бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьГосударство как политический институт

Государство как политический институт

9

Содержание

  • Введение
  • 1. Государство: понятие, признаки, функции
  • 2. Монархия и ее формы. Республика и ее формы
  • 2.1 Монархия и ее формы
  • 2.2 Республика и ее формы
  • 3. Унитарное государство, федерация, конфедерация
  • 3.1 Государственное устройство и его виды
  • 3.2 Унитарное государственное устройство
  • 3.3 Федеративное государственное устройство
  • 3.4 Конфедеративное государственное устройство
  • 4. Правовое государство. Государство и гражданское общество
  • 4.1 Понятие, сущность и основные черты правового государства
  • 4.2 Гражданское общество: содержание, структура, основные характеристики и признаки
  • 4.3 Соотношение гражданского общества и государства
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

  • Существует колоссальный разброс общественного мнения, характеризующего отношение населения к государству, - от абсолютизации его роли как единственного источника общественного благополучия до такого же абсолютного отрицания всякого государства. И обе эти крайности существуют в общественной мысли и практике со времён Платона и Аристотеля, т.е. на протяжении всей истории развития государства и общества. Однако факт остаётся фактом: общество не может существовать на основе преходящих целей. Его объединяет общая объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества.
  • Выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Государственная власть - это главная объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на территории конкретного определённого государства.
  • Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию. Такое сотрудничество и взаимодействие государственных и общественных организаций, в том числе и частных, способствует стабильности общественной жизни, установлению в обществе режима реальной демократии.
  • Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какому-либо роду или племени. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне. Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Государственная власть распространяется и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако они имеют особое правовое положение.
  • О гражданском обществе в российской политической жизни ныне гово-рят многие, не очень представляя себе, что это такое. Разумеется, такое со-стояние порождено десятилетиями, когда само понятие гражданского обще-ства было исключено из отечественного теоретико-юридического знания. Но хотя сейчас гражданское общество вошло в научный и политический оборот, оно не должно стать неким фетишем. Утверждения типа «демокра-тия невозможна без развитого гражданского общества», на мой взгляд, не следует прини-мать на веру.

Вот почему стоит обратиться к истокам появления этого понятия, его первоначальному содержанию, и сравнить его с нынешним пониманием гражданского общества.

Размышление о социальных институтах все-гда включает прогнозы об их будущем. И эти прогнозы - неважно, сбываются они или нет - как импульсы из будущего организуют настоя-щее: подвигают на политические действия, даже влияют на оценки и переоценки прошлого. Связь времен - реальная вещь. Но эти прогнозы имеют разный характер, особенно когда касают-ся таких социальных институтов, как государст-во и право. В одних прогнозах государство и пра-во должны отмирать при определенных условиях (при построении коммунистического общества). В других - они вечны, т.к. преподнесены чело-вечеству богом. В третьих - одному из конкрет-ных государств предназначалось быть «тысяче-летним рейхом», хотя просуществовало это государство всего двенадцать лет. В концепциях, ведущих свое происхождение от утверждений Платона, государство, возникнув первоначально как «совершенное» и представляя собой живой организм, постепенно вырождается, разрушается (точно так же, как это происходит с живым орга-низмом).

Целью моей работы является рассмотрение государства как политического института.

1. Государство: понятие, признаки, функции

У термина «государство», как и у любого другого термина в общественных науках, существует множество определений, каждое из которых отражает определённые черты и свойства этого понятия или совокупность этих свойств и черт.

Само слово «государство» (англ. - state, нем. - der Staat, франц. - etat) с XVI в. употребляется в форме stato (Макиавелли), в число значений которого входят положение, статус общества. Можно сказать так: государство - это способ целевого объединения людей, заинтересованных в обеспечении мира и порядка на территории проживания. Между тем, государство - это организация общества, необходимая как условие, предпосылка решения общих дел.

Государство - это, конечно, политическая организация общества, система публичной власти, воплощающей право и силу. А также, государство - единая политическая организация общества, которая распространяет свою публичную власть на территорию всей страны и её население, а также на других лиц, проживающих на её территории, располагает для этого аппаратом принуждения и управления, с помощью нормативно-правовых актов, обязательных для всех велений, и обладает чертами суверенитета.

Возможности решения общих (публичных) дел определяется наличием государственного аппарата управления, правомочием (иметь право и мочь) государственных органов принимать законы, общеобязательные нормы, а также осуществлять предусмотренные законом определенные действия или требовать известных действий от других участников правоотношений, обеспечивать пределы власти над человеком, права и свободы гражданина, условия, при которых он вправе требовать от власти защиты своей жизни и своих же интересов.

Органы государственной власти и управления взаимодействуют с институтами гражданского общества - партиями, общественно-политическими движениями, группами интересов и т.д. при решении общих (публичных) дел, принятии законов, иных общезначимых нормативных актов, управленческих решений. Поэтому государство можно признать как важнейший элемент, составную часть политической системы общества.

Государство - это не просто организация общества, а высшая форма общности, содержанием которой является народ, и через эту форму каждый народ-нация представляет себя в мировом сообществе как единое неделимое целое. Можно поэтому утверждать, что государство - это мы, граждане.

Социальное назначение государства выражается в его целях и функциях.

Цель государства - то желаемое, возможное и необходимое состояние общества, его жизнедеятельности, которое должно быть достигнуто; это тот идеал, та логически обоснованная конструкция, образ, который требуется создать, воплотить в жизни. Цель государства закрепляется в основном законе (конституции) и определяет функции государства.

Функции государства (это внутренняя и внешняя политика) - главные направления деятельности, виды управляющего воздействия на общество со стороны органов государственной власти и должностных лиц.

Основными функциями государства являются:

· обеспечение, охрана целостности и стабильности общества, его территории;

· создание и обеспечение адекватной правовой системы как совокупности взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих юридических средств, с помощью которых регулируются общественные отношения;

· создание и обеспечение условий для развития всех сфер жизнедеятельности общества;

· охрана конституционности и правозаконности во взаимоотношениях власти и общества, гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

· координация, согласование потребностей и интересов социальных слоёв общества, определение приоритетов его развития;

· обеспечение общенациональных интересов в мировом сообществе.

В соответствии с функциями государства создаётся структура его органов управления: представительных, исполнительно-распорядительных, судебных, охраны общественного порядка, национальной безопасности, надзорно-контрольных.

Признаки государства:

1) Государство представляет собой единую территорию с организованной политической властью. Это значит:

a) государственная власть распространяется на всю территорию и всё население;

b) существуют государственные границы;

c) государство обладает территориальным верховенством.

2) Территория государства делится, как правило, на административные единицы:

a) по территориальному признаку;

b) по национальному признаку.

3) Государство - особая форма организации публичной и политической власти, обладающая аппаратом принуждения.

4) Государство организует общественную жизнь на правовых началах.

5) Суверенитет - это свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства от других видов власти, как внутри страны, так и на международной арене. Это проявляется:

a) независимость внешне политической деятельности;

b) право на границы;

c) право иметь своё государственное управление;

d) право иметь своё гражданство и принимать в него;

e) право иметь самостоятельное определение приоритетов в экономике и социальной политике.

6) Государство выступает в качестве арбитра примиряющего социальные классы и социальные группы между собой, а также устраняющего экономические противоречия.

7) Имеет свой флаг, герб, гимн.

Обобщая сущностные признаки, можно дать ещё одно определение: государство - способ и форма организации общества, механизм взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой территории, объединённых институтом гражданства, системой государственной власти и права.

2. Монархия и ее формы. Республика и ее формы

2.1 Монархия и ее формы

Монархическая форма правления (греч. monarchia - единовластие) - весьма древняя форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть, в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных классовых движений.

Свои истоки монархическая форма правления имела в той достаточно простой социально не слишком расчлененной организации общества, которая появилась на рубеже IV-III тыс. до н.э. в итоге «неолитической революции». В этой форме правления «высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху, который престол по наследству и не несет ответственности перед населением» Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. проф. В.М. Корельского, проф. В.Д. Перевалова. - М.: Норма, 2003. - С. 184. .

Под формой правления подразумевают организацию верхов-ной государственной власти (в особенности высших и централь-ных ее органов), структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государ-ства трактуемая в широком смысле.

В свое время Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть еди-нолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия) или всем населением (демократия). Указанный критерий остался вплоть до настоящего времени: формы правления различаются в зависимости от того, осущест-вляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления.

Монархическая форма правления возникла еще при рабовладельческом строе и продолжала развиваться со временем. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления. Тем не менее, монархии существуют и поныне, существенно отличаясь от начальной формы, они все же сохраняют (часто «только на бумаге») свои основные черты.

Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собст-венному усмотрению по праву, которое не делегировано ему ни-какой другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок, всем народом или частью его, которому и принадлежит суверенитет.

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

· существование единоличного главы государства, пользующего своей властью пожизненно;

· наследственный порядок преемственности верховной власти;

· представительство государства монархом по своему усмотрению;

· независимость монарха от мнения населения государства;

· монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме революционного переворота);

· юридическая безответственность и независимость монарха, которую подчеркивает институт контрасигнатуры (порядок, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра, реже одного из министров, ответственного за исполнение данного закона).

Так в монархии существует несколько систем престолонаследия. Престолонаследие это переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому, в установленном законом порядке.

В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия:

1. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция);

2. Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания);

3. Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.

В некоторых арабских странах существует так называемая «клановая» форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.

Теоретически монархии делятся на два основных вида: неограниченные (абсолютные) и ограниченные.

Период расцвета монархии - это рубеж Нового времени. Именно тогда проявилось отличие монархии от республиканской формы правления и выработаны важнейшие ее разновиднос-ти: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конститу-ционная, ограниченная уже общенародным представительством (парламентом).

Каковы общие черты монархической формы правления неза-висимо от ее разновидностей? Во главе государства находится монарх, который пользуется своей властью по наследству, хотя воз-можны варианты, когда началу той или иной монархической ди-настии кладут выборы (дом Романовых в России). Монарх приоб-ретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву («милостью Божией», как обыкновенно указывается в его титуле или в случае избрания - «милостью Божией и волей на-рода») Лазарев В.В. Общая теория права и государства.- 3-е издание, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1994. - С. 101.

. Монарх не несет никакой юридический ответственности за свои политические действия. В «Утвержденной Грамоте» на Михаила Романова возлагалась «ответственность в своих делах перед единым небесным царем». В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником всякого права только с его воле-изъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилова-ния. На международной арене, в сношениях с другими государ-ствами, монарх единолично представляет свое государство. Он пользуется титулом князя, герцога, короля, царя, императора и получает значительное содержание из государственной казны, а также имеет право на особую охрану.

При неограниченной абсолютной монархии всеми указанны-ми выше правами монарх пользуется безусловно и неограничен-но (отсюда и название) независимо от какой-либо иной власти. При ограниченной - посредством или при обязательном содействии каких-либо органов или властей, существующих независимо от монарха. Аристотель в классификации монархий исходил из пси-хологических оснований - монархия из «правильной» формы правления превращается в «неправильную» - тиранию и деспотию, если вместо интересов всех монарх преследует личные корыстные интересы и правит по произволу. Сегодня принимаются в расчет юридические основания.

Конституционную монархию подразде-ляют на представительную (дуалистическую) и парламентарную. И в той и в другой монарх делит власть с парламентом. В дуалистических монархиях (Пруссия, Австрия, Италия, Ру-мыния в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответст-венных перед ним министров и иных должностных лиц (губерна-торов префектов и т.п.). Ему принадлежат право вето и право не-ограниченного роспуска парламента. Впрочем, в законодательной сфере право представительного органа гарантируется полномочи-ем вотировать бюджет.

В парламентарных монархиях (современные Англия, Бель-гия, Норвегия, Швеция) назначенные главой государства мини-стры зависят от вотума доверия парламента. Монарх имеет право отлагательного вето лишь в отдельных случаях, предусмотрен-ных законом. Повеления монарха приобре-тают юридическую силу лишь будучи контрассигнованными со-ответствующим министром. Правовое положение монарха сущест-венно ограничено. Даже частные вопросы государственной жизни, например помилование преступника, не могут быть решены без согласия парламента. Парламент регулирует личную жизнь монарха (брак, дворцовая служба и т.п.). Складывается положение, характеризующееся известной формулой: «Царствует, но не уп-равляет». Сказанное не означает, что фигура монарха становится чисто декоративной. Как показывает опыт последнего времени монархическую форму правления, считавшуюся в советский пери-од некоей политико-правовой окаменелостью, не следует спешить списывать как безнадежную архаику. Эта форма правления, на-считывающая не одну сотню лет истории, таит в себе немало жиз-ненных потенций. Народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. После распада СССР неко-торые страны СНГ подумывают о введении монархического строя.

В обстановке кризиса национально-этнических столкновений достоинства монархии все больше привлекают внимание: монарх - «отец нации», «стоит над политическими страстями не принадле-жит ни к какой партии», «неподкупный арбитр в различного рода спорах и трениях». А главное, что особенно привлекает в условиях сепаратизма и центробежных тенденций, монарх - «символ единства нации и стабильного правового порядка». Нередко обра-щаются к позитивному опыту решения многих проблем, найден-ному в рамках монархизма: проблем экономики, финансов, жизненного уровня, самоуправления, национального представительства и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.