бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьТрансформация внешних долговых активов России в 1992-2000 гг. - (курсовая)

Трансформация внешних долговых активов России в 1992-2000 гг. - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    Оглавление
    Введение.
    Глава 1. Внешние долговые активы СССР.
    источники формирования;
    величина внешних активов СССР к 1989-1991 гг.
    Глава 2. Борьба России за активы СССР.
    “нулевой вариант” для стран СНГ;
    курс пересчета инвалютного рубля;
    вступление в “Парижский клуб” и списание части активов.
    Глава 3. Реализация активов – проблемы и перспективы.
    выплаты в СКВ;
    товарные поставки;
    зачетные операции;
    схема “долги в обмен на инвестиции”;
    продажа долговых активов.
    Заключение.
    Список литературы.
    Введение.

В советские времена сведения, связанные с внешними долговыми активами страны, проходили в документах с грифом “секретно” или “для служебного пользования”, хотя в прессе регулярно сообщалось о тех или иных проявлениях “братской помощи” дружественным странам и режимам. Впервые достаточно полные сведения на этот счет были опубликованы во времена перестройки. Тема широко обсуждалась в период распада СССР, хотя и не имела в обществе того резонанса, который вызывали проблемы внешней задолженности СССР и России, а вскоре и вовсе исчезла со страниц газет. Отчасти это вызвано недостатком точной информации, а также меньшей актуальностью вопроса для российских реалий 1990-х годов. Между тем, узнать о судьбе активов, оцениваемых в десятки миллиардов долларов, было бы крайне интересно (а там – как знать, быть может и полезно? ), что и повлекло за собой написание данной работы. Работа состоит из трех глав. В первой рассматривается положение с долговыми активами СССР по состоянию на 1989 год, а также вопрос с прочими внешними активами и долгами СССР. Во второй описывается борьба Российской Федерации за наследство Советского Союза – принятие “нулевого варианта” республиками СНГ, признание иностранными государствами своей задолженности, переговоры о курсе пересчета советских инвалютных рублей в СКВ, вступление в “Парижский клуб” и списание части задолженности развивающихся стран. В третьей главе рассматриваются применявшиеся схемы реализации долговых активов – выплаты должниками своей задолженности в форме валютных платежей, товарных поставок и зачетов, конверсия и секьютиризация (т. е. продажа частным компаниям) долговых активов. Все приведенные в работе сведения взяты из открытых источников.

    Глава 1. Внешние долговые активы СССР.

Советский Союз, как и положено сверхдержаве, проводил активную внешнюю политику, стремясь отстаивать свои интересы, а также идеи коммунизма и социализма во всех уголках земного шара. Одним из важнейших инструментов этой политики стало регулярное оказание помощи развивающимся странам социалистической ориентации, которая выражалась в самой различной форме – товарные поставки, подготовка специалистов, совместные инвестиционные проекты, кредиты на закупку советских товаров и т. д. Несвязанные кредиты в конвертируемой валюте предоставлялись крайне редко. Значительную роль, в ряде случаев, играло военно-техническое сотрудничество. Основной проблемой стран-реципиентов была неспособность оплачивать советские поставки. Особенно это касалось поставок военной техники – весьма дорогостоящей, но не способной своим применением дать какой-либо положительный экономический эффект. Единственным выходом были поставки в кредит на основании межгосударственных договоров, что стало основным источником формирования внешних долговых активов СССР. При этом серьезного значения финансовой стороне дела не придавалось – доминировали политические соображения. Важными источниками долговых активов стали расчеты со странами-членами СЭВ, с которыми существовала тесная экономическая интеграция и экспортные поставки в развивающиеся страны несоциалистической ориентации с использованием различных схем кредитования. Существовали и другие пути формирования долговых активов, но они не играли заметной роли. Следует уточнить, что внешнеэкономические расчеты осуществлялись в особой денежной единице – инвалютном рубле, конвертирование которого в СКВ или рубли (наличные или безналичные) проводилась только уполномоченными государственными банками – Внешэкономбанком СССР и Внешторгбанком СССР по курсу, установленному Госбанком СССР. Все внешние долговые активы СССР были номинированы в инвалютных рублях, а все сведения об их величине и структуре засекречены. Впервые эти сведения были опубликованы в 1990 году, по запросу ряда депутатов Верховного Совета СССР. По состоянию на 1. 11. 1989 г. должниками Советского Союза числились 49 государств с суммарной задолженностью 85, 8 млрд. инвалютных рублей [1 Известия. 1 марта 1990 г. ] (см. табл. 1 Приложения).

Таблица 1. Структура внешних долговых активов СССР в 1989-1991 гг.

    1. 11. 1989 г.
    1. 11. 1991 г.
    Млрд. инв. руб.
    Млрд. инв. руб.
    Млрд. долл.
    Куба
    15, 5
    16, 7
    27, 9
    Монголия
    9, 5
    10, 5
    17, 5
    Вьетнам
    9, 1
    9, 9
    16, 5
    Индия
    8, 9
    9, 6
    16, 0
    Сирия
    6, 7
    6, 9
    11, 5
    Афганистан
    3, 0
    4, 7
    7, 8
    Ирак
    3, 8
    3, 1
    5, 2
    Йемен*
    2, 8
    3, 4
    5, 6
    КНДР
    2, 2
    2, 7
    4, 5
    Эфиопия
    2, 9
    3, 1
    5, 2
    Ангола
    2, 0
    2, 2
    3, 6
    Алжир
    2, 5
    2, 6
    4, 3
    Ливия
    1, 7
    нет св.
    нет св.
    Другие страны
    15, 2
    10, 3
    17, 0
    Всего
    85, 8
    85, 7
    142, 6

* учитывается суммарная задолженность Йеменской Арабской Республики и Народной Демократической Республики Йемен, которые объединились в 1990 г.

По состоянию на 1. 11. 1991 г. , к моменту фактического распада СССР, задолженность составляла 85, 7 млрд. инвалютных рублей (см. табл. 1), что при пересчете по официальному курсу Госбанка СССР (0, 6 руб. за 1 доллар США) составляло 142, 6 млрд. долл. [2 Хейфец Б. А. “Внешние долговые активы России” М. 2001 г. с. 35. ] При этом на долю 13 должников приходилось 88 % всей задолженности, в том числе на долю пяти стран – Кубы, Монголии, Вьетнама, Сирии и Афганистана - 57 %. Возможность погашения этой задолженности уже тогда, в 1991 году, представлялась сомнительной. Из 13 основных должников 10 были достаточно бедными развивающимися странами (хотя Куба и Монголия носили статус социалистических), в некоторых (Афганистан, Йемен, Эфиопия, Ангола) шла гражданская война. Только Индия обладала достаточным экономическим потенциалом, а Ливия и Ирак обладали большими доходами от экспорта нефти, но против них действовали международные санкции, которые в отношении Ирака частично поддерживались Советским Союзом. Таким образом, значительная доля долговых обязательств перед СССР относилась к категориям безнадежных или проблемных долгов. Впрочем, большинство кредитов, выдаваемых из политических соображений, а межгосударственное кредитование почти всегда основывается на таких соображениях, можно списывать как безнадежные сразу по выдаче – Советский Союз здесь был не одинок. Можно отметить, что внешние активы СССР были не только долговыми. В конце 1980-х годов много говорилось и о других видах активов – хранящемся за рубежом золоте, недвижимости и т. д. Оценка стоимости внешних имущественных активов крайне противоречива – скажем, на заседании “круглого стола”, организованного Центром фундаментальных и прикладных исследований при Финансовой академии в 2001 году назывались цифры от 2, 7 млрд. долл. (2700 объектов недвижимости) [3 Красавина Л. Н. “Внешний долг России: уроки и перспективы”. Научный Альманах “Внешний долг России и проблемы его урегулирования”. М. 2002 г. с. 18. ] до 500-525 млрд. долл. (30 тыс. объектов недвижимости в 122 странах), с оговоркой, что “…нет перечня этих активов и их реальных пользователей” [4 Макаревич Л. Н. “Инструменты урегулирования внешнего долга”. Научный Альманах “Внешний долг России и проблемы его урегулирования”. М. 2002 г. с. 86. ]. Уже из разброса цифр можно заключить, что возможности реализации этих активов еще более иллюзорны, чем возврат долгов развивающихся стран. Внешняя задолженность самого Советского Союза составляла в 1991 году 95, 1 млрд. долл. , в том числе краткосрочная – 12, 6 млрд. долл. [5 Андрианов В. Д. “Проблема внешней задолженности России и возможные пути ее решения”. Научный Альманах “Внешний долг России и проблемы его урегулирования”. М. 2002 г. с. 26. ] Соотношение внешних долговых активов и пассивов на первый взгляд не внушало опасений – если оперировать только количественными показателями, складывалось положительное сальдо в 47, 5 млрд. долл. Качественная оценка давала совершенно иную картину – страна “села на шпагат”, имея огромную долю фактически неликвидных активов при вполне реальных обязательствах. Но решать эту проблему советским руководителям эпохи перестройки не пришлось – в декабре 1991 года Советский Союз официально прекратил свое существование. На повестку дня стал вопрос о разделе его наследства.

    Глава 2. Борьба России за активы СССР.

Сразу после распада СССР страны СНГ приступили к разделу его активов. Позиция стран Балтии заключалась в том, что де-юре они никогда не входили в состав Советского Союза и на оставшиеся активы не претендуют. 4 декабря 1991 года восемь из 12 стран СНГ подписали договор о правопреемстве в отношении внешнего долга и активов СССР. Доля Российской Федерации составила 61, 34 %, Украины – 16, 37 %, Беларусь и Казахстан – примерно по 4 % [6 Лохмачев В. Ф. “О некоторых проблемах внешнего долга России”. Научный Альманах “Внешний долг России и проблемы его урегулирования”. М. 2002 г. с. 175. ]. Однако уже с 1992 года Россия стала проводить целенаправленную политику по концентрации в своих руках как можно большей доли активов и соответственно долгов бывшего СССР. Другим республикам СНГ было предложено заключить соглашения по т. н. “нулевому варианту”, в соответствии с которым Россия берет на себя единоличную ответственность по уплате советских долгов за те республики, с которыми будет заключено соглашение, а взамен получит причитающуюся им долю активов бывшего СССР. Первые соглашения о “нулевом варианте” были подписаны летом 1992 года с Беларусью, Туркменистаном и Кыргызстаном. До конца 1994 года аналогичные соглашения были заключены с восьмью остальными странами СНГ [7 Хейфец Б. А. “Внешние долговые активы России” М. 2001 г. с. 6. ]. Большинство республик, убедившись в проблематичности реализации советских активов, легко шли за “нулевой вариант”. Определенное сопротивление оказали Украина и Грузия - в основном по политическим соображениям. Соглашение с Грузией было подписано в сентябре 1993 года, но ратифицировано ее парламентом только в феврале 2001 года. Последним, в декабре 1994 года, аналогичное соглашение было заключено с Украиной, но оно до сих пор не ратифицировано и не вступило в силу, хотя де-факто всеми внешними активами бывшего СССР распоряжается Россия. Следующей задачей российской дипломатии стала борьба за признание странами-должниками Российской Федерации как правопреемницы СССР и своей задолженности перед ней. Первой реакцией многих стран-должников на распад СССР стал отказ от своей задолженности, так как платить стало некому. В ряде случаев отказ мотивировался тем, что советская помощь оказывалась режимам, которые вскоре были сменены. Их противники, пришедшие к власти, не захотели отвечать за долги прежней власти (яркий пример – Афганистан). Даже там, где старые режимы удержались у власти – скажем в Анголе, Мозамбике, Ливии, ставился вопрос об отказе от уплаты долга СССР по кредитам на военные закупки в “страны, где велись гражданские войны, вызванные глобальным идеологическим противостоянием” [8 Внешняя торговля. № 2-3 1994 г. ]. После присоединения России к международным санкциям против Ирака и Ливии эти страны прекратили обслуживания своего внешнего долга, хотя с Ливией уже был подписан “Протокол об урегулировании платежей Ливии бывшему СССР” от 18 июня 1992 г [9 Правда. 15 декабря 1992 г. ]. Со временем должники изыскивали все новые возможности для уклонения если не от признания своего долга, то хотя бы от его уплаты. В 1999 году Куба, после 7 лет переговоров признала существование долга. Одновременно последовал “встречный иск” на 15 млрд. долл. , который обоснован односторонним свертыванием технико-экономического сотрудничества советской/российской стороной в 1989-1992 гг. , в результате чего последовал глубокой спад в кубинской экономике и полный паралич инвестиционной сферы – было остановлено строительство около 600 объектов, под которые выдавались советские кредиты [10 Сегодня. 16 декабря 2000 г. ]. Однако в целом в течение 1990-х годов России удалось добиться от практически всех должников признания, в той или иной мере, своей задолженности, хотя большинство из них не имеет возможности или не желает осуществлять ее обслуживание и погашение. Одной из важных проблем с внешними долговыми активами бывшего СССР стала необходимость их конвертации из инвалютных рублей, в которых они были номинированы, в действующие валюты. Многие должники стремились приравнять инвалютный советский рубль к девальвировавшему в сотни раз российскому рублю. Курс Госбанка СССР – 0, 6 руб. за 1 долл. и курс Центрального банка Российской Федерации для пересчета инвалютных рублей – 0, 64 руб. за 1 долл. никто применять не хотел. Достаточно быстро был решен вопрос о пересчете задолженности европейских стран - бывших участников СЭВ. Курс пересчета для всех стран был примерно равным - 0, 92 руб. за 1 долл. (Венгрия) – 1 руб. за 1 долл. (Чехия) [11 Хейфец Б. А. “Внешние долговые активы России” М. 2001 г. с. 117. ]. Дело в том, что при сверке величины взаимной задолженности у России образовалось отрицательное сальдо, т. е. Россия являлась нетто-должником этих стран. Это объясняется, главным образом, отрицательным сальдо в торговле СССР с европейскими странами СЭВ в 1988-1990 гг. По курсу 1 руб. за 1 долл. была пересчитана и задолженность неевропейских стран – бывших участников СЭВ – Вьетнама, Кубы и Монголии, при этом часть задолженности Вьетнама была списана. Другим вариантом стал пересчет задолженности из инвалютных рублей с национальную валюту страны-должника. Такая схема были использована при заключении соглашения с Индией. Однако решить проблему с курсом пересчета своими силами Россия, по всей видимости, не могла, требовались дополнительные возможности для давления на государства-должники. Такие возможности могло дать вступление в международную организацию стран-кредиторов – Парижский клуб. Конечно, это накладывало и определенные ограничения, но при взыскании своих долгов с развивающихся стран все равно приходилось оглядываться на позицию других кредиторов, а также учитывать политику международных организаций – Международного валютного фонда, Всемирного банка и Парижского клуба. Возможность вступления России в Парижский клуб обсуждалась на встречах глав государств “большой семерки” в Лионе (1996 г. ) и Денвере (1997 г. ). Меморандум о взаимопонимании по вопросу о присоединении Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника был подписан 17 сентября 1997 года. [12 Хейфец Б. А. “Внешние долговые активы России” М. 2001 г. с. 54. ] В Меморандуме указывались три главных принципа, на которых основывалось вступление России в клуб: равноправное участие России в рассмотрении вопросов урегулирования задолженности государств-должников; признание и применение при урегулировании задолженности перед Россией официального курса Госбанка СССР (0, 6 руб. за 1 долл. ); предоставление начальной скидки на задолженность государств-должников перед Россией. [13 Эксперт № 34 2002 г. ] Последнее означало, что при подготовке комплексных соглашений об урегулировании задолженности, страны-должники соглашались на пересчет по указанному курсу, но при условии списания значительной части долга. Например, с Никарагуа было заключено соглашение о реструктуризации задолженности перед бывшим СССР - 2, 2 млрд. инвалютных рублей. 90 % этой суммы списывалось, а оставшиеся 10 % пересчитывались по курсу 0, 64 руб. за 1 долл. , что составило 344 млн. долл. , которые будут выплачены в СКВ [14 Деньги и кредит. № 2, 22 1997 г. ]. По всей видимости, до вступления в Парижский клуб никарагуанский долг считался безнадежным – у этой слаборазвитой страны огромная внешняя задолженность, сказываются последствия гражданской войны, тем более что советская помощь поступала Сандинистскому фронту национального освобождения отстраненному от власти в 1990 году [15 Страны мира. Справочник. М. 1999 г. с 304-305. ]. Вступление в Парижский клуб способствовало заключению целого ряда соглашений об урегулировании задолженности на условиях клуба, что позволило начать получение платежей как минимум от десятка стран-должников [16 Известия. 19 марта 1999 г. Эксперт. № 6 2001 г. ]. Всего соглашения с клубом имеют 25 стран-должников России. Однако, вступая в Парижский клуб, Россия обязалась принимать участие в мероприятиях клуба по списанию долгов “бедных” и “наименее развитых” стран, в том числе и не имеющих базовых соглашений с клубом. Кроме того, клуб не признает задолженности по военным поставкам и оказанию услуг военными специалистами, а доля таких поставок в помощи СССР дружественным странам была очень велика. Например, по состоянию на 1991 год 88 % задолженности африканских стран перед СССР приходилась на “военные” долги (в том числе у Анголы и Ливии – 100 %, Египта и Замбии – 99 %, Алжира – 91, 5 %, Эфиопии – 85 % и т. д. ) [17 Бизнес МН. № 48 1991 г. с. 15. ]. По данным Счетной палаты, по состоянию на 1. 01. 1996 г. , доля “военных” кредитов в долговых активах России составляла 39 % [18 Научный парк. № 1 1997 г. с. 49. ]. Это привело к списанию значительной части задолженности развивающихся стран. Для этого все финансовые активы, приходящиеся на страны, имеющие соглашения с Парижским клубом, были разбиты на две категории – долги платежеспособных и неплатежеспособных стран, и в рамках этих категорий – на два вида кредитов – гражданские и военные. Таким образом, было выделено 4 группы активов. Расчетный размер списания составил от 35 % до 80 % в зависимости от конкретной страны. Помимо уже упоминавшегося списания 90 % задолженности Никарагуа, было списано 85 % задолженности Вьетнама, 80 % задолженности Йемена и Замбии и т. д. В целом объем списания задолженности по уже заключенным соглашениям составляет 35-40 млрд. долл. По соотношению списанных долгов к ВВП – 0, 3 % в 2001 году, Россия вышла на первое место в мире [19 Эксперт № 34 2002 г. ]. К настоящему времени, в целом, пересчет внешних долговых активов России выполнен. Процесс выявил “виртуальность” называвшейся в 1991 году цифры размера активов – 142, 6 млрд. долл. , которая была получена на основании пересчета по курсу 0, 6 руб. за 1 долл. Только при пересчете задолженности Кубы и Монголии активы сократились на 18, 2 млрд. долл. , хотя долги им не списывались. В текущем году государственный долг стран дальнего зарубежья перед РФ составляет 76, 7 млрд. долл. [20 ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год”. Российская газета. 31 декабря 2001 г. ]. Такая цифра записана в проекте федерального бюджета на 2002 год. Следует учесть, что указанную сумму включены кредиты странам дальнего зарубежья, предоставлявшиеся в 1992-2001 гг. (например в 2000 г. – 400 млн. долл. [21 ФЗ “О федеральном бюджете на 2000 год”. www. garant. ru. ]) и невыплаченные проценты по ранее предоставленным кредитам, что в сумме составляет не менее 6-7 млрд. долл. Следовательно, за 1992-2001 гг. внешние долговые активы бывшего СССР сократились в два раза, т. е. примерно на 75-80 млрд. долл. (включая проценты). Из них должниками было выплачено около 16 млрд. долл. (20 %), списано в процессе реструктуризации задолженности 35-40 млрд. долл. (40-50 %), сокращение от пересчета составило примерно 25 млрд. долл. Сравнение объема внешних долговых активов Российской Федерации - 76, 7 млрд. долл. , с ее государственным внешним долгом – 146, 6 млрд. долл. на начало 2002 года, свидетельствует о существовании отрицательного сальдо в балансе активы-долги, размером почти 70 млрд. долл. Все предшествующие годы наблюдалось сокращение внешних долговых активов России при увеличении внешнего долга. “Критическая точка” относительно роста внешней задолженности пройдена в 1999 году, после чего размер внешней задолженности начал сокращаться. В частности, за 2002 год предусматривается ее сокращение на 4, 6 млрд. долл. , до уровня 142 млрд. долл. к началу 2003 года [22 ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год”. Российская газета. 31 декабря 2001 г. ]. В отношении внешних долговых активов “критическая точка” еще не пройдена. Хотя проектом федерального бюджета на 2003 год объем займов иностранным государствам предполагается увеличить в два раза, до 800 млн. долл. в год, что примерно соответствует выплатам по погашению и обслуживанию ранее предоставленных кредитов, в ближайшие годы можно ожидать дальнейшего сокращения задолженности перед Россией. Основная причина – предстоящие соглашения о реструктуризации задолженности с некоторыми странами, в первую очередь Кубой и Монголией, которые, несомненно, будут сопровождаться списанием части долга. Соглашение с Монголией о списании 70 % ее задолженности перед Россией уже подготовлено и будет подписано, предположительно, в 2003 году. При общем объеме долга в 11 млрд. долл. это означает списание примерно 7, 7 млрд. долл. Но все же, основная задача была выполнена – Россия стала законной наследницей СССР а “виртуальная” задолженность перед несуществующей страной была превращена во вполне реальные активы.

    Глава 3. Реализация активов – проблемы и перспективы.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.