бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьЦентральный банк-проводник кредитной политики

Центральный банк-проводник кредитной политики

ВВЕДЕНИЕ

Основой развития и надежного, устойчивого функционирования

банковской системы является формирования гибкого механизма денежно -

кредитного регулирования экономики, позволяющего государству

эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать

деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного

обращения.

Наделенный государством эмиссионным правом Центральный банк

является проводником общегосударственной политики стабилизации

экономики, товарно-денежной сбалансированности. Переход к рыночной

экономике предполагает повышение эффективности и оперативности

осуществления кредитной политики на макроуровне.

В своей курсовой работе я опишу основные направления кредитной

политики государства: роль и функции Центрального банка, его

отношения с коммерческими банками, операции государства на открытом

рынке, учетную и резервную политику, а также особенности современного

кредитного рынка и направления кредитно-денежной политики

Центрального банка на следующий год.

Денежно-кредитная политика на макроуровне представляет собой

целенаправленную деятельность Центрального банка(при содействии

Министерства экономики и финансов и при необходимости иных

центральных ведомств) по выполнению общегосударственных задач.

Основным объектом денежно-кредитного регулирования выступает

совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике.

Конечная цель данного регулирования со стороны Центрального банка

заключается в обеспечении товарно-денежной сбалансированности в

хозяйстве, стимулировании экономического роста, достижении

стабильности национальной валюты, урегулировании госдолга.

1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК - ПРОВОДНИК КРЕДИТНОЙ

ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.

1.1. Центральный банк - центр кредитной системы.

Возникновение центральных банков исторически связано с

централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных,

пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты

могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия

обращения. Такие банки стали называть эмиссионными. Государство,

издавая соответствующие законы, активно способствовало этому

процессу, поскольку выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными

мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае

банкротства эмитентов.

В конце XIX-начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех

банкнот была сосредоточена в одном эмиссионном банке, который стал

называться центральным эмиссионным, а затем просто центральным

банком. Эмиссионный банк располагает такими крупными средствами,

какими не может располагать ни один из других банков, т.к. его

пассивы- это средства бюджета и наличные деньги в обращении.

Эмиссионный банк становится центром по организации банковского дела в

стране, вокруг которого группируются все прочие банки и иные

кредитные учреждения. Центральный банк служит осью , центром

кредитной системы. Государство осуществляет через центральный банк

регулирование кредитной системы, то есть совокупность мероприятий,

направленных на заданное изменение составляющих рынка ссудных

капиталов или отдельных его элементов. Кредитное регулирование

экономики - это совокупность мероприятий , осуществляемых

государством через денежно-кредитную систему и направленных на

стабилизацию экономического развития страны на макроуровне.

Основными правовыми формами организации деятельности

центрального банка в современных условиях являются:

унитарный центральный банк со 100%-м участием государства в

формировании его капитала (Россия);

акционерное общество, часть акций которого принадлежит государству

(или без участия государства);

объединение ассоциативного типа (с участием или без участия

государственных структур);

система независимых банков, в совокупности выполняющих функции

центрального банка.

1.2 Банк и государственный орган.

Но независимо от того, принадлежит или нет капитал центрального

банка государству, исторически между банком и правительством

сложились тесные связи, особенно усилившиеся на современном этапе.

Правительство заинтересовано в надежности центрального банка в силу

особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении

экономической политики правительства.

Однако тесные связи с государством не означают, что оно может

безгранично влиять на политику центрального банка. Независимо от

принадлежности капитала центральный банк является юридически

самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либо законодательному

органу, либо специальной банковской комиссии, образованной

парламентом. Управляющий банка, которого могут назначать парламент,

президент, правительство, монарх, не входит в состав правительства.

Существенная степень независимости центрального банка является

необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко

вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства,

озабоченного, скажем, приближением очередных выборов. Это особенно

важно в плане ограничения возможностей правительства использовать

ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита.

В то же время независимость центрального банка от правительства

имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика

не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее

основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. В

долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется

приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном

счете любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты

банка и государственного органа.

1.3. Функции Центрального банка.

Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции:

осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банком банков,

банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование и

банковский надзор.

Рассмотрим подробнее функции центральный банка.

Итак, первая функция - эмиссия и контроль денежного обращения.

За центральным банком как представителем государства

законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении

банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются

общепризнанным окончательным средством погашения долговых

обязательств. В некоторых странах центральный банк монопольно

осуществляет также эмиссию монет, но их чеканкой обычно занимается

министерство финансов (казначейство). Банкноты составляют

незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран,

поэтому функция эмиссионной монополии ЦБ несколько снижена, хотя

банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной

торговле и обеспечения ликвидности кредитной системы. Чем выше доля

наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии.

Следует иметь в виду, что монополия на эмиссию банкнот на

современном этапе вовсе не означает ее жесткого контроля или увязки с

целями денежно-кредитного регулирования. Главная задача денежно-

кредитной политики - регулирование безналичной эмиссии, основным

источником которой являются коммерческие банки. В то же время

эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-

кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства

центрального банка (в форме как банкнот, так и депозитов коммерческих

банков) служат кассовым резервом любого коммерческого банка.

Центральный банк не имеет дела непосредственно с

предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются

коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой

и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность

коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Исторически эти

резервы помещались коммерческими банками в центральный банк в

качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.

В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть

своих кассовых резервов в центральном банке в соответствии с законом.

Такие резервы называют обязательными банковскими резервами.

Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных

резервов с обязательствами банков по депозитам (норму обязательных

резервов). Через счета, открываемые коммерческими банками в

центральном банке, последний осуществляет урегулирование расчетов

между ними. С внедрением электронных расчетных систем существенно

снизилось значение традиционной для центрального банка функции

расчетного центра банковской системы.

Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков,

центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Он является для

коммерческих банков кредитором последней инстанции, т.е. кредитором

на крайний случай. Обычно его кредиты предоставляются банкам по

ставке более высокой, чем рыночная, и поэтому банки обращаются за

поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной

возможности получить кредит.

Центральный банк является расчетным и резервным центром банков.

Он устанавливает экономически обоснованные лимиты и нормы

деятельности банков, в том числе официальную ставку ЦБ по кредитам.

Также он определяет приоритетные цели денежно-кредитной и валютной

политики и их реализацию, проводит научные исследования. Центральный

банк определяет правовые основы и принципы функционирования кредитно-

финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных

операций, а также виды платежных документов, обращающихся в стране.

Как указано выше, независимо от принадлежности капитала

центральный банк тесно связан с государством. Центральный банк -

банкир правительства. В этом качестве центральный банк выступает как

его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и

правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк

осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы

правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на

беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном

банке, с которого покрываются все правительственные расходы. В

некоторых странах, например, в США, большая часть бюджетных средств

помещается в коммерческие банки.

В условиях хронического дефицита государственных бюджетов

усиливается функция кредитования и управления государственным долгом.

Под управлением государственным долгом понимаются операции

центрального банка по размещению и погашению займов, организации

выплат доходов по ним, по проведению конверсии и консолидации.

Центральный банк использует различные методы управления

государственным долгом: покупает или продает государственные

обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет

условия продажи, различными способами повышает привлекательность

государственных обязательств для частных инвесторов.

От имени правительства центральный банк регулирует резервы

иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем

государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет

регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в

операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный

банк, как правило, представляет свою страну в международных и

региональных валютно-кредитных организациях.

Еще одна функция центрального банка - регламентация

экономических нормативов для банков. Банк России устанавливает

следующие экономические нормативы:

минимальный размер уставного капитала - 6 февраля 1994 года ЦБ принял

решение о введении минимального уставного капитала для коммерческих

банков в размере 1 млн. экю, и валютные лицензии на проведение

банковских операций в иностранной валюте выдаются коммерческим банкам

при наличии у них собственных средств в размере 1 млн. экю. На

четвертый квартал 1995 года ЦБ установил эту сумму в размере 6 млрд.

рублей, а для банков с ограниченным кругом операций и иных кредитных

операций в размере 1,5 млрд. рублей;

предельное соотношение между размерами уставного капитала банка и

суммой его активов с учетом оценки риска;

минимальный размер обязательных резервов, депонируемый в Банке России,

в процентном отношении к обязательствам банков;

показатели ликвидности баланса банка в виде нормативного соотношения

между активами и обязательствами банка с учетом срока их погашения,

возможности реализации активов;

максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенного

процента от общей суммы капитала банка;

ограничение использования привлеченных депозитов для приобретения

акций юридических лиц;

ограничение размеров валютного и курсового рисков.

Следующее направление деятельности центрального банка -

проведение единой валютной политики, определение официального курса

иностранных валют к национальной денежной единице.

Валютная политика ЦБ на 1996 год предусматривает две цели.

Динамику валютного курса требуется привести в соответствие с

развитием инфляции и динамикой основных агрегатов денежной массы.

Необходимо обеспечить режим валютного курса, соответствующий

потребностям денежно-кредитного регулирования и поддержанию

сбалансированного платежного баланса, высокого уровня ликвидности

Российской Федерации для обеспечения выплат по ее международным

обязательствам, а также стабильному функционированию системы

внешнеэкономических связей. Центральный банк будет регулировать

конъюнктурные колебания номинального курса рубля. Продолжается

политика укрепления валютного контроля за экспортно-импортными

операциями, полным возвратом экспортной валютной выручки на счета

российских уполномоченных банков.

Названные функции центрального банка создают объективные

предпосылки для выполнения им функции регулирования всей денежно-

кредитной системы страны и, следовательно, регулирования экономики.

Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора на

современном этапе является важнейшей функцией центрального банка.

Итак, центральный банк - основной проводник денежно-кредитного

регулирования экономики, являющейся составной частью экономической

политики правительства, главными целями которой служат достижение

стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции,

выравнивание платежного баланса. Общее состояние экономики в большой

мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. Государственное

регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том

случае, если государство через центральный банк способно

воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.

Методы єтого воздействия разнообразны , наиболее распространенными из

них являются:

изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки

центрального банка (учетная, или дисконтная, политика);

изменение нормы обязательных резервов банков;

операции на открытом рынке ,то есть операции по купле-продаже

векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;

регламентация экономических нормативов для банков ( перечень их

указан выше).

2. УЧЕТНАЯ СТАВКА И РЕЗЕРВНАЯ НОРМА.

Ведущим методом регулирования является учетная политика-

изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки

центрального банка.

Ставка, по которой центральный банк предоставляет ссуды

коммерческим банкам и переучитывает их векселя , называется

официальной учетной ставкой, или учетной ставкой центрального банка.

Операция учета заключается в покупке банком денежных долговых

обязательств до срока наступления платежа, при котором происходит

перенос на банк прав кредитора. Учетом или дисконтом векселя

называется операция, в которой банк , принимая от предъявителя

вексель , выдает предъявителю сумму этого векселя до срока платежа,

удерживая в свою пользу проценты от суммы векселя за время ,

оставшееся до срока платежа.

Коммерческие банки могут переучесть или перезаложить учтенные

или прокредитованные ими векселя в Центральном банке. Покупка

векселей у коммерческих банков называется переучетом, т.к. при этом

происходит вторичный учет , вторичная покупка векселей, которые

коммерческие банки купили у своих клиентов. Установление ставки по

переучету и ставки ломбардного кредита под залог ценных бумаг

называется определением размеров рефинансирования коммерческих

банков.

Центральный банк может ограничивать операции по переучету и

перезалогу векселей, регулируя их масштабы по своему усмотрению,

повышая или понижая ставку процента, переучитывая или рефинансируя

векселя лишь в некоторых случаях, либо наоборот, без ограничений, в

зависимости от хозяйственной конъюнктуры.

Система управления процентными ставками в условиях рынка

соответственно базируется на рыночном механизме формирования

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.