бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьАвтоматизация оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка с помощью анализа делового риска

продукта на рынке и т.д.);

- план производства (потребность в производственных мощностях, рабочей

силе, оборудовании и т.д.)

- план менеджмента (структура компании, руководящие органы и т.д.);

- финансовый план (прогноз движения наличности, перспективный баланс

на пять будущих лет).

Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который

после рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком -

владельцем или представителем руководства фирмы. Подобные встречи позволяют

кредитному инспектору выяснить не только важные детали кредитной сделки, но

и составить психологический портрет возможного заемщика, оценить

профессиональную подготовленность руководства компании, реалистичность их

оценок положения и перспектив развития предприятия. В ходе беседы

кредитному работнику нет необходимости выяснять все аспекты работы компании

- заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых вопросах,

представляющих интерес для банка - кредитора.

Практика ведущих банков показывает, что ознакомительная беседа с

потенциальным заемщиком может касаться следующих вопросов, заданных в

определенной последовательности (см. табл. 1)

Таблица 1

Вопросы кредитного работника к

потенциальному заемщику

|1. Сведения о клиенте и его компании: |

|- какая правовая форма у компании |

|- когда она была учреждена |

|- как была произведена оценка имущества, предлагаемого в качестве |

|обеспечения |

|- подвержено ли это имущество порче |

|- каковы издержки по его хранению |

|- кто владелец (основной акционер или пайщик) компанией, сколько акций|

|(паев) он имеет |

|- какова основная продукция компаний (или каковы виды основных услуг) |

|- каков опыт и квалификация менеджеров |

|- прибыльна ли компания |

|- кто основные клиенты - поставщики и покупатели компаний |

|- на каких условиях продается товар (услуга)? |

|2. Вопросы об испрашиваемом кредите |

|- на какую сумму клиент хотел бы получить кредит |

|- как им определена эта сумма |

|- достаточно ли обосновано составлен прогноз финансовых потребностей |

|- учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить кредит, срок |

|службы активов, финансируемых с помощью кредита |

|- учитывают ли условия кредита способность клиента погасить кредит в |

|срок? |

|3. Вопросы о погашении кредита |

|- как клиент предполагает погашать кредит |

|- сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного |

|цикла |

|- имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита |

|- есть ли юридические лица готовые дать гарантию, поручительство |

|- каково их финансовое положение? |

|4. Вопросы об обеспеченности возврата кредита |

|- каков вид обеспечения |

|- кто владелец обеспечения |

|- где и под чьим контролем оно находиться |

|- как была осуществлена оценка имущества, предлагаемая в качестве |

|обеспечения? |

|5. Вопрос об отношениях клиента с другими банками |

|- услугами каких банков пользуется в настоящее время клиент |

|- обращался ли он за кредитом в другие банки |

|- почему клиент пришел именно в этот банк |

|- имеет ли клиент непогашенные кредиты, какова их сумма и сроки |

|погашения? |

На первом этапе кредитования банку предстоит выяснить:

А. Серьезность, надежность и кредитоспособность заемщика, его

репутацию как возможного партнера по бизнесу. Особенно это касается новых

клиентов.

Б. Обоснованность кредитной заявки и степень обеспеченности возврата

кредита. Банк может в случае необходимости сам выбрать свои требования к

кредитному предложению и ознакомить с ними заемщика.

В. Соответствие кредитного предложения кредитной политике банка и

структуре формирования его ссудного портфеля.

Банку следует воздержаться от предоставления ссуд предприятиям в тех

отраслях экономики, в которых банковским служащим, занимающимся

кредитованием, не хватает профессиональных знаний. Правда, банк в данном

случае может привлечь для оценки кредитного предложения компетентных

экспертов. Однако это приведет к увеличению затрат банка и не станет

гарантией от рисков, связанных с кредитованием

Ключевым моментом анализа любой заявки и сопроводительных документов,

а также результатов бесед является определение характера заемщика и его

кредитоспособности. Кредитный инспектор, часто помогая Заемщику готовить

заявку, выясняет объем доходов и представляющих ценность активов (таких,

как высоколиквидные ценные бумаги или сберегательные депозиты), которыми

располагает заемщик для погашения кредита. Устные ответы клиента, как

правило, значительно больше информации, чем сведения, изложенные в

письменном виде.

Кредитные инспекторы придают значение не только размеру, но и

стабильности доходов заемщика (юридических и физических лиц). Они

предпочитают получать от клиента информацию о чистом доходе (т.е. доходе

после всех выплат и удержаний). Если речь идет об индивидуальном заемщике,

то сотрудники банка обычно связываются с работодателями клиента для

проверки достоверности указанного им уровня доходов и продолжительности

работы в данной фирме.

Косвенным показателем размера и стабильности дохода служат данные о

среднедневном остатке на расчетном (депозитном) счете клиента. Эти данные,

представленные заемщиком, инспектор сопоставляет с информацией, полученной

из соответствующего банка.

Поддержание значительных остатков на расчетных (депозитных) счетах в

банках свидетельствует о надежности финансового положения клиента, его

финансовой дисциплинированности и серьезности намерения погасить получаемый

кредит.

Кредитные инспекторы неодобрительно относятся к появлению так

называемой “пирамиде долга”, когда заемщик берет кредит в одной фирме или

банке для оплаты долга другому кредитору. Из поля зрения инспектора не

исчезает значительная и растущая задолженность клиента по кредитным

карточкам и частому возврату чеков, выписанных клиентом с его счета. На

основе подобных фактов делается вывод о реальном финансовом положении

клиента и его навыках управления денежными средствами.

На этом предварительном этапе работы по кредитованию инспектор сможет

определить порядочность клиента и достоверность представленной им

информации. После внимательного изучения всех документов, представленных

потенциальным заемщиком, проведения беседы, оценки нформации, полученной

на вопросы, кредитный инспектор по согласованию с руководством банка и

начальником отдела принимает решение о продолжении работы с клиентом или

отказе ему. Если принимается решение о продолжении работы с клиентом, то

инспектор комплектует кредитное досье (включая в него заявку и

сопроводительные документы, ответы на вопросы, записи бесед и т.д.) и

осуществляет тщательное изучение кредитоспособности клиента.

Перед принятием решения о выдаче кредита банк должен оценить

кредитоспособность, платежеспособность и финансовую устойчивость заемщика.

Существует следующие способы оценки кредитоспособности:

. на основе системы финансовых коэффициентов;

. на основе анализов денежных потоков;

. на основе анализов делового риска.

Каждый из них взаимно дополняет друг друга. Если анализ делового риска

позволяет оценить кредитоспособность клиента в момент совершения сделки

только на базе одной ссудной операции и связанного с ней денежного потока,

то система финансовых коэффициентов прогнозирует риск с учетом его

совокупного долга, сложившихся средних стандартов и тенденций. Анализ

денежного потока клиента не только оценивает в целом кредитоспособность

клиента, но и показывает на этой основе предельные размеры новых ссуд, а

также слабые места управления предприятием, из которых могут вытекать

условия кредитования.

Анализ делового риска как способ оценки кредитоспособности клиента

Деловой риск – это риск, связанный с тем, что кругооборот фондов

заемщика может не завершиться в срок и с предполагаемым эффектом. Факторами

делового риска являются различные причины, преводящие к прирывности или

задержке кругооборота фондов на отдельных стадиях.

Факторы делового риска можно сгруппировать по стадиям

кругооборота:

1 стадия – создание запасов:

- количество поставщиков и их надежность;

- мощность и качество складских помещений;

- соответствие способа транспортировки характеру груза;

- доступность цен на сырье и его транспортировку для заемщика;

- количество посредников между покупателем и производителем сырья и

других материальных ценностей;

- отдаленность поставщика;

- экономические факторы;

- мода на закупаемое сырье и другие ценности;

- факторы валютного риска;

- опасность ввода ограничений на вывоз и ввоз импортного сырья.

2 стадия – стадия производства:

- наличие и квалификация рабочей силы;

- возраст и мощность оборудывания;

- загруженность оборудывания;

- состояние производственных помещений.

3 стадия – стадия сбыта:

- количество покупателей и их платежеспособность;

- диверсифицированность дебиторов;

- степень защиты от неплатежей покупателей;

- принадлежность заемщика к базовой отрасли по характеру кредитуемой

готовой продукции;

- степень конкуренции в отрасли;

- влияние на цену кредитуемой готовой продукции общественных традиций

и предпочтений, политической ситуации;

- наличие проблем перепроизводства на рынке данной продукции;

- демографические факторы;

- факторы валютного риска;

- возможность ввода ограничений на вывоз из страны и ввоз в другую

страну экспортной продукции.

Кроме того факторы риска на стадии сбыта могут комбинироваться из

факторов первой и второй стадии. Поэтому деловой риск на третьей стадии

считается более высоким, чем на первой или второй.

В условиях экономической нестабильности анализ делового риска в момент

выдачи ссуды существенно дополняет оценку кредитоспособности клиента на

основе финансовых коэффициентов, которые рассчитываются на основе средних

фактических данных истекших отчетных периодов.

Перечисленные факторы делового риска обязательно принимаются во

внимание при разработке банком стандартных форм кредитных заявок, технико-

экономических обоснований возможности выдачи ссуды.

Оценка делового риска коммерческим банком может формализоваться и

проводиться по системе скоринга, когда каждый фактор делового риска

оцениваетя в баллах.

Аналогичная модель оценки делового риска применяется и на основе

других критериев. Баллы проставляются по каждому критерию и суммируются.

Чем больше сумма баллов, тем меньше риск и больше вероятность завершения

сделки с прогнозируемым эффектом, что позволит заемщику в срок погасить

свои долговые обязательства.

Далее представленна система показателей, которые характеризуют

кредитоспособность предприятия-заемщика.

Колличество поставщиков

Больше 3

10

2

5

1

1

Надежность поставщиков

Все имеют отличную репутацию

5

Большая часть – надежны как деловые партнеры 3

Основная часть – надежны

0

Транспортировка груза

В пределах города, есть страховой полис, вид транспорта соответствует

товару

10

Поставщик отдален от покупателя, есть страховой полис, вид транспорта

соответствует товару 8

Поставщик отдален от покупателя, транспортировка может привести к

утрате части товара и снижению его качества, есть страховой полис

6

Поставщик в пределах города, транспорт не соответствует грузу,

страховой полис отсутствует

4

Поставщик отдален от покупателя, транспорт не соответствует грузу,

страховой полис отсутствует

2

Наличие складских помещений и потребность в них.

Фирма имеет собственное складское помещение или склад. Потребность в

дополнительных помещениях не имеется. Помещение отвечает нормам,

температурный режим, влажность, площадь,

и т. д.

10

фирма имеет собственное складское помещение или склад, но недостаточные

площади в связи с чем возникает необходимость дополнительной аренды

помещений. Срок действия договора аренды совпадает с сроком пользования

кредитом или превышает

его.

5

фирма не имеет складских помещений и они не арендуются. 0

Коэффициент общей ликвидности (КЛ 1)

меньше 1 0

1 – 1,75 5

1,75-2,5 10

больше 2,5 0

Коэффициент абсолютной ликвидности (КЛ 2)

меньше 0,2 0

0,2 – 0,25 5

больше 0,25 10

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (КЛ 3)

больше 1 0

0,75 – 1 5

меньше 0,75 10

Коэффициент финансовой независимости (КН)

меньше 0,2 0

0,2 5

больше 0,2 10

Коэффициент маневренности собственных средств (КМ)

меньше 0,5 0

0,5 5

больше 0,5 10

Наличие убытков:

Убыточная деятельность за предыдущий и отчетный период - 15

Убыточная деятельность за последние 3 года -

30

Наличие аудиторских заключений:

Положительные за последние 3 года

15

Положительные за последние 2 года

10

Положительные за последний год

5

Аудиторское заключение отсутствует или отрицательное 10

Срок использования кредита

до 3 месяцев

10

3-6 месяцев

8

6-12 месяцев

5

1-3 года

3

больше 3 лет

0

Среднемесячные поступления на расчетный счет от суммы кредита.

до 20 %

0

до 50

20

до 100%

30

до 150 %

40

больше 150 %

50

Зависимость от сезонных поставок и связанная с этим неритмичность

реализации товара 10

Срок функционирования заемщика.

больше 5 лет

15

3-5 лет

10

1-3 года

5

меньше 1 года

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.