бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьИнвестиционное кредитование малого и среднего бизнеса

Инвестиционное кредитование малого и среднего бизнеса

Введение.

На рубеже ХХ века Россия оказалась в сложнейшей экономической и

финансовой ситуации. Ухудшение общеэкономического положения страны

характеризуется резкой девальвацией рубля и всплеском инфляции, достигшей

по итогам 1998 года 84,4%, спадом ВВП и промышленного производства более

чем на 5% за год, сокращением инвестиций в основной капитал на 10%,

снижением реальных денежных доходов населения на 17%. Отсюда вопрос о

взаимосвязи банковской системы и реального сектора экономики является

особенно актуальным и болезненным. Определенная обособленность банковской

деятельности от реальной экономики, несомненна, была одной из предпосылок

финансового кризиса 1998 года. Коренное изменение характера связи банков с

реальным сектором является важнейшим условием не только оздоровления

реальной экономики, но и укрепления самой банковской системы. Основное

внимание в этих связях должно уделяться прежде всего рациональному выбору

банками конкретных партнеров, финансируемых проектов и профессиональной

работе с ними.

В условиях снижения мировых цен на сырьевые ресурсы, а также снижение

внутреннего спроса на продукцию промышленных гигантов возникает тенденция

снижения объемов производства, производственных мощностей и как следствие

рост безработицы. В данной ситуации одним из выходов из социально-

экономической напряженности является развитие и поддержка малого и среднего

бизнеса.

В России по состоянию на 1 октября 1997 года функционировало 844,4

тыс. малых предприятий, на которых было занято 6,2 млн. человек, а также

зарегистрировано 3,5 млн. предпринимателей без образования юридического

лица. Основным источником их деятельности являются собственные финансовые

ресурсы, а также займы в коммерческих банках на развитие производства и

пополнение оборотных средств. Проблемам предоставления таким предприятиям

банковских ссуд на инвестиционную деятельность посвящена данная дипломная

работа.

Объектом исследования в представленной работе является - организация

процесса инвестиционного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса

муниципального образования «Город Асбест». Предметом исследования

Норильское Отделение Сбербанка России.

Цель исследования - изучить и проанализировать процесс кредитования

предприятий малого и среднего бизнеса (далее по тексту МСБ) по

предоставленной бухгалтерской отчетности, разработать рекомендации по

совершенствованию механизма кредитования и повышения его эффективности.

Задачи, которые предстоит решить:

рассмотреть понятие «малый бизнес», определить его значение в экономике РФ;

изучить механизмы государственной поддержки малого и среднего бизнеса на

всех государственных уровнях;

охарактеризовать процесс кредитования и формирования кредитного досье,

методику финансовых расчетов кредита;

на примере Норильского ОСБ провести расчеты платежеспособности заемщика;

предложить пути повышения эффективности деятельности Норильского ОСБ в

процессе кредитования на основе произведенных расчетов и анализа

деятельности.

При подготовке данной работы были использованы труды таких авторов, как

Панова Г.С., Мосяченков Ю.С., Соврушин О.И., Казак А.Ю. и др. При изучении

и анализе мероприятий по государственной поддержке малого и среднего

бизнеса были использованы нормативно правовые акты РФ, ЦБ, инструктивный

материал ЦБ и Сбербанка РФ, региональные Программы поддержки МСБ и др.

В процессе изучения этих материалов, автор обнаружил, что практически

отсутствует статистическая информация и нормативно-правовые акты,

касающиеся предприятий среднего бизнеса. Во всех предоставленных и

изученных материалах делалась ссылка только на малое предпринимательство. В

процессе подготовки материалов, выяснилось, что практически не

представляется возможным предоставить достоверную информацию по

статистическим данным о количестве и отраслевой принадлежности предприятий

малого бизнеса, а также частных предпринимателях в муниципальном

образовании «Город Асбест», так как указанные субъекты не предоставляют

такую информацию ни в статистические органы, ни в администрацию.

При анализе экономической и финансовой ситуации автор пользовался

периодической литературой: журналы «Банковское дело», «Деньги и кредит»,

«Предпринимательство».

Структура работы. В первой главе автор приводит определения малого

предпринимательства, этапы его становления и развития в Российской

Федерации, а также программы поддержки МСБ на различных уровнях

государственной власти: федеральном, региональном, муниципальном.

Приводятся также данные об участии иностранного капитала в инвестировании

МСБ РФ. Во второй главе идет описание этапов развития Сбербанка РФ и анализ

деятельности Сбербанка РФ в современных условиях, для чего предоставлен

баланс за 1997 год (данные за 1998 год будут предоставлены только после

утверждения его собранием акционеров, которое состоится в мае 1999 года).

Кроме того дано описание нормативно правовой базы его деятельности, а также

организационно-функциональной структуры. В третьей главе раскрывается

механизм инвестиционного кредитования, этапы формирования кредитного досье

заемщика на примере клиента Норильского Отделения Сбербанка, в заключении

главы автором делаются выводы и даются рекомендации по совершенствованию

механизма инвестиционного кредитования. Все экономические показатели

приведены в деноминированных рублях.

Малый и средний бизнес. Этапы развития и формы поддержки.

Субъекты малого предпринимательства

Под субъектом малого предпринимательства понимаются коммерческие

организации в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ,

общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и

иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или

нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого

предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя

численность работников за отчетный период не превышает следующих

предельных уровней (малого предприятия)[1]:

. в промышленности -100 чел;

. в строительстве -100

чел;

. на транспорте -100 чел;

. в сельском хозяйстве - 60

чел;

. в научно-технической. сфере - 60

чел;

. в оптовой торговле - 60 чел;

. в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 чел;

. в остальных отраслях и при осуществлении других

видов деятельности - 50 чел.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические

лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования

юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности

(многопрофильные), относится к таковым по критериям того вида деятельности,

доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом

объеме прибыли.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия

определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по

договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом

реально отработанного времени, а также работников представительств,

филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей

численности, указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных

действующим законодательством, на период, в течение которого допущено

указанное превышение, и на последующие три месяца.

Федеральная программа поддержки малого и среднего бизнеса

1987 год можно считать годом возрождения предпринимательства в России.

С 1987 по 1991 год - начальный период возникновения, развития и заката

кооперативов, центров научно-технического творчества молодежи, зарождения

индивидуальной трудовой деятельности и малых предприятий.

За этот период было разработано и утверждено большое количество

нормативно-правовых актов:

Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.);

Закон СССР «О кооперации в СССР» (1988 г.);

Положение об организации деятельности малых предприятий (утверждено в 1989

году комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма при СМ СССР);

Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» (1990 г.);

Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.);

Закон СССР «Об общих началах предпринимательской деятельности граждан СССР»

(1991 г.);

Постановление СМ РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в

РСФСР» (1991 г.).

Субъектами предпринимательства в те годы, кроме кооперативов, были и

малые предприятия, основывающиеся на государственной и муниципальной

собственности. Учредителями малых предприятий были, как правило, крупные

государственные предприятия и местные Советы народных депутатов.

1992 - 1997 гг. - второй период развития малого предпринимательства в

условиях экономической реформы. Этот период характеризуется бурным ростом

числа малых предприятий, формированием нового сектора национальной

экономики, созданием инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В

эти годы малое предпринимательство развивалось в условиях отмены жесткого

государственного регулирования производства, отпуска цен, отмены всех

ограничений на рост доходов, проведения широкомасштабной приватизации,

ориентации на принципы саморегулирования рыночной экономики.

В 1992 году все кооперативы и малые предприятия прошли перерегистрацию,

оформились как товарищества с ограниченной ответственностью, либо

акционерные общества и в соответствии с законодательством получили защиту

собственности.

Нормативная база:

Указ Президента РФ «Об организационных мерах по развитию малого и среднего

бизнеса в РФ» (1992 г.);

Постановление СМ РФ «О первоочередных мерах по развитию

государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» (1993 г.);

Указ Президента РФ «Об упорядочении государственной регистрации предприятий

и предпринимателей на территории РФ» (1993 г.);

Постановление Правительства РФ «О сети региональных агентств поддержки

малого бизнеса» , «Об информационном обеспечении предпринимательства в РФ»

(1994 г.);

Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»

(1995 г.);

Закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для

субъектов малого предпринимательства» (1995 г.);

Постановление Правительства РФ «Об организации обучения незанятого

населения основам предпринимательской деятельности» (1995 г.);

Закон РФ «О производственных кооперативах» (1996 г.);

Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого

предпринимательства в РФ» (1996 г.);

Решение Комиссии Правительства РФ по оперативным вопросам «О региональной

политике развития малого предпринимательства» (1997 г.).

В период с 1992 года малому предпринимательству предоставлены

экономические, финансовые, налоговые льготы: малым предприятиям, работающим

в приоритетных отраслях экономики предоставлено право в первые два года

работы не уплачивать налог на прибыль, в третий и четвертый годы

деятельности уплачивать этот налог в размере 25% и 50% установленной

ставки[2], индивидуальные предприниматели освобождались от уплаты НДС;

малые предприятия от авансовых платежей налога на прибыль; всем субъектам

малого предпринимательства разрешалось относить на издержки производства в

размере в два раза превышающим нормы амортизации, установленные для

основных фондов, предоставлялись льготы лизинговым компаниям и малым

предприятиям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения.

В 1995 - 1997 гг. в России заложены основы государственной и

общественной поддержки и развития малого предпринимательства. Созданы ГКРП

России и Федеральный Фонд; комитеты, департаменты, отделы в администрациях

регионов; муниципальные фонды поддержки предпринимательства. На федеральном

уровне и большинстве субъектов РФ разработаны программы и приняты законы о

государственной поддержке малого предпринимательства. В стране создана сеть

объектов специализированной инфраструктуры поддержки и развития малого

бизнеса: более 200 школ бизнес-образования, свыше 60 бизнес-инкубаторов, 80

учебно-деловых центров, около 40 лизинговых компаний, 32 региональных

агентства поддержки малого бизнеса, свыше 60 информационно-аналитических

центров малого предпринимательства и др.

Региональная программа поддержки малого и среднего бизнеса Свердловской

области

В 1992 - 1997 гг. в Свердловской области заложены основы системы

государственной поддержки малого предпринимательства. Созданы ЦСП и 9

муниципальных фондов, отдел государственной поддержки малого

предпринимательства комитета по экономике, ряд специализированных

организаций областной инфраструктуры поддержки малого бизнеса, принят

областной Закон; в бюджете области ежегодно предусматривается отдельной

строкой средства на развитие этого сектора экономики, осуществлен переход

от отдельных мероприятий к программно-целевому методу поддержки

предпринимателей.

Первая областная Программа государственной поддержки малого

предпринимательства (1995 - 1996 гг.) была направлена на создание

необходимых правовых, экономических и организационных условий для

формирования областной инфраструктуры малых предприятий, обеспечивающей его

ускоренный рост. При реализации Программы выполнено свыше 100 мероприятий,

на финансирование которых из различных источников направлено более 15 млн.

руб. Начато создание деревообрабатывающего центра, техно-парка «Уральский»,

информационно-аналитического центра, агентства поддержки малого бизнеса. За

два года количество малых предприятий возросло в 2 раза, а доля малого

предпринимательства в численности работающих в экономике области

увеличилась с 5,2% до 10%.

Вторая Программа (1997 г.) ставила цель обеспечить устойчивое развитие

малого предпринимательства как важного компонента экономики области,

основного инструмента создания новых рабочих мест и весомого источника

пополнения бюджета. В 1997 году выполнено более 50 мероприятий, на

реализацию которых направлено 8,6 млн. рублей. Доля малого

предпринимательства в 1997 году в налоговых поступлениях увеличилась более

чем в 2 раза и составила 10,1%. Количество малых предприятий возросло на

13,6% и достигло 31,4 тыс. единиц.

Третья областная Программа (1998 - 1999 гг.) предусматривает создание

благоприятных условий для устойчивого развития малых предприятий, содержит

12 разделов и 93 мероприятия.

Реализация Программы позволит:

создать дополнительно 3,4 тыс. малых предприятий;

привлечь на каждый рубль гарантийного фонда 2-3 рубля инвестиций и

коммерческих кредитов отечественных и зарубежных банков;

увеличить долю малого предпринимательства в экономике области по объему

продукции, работ и услуг до 11-13%.

Схема 1

Система Государственной поддержки и развития малого предпринимательства

в Свердловской области.

| |???®??S????®? ??????? | |

| | | |

| |????????? ????™?????????? ?S??? ??| |

| |???®???? ?? | |

| | | | |

|?????S? ?? | |?S??? | |?S??????S?? | |?®S?™??®???? |

|????????S | |??™S???®?? | |?S™S??????? | |????????? |

|???®??S????®? | |??S™????????S| |?????? | |??????S? |

|??????? | |????®? | |????????? ?? | |©???™????®S???|

| | |?®S?™??®???? | |?®S?™??®???? | |? ?????????? |

| | |??????? | |??????? | | |

| | |

|??™S? | | | | | | |

|©???™????®S???? | | | | | | |

|??™™S???? ?? | | | | | | |

| | | |

|?????? ???®???? | |??™S? ?? ?S©???????? | | |

|?S??S????? ???????®| |????S???® | | |

| | |??S™????????S?????? | | |

| | |™S??S??????? | | |

Схема 2

Областная инфраструктура поддержки малого предпринимательства,

созданная с государственным участием.

|?S?®??-| |®S???-??| |?®S?™??®?| |??S™?S????| |????S??????| |????™??|

|?S?????| |?? | |??S | |????? | |©???? | |??®S???|

|™S-?S®?| |?©??????| |?S©??????| |?S©???????| |?????? | |S |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.