бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьГосжурнал

наличии соответствующих образования и стажа работы по специальности, что

позволит профессионально выполнять возложенные на них функции, осуществлять

также меры, препятствующие доступу к руководству страховой компанией лиц,

допустивших финансовые злоупотребления.

Глубоко убеждена, что в сфере государственного контроля следует вернуться к

самостоятельной службе надзора – Росстрахнадзору, пятилетней период ее

существования можно расценить как самый «методологически плодовитый» в

истории отечественной контрольной службы. К сожалению, департаменту

страхового надзора при Министерстве финансов РФ не удалось сохранить

кадровый потенциал предшественника. Обращает на себя внимание неточность

информации, предоставленной для оценки состояния страхового бизнеса в

России. Так, если в начале текста Концепции указано количество страховых

компаний 1366, то далее их число – 1350. Непонятен и другой факт,

характеризующий работу органа надзора, ведь уже несколько лет как

установлено требование по размеру уставного капитала страховых организаций.

Тем не менее и сегодня есть структуры, не отвечающие самым минимальным

размерам.

В целях повышения конкурентоспособности российских страховых организаций и

в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию необходимо

принять законодательные меры, направленные на увеличение базового

минимального размера уставного (складочного) капитала российских

страховщиков, формируемого в денежной форме: к 1 июля 2007 г. до 30-40 млн.

рублей, в том числе к 1 июля 2004 г. – до 10-13 млн. рублей и к 1 июля 2006

г. – до 20 –26 млн. рублей. Одновременно следует выработать меры по

экономическому стимулированию учредителей страховых организаций к

капитализации полученной прибыли для повышения размеров уставных капиталов.

Чтобы повысить емкость рынка страховых услуг, необходимо разработать меры

по стимулированию страхования и перестрахования. Большинство страховщиков

не располагают значительными финансовыми средствами и не могут осуществлять

страхование крупных рисков, однако ситуация разрешается с участием

перестраховщиков. Следует стимулировать развитие страхования и

перестрахования путем создания специализированных страховых объединений,

расширения участия российских страховщиков в международных системах

перестрахования и договорах сострахования, формирования гарантийного

потенциала национальных инвесторов рынка страховых услуг. Это позволит

также упорядочить трансграничное перестрахование и предотвратить

необоснованный отток валютных средств за границу.

Международный рынок перестрахования переживает тяжелые времена, по оценкам

экспертов, он находится в низшей точке цикла. Подобное состояние рынок

переживал в 1991-1992 годах, когда отечественный рынок страхования делал

первые шаги. Поэтому прогноз для рынка перестрахования в России фактически

не отличается от других рынков – цены будут расти (специалисты ожидают, что

такое состояние продлится как минимум два-три года); перестраховочные

емкости будут сокращаться; контроль за андеррайтингом в прямых компаниях-

цедентах, так же как и условия перестрахования, будут строже. Поэтому чем

скорее российский рынок адекватно отреагирует на эти изменения, тем менее

болезненными будет «врастание» в международное страховое хозяйство.

Трагедия в США 11 сентября 2001 г. стала мощнейшим ударом по мировому рынку

страхования. Никогда убыток, содеянный человеческими руками, не был столь

высоким. Никогда кумуляция убытков по различным видам страхования не

приводила к столь печальным результатам для мирового страхового рынка в

целом – совокупный убыток, оцениваемый в 50,0 млрд. долларов, включает

убытки по страхованию имущества и перерыва в производстве, страхованию от

несчастных случаев, страхованию жизни, финансовому перестрахованию,

автострахованию, страхованию ответственности работодателя, авиационному

страхованию – всего по 23 видам страхования. По оценкам специалистов Norgan

Staniey, этот страховой случай резко негативно сказался на капитализации

мирового страхового хозяйства, сократив ее почти на 30 %.

В отношении российского рынка перестрахования можно сказать, что он

бесспорно развивается. Вместе с тем нельзя забывать, что перестрахование –

это бизнес больших и очень больших денег. Чтобы предоставить

перестраховочную емкость в 20,0 млн. долларов США, перестраховщик должен

обладать капиталом в десятки раз большим.

Задачи, которые ставятся в Концепции по совершенствованию системы

законодательства в области страхования, безусловно актуальны. Действующая в

настоящее время нормативная база в области обязательного страхования, по

нашему мнению, крайне хаотична. С одной стороны, действуют несколько

десятков нормативных актов, которыми констатируется необходимость

страхования тех или иных объектов или субъектов в обязательном порядке. При

этом необходимость проведения целевого ряда упомянутых в этих нормативных

актах видов страхования в обязательной форме вызывает серьезные сомнения. В

то же время большинство норм не реализовано, поскольку в соответствии с ГК

РФ объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они

должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются

законом, однако конкретно в соответствующих актах это не оговорено.

Наконец, законы о проведении в обязательном порядке ряда очевидных видов

страхования в течение долгого времени не принимаются. Достаточно напомнить

о судьбе закона об автогражданской ответственности.

Правительство отклонило законопроект «О порядке осуществления обязательного

страхования на территории РФ» и поручило Минфину доработать его. Против

принятия этого закона высказалась администрация Президента России. Из ее

заключения следовало, что в законопроекте отсутствует предмет

регулирования, а сам документ является излишне общим. По мнению

администрации Президента, вместо принятия отдельного законопроекта об

обязательном страховании можно включить соответствующую главу в Закон «Об

организации страхового дела в РФ».

Страховое законодательство является фундаментом для строительства

страхового рынка в стране. Оно должно определять общие принципы организации

страховой деятельности, порядок осуществления страховых операций,

требования к субъектам страховой деятельности, формы организации

государственного регулирования в страховании и т. п. Вот почему необходимо

разработать целостную систему обязательного страхования; осуществить меры

по развитию законодательства о налогах и сборах; об основах деятельности

обществ взаимного страхования.

В Концепции нашли отражение вопросы налогового регулирования страховых

операций. В перспективе планируется включить в перечень социальных

налоговых вычетов затраты граждан при страховании ими наиболее жизненно

важных имущественных интересов (связанных с жизнью и здоровьем, владением,

пользованием, распоряжением жилыми помещениями и домашним имуществом).

Целесообразно расширить перечень расходов организаций по различным видам

страхования ответственности, включаемых в затраты, принимаемые к вычету при

исчислении налога на прибыль организаций. Режим налогообложения операций по

долгосрочному страхованию должен являться стимулом для формирования

физическими и юридическими лицами эффективной защиты от наиболее значимых

рисков.

Страхование жизни является важной сферой страхового дела, традиционным и

постоянным источником значительных инвестиционных ресурсов, способствующих

успешному росту экономики. Особо следует выделить планы Правительства по

стимулированию перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с

использованием механизмов долгосрочного страхования жизни и поэтапную

интеграцию национальной системы страхования с международным страховым

рынком.

Демографическая ситуация, характеризующаяся увеличением доли населения

старших возрастных групп, и переход на накопительную систему в пенсионном

страховании, включающую самостоятельное формирование гражданами своего

пенсионного фонда, предполагают расширение участия страховых компаний в

осуществлении пенсионного страхования. Стимулом для развития долгосрочного

страхования жизни должно стать создание системы гарантий страхователям и

застрахованным гражданам в получении накопленных сумм по договорам

страхования. Страхование будет играть существенную роль в пенсионный

реформе. В перспективе предстоит сформировать законодательную основу

деятельности страховых организаций, являющихся элементом системы

обязательного пенсионного страхования. Участие страховщиков наряду с

негосударственными пенсионными фондами в обязательном пенсионном

страховании с учетом специфики правового регулирования страхования

предполагает соблюдение установленных законодательством единых принципов

деятельности субъектов данной системы.

Важным направлением в расширении страховой защиты призвана стать система

обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации. В

осуществлении данного вида страхования и иных видов страхования, имеющих

социальную направленность и дополняющих системы обязательного социального

страхования и социального обеспечения, предстоит перейти к страховому

принципу.

Помимо ужесточения нормативных требований к финансовой устойчивости

страховщиков намечается ввести специализацию страховых организаций. Это

исключит осуществление одним страховщиком личного страхования (страхования

жизни и пенсий) и имущественного. В этих целях должна быть разработана

классификация видов страховой деятельности и определены особенности

организации и осуществления страхования жизни и пенсий.

На наш взгляд, отсутствие со стороны государства должного надзора привело к

тому, что Всероссийский союз страховщиков готовится стать саморегулируемой

организацией. Безусловно, это высокий статус, который даст огромные права и

полномочия. Соглашение, которое подписано совсем недавно, в значительной

степени приближает это событие. Имеется в виду прежде всего совместная и

согласованная деятельность Министерства финансов РФ и ВСС по разработке

страхового законодательства, совместные программы подготовки и

переподготовки руководящих кадров страховых компаний, скоординированные

действия по совершенствованию процесса лицензирования, сбора и анализа

статистической отчетности. Кстати, в Тюменской области Координационный

совет по страхованию, созданный при администрации, давно взял на себя

функцию развития регионального рынка, создания цивилизованной страховой

инфраструктуры. Аналогично в масштабе страны Комитет ВСС по региональной

политике по сути дела заменил государственный орган страхового надзора,

осуществляя координацию региональных объединений страховщиков,

взаимодействуя с федеральными и региональными обществами в деле освоения

региональных рынков, проведения экспертного анализа нормативно-правовых

актов по страхованию, изданных региональными и местными органами власти,

созданию в регионах банков данных о недобросовестных клиентах. Принято

решение о подготовке перечня услуг, оказываемых ВСС страховым организациям-

членам ВСС. Огромное значение придается соглашению между ВСС и Минфином РФ

о сотрудничестве. Все это в конечном итоге должно значительно повысить

привлекательность ВСС для всех профессиональных участников рынка

страхования России.

Анализ Концепции в содержательном плане свидетельствует о системности,

однако нельзя не отметить декларативный характер. Если цели и направления в

документах подобного типа могут носить характер провозглашаемых, то

механизм реализации должен быть четким. Тогда это будет выполнимо, позволит

страховому бизнесу развиваться и занять должное место в экономике России.

Для успешной конкуренции с крупнейшими страховыми организациями

отечественным страховщикам необходимо наращивать финансовый потенциал,

размеры капитала и активов, чтобы повысить свою устойчивость. А это, в свою

очередь, возможно лишь при изменении отношения к страхованию в стране:

общество должно осознать важность задач, решаемых с помощью страхования,

необходимости обеспечивать себя полноценной страховой защитой. Решение этой

задачи связано с повышением уровня жизни населения и доходов юридических

лиц, с осознанием того, что в современном российском обществе «спасение

утопающих есть дело прежде всего самих утопающих», с наличием и неуклонной

реализацией соответствующей государственной политики в области страхования.

Природные катастрофы, террористические акты и последовавшая за ними широко

рекламируемая государственная поддержка пострадавших оказались «стимулом»

потребительских настроений и не способствовали созданию потребности в

классической страховой защите от стихийных бедствий: наводнений, селей,

ураганов; техногенных аварий; политических и экономических рисков.

Упущено главное – взаимоотношения страховщиков с потребителями страховых

услуг. Именно страховщики должны формировать страховую культуру в обществе,

государство же должно стать помощником, извлекая серьезную выгоду из их

инвестиционного потенциала.

О политике межбюджетного федерализма

С. В. Бужан, зам. директора департамента

финансов администрации Тюменской области

Проблема бюджетного федерализма относится к числу актуальных на протяжении

ряда лет. Однако если раньше межбюджетные отношения Центра с регионами

решались через методические рекомендации по расчету и распределению средств

фонда финансовой поддержки регионов и сводились в основном к расходным

полномочиям, то в настоящее время политика изменилась. Складывается

впечатление, что субъекты РФ, заставив-таки Центр хоть частично

рассчитаться по нефинансируемым федеральным мандатам или приостановить

действие тех, по которым рассчитаться нет возможности, одновременно

подтолкнули к тому, что сейчас Правительство в лице Министерства финансов

пытается решить свои проблемы путём ярко выраженной централизации доходов

на федеральном уровне. А с выходом в свет Программы развития бюджетного

федерализма в РФ на период до 2005 г., пропагандирующей децентрализацию

бюджетных ресурсов и повышение роли собственных доходов (последнее

обязательство, следует заметить, носит пока чисто декларативный характер),

отношения между Центром и регионами стали более обострёнными. Количество

местных налогов снижается, и соответственно необеспеченность местных

бюджетов собственной доходной базой возрастает.

Начиная с 2000 года субъекты Российской Федерации теряют значительные

объемы доходов своих бюджетов, во-первых, в связи с зачислением налога на

добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской

Федерации, полностью в федеральный бюджет; во-вторых, с отменой местного

налога на ЖКХ.

С введением в действие второй части Налогового Кодекса в полном объёме

ситуация с обеспеченностью местных бюджетов собственными доходными

источниками обострится ещё больше, так как количество местных налогов и

сборов сократится до пяти: налоги на имущество физических лиц, земельный

налог, имеющий целевой характер, а также местные лицензионные сборы и налог

на рекламу, однако их поступления незначительны. Это третий ухудшающий

фактор.

С принятием в 2002 г. главы 25 части второй Налогового Кодекса изменился

подход к определению налогооблагаемой базы прибыли, тем самым сделан

следующий шаг к снижению налоговой нагрузки на предприятия. Новый порядок

налогообложения привел к снижению объёма поступлений налога на прибыль в

бюджет. Причем по интегрированным компаниям прибыль носит скачкообразный

характер, т. к. зависит от цены на нефть на мировом рынке.

С 2002 г. отменены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

сократилась также доля субъектов РФ в поступлениях от налога на добычу

полезных ископаемых. С 1 января 2003 года осуществлен новый этап в снижении

налогового бремени налогоплательщиков – отменен налог на покупку

иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в

иностранной валюте, налог на пользователей автомобильных дорог. Меры

Российской Федерации, направленные на нивелирование последствий указанных

изменений, в полном объёме не компенсируют потери доходов области (порядка

550 млн. рублей). Таким образом, доходы регионов резко сокращаются, причем

настолько быстро, что не успеваешь осмыслить эти перемены, а обязательства

бюджетов субъектов РФ растут.

Кроме того действующий в настоящее время порядок разграничения между

бюджетами различных уровней ряда региональных и местных налогов существенно

ограничивает права органов государственной власти субъектов РФ и местного

самоуправления в распределении доходов, соответственно от региональных и

местных налогов и сборов, закрепленное за ними бюджетным законодательством

РФ.

Из числа региональных налогов налог на имущество предприятий и налог на

лесной доход устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей

территории РФ, а конкретные ставки этих налогов определяются региональными

законами. При этом федеральное законодательство требует, чтобы 50% от

поступлений налога на имущество предприятий перечислялось в местный бюджет

по месту нахождения плательщика, а 40% от поступлений лесного дохода

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.