бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьСовершенствование кредитования населения

обеспечивался чистой прибылью Банка, которая только в 1999 году составила

8,4 млрд. рублей. Существенно изменилась структура привлеченных средств. С

1995 года доля корпоративных клиентов в привлеченных средствах увеличилась

более чем в 4 раза. Качественно изменилась и структура активов Банка.

Определенная Концепцией политика приоритетного направления инвестиций в

реальный сектор экономики реализовалась в значительном росте кредитного

портфеля Банка, который на начало 2000 года составил 46% от размещенных

средств, превысив объем вложений Банка в государственные ценные бумаги.

Кредитный портфель Банка превышает 30% общего объема кредитов юридическим

лицам. Значительно сократились объемы межбанковских кредитов, которые на

текущий момент представляют собой, в основном, инструмент управления

краткосрочной ликвидностью. Последовательно наращивается участие Банка в

сфере инвестиционного кредитования и проектного финансирования. Объем

инвестиционных долгосрочных кредитов на начало 2000 года превысил 10,5

млрд. рублей и 320 млн. долларов.

Курс на трансформацию в универсальный коммерческий банк потребовал

значительного расширения набора банковских продуктов и услуг,

предоставляемых физическим лицам и корпоративным клиентам. Произошло

существенное развитие бизнеса банковских карт (доля на рынке – более 20%),

количество эмитированных карточек превысил 1,5 миллиона, динамично

развивается собственная эквайринговая сеть. Выросли объемы операций с

драгоценными металлами (доля на первичном рынке – 20%), которые включают

кредитование добычи золота и серебра, реализацию драгоценных металлов

населению, Банку России, экспорт и продажу на мировых финансовых рынках.

Продолжено совершенствование расчетной системы Сбербанка России, которая

сегодня ежедневно обрабатывает более ста тысяч межрегиональных платежей.

Значительное развитие получили казначейские операции Банка на денежном и

фондовом рынках, созданы Дилинг-центр и Депозитарий Сбербанка России.

Существенно изменилась система управления Банком. Обеспечивается единая

процентная политика, учитывающая региональные особенности, действует

централизованная система контроля, учета и управления рисками, управления

финансовыми потоками и ликвидностью. Разработана и постоянно

совершенствуется современная методическая и регламентная база операций

Банка, утверждены подходы к развитию новых видов бизнеса. Единая система

нормативов и лимитов обеспечивает необходимую децентрализацию управления в

сочетании с усилением вертикальной системы контроля. На постоянной основе

ведется работа по совершенствованию организационной структуры Банка,

оптимизации филиальной сети.

Предпринятые меры позволили Банку, не имея льгот и преференций, работая

с другими банками в рамках единой, установленной Банком России нормативной

базы, стать лидером на большинстве сегментов рынка, успешно конкурировать с

крупными коммерческими кредитными организациями на российском рынке

банковских операций и услуг. Цели поставленные в 1996 году Концепцией

развития Банка на период до 2000 г., достигнуты, намеченные стратегические

задачи выполнены, создана необходимая основа для дальнейшего развития.

Условия политической стабилизации и начала экономического роста в стране

дают Банку новые возможности роста, увеличения вклада в развитие экономики

и банковской системы России. Лидирующие позиции Банка на основных сегментах

финансового рынка, накопленные финансовые ресурсы, технологический и

кадровый потенциал, создают основу для планирования развития Банка на

среднесрочную перспективу и требуют постановки стратегических целей и задач

Банка, приоритетных направлений его развития на ближайшие пять лет.

Раздел II. Законодательно-нормативная и информационная

база деятельности Сбербанка России.

Банки как элементы банковской системы могут успешно развиваться только

во взаимодействии с другими ее элементами и прежде всего с банковской

инфраструктурой. Под банковской инфраструктурой понимается такая

совокупность элементов, которая обеспечивает жизнедеятельность банков.

Принято различать два блока банковской инфраструктуры: внутренний и

внешний. Первый обеспечивается стабильностью банка изнутри, второй – в его

взаимодействии с внешней средой.

К элементам внутренней инфраструктуры относятся:

. законодательные нормы, определяющие статус кредитного учреждения,

перечень выполняемых им операций;

. внутренние правила совершения операций, обеспечивающие выполнение

законодательных актов и защиту интересов вкладчиков, клиентов банка, его

собственных интересов, в целом методическое обеспечение;

. построение учета, отчетности, аналитической базы, компьютерная обработка

данных, управление деятельностью банка на базе современных

коммуникационных систем;

. структура аппарата управления банком.

. Стартовым началом деятельности банка являются различного рода юридические

нормы и документы (устав банка, разрешение на совершение им определенных

операций, запрещение заниматься теми или иными видами услуг и др.). В

дополнение к данным юридическим нормам банки самостоятельно формируют

свою методическую базу. В условиях отсутствия ряда нормативных актов

Центрального банка РФ по порядку совершения тех или иных операций

коммерческие банки самостоятельно формируют правила их ведения.

Разумеется, это усложняет работу кредитных учреждений, может вызвать

ошибки, затруднить защиту интересов их клиентов, достижение их

собственных целей.

К внешнему блоку банковской инфраструктуре относятся:

- информационное обеспечение;

- научное обеспечение;

- кадровое обеспечение;

- законодательная база.

Информационное обеспечение является важнейшим неотъемлемым атрибутом

рыночной экономики. Оно необходимо как банку, так и его клиентам. Банки

работая в условиях конкуренции, собирают сведения о развитии экономики в

целом, отдельных отраслей, подотраслей и групп предприятий. На базе анализа

тенденций в развитии рынка банки корректируют свою денежно-кредитную

политику, ограничивают или расширяют свои инвестиции, перераспределяют

капиталы в соответствии с состоянием спроса и предложения. Необходимая

информация о макроэкономических отношениях, как правили, содержится в

статистических сборниках, многочисленных справочниках, специальных

оперативных изданиях, бюллетенях, публикуемых в том числе центральными

банками. В процессе своей деятельности банк активно использует данные об

экономике предприятий, развитии их продукта, финансовой устойчивости.

Помимо баланса, других форм отчетности предприятий банк собирает информацию

о деятельности своих клиентов в периодической печати, пользуется услугами

специальных агентств, располагающих конфиденциальной информацией о

предприятии в целом и его руководителях. В некоторых странах банки имеют

возможность обратиться в специальные фирмы, анализирующие экономику

предприятий, получить от них необходимые сведения. Картотека клиентов в

целом ряде случаев ведется центральными банками, позволяя коммерческим

банкам оперативно оценить предприятие, обратившееся с просьбой о

предоставлении ссуд. Центральные банки некоторых стран практикуют рассылку

в коммерческие банки сведений о предприятиях, нарушающих платежную

дисциплину, задерживающих возврат банковских ссуд.

Информация о состоянии рынка может касаться не только клиентов

коммерческих банков, но и их самих. Специальные рейтинговые агентства

эпизодически публикуют сведения о степени надежности кредитных учреждений.

Этими сведениями пользуются не только банки во взаимоотношениях друг с

другом, но и предприятия, отдельные граждане, желающие правильно выбрать

более надежный банк.

В условиях рынка Сберегательный Банк значительную часть своих ресурсов

направляет на развитие научного обеспечения. В Сбербанке работают

аналитики, изучающие рынок. Анализ рынка, разработка новых банковских

продуктов, совершенствование организации труда, механизма совершения

банковских операций позволяют банку устоять в конкурентной борьбе, избегать

ошибок, в целом повысить надежность и эффективность своей работы.

Существенным блоком банковской инфраструктуры выступает кадровое

обеспечение. Кадры, как говорят, решают все. От специалистов-профессионалов

зависит эффективность всей банковской деятельности. В современных условиях,

когда экономические риски в банковской деятельности усиливаются,

обостряется необходимость подготовки экономических кадров, обладающих

большими профессиональными знаниями в области банковского дела, управления

банком и его отделениями.

Особым блоком банковской инфраструктуры является банковское

законодательство. Так же как и другие блоки, оно оказывает существенное

влияние как на развитие банковской системы, так и ее взаимоотношения с

предприятиями, организациями, населением.

Новая редакция банковских законов, регламентирующих деятельность

эмиссионного и коммерческих банков, появилась в 1995 и 1996гг.: Федеральный

закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26

апреля 1995г. и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 3

февраля 1996г. Принятая редакция этих законов не является кардинальным

изменением законодательной базы. Новые законы направлены на известную

либерализацию банковской деятельности, устранение излишней бюрократии,

субъективизма чиновников. Так, в Федеральном законе «О банках и банковской

деятельности» при создании кредитного учреждения устранены ограничения на

число участников, по размеру их доли в уставном капитале. Сократился

перечень документов, необходимых для оформления регистрации банков. Для

облегчения банковской деятельности введена заявительная процедура создания

филиалов и др.

В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке

России)» введены статьи, посвященные Национальному банковскому Совету как

органу, задачей которого является рассмотрение Концепции совершенствования

банковской системы, проектов основных направлений государственной денежно-

кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля,

наиболее важных вопросов регулирования деятельности кредитных организаций и

др.

Новые банковские законы в известной степени модернизируют российское

банковское законодательство. В качестве достижений здесь можно выделить

разграничение понятий банка и кредитного учреждения; Центральному банку РФ

предписано прекратить свое участие в капиталах кредитных учреждений,

запрещается кредитовать бюджет (если это не предусмотрено Федеральным

законом о бюджете), обеспечить взаимодействие с банками и их ассоциациями

при принятии наиболее важных решений нормативного характера. В Федеральном

законе «О банках и банковской деятельности» декларируется необходимость

создания Федерального Фонда обязательного страхования вкладов. Участниками

этого фонда должны стать как банки, осуществляющие привлечение средств

населения, так и ЦБ РФ. Кроме того, закон дает банкам право объединяться в

целях добровольного создания фондов страхования вкладов граждан и

юридических лиц. Более подробно вопросы гарантирования вкладов граждан в

коммерческих банках должны были найти отражение в специальном законе,

прошедшем определенную процедуру обслуживания в Государственной Думе РФ и

Совете Федерации РФ. Важным шагом в деле развития банковского

законодательства стало принятие Федеральных законов:

. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (февраль

1999г.),

. «О реструктуризации кредитных организаций» (июль 1999г.),

. «О валютном регулировании и валютном контроле»

. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (26 марта 1998г.).

Законодательно – нормативные акты:

. Положение Банка России «О консолидированной отчетности кредитных

организаций» от 12 мая 1998г.,

. Положение Банка России «О порядке эмиссии облигаций РФ» от 28

августа 1998г.,

. Положение Банка России «О порядке предоставления Банком России

кредитов банком, обеспеченных залогом государственных ценных

бумаг» от 6 марта 1998г.,

. Инструкция ЦБ РФ от 17 сентября 1996г. «О правилах выпуска и

регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории

РФ»

. Инструкция ЦБ РФ от 1 октября 1997г. «О порядке регулирования

деятельности банков»,

. Инструкция «О порядке совершения учреждениями Сберегательного

Банка РФ операций по вкладам населения» (№ 1-р от 1993г.)

. Инструкция Банка России от 30 июня 1997г №62а «О порядке

формирования и использования резерва на возможные потери по

ссудам»,

. Правила кредитования физических лиц учреждениями Сбербанка

России (№ 229-р от 1997г.)

Разумеется, принятая новая редакция банковских законов сделала определенный

шаг вперед в области совершенствования российского банковского

законодательства, однако далеко не все вопросы оказались решенными. В

федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке

России)» еще не в полной мере прописаны функции данного эмиссионного

института. Сохранилось некоторое количество отсылочных норм. В банковском

законодательстве по-прежнему отсутствуют как прямые банковские законы (о

кредитах, платежах и др.), так и параллельно действующие законодательные

акты (об инвестиционных фондах, финансово-промышленных компаниях и др.). В

условиях переходного периода в стране еще не создана система банковских

законов, которая позволяла бы полнее регулировать деятельность кредитных

институтов. Тем не менее при всех сохранившихся недостатках современные

банковские законы позволяют банковской системе адаптироваться к условиям

рыночной экономики, выполнять возложенные на нее задачи.

Раздел III. Отражение комплекса работ по кредитованию

населения Сбербанком России.

В Томском банке Сбербанка РФ организация кредитной работы возложена на

отдел кредитования. В течение отчетного периода кредитованием занимаются

все кредитующие подразделения банка.

По состоянию на 01.01.02г. сформирован кредитный портфель в общей

сумме 480740 тысяч рублей (юридические лица – 393022 тысяч рублей,

физическим лицам и предпринимателям, осуществляющим деятельность без

образования юридического лица – 85721 тысяч рублей).

На 01.01.02г. общий объем кредитных вложений финансовых учреждений в

регионе составил 855723 тысяч рублей, в том числе Томского банка Сбербанка

России -–393022 тысяч рублей. Это означает, что на долю Томского банка

Сбербанка России приходится примерно 46% от общего объема кредитных

вложений всех финансовых учреждений в регионе. Рассмотрим на примере

«таблицы 2» отраслевую структуру кредитного портфеля Томского банка СБ РФ.

Таблица 2. Остаток ссудной задолженности по выданным кредитам на

01.01.02г.

|Отрасли кредитования |В тысячах рублей|В тысячах |

| | |долларов США |

|А |1 |2 |

|Торгово-посредническая |31075 | |

|деятельность | | |

|строительство |16113 | |

|В том числе жилое |600 | |

|строительство | | |

|Энергетика |2246 | |

|Металлургическая |259 | |

|промышленность | | |

|Химическая промышленность |125494 | |

|Лесная деревообрабатывающая и |1323 | |

|целлюлозно-бумажная | | |

|промышленность | | |

|Радио – и приборостроение |1000 | |

|Легкая промышленность |- | |

|Пищевая промышленность |23047 |74 |

|Жилищно-коммунальное хозяйство|20450 | |

|Прочие |172015 | |

|В том числе исполнительные |171537 | |

|органы власти разных уровней | | |

|Сфера услуг |478 | |

|Всего |393022,00 |74,00 |

Из этой таблицы видно, что основная масса кредитных вложений приходится на

долю исполнительных органов власти разных уровней (примерно 43.6%) и

химической промышленности (примерно 31.9%) . На третьем месте стоит торгово-

посредническая деятельность (примерно 7.9%), а на все остальные отрасли

приходится около 16.6% кредитных вложений.

Общий объем кредитов, выданных предпринимателям и юридическим лицам,

приобретенных векселей, выданных (в том числе не взысканных) гарантиях,

факторинговых и форфейтинговых операциях, прочих размещенных средств на

01.01.01г составлял 135.745,00 тысяч рублей, а на 01.01.02г. – 393.022,00

тысяч рублей. Отсюда следует, что кредитные вложения за последний год

выросли в 2,9 раза.

Таблица 3. Структура размещения ресурсов, привлеченных Сбербанком РФ

( %)

|Рублёвые ресурсы |на 01.01.2002г. |

| |бизнес-план удельный|фактически |фактически |

| |вес |удельный вес |вып. плана |

|А |1 |2 |3 |

| задолженность |11,6 |3,5 |14,6 |

|населения | | | |

|задолженность по |63,1 |43,7 |34,1 |

|ссудам юридических лиц| | | |

|в том числе: | | | |

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.