бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьСовременная банковская система РФ

банков на базе временно свободных средств российской промышленности и

торговли. Особенностью банковской политики России являлось активное

привлечение иностранного капитала, в основном французского. Так в 1904 году

примерно половина акционерного капитала 18 коммерческих банков

принадлежала иностранным партнерам. Но в 1920 году, в связи с оттоком

иностранных капиталов, произошло резкое изменение валютных курсов.

К ноябрю 1917 г. фактически в России действовали 51 коммерческий и

до 10 земельных банков с капиталом 824 и 92 миллиона рублей соответственно.

После Октябрьской революции был захвачен Государственный банк России,

а затем, в конце декабря 1917 года, был издан декрет ВЦИК «О национализации

частных акционерных банков». Банковское дело было объявлено государственной

монополией, все акционерные и другие коммерческие кредитные учреждения

национализированы, все расчеты и кредитование должны были проходить через

единый народный банк

В 1919 году распоряжением Высшего Учредительного Комитета был

образован центральный учетно-ссудный комитет, главной задачей которого было

предоставление средств хозяйственным организациям.

В 1917-1919 годах в связи с отменой частной собственности на землю

были ликвидированы ипотечные банки. Сохранилась лишь кредитная кооперация,

осуществляющая выдачу ссуд крестьянским хозяйствам. Национализированные

частные банки, объединенные с Госбанком, образовали Народный банк РСФСР,

который в 1920 году прекратил свою деятельность, будучи трансформирован в

Центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.

Однако с переходом к новой экономической политике возникли

предпосылки развития кредитных отношений и создания по существу заново

банковской системы. В конце 1921 года начал функционировать Государственный

банк, стала активизироваться кредитная кооперация, были созданы

кооперативные банки. На паевых началах стали формироваться общества

сельскохозяйственного кредита, представляющие собой местные

сельскохозяйственные банки, расположенные в областных (губернских) центрах.

Одновременно с возрождением кредитной кооперации в начале 1922

года были учреждены кооперативные банки, призванные содействовать

кредитом развитию потребительской кооперации.

Следующим этапом становления кредитной системы стало создание

отраслевых специальных банков - акционерное общество «Электрокредит»,

акционерный Российский торгово-промышленный банк, Центральный

коммунальный банк и другие. Начали действовать и территориальные

банки, в частности, Среднеазиатский и Дальневосточный.

В результате предпринятых мер к концу 1925 года была сформирована

достаточно развитая кредитная система, состоящая в основном из кредитных

учреждений, созданных на новых началах. Функционировал 121 акционерный

банк, 114 кооперативных банков, 153 коммунальных банка, 196 обществ

сельскохозяйственного кредита, 173 общества взаимного кредита и кредитная

кооперация, объединяющая 3800 подразделений.

Особенностью банковской системы 20-х годов является:

V Наличие коммерческого кредита;

V Функционирование внутреннего фондового рынка, тесно связанного с

государственным кредитом;

V Сложная система банков, допускающая конкуренцию между ними;

V Широкая самостоятельность банков относительно процентной политики, выбора

ссудополучателей.

В 1927 году ЦИК и Совнарком СССР приняли постановление «О принципах

построения кредитной системы», которое положило начало монополизации

банковского дела. Основными принципами стало безвозмездное финансирование

строительства и запрет товарного коммерческого кредита.

В 30-е годы произошла реорганизация кредитной системы, следствием

которой стала чрезмерная централизация. По существу, остался только один

центральный ярус, который включал в себя Госбанк, Строительный банк и банк

для внешней торговли. Такая структура кредитной системы отражала не

столько объективные экономические потребности народного хозяйства, сколько

политизацию экономики, выразившуюся в ускоренной индустриализации и

насильственной коллективизации. Кредитная система подгонялась под

политические установки, лишенные в большинстве своем экономической основы.

Банковская система оказалась органически встроена в командно-

административную модель управления, находясь в полном административном

подчинении у правительства, прежде всего у министерства финансов, а ЦБ

служить эмиссионным источником для покрытия дефицита госбюджета и

финансирования государственных проектов.

Вместо разветвленной системы остались 3 банка и система

гострудсберкасс. Госбанк, будучи эмиссионным институтом, в то же время

являлся центром краткосрочного кредитования и осуществления кассового и

расчетного обслуживания хозяйства. Совмещение эмиссионных функций и

функции по расчетно-кассовому обслуживанию клиентуры, монопольное

закрепление их за одним банком превращало Госбанк в орган

государственного управления и контроля.

Кредитные отношения стали носить формальный характер. Госбанк обладал

практически полной монополией на кредитные ресурсы. На его счетах

аккумулировались все свободные денежные средства, образуя

общегосударственный ссудный фонд. Распределялись средства этого фонда

централизованно в соответствии с утвержденными кредитными планами. Роль

кредитных учреждений на местах сводилась, по сути, к распределению

кредитов между конкретными заемщиками в соответствии с инструкциями и на

цели, предусмотренные планом. Банковские учреждения несли ответственность,

главным образом, перед вышестоящими органами, а не клиентами.

За рамки кредитной системы была вынесена система страхования. Эти

преобразования отразили ликвидацию рыночных отношений в самом широком

смысле слова и переход на административную систему управления.

Основные недостатки банковской системы, существовавшей до реформы

1987 г:

* Отсутствие вексельного обращения.

* Выполнение банками роли госбюджета, на долю которого приходилось списание

долгов предприятий, особенно сельского хозяйства.

* Бесчисленные операции по кредитованию всех сфер хозяйства.

* Потеря банковской специализации.

* Монополизм вследствие отсутствия у предприятий альтернативных источников

кредита.

* Низкий уровень процентных ставок.

* Слабый контроль банков (контроль на базе кредита) за деятельностью сфер

экономики.

* Неконтролируемая эмиссия кредитных и бумажных денег.

За годы советской власти было открыто немало наших банков за

границей. Однако многие из них просуществовали не так долго.

Ряд банков был создан в 60-70е банки в связи с активизацией торговых

отношений с Западом. Вследствие монопольного положения Внешэкономбанка в

сфере международных банковских операций, загранбанки вскоре попали в

кризисное положение.

Фактически, та сеть банковских учреждений, которые были созданы при

монополии Внешэкономбанка, существует и сегодня. Предпринимаются только

робкие попытки выйти на Европейский рынок через создание оффшорных банков.

Причина в том, что международный бизнес наших банков еще достаточно узок. В

лучшем случае - это установление корреспондентских отношений, по которым

проводятся самые примитивные операции.

В 1987 году на июньском Пленуме ЦК КПСС было принято Постановление «О

совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на

эффективность экономики», согласно которому было создано пять

специализированных банков:

- Внешэкономбанк

- Промстройбанк

- Агропромбанк

- Банк Жилищно-коммунального хозяйства и социального развития

- Банк трудовых сбережений и кредитования населения

Госбанк СССР остался самостоятельным учреждением.

Целью этой реформы было приближение банков к интересам клиентов, хотя

банки продолжали пользоваться административными рычагами. После принятия

закона «О кооперации» стали появляться кооперативные организации,

осуществляющие банковские операции.

В соответствие с Постановлением Совмина № 280 от 31 марта 1989 года

специализированные банки были переведены на хозрасчет и самофинансирование.

В результате этих действий была создана двухуровневая банковская

система (центральный эмиссионный банк и специализированные банки,

обслуживающие хозяйство).

На втором этапе реорганизации был создан новый механизм денежно-

кредитного регулирования. Для этого был изменен статус Государственного

банка, и его роль в экономике страны: он был выведен из подчинения

Правительства и на его базе был создан Центральный Банк России.

Второй уровень стали составлять не государственные , а коммерческие

банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные

банковские операции.

Согласно закону РСФСР от 2 декабря 1990 года, банковскую систему

образовывали: Центральный банк РФ (Банк России), Банк Внешней торговли РФ,

Сберегательный Банк РФ, региональные и муниципальные коммерческие банки

различных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию

на осуществление отдельных банковских операций.

«Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России,

кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных

банков» - так определяется банковская система в этом же законе, но в

редакции, введенной в действие с 10 февраля 1996 года Федеральным законом

от 3 февраля 1996 года

17 августа 1998

Заявлением Правительства и ЦБР были приостановлены торги на рынке

ценные бумаги (ГКО и ОФЗ) со сроками погашения до 31 декабря 1999 года ГКО.

В связи с этим, банки, владеющие такими ценными бумагами не смогли получить

ожидаемые выплаты по выданным кредитам. Также был наложен мораторий сроком

на 90 дней на осуществление выплат

- по возврату финансовых кредитов, полученных от нерезидентов

Российской Федерации,

- на выплату страховых платежей по кредитам, обеспеченным залогом

ценных бумаг,

- на выплаты по срочным валютным контрактам.

При этом было оговорено, что введение моратория не освобождает

российских заемщиков от выполнения принятых ими обязательств по истечении

установленного мораторием срока, а также от выплаты в период действия

моратория процентов по соответствующим обязательствам.

В этой связи необходимо рекомендовать резидентам, операции которых

подпадают под вводимые на период действия моратория ограничения, провести

переговоры с кредиторами в целях пересмотра и согласования графика

выполнения обязательств по ранее заключенным сделкам, действуя как

индивидуально (самостоятельно), так и путем создания различного рода

объединений.

Принятые решения привело к тому, что многие вкладчики захотели

получить свои вклады обратно, но банки не обладали достаточным количеством

средств для удовлетворения всех требований.

В связи с этим за невыполнение обязательств многие банки были лишены

лицензий, некоторые были объявлены банкротами.

Банковская система РФ

Банковская система является частью кредитно финансовой системы

страны..[?]

В соответствии с законом

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России,

кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных

банков.[?]

Т.е. Банковская система России состоит из двух звеньев:

- Центральный банк России

- кредитные организации, а также филиалы и представительства

иностранных банков

Второе, низшее звено составляют кредитные организации, т.е. банки и

парабанковские организации:

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения

прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального

разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка

России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные

Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы

собственности как хозяйственное общество.

Второе звено Банковской системы РФ

Коммерческие банки получили широкое распространение в РФ. Вплоть до

1995 года политика создания банков была в ЦБ более чем демократичной. Тогда

разрешалось создавать кредитные структуры и с очень небольшим капиталом, и

при минимальных требованиях. Подобный этап был оправдан – тогда требовалось

множество финансовых агентов для обслуживания нарождающейся рыночной

экономики. С 1998 году, когда такая экономика не только зародилась, но и

достаточно сформировалась, мелкие структуры за ненадобностью «подчищаются».

Согласно законодательству,

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право

осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,

размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на

условиях возвратности, платности, срочности,

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

К банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады

(до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных выше привлеченных средств от своего имени и за

свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в

том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных

документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических

лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов)

Кредитной организации запрещается заниматься производственной,

торговой и страховой деятельностью

Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству

иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

В законе установлены дополнительные требования к созданию и

деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов

иностранных банков: Размер (квота) участия иностранного капитала в

банковской системе Российской Федерации устанавливается федеральным законом

по предложению Правительства Российской Федерации, согласованному с Банком

России. Указанная квота рассчитывается как отношение суммарного капитала,

принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с

иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к

совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на

территории Российской Федерации.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая

право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные

Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для

небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Кредитная организация помимо перечисленных выше банковских операций

вправе осуществлять следующие сделки:

* выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение

обязательств в денежной форме;

* приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в

денежной форме;

* доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по

договору с физическими и юридическими лицами;

* осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в

соответствии с законодательством Российской Федерации;

* предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных

помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и

ценностей;

* лизинговые операции;

* оказание консультационных и информационных услуг.

Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с

законодательством Российской Федерации

Такими парабанковскими организациями являются, например:

ЛОМБАРДЫ – кредитные организации,

- выдающие ссуды под залог движимого имущества (специализируются в

основном на потребительском кредите под залог драгоценных металлов

и камней)

- хранящие ценности

- продающие заложенное имущество на комиссионных началах

Устав, уставный капитал и лицензия на осуществление операций

Банки независимы от органов государственной власти и управления при

принятии ими решений, связанных с проведением банковских операций. Банки

действуют на основе своих Уставов, зарегистрированных в Центральном банке

РФ. Устав кредитной организации должен содержать:

o фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие

наименования, установленные настоящим Федеральным законом;

o указание на организационно-правовую форму;

o сведения о месте нахождения (почтовом адресе) органов управления и

обособленных подразделений;

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.