бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьУправление рисками в коммерческих банках

рынок) для принятия верных решений по кредитам и инвестициям. Данные

изменения в корпоративном управлении банками не являются самодостаточными,

но при этом рассматриваются как жизненно важные вехи переходного периода и

одно из средств совершенствования моделей управления банками, которые

сложились до переходного этапа.

Разработка системного подхода к всеобъемлющему управлению рисками

является ключевым требованием ко всем организациям по контролю за

деятельностью банков и должна быть завершена в кратчайшие сроки.

Эффективной работе систем контроля препятствуют следующие факторы:

недостаточное число квалифицированных контролеров, способных проводить

инспекции на местах и внешний мониторинг;

малоэффективные информационные системы, задерживающие внешний контроль

в период ограниченных возможностей. В числе недостатков информационных

систем называют низкие качество и оперативность, а также отсутствие

"горячих данных" и систем "раннего предупреждения". Кроме того, финансовая

информация часто не отвечает необходимым требованиям для проведения внешних

инспекций.

При этом возможности имеющихся аудиторских структур, призванных

восполнять такие пробелы либо недоступны, либо слишком дороги;

контролеры часто не имеют полномочий, необходимых для решения того

или иного вопроса, поскольку крупнейшие банки все еще находятся в

государственном владении. Меры, которые могут рассматриваться как

"логичные" в финансовом и операционном отношении, не всегда одобряются и

выполняются старшими менеджерами;

контроль за деятельностью банков часто фокусируется на сиюминутных

вопросах (например, ликвидность), при отсутствии долгосрочных подходов к

управлению рисками.

В программах реформ практически всех стран с переходной экономикой

поддерживаются меры по обучению и технической помощи, направленные на

увеличение числа опытных контролеров. Для ускорения и совершенствования

процесса становления систем по контролю за деятельностью банков в

программах реформ также предусматривается совершенствование необходимых

регулирующих положений, проверки на местах с высокой степенью

превентивности, расширенные стандарты на лицензирование и другие финансовые

требования, создание более совершенных информационных систем (техническое и

программное обеспечение для компьютерных центров, нормы отчетности), и,

наконец, создание структур оперативной доставки, призванных ускорить обмен

информационными потоками.

Следует выделить следующие основные проблемы в юридической и

регулирующей среде:

неудовлетворительное разделение функций центральных и коммерческих

банков; неудовлетворительное разделение функций коммерческих банков и

сервисных структур финансового сектора (страхование, ценные бумаги);

неудовлетворительное состояние юридической основы и инфраструктуры,

относящейся к правам на собственность, обеспечению под залог, процедурам

ликвидации, нарушениям контрактных обязательств и восстановлению кредитов.

Сюда же можно отнести неадекватные гражданские и коммерческие

кодексы и законодательные положения об обеспечении под залог,

неорганизованные или неполные регистры недвижимости, малоэффективную

систему гражданских судов, перегруженную различными делами, и ограниченный

набор внесудебных средств урегулирования споров; неадекватные

структуры менеджмента, владения, и управления; фрагментарные или

неадекватные схемы страхования вкладов, при которых гарантом выступает

лишь один или несколько избранных банков; неадекватные принципы выдачи

банковских лицензий, классификации займов, приращения процентов, оценки

рисков и кредитных потерь, оценки адекватности капитала и минимального

капитала; концентрация кредитов, низкоэффективная работа с иностранной

валютой, малообоснованные процедуры регистрации и отказа от

обязательств.

Юридические реформы направлены на решение некоторых (но далеко не всех)

проблем.

Новые, и - там где возможно - скорректированные банковские

законодательства привели к созданию двухъярусных банковских систем в

странах, для которых ранее была естественной моно банковская система. Эти

законодательства расчистили путь для частных и зарубежных инвестиций в

банковский сектор и одновременно заложили генеральные направления для

разумного менеджмента. Например, в некоторых странах, где развиваются

инвестиционные фонды приватизации и рынки ценных бумаг, дополнительные

законы или поправки могут оказать существенную помощь для гарантий по

банковским депозитам в зависимости от колебаний на рынках ценных бумаг и

снизить уровень риска для клиента. Этого можно добиться и в том случае,

если в обозримом будущем банки смогут действовать в качестве активных

агентов на рынках страхования, недвижимости, торгово-промышленного капитала

и ряда других рынков, в которых потенциально заложены значительный риск,

соразмерное распределение ресурсов и специализированная экспертиза

менеджмента.

Наряду с другими аспектами, связанными с банковским сектором,

полученными в наследство от социализма, странам с переходной экономикой

приходится сталкиваться с проблемой "оптимальных" рамок банковских

секторов, принимая во внимание диспропорции, восходящие к недалекому

прошлому, низкую нынешнюю эффективность финансовых институтов и необходимые

требования по лицензированию и критериям капитала.

Диспропорции, как правило, соотносятся с излишней "специализацией"

банков по секторам (сельское хозяйство, жилищное строительство,

промышленное производство), функциями (сбережения), территорией (привязка к

региону), а также ограниченными возможностями по диверсификации портфелей.

В странах с переходной экономикой отсутствует инфраструктура, которая

могла бы служить базой для операций по факторингу, аренде, страхованию,

недвижимости, взаимным фондам и затратам капитала на различные проекты,

созданию брокерской системы, агентств по управлению кредитами и многих

других небанковских институтов.

Система страхования депозитов пока не имеет четких рамок по потолку

депозитов и механизмов определения затрат для покрытия расходов по

обслуживанию депозитов.

Данный фактор нарушает развитие конкурентоспособных рынков; обеспечение

защиты депозитов на уровне стандартных государственных гарантий становится

недостижимым.

Законы о налогообложении часто отпугивают банки от разумной практики по

кредитным потерям. Банкам нужно разрешить изыскивать средства для покрытия

убытков по кредитам до выплаты налогов на прибыль, что заставит их

предоставлять более точные отчеты по прибыли, состоянию капитала и

резервов.

Контролирование официального курса инфляции, процентных ставок и

стоимости всех вводимых ресурсов, включая стоимость самих денег, снижали

потенциал финансовых ресурсов, не давая структурам управления предприятиями

накапливать необходимый капитал, развивать у сотрудников профессиональные

навыки по долгосрочному инвестиционному планированию, а также затрудняли

управление рабочим капиталом во время осуществления тех или иных текущих

операций.

Недостаточные возможности различных институтов, неквалифицированный

персонал и неадекватные юридические и регулирующие системы способны

серьезно подорвать положительные перемены, имевшие место на ранних стадиях

pекапитализации банковской системы России, несмотря на преимущества в виде

масштабной приватизации банков.

Достоинства и недостатки банковской рекапитализации

Достоинства

Уменьшается риск пролонгации кредитов и капитализации процентов, а

также снижаются стимулы банков к принятию на себя чрезмерного риска.

Рекапитализация должна побудить банки приступить к осуществлению планов

реструктуризации предприятий, финансирование которых они хотят продолжить,

а также попридержать кредитование предприятий, которые они считают

неплатежеспособными. При этом необходимо, чтобы банки были ориентированы на

рынок и брали на вооружение критерии коммерческой выгоды и

производительности, что наилучшим образом достигается посредством

приватизации.

Недостатки

В большинстве случаев рекапитализация проводится через выпуск

правительственных облигаций и, тем самым, повышается степень

государственного контроля над банками. Рекапитализация снижает стимулы

банков к ориентации на широкий рынок в деле распределения кредитов и общих

операций, увеличивает вероятность постоянных финансовых расходов.

УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ

Ликвидность управляется чтобы обеспечить поддержание банком

требуемого уровня резервов в Центральном банке и гарантии

достаточной ликвидности для предполагаемых и неожиданных нужд.

Основная цель управления ликвидностью заключается в том, чтобы

всегда можно было бы удовлетворить потребность в наличных

средствах при разумных затратах. Как уже отмечалось выше,

потребности в наличных средствах могут быть удовлетворены за счет

истечения срока обязательств или продажи активов, а также путем

приобретения депозитов или дополнительного финансирования на рынках

денег.

Управление ликвидностью обязательств предполагает, в

основном, расширение, диверсификацию и количественную оценку

источников дополнительного финансирования. Увеличение числа тех,

кто готов предоставить фонды, знаком с банком и хотел бы

инвестировать в денежные инструменты банка, может расширить

возможность банка получать средства тогда, когда это оказывается

необходимым. Диверсификация типов источников финансов стабилизирует

возможности финансирования и уменьшает степень

концентрации финансов, которая может сделать банк уязвимым для

проблем, создаваемым крупным поставщиком средств для банка.

Количественное определение финансирования с потенциального

денежного рынка является неотъемлемой частью измерения ликвидности

в таких учреждениях. Банки , которые опираются на управление

обязательствами, должны иметь очень острое понимание

потенциальной хрупкости как денежного рынка, так и финансовых

условий основных источников финансирования на этих рынках.

Так же как и в случае риска по процентной ставке,

ликвидность может управляться для каждого типа валюты, с которой

работает организация. Работая в национальной валюте, организация

часто будет иметь возможность стучаться в двери центрального

банка для решения серьезных проблем, связанных с неожиданной

потребностью в ликвидных средствах либо, обеспечивая заем

подходящим залогом, либо приобретая заемные средства без

обеспечения. Эта функция центрального банка - выступать

кредитором в последней инстанции - редко доходит до

возможности предоставления средств в иностранной валюте. Если

национальная валюта не является свободно конвертируемой, для

иностранной валюты следует применять более консервативные способы

управления ликвидностью.

Чтобы быть готовым ко всякого рода неожиданностям с

ликвидностью в такой обстановке служба управления активами и

обязательствами разрабатывает планы на случай чрезвычайных

обстоятельств. В таких планах рассматриваются варианты худшего

сценария и разрабатываются стратегия решения подобных ситуаций.

Помимо разработки планов на случай чрезвычайных

обстоятельств те, кто управляет активами и обязательствами,

могут предпринять профилактические действия по повышению

уровня ликвидности, когда возникает вероятность для банка

развития именно такой ситуации. Например, можно продлить срок

действия обязательств для того чтобы.сократить потенциальную

потребность в наличных средствах в течение ближайшего временного

периода. Но для того, чтобы предпринять такое действие,

подразделение по управлению активами и обязательствами должно

быть полностью информировано о состоянии банка. Это обычно

подразумевает понимание качества портфеля займов.

Однако, часто бывает, что служба управления активами и

обязательствами узнает о серьезных трудностях, возникающих в связи

с кредитами всего лишь за несколько дней или даже часов до того,

как об этих трудностях становится известно всем. руководители,

ответственные за состояние кредитного портфеля, действуют таким

образом, чтобы затемнить ситуацию с ухудшением качества кредитов

до тех пор, пока эта ситуация не достигает критической точки.

Поэтому очень важна надежная внутренняя система связи, с тем

чтобы управление активами и обязательствами могло эффективно

использовать период между временем идентификации проблемы внутри

банка и временем, когда эти проблемы становятся известны за пределами

банка.

Измерение и ограничение риска процентной ставки и дисбаланса

ликвидности

Руководители должны по крайней мере использовать

сообщения о форвардных разрывах для оценки и контроля

банковского риска по процентной ставке и для управления

ликвидностью в иностранной валюте.

Измерение и ограничение кредитного риска

Объем кредитного риска при реализации контракта - это

абсолютная величина платежа, который должен быть сделан банком.

Величина кредитного риска, который существует до урегулирования

контракта, если таковой существует, зависит от движений курса

обмена валюты вслед за заключением контракта. Если курс меняется

в пользу банка, это порождает кредитный риск. Если курс меняется

против позиции банка, банк не имеет кредитного риска. До

заключения с контрагентом забалансового контракта по курсу обмена

иностранных валют руководителю следует оценить

потенциальный кредитный риск, который может появиться в течение

действия контракта. Чем дольше срок контракта и чем более

подвижен курс обмена, тем больший существующий кредитный риск по

отношению к номинальной стоимости контракта.

Для уменьшения кредитного риска банк должен отдельно

утверждать границы по урегулированию и границы по объему для

каждого контрагента, с которым банк заключает забалансовый

контракт по курсу обмена иностранной валюты. Такой границей

является предоставление общей кредитной линии клиенту в банке,

объем которой должен быть установлен кредитным отделом банка, а

не отделом иностранной валюты.

Помимо кредитного риска, присущего каждому такому займу, банк

таким образом невольно подвергается рискам курса обмена и процентной

ставки вследствие непредвиденных изменений своей позиции по иностранной

валюте.

Измерение и ограничение странового риска

В принципе все сделки, включающие возникновение

дебиторской задолженности в иностранной валюте, могут вызвать

страновой риск. Измерение и ограничение странового риска

предполагает управление всей дебиторской задолженностью, которая

должна быть погашена контрагентами в каждой стране. На практике для

контрагентов, действующих в странах с неконвертируемой валютой

или там, где существует потенциальная угроза возникновения нехватки

иностранной валюты, для контрагентов должны быть установлены ограничения.

УПРАВЛЕНИЕ ПОЗИЦИЯМИ ПО ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ

Совет директоров и высшее руководство банка должны определить,

должен ли банк и до какой степени проводить сделки в иностранной валюте.

Для многих банков ресурсы, требуемые для правильного управления

риском по иностранной валюте являются недоступными. Другие банки

рассматривают потенциальные риски, связанные с ведением сделок в

иностранной валюте, как риски, перевешивающие потенциальную прибыльность

бизнеса. Эти банки могут решить не действовать как ответственное лицо в

сделках с использованием иностранной валюты, а предпочтут пропускать

все необходимые их клиентам операции с валютой через корреспондентские

банки.

Там, где изменения курса обмена определяются рыночными

силами и где бухгалтерская и правовая системы сосредотачиваются на

результатах рынка, проведение банковских операций в иностранной

валюте опирается на разумную дисциплину.

Руководство должно считаться с рыночными силами. Оно должно

стремиться овладеть новыми навыками и учиться уметь оценивать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.