бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьПравовое регулирование банковской деятельности

Правовое регулирование банковской деятельности

1. Антимонопольные требования при формировании (изменении) УК кредитной

организации.

З-н определяет источники формирования УФ, ими не могут быть:

1. ср-ва федерального бюджета

2. ср-ва внебюджетных фондов

3. своб ден ср-ва и другие объект стоимости, находящиеся в ведении органов

гос власти и местного самоуправления

4. кредиты и другие привлеченные ср-ва

Участвуют в формировании УФ:

1. денежные взносы

2. материальные и НМА

3. валютные средства

4. ц/б, эмитированные третьими лицами

Но и здесь есть ограничения. В момент создания и в первые два года доля

материальных и НМА ЮЛ не должна превышать 20%. В последующие годы для мат

активов установлено не более 10%, для НМА – не более 1%.

На 1.10.96 паевые банки составляли 57,4%, акционерные – 42,6%.

Если УФ образуется за счет паевых взносов, то при выходе пайщика пай

возмещается в порядке по уставу. Пайщики получают дивиденды в % от своего

пая. Пай может вноситься в ден форме (в руб и в валюте), в форме мат и НМА,

ц/б. Бухгалтерские проводки различаются в зависимости от формы средств.

Инструкция ЦБ №8 от 6.09.96

Выпуск ц/б подлежит гос регистрации, которая производится Депертаментом

контроля ЦБ (или территориальными управлениями ЦБ) в случаях, если:

1) УК КБ больше 100 млрд

1) в формировании уф участвует иностр капитал

1) акции предназаначены для реализации за пределами рф

Ц/б м.б. именные (документарные и бездокументарные) и на предъявителя:

документарные (выпуск разрешается в определенном % к величине УФ).

Новая эмиссия акций разрешается только после оплаты предыдущей. Для

регистрации выпуска акций регистрация проспекта эмиссии может

использоваться и не использоваться. Используется, если:

5. V учредителей более 500

6. V эмиссии более 50 тыс min оплаты труда

Без регистрации проспекта эмиссии:

1) принятие решения о выпуске акций большинством голосов собрания

акционеров или единогласно Советом Директоров

1) регистрация выпуска в Департаменте или в территориальных управлениях

ЦБ

1) изготовление сертификатов ц/б при документарном выпуске

1) размещение ц/б

1) регистрация отчета о выпуске + публикация итогов в СМИ

При регистрации проспекта эмиссии после 1) идет подготовка проспекта; на 3

этапе – регистрация проспект эмиссии.

УФ паевого банка: после принятия решения об увеличении УФ паевой банк

уведомляет главное управление ЦБ и проводит аккумуляцию паевых взносов.

Существуют понятия объявленный УФ и зарегистрированный УФ.

Акционерный банк сначала регистрирует УФ, затем идет продажа акций. В стат

отчетности ЦБ дает группировку по величине объявленного УФ и

зарегистрированного УФ.

Как было сказано ранее, УФ может формироваться за счет различных

источников. Существуют определенные требования (см пред лекцию). НМА –

различные имущественные права: на пользование землей, водой и т.д., на

аренду, на интелект собственность. НМА в качестве взноса в УФ должны быть

необходимы банку. Требование к размеру- не более 1%.

Требования для ц/б:

ц/б должны быть высоколиквидными. Для этого акционер или пайщик должны

предоставить инфор

1) мацию о бирже, на которой они котируются, об объеме сделок и цене

котировок;

1) ц/б должны быть эмитированы третьими лицами;

1) акционеры или пайщики не должны нести ответственности по ц/б,

предоставленным третьими лицами;

1) ц/б для УФ должны учитываться по рыночной цене договора или договора

купли-продажи.

УФ может быть увеличен путем капитализации: трансформации собственных

средств банка в паи и акции:

5. резервный фонд;

6. фонды экономического стимулирования;

7. выручка от первичной продажи акций сверх их номинальной стоимости

(учредительская прибыль);

8. средства от переоценки фондов;

9. нераспределенная прибыль.

2. Банк России как орган банковского надзора, его задачи и полномочия в

области банковского надзора.

Полномочия Банка России в области регулирования и надзора за деятельностью

коммерческих банков

Все государства в мире осуществляют контроль за деятельностью кредитных

организаций. Государство обязано защищать вкладчиков банков. Защита

необходима не только от расточительного обращения с доверенными банку

средствами, но и от некомпетентного управления банком. В России в 1995 году

был принят новый вариант закона "О Центральном банке", в котором

предусмотрены довольно жесткие экономические нормативы деятельности

кредитных организаций.

Контроль со стороны ЦБ осуществляется по нескольким направлениям. В области

регулирования деятельности кредитных организаций предусмотрены такие меры,

как истребование информации, направление предписаний, проведение проверок и

применение санкций.

В соответствии со ст. 56 закона ЦБ имеет право запрашивать у кредитных

организаций информацию об их деятельности по перечню, утверждаемому Советом

директоров. Кроме того, ЦБ может запрашивать банковскую и финансовую

статистику для проведения анализа экономической ситуации в России у

федеральных органов исполнительной власти (Минфина, Минэкономики).

Согласно ст. 74 закона ЦБ вправе проводить проверки кредитных организаций,

как самостоятельно (то есть проверку проводят уполномоченные Советом

директоров лица), так и поручая это аудиторским фирмам. По результатам

проверок, если есть нарушения, ЦБ направляет кредитным организациям

предписания об устранении нарушений. Цель проверок - выявление реального

финансового состояния кредитной организации и предотвращение ситуаций,

угрожающих интересам вкладчиков.

Санкции

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных

актов и предписаний Банка России, непредставления информации,

предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет

право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений,

взыскивать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного

капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести

месяцев.

В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об

устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые

кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам

кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1. взыскать с кредитной организации штраф до 1% от размера оплаченного

уставного капитала, но не более 1% от минимального размера уставного

капитала;

2. потребовать от кредитной организации:

а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной

организации, в том числе изменения структуры активов:

б) замены руководителей кредитной организации;

в) реорганизации кредитной организации;

3. изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до

шести месяцев;

4. ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных

банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного

года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

5. назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией

на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной

администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в

соответствии с ними нормативными актами ЦБ.

В целях защиты интересов кредиторов (в том числе вкладчиков) Банк России

вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на

осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка

России. В период деятельности уполномоченного представителя Банка России

кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными

законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем ЦБ в

порядке, установленном законом "О банках и банковской деятельности". С

момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения

арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного

представителя ЦБ прекращается.

ЦБ вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление

банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О

банках и банковской деятельности".

3. Банковские операции и другие сделки, совершаемые банками.

В статье 5 закона дается перечень операций, которые может совершать

кредитная организация:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до

востребования и на определенный срок);

2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том

числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов

и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без

открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Помимо перечисленных операций, кредитная организация может осуществлять

следующие сделки:

1) выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение

обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в

денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по

договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в

соответствии с законодательством РФ;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных

помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Банк вправе осуществлять и иные сделки, не запрещенные законом.

4. Валютные операции: текущие и связанные с движением капитала, особенности

совершения.

Все валютные операции совершаются в разрешительном режиме. Сначала

нужно получить лицензию, а затем можно проводить валютные операции.

К валютным операциям относятся:

- операции, связанные с переходом прав собственности и иных прав на

валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в

качестве средств платежа иностранной валюты и платежных документов в

иностранной валюте;

- ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных

ценностей;

- осуществление международных денежных переводов;

- расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте

подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные

с движением капитала. В ряде случаев это деление условно.

Без разрешения Банка России осуществляются следующие виды валютных

операций (все они относятся к текущим валютным операциям):

V переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без

отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, результатов

интеллектуальной деятельности, а также для осуществления расчетов,

связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более

90 дней;

V получение и предоставление финансовых кредитов (в смысле денежных, а не

товарных) на срок не более 180 дней;

V переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам,

инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

V переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая переводы сумм

заработной платы, пенсий, алиментов, наследства и другие аналогичные

операции.

Для проведения операций, связанных с движением капитала, необходимо

получить предварительное разрешение Банка России. К таким операциям

относятся:

- прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятий с

целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении

предприятием;

- портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

- переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное

имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны

его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на

недвижимость;

- предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по

экспорту и импорту товаров;

- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

- все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

В целях ограничения вывоза капитала из страны ЦБ установил

лицензионный порядок на совершение указанных операций, то есть все они

являются законными только при наличии у российского предприятия или

гражданина соответствующего разрешения (лицензии) ЦБ. При совершении

перечисленных сделок или действий без лицензии ЦБ, то есть с нарушением

действующего законодательства, сделки в установленном порядке признаются

недействительными, действия – незаконными, а все полученное по этим сделкам

или в результате таких действий изымается в доход государства на основании

статьи 14 Закона «О валютном контроле». Лица, осуществившие перевод

капитала без лицензии ЦБ, а также руководители предприятий, учреждений,

организаций (независимо от форм собственности), оставившие средства в

иностранной валюте на открытых без лицензии ЦБ счетах за границей, могут

быть также привлечены к уголовной ответственности.

5. Взаимоотношения Банка России с органами законодательной и исполнительной

власти.

Статья 19. Для реализации возложенных на него функций Банк России

участвует в разработке экономической политики Правительства Российской

Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один

из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской

Федерации.

Министр финансов Российской Федерации и министр экономики

Российской Федерации или по их поручению по одному из их

заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом

совещательного голоса.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг

друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение,

координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов Российской

Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и

погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние

банковской системы и приоритетов единой государственной денежно -

кредитной политики.

Статья 20. В целях совершенствования денежно - кредитной

системы Российской Федерации при Банке России создается

Национальный банковский совет, состоящий из представителей палат

Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской

Федерации, Правительства Российской Федерации, Банка России,

кредитных организаций, а также экспертов.

Председателем Национального банковского совета является

Председатель Банка России. В состав Национального банковского совета

входят по два представителя от палат Федерального Собрания Российской

Федерации, по одному представителю от Президента Российской Федерации

и Правительства Российской Федерации, а также министр финансов

Российской Федерации и министр экономики Российской Федерации.

Остальные члены Национального банковского совета назначаются

Государственной Думой по представлению Председателя Банка России.

Численность Национального банковского совета не превышает 15 человек.

Заседания Национального банковского совета проходят не реже чем

один раз в три месяца.

Статья 21. Национальный банковский совет выполняет следующие

функции:

рассматривает концепцию совершенствования банковской системы

Российской Федерации;

рассматривает проекты основных направлений единой государственной

денежно - кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного

контроля, дает по ним заключения и анализирует итоги их выполнения;

осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных

актов в области банковского дела;

рассматривает наиболее важные вопросы регулирования

деятельности кредитных организаций;

участвует в разработке основных принципов организации системы

расчетов в Российской Федерации.

Статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты

Правительству Российской Федерации для финансирования бюджетного

дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном

размещении, за исключением тех случаев, когда это

предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Банк России не вправе предоставлять кредиты на финансирование

дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов

и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Статья 23. Средства федерального бюджета и государственных

внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.