитале других компаний, привлекали к себе капиталы. Наблюдался огромный рост задолженности - брались кредиты под игру на бирже. Возможно, и экономисты, и предприниматели были сбиты столку мини-бумом в потребительских расходах, стимулированным политикой расширения кредитов ФРС. Обычно в прошлом фондовая биржа служила индикатором состояния экономики: спад в промышленности сопровождался падением общего индекса курсов акций. В 1929 году биржевой рынок находился в состоянии бума - соответственно создавалась иллюзия экономического процветания. Вообще на бирже нередко играют на повышение тогда, когда экономика в целом находится в состоянии циклического спада, но до 1929 года такого опыта не было, и обстановка лихорадочной игры на повышение “обольстила” и бизнес, и экономистов, и правительство как обыкновенных биржевых игроков.

Крах фондовой биржи в “черный вторник” 29 октября 1929 года показал то, что должно было произойти несколькими месяцами ранее–спад. Даже “обычный” спад обещал быть резким, но спад, усугубленный биржевым крахом и нестабильностью банковской системы, утратой общественного доверия к банкам, к фондовым инструментам, действительно привел к катастрофе. Среди первых мер, предпринятых президентом Гербертом Гувером, было усиление государственного вмешательства. Точно также, как он одобрил политику ФРС, расширившую кредит в начале 1929 года, Гувер и теперь был намерен победить депрессию мерами государственного регулирования. Так, были снижены налоги, увеличены государственные расходы и создал самый большой дефицит бюджета мирного времени за всю предшествующую историю США. Также он провел через Конгресс программы помощи фермерам, программу чрезвычайных общественных и строительных работ, программу займов, словом, все, чтобы стимулировать инвестиции в промышленность. Эти меры, по иронии судьбы, и явились основой для “нового курса” Рузвельта, и именно ему обеспечившими место в истории. При высоком уровне безработицы (25% работоспособного населения в 1933 году) и низком объеме производства становилось ясно, что причиной продолжающейся депрессии является недостаточная покупательная способность, или спрос, и если государство будет стимулировать спрос, создавать его, то это приведет к увеличению инвестиций.

В 1933 году газета “New York Times” опубликовала письмо Джона М. Кейнса, в котором он изложил суть своей теории: “Я придаю чрезвычайное значение росту национальной покупательной способности на основе государственных расходов, финансируемых займами”.

Кейнс провозгласил то, что многие экономисты-практики уже начинали понимать, и что было совершенно неприемлемо для классической экономической традиции, которую он собирался разрушить, а именно, что капиталистическая экономика скорее обладает не естественным стремлением к росту и равновесию, а склонностью к циклам, периодическому дисбалансу и хроническим приступам стагнации. В то время взгляды Кейнса казались возмутительно радикальными. Его “Общая теория занятости, процента и денег” ставила цель проложить путь к высокой занятости, а общий уровень занятости зависит от совокупного спроса на товары, включая закупку потребительских товаров, производственные капиталовложения, а также государственные расходы. Ситуация же была такова, что правительство старалось придерживаться ортодоксальной точки зрения, предполагающей малые государственные расходы и бездефицитного бюджета. Анализ Кейнса неумолимо приводил к выводу, что достичь полной занятости и полного использования производственных фондов, оборудования, возможно только через искусственно стимулируемый высокий уровень совокупного спроса. Курс был ясен: нужно стимулировать инвестиции предприятий, должны быть увеличены государственные расходы. С другой стороны, так как население имеет склонность сберегать свои возрастающие доходы, то это ограничивает денежную массу в обращении, и, следовательно, спрос. Сбережения представляют собой изъятие средств из потока доходов-расходов, подрывая тем самым действие закона Сэя. Сбережения вызывают недостаточность потребления, в результате - непроданные товары, сокращение производства, безработица и снижение инвестиций.

Следует сказать, что теория Кейнса не сразу была воспринята американским правительством, как и его взгляды не сразу получили признание в США. В конце 1936 года экономика начала медленно оживать, и все надеялись, что худшее уже позади. Однако оживление было кратковременным. Рузвельт, еще веривший в сбалансированный бюджет, сократил государственные расходы, как только экономика пошла вверх, и вслед за этим снижением государственных расходов последовал новый спад, еще раз потрясший экономику. Наверное, самым важным результатом спада 1937-39 годов и стала популярность Кейнса. Более того, Кейнс прямо предсказывал в 1937 году, что действия Рузвельта по сокращению расходов вызовут спад. И в самом деле, нечасто создатель экономической теории получает подтверждение своих идей так быстро. В итоге тот взгляд, что дефициты во времена спадов хороши, поскольку они стимулируют производство и занятость приобрел статус государственной доктрины.

    Военный подъем

Несмотря на некоторое оживление после 1938 года именно развитие событий, сила вещей, а не Кейнс и не “новый курс” вытащили США из депрессии. С начала второй мировой войны США, еще не будучи втянуты в войну, снабжали союзников всем необходимым. Война в Европе представляла собой гигантский рынок сбыта для военной продукции. Национальные расходы на оборону выросли с 1 млрд. $ в 1939 до 81 $ в 1945 гг. , составляя в этом году 82% расходной части бюджета и почти 40% выпуска промышленного производства. Большая часть расходов финансировалась за счет дефицита бюджета, величина которого составила в 1939 году составил 4 млрд. долл. , все возрастая, достигнув в 1945 году 54 млрд. долл. При этом совокупный государственный долг США вырос с 45 млрд. в 1939 году до 259 млрд. в 1945 гг. Безработица упала с 19% от работоспособного населения в 1938 до 1, 9% в 1945, чему, конечно, поспособствовал призыв в армию. Поскольку дефициты оправдывались благими патриотическими целями, то на них никто не жаловался во время войны.

Еще более сильным, чем военный , оказался бум послевоенного процветания. Более 250 млрд. долларов сбережений, накопленных до и за время войны (нехватка товаров в военное время) обеспечили огромный уровень личных расходов и инвестиций, поддерживающий экономику до середины 50-х.

Однако после войны встал вопрос о продолжении кейнсианской политики. В Сенате в 1945 году не прошел законопроект о “полной занятости”, за который выступали все кейнсианцы и сторонники введения плановых начал в экономику. Сейчас, с точки зрения, бизнесменов, законы о полной занятости, кейнсианская экономическая политика - рассматривались как элементы “нового курса”, которые хороши только для тяжелых времен и от которых сейчас следовало избавляться. В результате был принят закон “О занятости” в 1946 году (термин “полная занятость” был опущен), который только призывал федеральное правительство стремиться к полной занятости. В первое послевоенное десятилетие дела в экономике шли действительно слишком хорошо, чтобы методы антициклического регулирования нашли себе применение.

    Экономика США в послевоенный период

Годы правления Трумена и Эйзенхауэра отмечены некоторым снижением государственных расходов, в том числе и на оборону, вызванным переходом на мирные рельсы. Тяжелые воспоминания 30-х уже изгладились в общественном сознании под влиянием цветущей экономики, но не в сознании экономистов. В последние три года администрации Эйзенхауэра появились безошибочные признаки нового спада 1957-58 гг. , за которым последовал спад 1960 г. Эйзенхауэр, стремясь покинуть свой пост с бездефицитным бюджетом, после нескольких лет “позорных” дефицитов, начал проводить политику, которая и привела к спаду. Обдумывая свою экономическую программу, Джон Ф. Кеннеди делал акцент на том, как “заставить экономику работать”, постоянно возвращаясь к успехам плановой экономики СССР, который превосходил США по количеству ракет, лидировал в космосе и по темпам экономического роста, что имело значительный идеологический эффект.

Если Кеннеди и не был убежденным кейнсианцем в момент избрания его президентом, то в годы новой администрации кейнсианские идеи расцвели пышным цветом. Сначала он создал президентский совет экономических консультантов, возглавляемый Полем Самуэльсоном, дававшим рекомендации по правительственному курсу. Кейнсианцы составляли уже не только абсолютное большинство в совете, но и проникли на ключевые посты в Министерстве финансов, в Бюджетном бюро.

Следует отметить, что кейнсианская экономическая политика выступала в различных вариациях. Правительственные усилия по стимулированию совокупного спроса могли идти по одному из двух основных направлений финансовой политики, либо сочетать их в том или ином соотношении. Во-первых, можно было идти по пути завышения правительственных расходов, как это происходило в 30х и финансирования военного времени 40-х гг. Во-вторых, можно было, сокращая налоги, увеличить свободные доходы потребителей и объемы частных инвестиций, тем самым стимулируя совокупный спрос. Именно по такому пути пошли после войны: были снижены налоги на сверхприбыль и индивидуальные подоходные налоги, что оказало благотворное влияние на экономику.

Стратегия “государственных затрат”, популярная среди стороннников “нового курса” Рузвельта, сторонником которой был также Джон Кеннет Гэлбрейт, позволяла направлять ресурсы на необходимые социальные программы, такие, как профессиональное обучение, медицинское страхование, других социальных услуг. Сторонники снижения налогов, объединявшую значительную часть лидеров бизнеса, считали, что государство вряд ли сможет распорядиться собранными средствами лучше, чем если бы право принятия решений по расходам осталось бы за индивидуумами, тем более что политика расходов требовала времени и средств для создания громоздких агентств и государственных служб по распределению фондов. Каждая из двух стратегий предполагала наиеренное создание дефицита госбюджета ради будущей пользы. Вначале Кеннеди занимал нерешительную позицию в вопросе, допускать дефицит или нет, но в конце концов его кейнсианские "наставники", особенно Уолтер Хеллер, настояли на своем. Но теперь предстояло разрушить миф о том, что бюджетные дефициты создают инфляцию, а бюджет с положительным сальдо будто бы предотвращают её. Итак, Кеннеди выступил с оправданием дефицитов, тщательно проработанных и имеющих четкие цели, и в январе 1963 решился пойти по пути снижения налогов. Логику своего подхода он объяснил так: дефициты в недавнем прошлом проистекали не от избыточных расходов и не от недостатка налоговых поступлений, а от неадекватного экономического роста. Погоня за сбалансированным бюджетом посредством высоких налогов - политика, проводимая его предшественником, тормозила рост, что и привело к дефицитам. Снижение налогов стимулирует рост, что приведет к увеличению совокупных доходов, а следовательно и налоговых поступлений даже при более низких ставках. К сожалению, администрация Кеннеди находилась у власти слишком недолго, чтобы по достоинству оценить результаты её политики. Через три месяца после убийства президента Конгресс принял законопроект о сокращении налогов в общей сумме на 13, 6 млрд долларов, и после подписания его Линдоном Джонсоном он вступил в силу. В течение года результаты превзошли ожидания. Безработица, которая в годы Кеннеди не опускалась ниже 5. 2%, стала ниже 4% в 1966 г. Прирост ВНП на душу населения почти удвоился по сравнению с уровнем 1963 и составил в 1965 г. 4. 5%.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.