бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьГАТТ И ВТО: эволюция деятельности - (курсовая)

ГАТТ И ВТО: эволюция деятельности - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………......
    3
    1
    СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГАТТ………………………………………
    6
    2
    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВТО………………………….
    18
    3
    РОССИЯ И ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ…………......
    32
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……...…………………………………………………......
    39
    ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….
    43
    ВВЕДЕНИЕ

В современном мире центр тяжести сместился в сторону многостороннего экономического сотрудничества. С точки зрения выработки норм, регулирующих торговую политику в международном праве, доказательством этому служит то, что подавляющее большинство стран мира (132) входит в универсальную многостороннюю систему торгово-политического регулирования ГАТТ/ВТО, 30 стран подали официальные заявки на вступление в нее, а ряд стран, не являющихся членами ГАТТ/ВТО применяют их в рамках уже упомянутых соглашений о партнерстве, и сотрудничестве, торговые разделы которых целиком построены на нормах ГАТТ. Всемирная Торговая Организация (ВТО) —“World Trade Organization” начала действовать с 1-го января 1995 года. Ее создание—результат сложных и многоплановых международных торговых переговоров, в которых участвовало 125 государств. Переговоры, проводившиеся в рамках ГАТТ, получили название Уругвайский раунд (переговоры были открыты в городе Пунта-дель-Эсте, Уругвай, в сентябре 1986 года, почему и получили это название). Эти переговоры установили своеобразный рекорд по своей продолжительности (сентябрь 1986 года—декабрь 1993 года) и по широкому кругу вопросов, ставших предметом переговоров. Официально переговоры были завершены на совещании министров участвовавших стран в городе Марракеше 15 апреля 1994 года подписанием Заключительного акта, который открыл для подписания Соглашение об учреждении ВТО. Всемирная Торговая Организация —это организационный межгосударственный механизм, задача которого обеспечить реализацию правовых документов, появившихся в итоге Уругвайского раунда, создать базу для дальнейших переговоров в сфере международной торговли товарами и услугами.

Моделью, на основе которой создается ВТО, является ГАТТ, которое фактически на протяжении нескольких десятилетий 1948—1994 гг. выполняло функции международной торговой организации. В Соглашении о создании ВТО прямо сказано, что ВТО в своей деятельности будет руководствоваться решениями, процедурами и практикой ГАТТ. То же относится и к механизму принятия решений, и к структуре органов ВТО. Секретариат ГАТТ стал именоваться “Секретариат ВТО”, а Генеральный директор ГАТТ— Генеральным директором ВТО. Основой правовой системы ВТО по-прежнему остается Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле. Достаточно сказать, что из основных 56 правовых документов, входящих в систему ВТО, примерно 50—это ГАТТ в его новой редакции 1994 года (ГАТТ-1994) и правовые документы, интерпретирующие, развивающие статьи ГАТТ или вводящие в его орбиту новые области. В течение 1995 года прежнее ГАТТ (его теперь называют ГАТТ-1947) и ВТО существовали параллельно. Затем страны-участницы ГАТТ вошли в ВТО, и ГАТТ окончательно стало составной частью ВТО. Однако и здесь ГАТТ сохраняет во многом свою автономию и в правовом, и в организационно-процедурном плане. ВТО во многом —более жесткое по характеру создаваемых обязательств ГАТТ, дополненное рядом обязательств, и существующие параллельно с ним под эгидой ВТО Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС) и Соглашение по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (ТРИПС).

Но одно направление уже определилось —правовой комплекс, лежащий в основе ВТО, определяет те правовые условия, на основе которых мировая торговля товарами и услугами будет осуществляться в ближайшие годы. Правительства стран-участниц ВТО, взяв на себя жесткие обязательства, одновременно создают для своих экспортеров и импортеров, предпринимателей и потребителей более открытые, универсальные (с точки зрения охвата ими многих стран) и предсказуемые “правила движения” на мировом рынке товаров и услуг. Страны, находящиеся вне системы этих правил, окажутся на периферии мировой торговой системы и не смогут участвовать в намеченных на ближайшие годы новых многосторонних переговорах по ее развитию.

Цель настоящей работы — изучить вопрос о новом международном учреждении —ВТО, познакомить с ее структурой, механизмом принятия решений, уже определившимися направлениями ее деятельности. Поскольку, как это отмечалось выше, ГАТТ—это основа ВТО и база многостороннего регулирования международной торговли товарами, значительная часть работы связана с анализом почти полувековой деятельности ГАТТ, включая новые направления его активности. Настоящая работа дает представление о сложном международном межгосударственном механизме, на основе которого развивалась международная торговля в предшествующие десятилетия и который в новом качестве становится основой для развития международного обмена товарами и услугами ближайшего десятилетия. На базе этого международного механизма построены или будут построены торгово-политические режимы подавляющего большинства стран мира, которые уже сейчас применяются в жесткой форме к экспорту и импорту России. 1. СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГАТТ

Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (ГАТТ) —это, прежде всего, многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми должны руководствоваться во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны (аббревиатура ГАТТ происходит от заглавных букв его английского наименования “The General Agreement on Tariffs and Trade”).

Сложившееся на основе этого Соглашения международное учреждение в течение примерно 40 лет выполняло функции международной организации по вопросам торговли и являлось центральным международным учреждением, в рамках которого страны-члены осуществляли контроль за выполнением Соглашения, вели многосторонние торговые переговоры, рассматривали спорные вопросы, обсуждали важнейшие проблемы международной торговли и принимали решения, касающиеся правовых основ международных торговых отношений.

Важная особенность, заложенная в “конструкцию” Генерального Соглашения, —это возможность его совершенствования, развития правовых норм соглашения и его организационных форм в соответствии с меняющимися условиями внешнеэкономических связей. В этом одна из причин жизнестойкости Соглашения, объясняющая, почему ГАТТ целиком инкорпорирован в ВТО.

История создания ГАТТ уходит к первым послевоенным годам в связи с предпринимавшимися в 1946-1948 годах усилиями создать в рамках ООН Международную Торговую Организацию (МТО). Еще 18 февраля 1946 года на своем первом заседании Экономический и социальный совет ООН принял резолюцию 13(1), которая призывала к созыву Конференции ООН по Торговле и Занятости. Созданный на базе этой резолюции Подготовительный комитет провел два заседания: одно — в Лондоне (октябрь-ноябрь 1956 г. ), другое —в Женеве (апрель-октябрь 1947 г. ). В промежутках между ними работала редакционная группа в Нью-Йорке (Лейк Саксесс, январь-февраль 1947 г. ). В итоге этих заседаний был выработан проект Устава МТО, включивший раздел, позже ставший Генеральным Соглашением по Тарифам и Торговле.

Заседание подготовительного комитета в Женеве в 1947 году проходило по двум направлениям: одно— разработка текста Устава МТО, другое —переговоры о взаимном снижении таможенных тарифов. Эти переговоры по существу вылились в самостоятельную конференцию, завершившуюся 30 октября 1947 года принятием Заключительного акта. Заключительный акт учреждал ГАТТ в качестве временного соглашения, регулирующего торговые отношения на период до вступления в силу Устава МТО, и содержал протокол о временном применении Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле, которое в это время включало те положения проекта Устава Международной Торговой Организации, которые регулировали вопросы внешнеторговой политики.

Генеральное Соглашение вошло в силу 1 января 1948 года после того, как восемь стран (Австралия, Бельгия, Франция, Люксембург, Голландия, Великобритания, США и Куба) первыми подписали протокол о его временном применении. Вслед за тем, до 30 июля 1948 года, еще пятнадцать стран (Новая Зеландия, Норвегия, ЮАР, Бразилия, Бирма, Шри-Ланка, Индия, Пакистан, Зимбабве, Ливан, Сирия, Чили, ЧССР, Китай и Гаити) подписали его, и общее число участников в ГАТТ достигло 23. Тем временем в Гаване (Куба) была созвана Конференция ООН по Торговле и Занятости (21. Х1. 1947 г. —24. 111. 1948 г. ), которая должна была рассмотреть проект Устава МТО и принять его. Конференция завершилась принятием Заключительного акта, содержавшего так называемую Гаванскую Хартию—Устав МТО. Гаванский устав включал в себя кроме положений, относящихся к вопросам торговой политики, вопросы, касавшиеся экономического развития, полной занятости, ограничительной деловой практики, капиталовложений, международных товарных соглашений, а также административно-правовые положения, определявшие статус МТО.

Поправки, изменения и дополнения, внесенные в ту часть Хартии, которая касалась вопросов торговой политики, были перенесены в текст ГАТТ. Это сделали сессии стран-участниц ГАТТ, первая из которых проходила в марте 1948 года в Гаване, а вторая—осенью того же года в Женеве. Одновременно первая сессия стран-участниц ГАТТ приняла решение, что Временная комиссия, учрежденная Конференцией по Торговле и Занятости для подготовки создания МТО, будет выполнять функции Секретариата ГАТТ и в этом качестве обслуживать его.

Дальнейшая история ГАТТ развивалась следующим образом. В декабре 1950 года правительство США заявило о своем отказе от намерения добиваться ратификации Конгрессом Устава МТО, в результате чего вопрос о создании Международной торговой организации на основах, согласованных в Гаване, был закрыт, и Генеральное Соглашение осталось единственным многосторонним документом, содержащим принципы и правила международной торговли.

Текст Генерального Соглашения в том виде, в котором он начал действовать в 1948 году, вобрал в себя и кодифицировал торгово-политический опыт, накопленный к этому времени. Одновременно положения ГАТТ отражали экономическую и политическую ситуацию, существовавшую в мире во второй половине 40-х годов. Поэтому довольно скоро выяснилось, что положения ГАТТ отстают от требований развивающихся международных экономических отношений, в связи с чем развернулся процесс модификации и модернизации положений ГАТТ. Он проходил в несколько этапов и продолжается в настоящее время. В 50-е годы многие статьи были дополнены примечаниями и пояснениями, интерпретирующими эти статьи. В ряде случаев такая интерпретация существенно развивала положения ГАТТ. В частности, в 1954-1955 годах страны-участницы ГАТТ предприняли попытку создать на базе Генерального Соглашения Организацию Торгового Сотрудничества (ОТС), которая закончилась безуспешно. В связи с этим девятая сессия стран-участниц внесла ряд поправок и дополнений в текст ГАТТ, вошедших в силу в октябре 1957 года. Следующий этап существенной модернизации ГАТТ был связан с принятием специальной сессией стран-участниц ГАТТ в конце 1964 года части ГАТТ, где определялись условия применения положений ГАТТ к развивающимся странам. Она вошла в силу в 1966 году.

Наиболее существенная модернизация ГАТТ произошла в конце 70-х годов. Она была связана с итогами Многосторонних Торговых Переговоров “Токио-раунд”. Договоренности и соглашения МТП распространили сферу действия ГАТТ на новые области торгово-политического регулирования и существенно видоизменили характер действия ряда статей ГАТТ. Наконец, радикальная модернизация ГАТТ стала результатом Уругвайского раунда, о чем более подробно будет сказано ниже. В настоящее время ГАТТ существует параллельно с ВТО. В составе ВТО действует ГАТТ-1994 и независимо от него продолжает функционировать ГАТТ-1947. Это положение сохранялось в 1995 году, поскольку страны-участницы ГАТТ-1947 могли в течение двух лет присоединиться к ВТО.

Не менее сложна история формирования ГАТТ в качестве международного экономического учреждения. Первое время Соглашение обслуживалось небольшим Секретариатом и не имело установившейся межгосударственной организационной структуры, если не считать периодически созывавшиеся сессии договаривающихся сторон. На шестой сессии ГАТТ был создан Межсессионный комитет, действовавший как межправительственный орган в период между сессиями стран-участниц. Позже на его основе был создан Совет представителей ГАТТ и другие межправительственные органы. Однако межправительственный аппарат ГАТТ сложился и развивался на так называемой фактической основе, поскольку правовая база для создания постоянной межправительственной структуры в Соглашении отсутствовала.

В 1955-1956 годах страны-участницы ГАТТ предприняли попытку крупной организационной реформы ГАТТ, имея в виду создать на его основе постоянно действующую Организацию торгового сотрудничества. Однако вследствие негативной позиции США и разногласий между США и странами Западной Европы эта реформа ГАТТ так и не состоялась.

Во второй половине 50-х и в начале 60-х годов в составе ГАТТ появились регулярно действующие межправительственные органы: Совет ГАТТ, Комитеты ГАТТ и Рабочие группы, и заметно расширились и окрепли функции Секретариата ГАТТ. Важное место в организационной структуре ГАТТ заняли периодически организуемые под эгидой ГАТТ переговорные конференции, направленные на выработку соглашений по снижению тарифных и нетарифных барьеров в торговле. За время существования ГАТТ эти переговорные конференции заняли в общей сложности 25 лет, включая Уругвайский раунд.

В начале 80-х годов, в значительной степени как итог переговоров “Токио-раунд”, произошли существенные перемены в структуре регулярно действующих органов ГАТТ. К восьми основным межправительственным органам (Сессия стран-участниц; Совет представителей; Комитет по торговле и развитию; Антидемпинговый комитет; Комитеты: по текстилю и одежде; по ограничениям, вытекающим из состояния платежного баланса; по административным, финансовым и бюджетным вопросам и Группа “18”) добавилось еще более 20-ти новых межправительственных органов: комитеты, подкомитеты и советы. В результате к началу 80-х годов сложилась многопрофильная межправительственная организационная структура ГАТТ, сочетающая более широкий охват проблем международной торговли со значительно более узкой специализацией отдельных органов ГАТТ и концентрацией близких по характеру вопросов в специализированных органах ГАТТ. Подобная структура открыла возможность для дальнейшего сосредоточения в рамках ГАТТ торгово-политических переговоров и решения вопросов международной торговли, а также более активного использования механизма ГАТТ для обсуждения спорных аспектов взаимоотношений стран-участниц.

Наконец, в 1994 году ГАТТ в его новой редакции и в консолидированном виде стал основой Всемирной Торговой Организации, ее важнейшей составной частью в области торговли товарами.

Современное ГАТТ —это комплекс многосторонних соглашений, содержащих кроме собственно текста Соглашения, начавшего действовать в 1948 году, ряд отдельных соглашений, развивающих его положения, распространяющих их на новые области; протоколы о тарифных уступках; протоколы, интерпретирующие применение статей ГАТТ; протоколы, определяющие условия, на которых отдельные страны присоединились к ГАТТ. Кроме того, текст Соглашения надо читать вместе с несколькими сотнями оговорок и пояснений, интерпретирующих статьи ГАТТ. В таком комплексном виде Генеральное Соглашение создает правовые основы для взаимной торговли стран-участниц. В этом качестве ГАТТ выполняет функцию многостороннего торгового договора для участвующих в нем стран и заменяет собой систему из нескольких тысяч двусторонних договоров и соглашений. Эта особенность ГАТТ дает немалые преимущества странам-участницам. Участие в ГАТТ открывает перед ними возможность использовать многостороннее торгово-политическое регулирование для развития внешней торговли, одновременно снимая заботы и материальные расходы, связанные с созданием и поддержанием сложной системы двусторонних договоренностей.

Другая важнейшая функция ГАТТ —это урегулирование споров. Здесь ГАТТ выполняет роль своеобразного международного арбитража, позволяя правительствам разрешать споры по вопросам торговли.

Как крупные, так и небольшие страны могут обратиться в ГАТТ с просьбой о рассмотрении спорного вопроса, если они считают, что их права по ГАТТ ущемляются другими государствами-участниками ГАТТ. Система разрешения споров основывается на статьях XII и XIII Соглашения (консультации, аннулирование или сокращение выгод). Согласно ГАТТ первый шаг в урегулировании споров—это двусторонние консультации спорящих сторон. При этом Генеральный директор ГАТТ и Секретариат ГАТТ могут, по просьбе сторон, оказать им содействие в организации и проведении таких консультаций. В том случае, если двусторонние консультации не приводят к разрешению спора, страны могут воспользоваться услугами специальных групп ГАТТ. Группа обычно состоит из трех экспертов из стран, не заинтересованных в существе вопроса. Они выслушивают мнение заинтересованных сторон и выносят решение на основе положений ГАТТ, интерпретации его статей и существующих прецедентов. Далее представляется доклад Совету ГАТТ. Доклад содержит выводы по существу спора и рекомендацию, обращенную к спорящим сторонам (или к одной из сторон). Совет на основе консенсуса может утвердить доклад группы (вся эта система перенесена в ВТО с той только разницей, что последней инстанцией в ВТО является Орган по разрешению споров). В этом случае спорящие стороны обязаны действовать в соответствии с выводами и рекомендациями. В том случае, если сторона, являющаяся нарушителем положений ГАТТ, не выполняет рекомендацию, потерпевшая сторона может попросить у членов ГАТТ разрешение на принятие ответных действий.

В 1979 году в итоге Токийского раунда было принято так называемое “решение, касающееся нотификаций, консультаций, разрешения споров и наблюдения” (решение от 28 ноября 1979 года), в котором содержится подробное изложение процедуры разрешения споров. Деятельность ГАТТ по разрешению споров вносит существенный вклад в создание целой системы толкований положений ГАТТ и прецедентов, обеспечивающих одинаковое понимание и применение статей ГАТТ его участниками и унификацию национальных норм и правил.

Вот лишь один пример этой многогранной деятельности. В марте 1987 года Совет ГАТТ создал группу экспертов для рассмотрения жалобы Канады и ЕС на введенный в 1986 году Соединенными Штатами сбор за таможенное оформление товаров в размере 0, 22% стоимости импортных товаров. В 1988-1989 годах этот сбор был уменьшен до 0, 17%. Канада и ЕС в своей жалобе подчеркивали, что этот сбор противоречит статьям II и VIII ГАТТ, согласно которым дополнительные сборы должны соответствовать стоимости оказанных услуг, а американские сборы это положение нарушали. К тому же целевое назначение этих сборов (финансирование некоторых обычных форм деятельности американской таможенной службы) также нарушало положение названных статей ГАТТ.

Группа экспертов пришла к выводу, что названные выше сборы США противоречат положениям ГАТТ и обязательствам США по этим статьям. Этот вывод был принят Советом ГАТТ в феврале 1988 года. США согласились с этим решением и сообщили, что соответствующие поправки к принятому бюджетному закону США будут направлены в Конгресс США. В октябре 1990 года представитель США проинформировал Совет ГАТТ о том, что новый закон США (Закон 1990 года о таможне и торговле) содержал положение, приводившее этот таможенный сбор США в соответствие с правилами ГАТТ (1).

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.