бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКоммерческие банки

Коммерческие банки

Министерство образования Российской Федерации

Вологодский Государственный Технический Университет

Экономический факультет

Кафедра «Финансы и кредит»

Курсовая работа

«Коммерческие банки»

Выполнил:

студент гр. ЭФК-31

В. А. Першин

Проверила:

И. А. Малкова

Вологда

2000 г.

Содержание

1. Введение 2

2. Законодательные основы деятельности коммерческих банков 4

3. Функции коммерческих банков 11

4. Операции коммерческих банков 14

4.1 Пассивные операции коммерческих банков 14

4.2 Активные операции коммерческих банков 20

4.3 Расчетно-кассовые операции банков 24

4.4 Комиссионные и трастовые операции банков 25

5. Внутреннее регулирование деятельности коммерческого банка 29

5.1 Организационное устройство коммерческих банков 29

5.2 Управление ликвидностью коммерческого банка 30

5.2.1 Понятие ликвидности банка 30

5.2.2 Управление ликвидностью коммерческого банка. 31

5.2.3 Управление активами 32

5.2.4 Управление пассивами 34

6. Заключение 38

7. Список использованной литературы 39

Введение

Банки являются важным звеном в функционировании экономики страны и

мировой экономики. Банковская система обеспечивает бесперебойность и

высокую скорость процесса общественного воспроизводства, повышает

эффективность всего производства.

Основное призвание банка – посредничество в перемещении денежных средств

от кредиторов к заёмщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками

перемещение денежных средств на рынке осуществляют и другие финансовые и

кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании,

брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка

имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами:

они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, вкладные

свидетельства, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные на этой

основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги,

выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров,

осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке, не выпуская

собственных долговых обязательств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с

фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами,

например, при помещении средств клиентов на счета и во вклады, при выпуске

депозитных сертификатов и т.п. Этим банки отличаются от различных

инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе выпуска собственных

акций. Фиксированные по сумме долга обязательства несут в себе наибольший

риск для посредников (банков), поскольку должны быть оплачены в полной

сумме независимо от рыночной конъюнктуры, в то время как инвестиционная

компания (фонд) все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и

пассивов, распределяет среди своих акционеров.

На данный момент в России Сформирована двухуровневая банковская система:

I уровень – Центральный банк России, II уровень – коммерческие банки и

другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские

операции.

Центральный банк России является главным банком государства. Он независим

от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБР – экономически

самостоятельное учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет

собственных доходов.

Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения,

обеспечение устойчивости рубля, проведение единой денежно-кредитной

политики, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов

вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других

кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической

деятельности. ЦБР осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики

государства путем установления норм обязательного резервирования

коммерческими банками своих привлеченных ресурсов, уровня учетных ставок по

кредитам коммерческим банкам, доведения до них экономических нормативов,

проведения операций с ценными бумагами. ЦБР осуществляет рефинансирование

коммерческих банков, предоставляя им краткосрочные кредиты и выступая,

таким образом, кредитором последней инстанции.

Второй уровень банковской системы представляется прежде всего широкой

сетью коммерческих банков, обеспечивающих кредитно-расчетное обслуживание

субъектов хозяйственной жизни.

Характерная особенность коммерческих банков, отличающая их от

государственных банков второго уровня и кредитных кооперативов, заключается

в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли (в

этом состоит их «коммерческий интерес» в системе рыночных отношений).

В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности –

частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность

создания банков, основанных исключительно на государственной форме

собственности, которые в соответствии с действующим законодательством могут

осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. Для формирования

уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных

инвестиций.

По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на

акционерные (открытого и закрытого типа) и паевые. Возможность создания

банков, принадлежащих одному лицу (юридическому или физическому)

практически исключена, так как в соответствии с действующим

законодательством уставный капитал банка формируется из средств не менее

трех участников.

Если на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие

банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа

характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых

банков в форме акционерных обществ (АО).

Для АО характерно, что собственником его капитала выступает само

общество, т.е. банк. А паевые коммерческие банки собственниками своего

капитала не являются, поскольку каждый из пайщиков сохраняет право

собственности на свою долю капитала, а не передает его банку. Паевые

коммерческие банки организованы на принципах общества с ограниченной

ответственностью, т.е. общества, где ответственность каждого участника

(пайщика) ограничена пределами его вклада в общий капитал банка.

Деятельность коммерческих банков затрагивает интересы очень широкого

круга субъектов: органы государственной власти, предприятия, население и

т.д. Стабильность банковской системы – залог экономической стабильности

общества, поэтому банковская деятельность является одной из наиболее жестко

регулируемых государством. Рассмотрим основные моменты законодательного

регулирования деятельности банков в РФ.

Законодательные основы деятельности коммерческих банков

Деятельность коммерческих банков Российской Федерации строится в

соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»

основанном на Законе РСФСР от 02 декабря 1990 года "О банках и банковской

деятельности в РСФСР" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 3

февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О

банках и банковской деятельности в РСФСР" (с изменениями от 31 июля 1998

г., 5, 8 июля 1999 г.) и Законом "О Центральном Банке Российской Федерации

(Банке России)".

Рассмотрим наиболее важные для данной работы положения Федерального

закона «О банках и банковской деятельности».

Статья 1. Основные понятия настоящего Федерального закона

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли

как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения

(лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет

право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим

Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы

собственности как хозяйственное общество.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право

осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во

вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных

средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности,

срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических

лиц.

Статья 2. Банковская система Российской Федерации и правовое регулирование

банковской деятельности

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России,

кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных

банков.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется

Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом,

Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке

России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Статья 5. Банковские операции и другие сделки кредитной организации

К банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады

(до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи

привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в

том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных

документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий.

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц

без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Кредитная организация помимо перечисленных в части первой настоящей

статьи банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение

обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в

денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по

договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями

в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных

помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при

наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте.

Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их

материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в

соответствии с федеральными законами.

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и

страховой деятельностью.

Статья 6. Деятельность кредитной организации на рынке ценных бумаг

В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских

операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение

и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного

документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств

во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление

операций, с которыми не требует получения специальной лицензии в

соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять

доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с

физическими и юридическими лицами.

Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную

деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

Статья 8. Предоставление информации о деятельности кредитной организации

При осуществлении банковских операций кредитная организация обязана по

требованию физического или юридического лица предоставить лицензию на

осуществление банковских операций, информацию о своей финансовой отчетности

(бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) и аудиторское

заключение за предыдущий год, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за

текущий год.

За введение физических и юридических лиц в заблуждение путем

непредставления информации либо предоставления недостоверной или неполной

информации кредитная организация несет ответственность в соответствии с

настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 11. Уставный капитал кредитной организации

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов

ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего

интересы ее кредиторов.

(Указанием ЦБР от 30 сентября 1998 г. N 365-У разрешено производить

оплату взносов в уставные капиталы кредитных организаций в иностранной

валюте)

Банк России устанавливает предельный размер неденежной части в уставном

капитале кредитных организаций, а также минимальный размер уставного

капитала вновь регистрируемых кредитных организаций. Норматив минимального

размера уставного капитала может устанавливаться в зависимости от вида

кредитных организаций.

Решение Банка России об изменении минимального размера уставного капитала

вступает в силу не ранее чем через 90 дней после дня его официального

опубликования. Для вновь регистрируемых кредитных организаций Банком России

применяется норматив минимального размера уставного капитала, действующий

на день подачи документов на регистрацию и получение лицензии.

Банк России не имеет права требовать от ранее зарегистрированных

кредитных организаций изменения их уставного капитала.

Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной

организации привлеченные денежные средства, за исключением случаев,

предусмотренных федеральными законами.

Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов,

свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в

ведении федеральных органов государственной власти, не могут быть

использованы для формирования уставного капитала кредитной организации, за

исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов,

свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в

ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и

органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования

уставного капитала кредитной организации на основании соответственно

законодательного акта субъекта Российской Федерации или решения органа

местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным

законом и другими федеральными законами.

Приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим

или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц,

связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся

дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5 процентов акций

(долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, более 20

процентов - предварительного согласия Банка России. Банк России не позднее

30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной

форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован.

В случае если Банк России не сообщил о принятом решении в течение

указанного срока, сделка купли-продажи акций (долей) кредитной организации

считается разрешенной.

Банк России имеет право отказать в даче согласия на совершение сделки

купли-продажи более 20 процентов акций (долей) кредитной организации при

установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей

акций (долей), нарушении антимонопольных правил и в других случаях,

предусмотренных федеральными законами.

Положением ЦБР от 26 марта 1999 г. N 72-П установлено, что при

приобретении физическим лицом долей (акций) в уставном капитале вновь

создаваемой кредитной организации или при приобретении более 20% долей

(акций) действующей кредитной организации кредитная организация должна

представить в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее

надзор за ее деятельностью, документы, необходимые для проверки

правомерности оплаты уставного капитала кредитной организации за счет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.