бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьГосжурнал

банкротства будет начата своевременно. Кроме того законопроект расширяет

круг юридических лиц, которые могут быть признаны банкротами, что позволит

защитить интересы кредиторов всех организационно-правовых форм.

Законопроектом предлагается ввести новую реорганизационную процедуру -

финансовое оздоровление, которое должно позволить при определенных условиях

сохранить учредителям (участникам) должника контроль за предприятием даже в

условиях возбужденного дела о банкротстве. Одной из основных задач

законопроекта является создание эффективного надзора за деятельностью

арбитражных управляющих в связи с отказом от лицензирования деятельности

арбитражных управляющих. Для сохранения контроля за деятельностью

арбитражных управляющих предлагается усилить судебную защиту прав

заинтересованных лиц и дополнить судебный надзор контролем со стороны

саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. При этом предлагается

ввести финансовую ответственность арбитражных управляющих, в том числе

путем страхования их ответственности.

В целях создания равных прав государства и конкурсных кредиторов

предлагается установить, что государство как кредитор по обязательным

платежам наделяется правом голоса с конкурсными кредиторами при общей

очередности удовлетворения их требований в процедуре конкурсного

производства. Наряду с особенностями банкротства отдельных категорий

должников предусмотрены также особенности для организаций оборонной

промышленности и субъектов естественных монополий.

Предусмотренные новой редакцией Закона «О несостоятельности (банкротстве)»

меры, по мнению большинства экспертов, позволяют надежно защитить права

кредиторов, собственников и других участников процесса о банкротстве. А это

- одно из условий инвестиционной привлекательности российской экономики.

Современное положение налоговой составляющей экономического роста

И. И. Огородникова, к.с.н., Тюменский государственный университет

В обществе рыночных отношений экономика, идеология, культура, другие

социальные сферы пронизаны стремлением развития и совершенства. В

экономически развитом обществе возможен высокий уровень трудовой активности

людей. Развитие и изменение форм государственного устройства обязательно

сопровождается преобразованием налоговой системы.

В свою очередь налоговый механизм используется для экономического

воздействия государства на динамику и структуру общественного производства,

развитие научно-технического прогресса, на социальное обустройство

общества. Основными объектами государственного регулирования экономики

посредством налогообложения являются производственно-хозяйственный процесс,

отраслевая и региональная структура хозяйства, инвестиции и

капиталовложения, ценовая позиция, научно-исследовательская работа,

внешнеэкономические связи, экология.

Налогообложение как экономический регулятор рыночного хозяйства во многом

предопределяет социально-экономическое развитие общества. Стратегия полной

экономической свободы, ориентации на социальное рыночное хозяйство,

расширения спектра товаропроизводителей, повышения конкурентоспособности

непосредственно связана с социально-экономическими аспектами налоговой

политики. При этом социальное рыночное хозяйство выражается в осуществлении

равенства шансов, гарантирования собственности для обеспечения

экономического роста и социального прогресса. Снижение налогового бремени

несомненно должно было повлечь легализацию получаемых доходов и уплату

налоговых платежей в полном объёме своевременно и в срок. Однако

нахлынувшие изменения налоговой системы не оправдали надежд отечественного

производителя, потребителя и законодателя. Увеличения налоговых поступлений

в казну государства и рывка экономического роста не последовало.

Статистические показатели развития России в сентябре 2002 года

свидетельствуют о продолжающемся замедлении темпов экономического роста. По

данным Госкомстата РФ, объём производства промышленной продукции в сентябре

по отношению к августу 2002 года снизился на 1,8 %. При этом замедление

промышленного роста затронуло практически все основные отрасли,

ориентированные на внутренний спрос. По оценкам Госкомстата, валовая

прибыль в экономике за июль снизилась с 12,3 % до 7,1 % ВВП. Как позитивный

отмечают только тот факт, что валовые убытки приблизились к нулю. Таким

образом, сальдированный финансовый результат по организациям оказался

равным 7,7 % ВВП, что несколько выше июньского (5,3 %), но этот уровень

ниже соответствующего среднего значения в 2001 году (12,9 %). Рост

потребительских цен за январь-сентябрь 2002 года составил 10,3 %, рост цен

производителей – 12,4%. Налоговые поступления в доходной части

консолидированного бюджета за январь-август составили 1062,5 млрд. рублей

при объёме валового внутреннего продукта 6 816.9 млрд. рублей.

Аналитические исследования показывают, что в сентябре этого года

организации постепенно начали инвестировать средства, высвобожденные в

результате снижения налоговых ставок налога на прибыль с начала января 2002

года. Тем не менее существует ряд причин, которые косвенно влияют на

экономический рост посредством определения налоговой составляющей в цене

товара, услуги.

Повышение тарифов естественных монополий, происшедшее летом, существенно

отражается на цене товаров. Одновременно увеличились ставки акциза на

бензиновые продукты. По данным Госкомстата, в третьем квартале 2002 года

прирост цен производителей промышленной продукции составил 5,5 %, что на

0,8 % больше за соответствующий период 2001 года.

Значительная часть налогов включается в себестоимость товара и тем самым

увеличивает его цену продажи, уменьшает прибыль фирмы, одновременно снижает

возможность реализации продукции в условиях конкурентности. Поэтому в

начале октября произошёл резкий скачок инфляции, за январь-сентябрь цены

выросли на 10,3 %. Правительственный прогноз инфляции на 2002 год

составляет 14 %.

Принципиально новый подход в порядке определения амортизационных отчислений

по созданию укрупнённых амортизационных групп не в полной мере позволяет

создать стабильный источник обновления производства. Ускоренная амортизация

полностью включается в затраты.

Введение единой налоговой ставки на доходы с физических лиц предполагало

легализацию доходов населения, но для организаций налоговая нагрузка

увеличилась. При увеличении суммы выплаты вознаграждения за труд фонд

оплаты труда в количественном измерении становится больше. Налоговая база

при исчислении единого социального налога организации составляет минимум

35,6 %. Данная сумма налога относится на себестоимость продукции, также как

и оплата труда, что так же влечёт за собой удорожание продукции, работ,

услуг. Применение регрессивной шкалы единого социального налога сопряжено с

рядом условий, которые для организации иногда становятся невыполнимыми. По

совокупности, т. е. при выплате реальной оплаты труда сотрудникам даже с

учётом применения организацией регрессивной шкалы единого социального

налога, налоговое бремя не снижается, а наоборот, повышается.

Менталитет российского предпринимателя и гражданина во многом

предопределяется проводимой государством социально-экономической политикой.

Налоговый пресс зачастую оказывается стимулом к преступной деятельности,

различного рода криминальным действиям. Общее снижение уровня жизни

населения, обострение материальных и социальных проблем в российском

обществе сопровождается тенденцией увеличения удельного веса людей,

противостоящих политике, проводимой государством. Перечисляя определённую

часть заработанных средств как добросовестные налогоплательщики в бюджет

страны, рассчитывая на государственную поддержку, организации не в

состоянии формировать фонды социального и экономического развития.

Происходит скрытое и явное уклонение от уплаты налогов, функционирование

серой экономики.

Что касается позиции предпринимателей, то ее можно охарактеризовать как

принятие или непринятие изменений в налоговой системе, отсюда позитивное

или негативное отношение к этим изменениям в активной или пассивной форме.

Данные обследования деловой активности, проводимого Центром экономической

конъюнктуры, говорят об ухудшении прогнозов организаций относительно

выпуска основного вида продукции в ближайшие два-три месяца. Рост выпуска

предсказывают 34 % опрошенных руководителей в сентябре, 35% – в августе,

падение ожидают 14 % в сентябре, 12 % – в августе. Также увеличилась по

сравнению с августом доля руководителей, ожидающих уменьшение спроса на

свою продукцию с 9 % до 11 %.

Вполне очевидно, что происходит влияние экономического поведения на

социально-экономические результаты общества. Интересы предпринимателей

обуславливают такое поведение, которое на сегодня противоречит общественным

интересам, что, в свою очередь, проявляется в отсутствии экономического

роста в стране, несмотря на значительное снижение налогового бремени.

Трансформация системы налогообложения с учётом современных условий

хозяйствования и стереотипов затрагивает все аспекты жизнедеятельности.

Проведение эффективной стратегии налоговой политики означает использование

структурных компонентов, способствующих процессам преобразования общества и

влияния на ход социально-экономического развития. Все члены общества должны

быть собственниками той части общественного достояния, которая способствует

их реальному вкладу в развитие общественного производства при обеспечении

малоимущим уровня потребления и жизни, которые гарантируют возможность

социального развития и естественное долголетие.

Амортизация основных средств: реалии 2002 года

Н. П. Елютина, директор по аудиту ООО «АЛиСАН»

С вступлением в действие 25 главы Налогового Кодекса РФ существенно

изменился объем производственных расходов предприятия, исключенный из

налогообложения налогом на прибыль. Предметом настоящей статьи автор избрал

одну из важнейших составляющих этого объема – амортизацию имущества.

Указанный элемент чрезвычайно интересен тем, что представляет собой

достаточно пассивный способ накопления капитала. Возможно, именно это

свойство амортизации побуждало в прошлом государственные органы к его

достаточно жесткой регламентации. Поэтому новации 25 главы НК РФ в части

формирования этого элемента трудно переоценить: хозяйствующий субъект

получил возможность самостоятельно определять сроки эксплуатации

амортизируемого имущества, и мнение субъекта априори признается налоговым

правом.

На протяжении последнего года, с момента опубликования 25 главы, в кругах

специалистов не умолкают споры по поводу того, будет ли новая амортизация

улучшать инвестиционную привлекательность российских предприятий. Не

вдаваясь в статистику динамики инвестиций (хотя столь короткий период

действия новой нормы объективно не может быть признан показательным),

хотелось бы заострить внимание на следующем.

Во-первых, осведомленность предприятий о нововведениях должна была

спровоцировать финансовых менеджеров на подробные аналитические процедуры с

расчетом максимально возможного экономического эффекта от новых условий

признания амортизации. В результате предприятие получает в конкретных

числовых значениях информацию о том, какую сумму опосредованно вкладывает в

него государство. Расчет прост – положительная разница сумм амортизации,

исчисленных по нормам Постановления №1 [1] и Постановления №1072 [2] за

интересующий период, умножается на действующую ставку налога на прибыль.

Во-вторых, сами нормы (шкала норм) содержат некоторую преемственность, или

проще говоря, при детальном подходе нормы амортизации отдельных объектов

практически можно не изменять в новых условиях для целей налогообложения.

При этом ставка налога на прибыль сегодня существенно меньше,

следовательно, предприятие все равно в выигрыше.

В-третьих, Федеральным законом РФ от 24.07.2002г. №110-ФЗ достаточно

справедливо установлен принцип учета добровольных переоценок основных

средств, проведенных по состоянию на 01.01.2002г. и на 01.01.2001г.:

исключены возможные спекуляции понятием рыночной стоимости таких объектов с

целью снижения базы по налогу на прибыль, но поддержана позиция

предприятий, отражающих на своем балансе реальную стоимость активов.

В-четвертых, что касается собственно инвестиционной привлекательности: вряд

ли грамотные инвесторы руководствуются только показателями баланса в части

нераспределенной прибыли, изучая доходность предприятия для целей

потенциальных инвестиций. Сумма пассивного дохода (накопленной в отчетном

периоде амортизации) теоретически (при идеальных условиях расчетов с

покупателями) представляет собой дополнительный денежный остаток, свободный

от притязаний третьих лиц, в том числе и государства. И вот здесь возникает

вопрос к менеджменту предприятия: насколько эффективно распорядились

накопленным фондом амортизации в предыдущие год – настолько высоко и

оценивается уровень управления. Поскольку традиционно предприятия ссылались

на трудности с обеспеченностью оборотными средствами, накопленный

амортизационный фонд распылялся на смягчение инфляционной влияющей,

покрытие объективных убытков (стоимость привлеченных денежных средств) и

прочие, в общем необходимые траты. Другое дело, что контроль за движением

этого источника несколько затруднен ввиду особенностей его учета, но это

уже внутрифирменная проблема.

Отметим, что для отдельных хозяйствующих субъектов, использующих в прежние

годы принцип двойного льготирования капитальных вложений (путем признания

амортизации в так называемой налоговой себестоимости и сниженной на 50%

ставки налога на прибыль), новые правила означают рост налоговой нагрузки,

но не более чем на 6,5%. От привилегий отказаться трудно – это понятно. Тем

не менее представляется, что одинаковые правила для всех предприятий

наиболее полно отвечают принципу справедливости условий хозяйствования,

закрепленному сегодня в налоговых правоотношениях.

Что касается нюансов переходного периода, то ст.10 Федерального закона №110-

ФЗ действительно поставила предприятия, и до того платившие налоги

независимо от факта оплаты выручки (а по сути – добровольно кредитовавшие

бюджет своими налогами), в несколько худшее положение: амортизация,

признаваемая для целей налога на прибыль Постановлением №552 в течение 12 и

немногим более месяцев, теперь раздроблена для признания в базе по налогу

на срок в течение 60 месяцев. Не улучшает положение и норма статьи 322,

аналогично оттягивающая на срок до 7 лет признание для налога на прибыль

амортизации основных средств, эксплуатируемых более нового срока

амортизации, установленного для аналогичных объектов. Здесь хотелось бы

обратить внимание на следующее. Исследуя в совокупности п.8 ст.265, ст.323,

п.3 ст.268 25 главы, а так же толкование понятия «реализация», данное ст.39

НК РФ, автор приходит к следующему. Согласно буквальному прочтению текста

статей следует, что при реализации подобных изношенных (и морально

устаревших, что и обусловило, по мнению автора, разницу в сроках

эксплуатации) объектов признание расхода для налогообложения затрудняется

длительным периодом налогового учета; при ликвидации же подобных объектов

вступает норма пп.8 п.1 ст.265, признающая в составе внереализационных

расходов «расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств,

включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком

полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов

незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен

(расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр

и другие аналогичные работы... ». Скорее всего, налицо техническая

неточность в тексте закона, но хотелось бы надеяться, что законодатель

вкладывал именно такой смысл в данную норму: целесообразнее ликвидировать

старые объекты, а не запускать их в хозяйственный оборот посредством

продажи.

Кроме того существует еще право предприятия использовать пониженные нормы

амортизации (п.11 ст.259 НК), что, по сути, может означать увеличение срока

эксплуатации против установленного Постановлением №1. Однако для разработки

таких управленческих решений предполагается грамотное юридическое

сопровождение. В целом же разовые потери в налогообложении переходного

периода для большинства предприятий больше кажущиеся, нежели реальные.

Наконец, продвинутые или восприимчивые к инновациям финансовые службы в

2001 году максимально использовали возможности тогдашнего финансового

законодательства, в частности, отдельные нестыковки бухгалтерских и

налоговых нормативных актов, чтобы подойти к переходному периоду и

вступлению 25 главы с минимально возможными потерями. Очевидно, что

позитивная тенденция к осознанному участию в происходящих в стране

экономических реформах набирает силу. Отсюда вряд ли возможны демарши

налоговиков, призывающих обеспечить собираемость налога на прибыль жесткой

регламентацией расходов и увеличением налоговой нагрузки. Хозяйствующим

субъектам предстоит-таки осознать прогрессивность нововведений, детально

проанализировав реальное положение дел. И это, по мнению автора, более

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.