бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьГосударственное регулирование территориального развития Республики Удмуртия

Государственное регулирование территориального развития Республики Удмуртия

48

Содержание

Введение

Глава I. Характеристика Республики Удмуртия

Глава II. Государственное регулирование территориального развития Республики Удмуртия

§ 2.1 Роль государства в разработке и реализации инвестиционной политики в Удмуртской Республике

§ 2.2 Место федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов в решении задач региональной политики в России

§ 2.3 Реализация федеральных целевых программ в Удмуртии

Заключение

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы реферата. Неоднозначная результативность государственного регулирования российской экономики в совокупности с масштабными изменениями, осуществленными в сжатые сроки в условиях несбалансированного развития экономики в условиях трансформации, требуют дальнейшего углубления исследований по фундаментальным теоретическим основам государственного регулирования, адекватного экономическим реалиям России, а также учитывающего достижения современной экономической мысли и практики зарубежных стран.

В современной экономике периодически возникает необходимость систематических регулирующих воздействий со стороны государственных институтов, особенно в тех областях, где самостоятельные хозяйствующие субъекты не заинтересованы в решении сложных социально-экономических проблем. Именно поэтому проблема государственного регулирования территориального развития особенно актуальна в настоящих условиях, когда идет поиск баланса между рыночными методами регулирования и государственным воздействием на развитие экономики.

Пространственный аспект социально-экономического развития страны вносит два существенных момента в методологию и практику государственного управления: необходимость регионализации инструментов и методов государственного регулирования социально-экономических процессов и появление особой функции государства, воплощаемой в самостоятельном инструменте -- государственной региональной политике. В этой связи крайне актуальным представляется необходимость упорядочения государственного регулирования территориального развития в разрезе региональных налогово-бюджетных отношений.

Исследования в области государственного регулирования регионального развития в экономической литературе традиционно считаются актуальными. Именно этим можно объяснить, что за последнее десятилетие выполнено

большое количество исследований как концептуального, так и прикладного характера по региональной проблематике. Причем, значительно больше внимания стало уделяться теории и практике управления на региональном уровне, поскольку при построении реального федеративного государства усилилась роль субъектов федерации, ставшими активными участниками региональных социально-экономических процессов.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы пространственной организации национального хозяйства, как одного из направлений экономической науки, всегда занимали важное место в работах исследователей. У истоков науки о регионе стояли классики английской политической экономии А. Смит и Д. Рикардо, первый из которых обосновал концепцию абсолютных преимуществ, а второй -- на ее основе -- создал теорию сравнительных преимуществ.

В целом, и зарубежные исследователи региональной проблематики, и отечественные ученые оказали существенное влияние на формирование современных подходов к регулированию территориального развития экономики. На каждом этапе исторического развития формировался тот или иной подход, который отражал систему научных взглядов, характерных именно для того периода времени. Иными словами, в разных странах, в зависимости от сложившихся исторических условий, приоритет отдавался различным теоретическим направлениям региональной науки. В итоге её современное состояние является результатом взаимодействия сложившихся подходов, получивших самостоятельное развитие в разные периоды экономической истории.

Теоретические и практические вопросы территориального регулирования поднимаются в работах современных экономистов по общим проблемам государственного регулирования экономики: Л. Абалкина, Р. Гринберга, Э. Дунаева, В. Ивантера, В. Кушлина, Д. Львова, С. Мельникова, А. Пороховского, М. Сажиной, С. Серегиной, А. Сидоровича, И. Столярова, Л. Ходова, К. Хубиева, Г. Чибрикова, Ю. Швыркова, Ф. Шамхалова и др.
Концепции государственного регулирования экономического развития регионов составляют особую часть в региональных теориях. В этом контексте обращают на себя особое внимание работы таких российских исследователей, как В. Антонюк, Ю. Гонтарь, А. Гранберг, О. Кузнецова, В. Лексин, С.Леонов, В. Орешин, Е.Пешкова, С. Суспицын, А. Швецов и др. Сокращение чрезмерной дифференциации уровней социально-экономического развития регионов является стратегически важным в проведении государственной региональной политики России, неотъемлемым элементом которой выступают бюджетно-налоговые механизмы. Благодаря исследованиям таких современных авторов, как Т. Агапова, Н. Ларина, Ю. Любимцев, Л. Лыкова, В. Христенко, Ю. Швецов и др., развитие современной концепции налогово-бюджетных отношений происходит на серьезной методологической основе и является отражением меняющихся объективных условий развития российской экономики.

Цели и задачи исследования. Целью реферата является обоснование направлений повышения эффективности государственного регулирования регионального развития России (на примере Удмуртской Республики).

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- обозначить теоретические основы государственного регулирования территориальным развитием регионов;

- дать краткую характеристику региона;

- оценить государственное регулирование развития инвестиционной политики, экономических отраслей и социальной сферы в Республике Удмуртии.

Объектом исследования является экономика Удмуртии.

Предметом исследования выступают преимущественно бюджетно-налоговые и другие финансовые инструменты государственного регулирования экономики на региональном уровне.

Глава I. Характеристика Удмуртии

Дата образования Вотской автономной области -- 4 ноября 1920 г. Переименована в Удмуртскую автономную область 1 января 1932 г. Дата преобразования в Удмуртскую АССР -- 28 декабря 1934 г. Принятие Декларации о государственном суверенитете республики -- сентябрь 1990 г. Столица -- г. Ижевск (654,5 тыс. жителей), основан в 1918 г. Расстояние от Москвы до Ижевска 1129 км. Видянина В.И., Степанова М.В. Экономическая география России. С. 123.

Географическое положение. Удмуртская республика расположена в Предуралье в междуречье Камы и Вятки. Протяженность территории с севера на юг 270 км, с запада на восток -- 180 км. Удмуртия граничит: на севере и северо-западе -- с Кировской областью, на востоке -- с Пермской областью, на юго-востоке -- с Республикой Башкортостан, на юге -- с Республикой Татарстан.

Природные условия. Территория республики -- холмистая равнина, постепенно понижающаяся с севера на юг и с востока на запад. Наиболее крупная река -- Кама. Климат умеренно континентальный. Зима холодная, лето сравнительно теплое. Температура зимой колеблется от --20 до -10 градусов, летом -- от +15 до +22 градусов. Вегетационный период длится с конца апреля по конец сентября. Почвы дерново-подзолистые. Леса покрывают около 40% территории Удмуртии. Из деревьев преобладают ель, сосна и береза. Продолжительные вырубки лесов привели к сокращению запаса хвойных пород. Животный мир разнообразен: лисица, куница, барсук, волк, норка, выдра, бобер (созданы специальные бобровые заповедники). Промысловые птицы: рябчик, глухарь, тетерев и куропатка.

Население. Удмуртская республика относится к числу среднеурбанизированных. Около трети населения республики -- сельское. Смертность превышает рождаемость, естественный прирост -- отрицательный и не компенсируется миграционным притоком. Общая численность населения снижается. Удмуртия -- многонациональная республика. Здесь три наиболее многочисленные национальности: русские (60% всего населения), удмурты (31%) и татары (7%) Там же. С. 135.. Кроме них в республике проживают и другие национальности. Коренное население республики -- удмурты. Говорят на удмуртском языке финно-угорской языковой семьи. Письменность на основе русской графики. Верующие удмурты, как правило, православные христиане, но некоторые придерживаются традиционных верований.

Государственное устройство. Удмуртия -- парламентская республика в составе Российской Федерации. Высший орган власти -- однопалатный Государственный совет, избираемый на пять лет. Непосредственное руководство осуществляет правительство во главе с председателем, избираемым на Государственном совете. В октябре 1995 г. республика заключила Договор о разграничении полномочий и предметов ведения с федеральной исполнительной властью.

Экономические преимущества и недостатки. Удмуртия -- республика с развитой промышленностью и многоотраслевым сельскохозяйственным производством. В то же время Удмуртия характеризуется самой высокой в России концентрацией оборонных предприятий. В республике богатые запасы нефти. В год добывается примерно 8-10 млн тонн Видянина В.И., Степанова М.В. Экономическая география России. С. 152.. Тем не менее нефтеперерабатывающая промышленность отсутствует. Явно недостаточно представлена в республике легкая индустрия.

Специализация. Удмуртия поставляет в другие республики Российской Федерации машины, промышленное оборудование, прокат черных металлов. Импортирует: уголь, нефтепродукты, газ, металлы и строительные материалы.

Основные отрасли промышленности Удмуртии: машиностроение и металлообработка. Развиты также черная металлургия и деревообрабатывающая промышленность. Энергетика представлена комплексом тепловых электростанций (в Ижевске, Сарапуле, Воткинске, Глазове), работающих на привозном угле, нефти и газе, а частично на местном торфе; Боткинской ГЭС. Черная металлургия использует привозной чугун и металлолом. Металлургическое производство сосредоточено в Ижевске (передельный завод) -- выплавка качественной стали и производство проката; литейное производство -- в Ижевске и Воткинске. Выделяется производство легковых автомобилей и автофургонов, бумагоделательных машин, мотоциклов, подшипников, оборудования для нефтепромыслов, охотничьих и спортивных ружей, химического оборудования. Предприятия лесной промышленности работают на местном сырье. Заготовки леса ведутся в северных и западных районах республики. Древесина выпускается в виде пиломатериалов, производятся мебель и домостроительные конструкции. Удмуртская республика является монополистом в России по производству буровых насосов, грузовых автомобилей грузоподъемностью до 1,25 тонн, сортовой быстрорежущей стали Там же. С. 158..

Глава II. Государственное регулирование территориального развития Республики Удмуртия

§ 2.1 Роль государства в разработке и реализации инвестиционной политики в Удмуртской Республике

Создание благоприятных экономических, правовых и организационно-управленческих условий для всех участников инвестиционной деятельности на территории Удмуртской Республики предопределяет эффективность промышленного производства, выпуск конкурентоспособной продукции и воспроизводство значительной добавленной стоимости, гармоничное развитие отраслей экономики и социальной сферы, стабильное функционирование систем жизнеобеспечения населения. Все эти направления управленческой деятельности органов власти составляют основу государственной инвестиционной политики - основного функционального звена государственной экономической и социальной политики Удмуртской Республики.

Разработка эффективной и практически полезной государственной инвестиционной политики представляет для органов власти одну из стратегических целей. Таким образом, инвестиционная политика, в первую очередь, предопределяет устойчивые тенденции экономического роста и создает необходимые условия для социально-экономического развития республики.

В настоящее время в республиканской экономике наблюдается рост, увеличение инвестиций, в том числе в социальную сферу, но на этом успокаиваться нельзя, так как много еще надо сделать для того, чтобы этот процесс приобрел устойчивый характер Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. С. 56. .

Для государственной власти остается развитие оборонного и топливно-энергетического комплексов, решение вопросов энергосбережения и экологии, автомобилестроения, дорожного строительства и т. д. Между тем, по-прежнему сохраняется большой разрыв между инвестиционными потребностями Удмуртской Республики и ее финансовыми возможностями, все еще довольно низки инвестиционные ресурсы большинства семей, что предопределяет невысокий платежеспособный спрос и создает трудноразрешимые проблемы на пути обеспечения устойчивого экономического роста Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. С. 84..

Погрешности государственной инвестиционной политики на уровне страны, регионов традиционно были связаны с тем, что в условиях широкомасштабного реформирования нашего общества и становления рыночных отношений недостаточно внимания уделялось, образно говоря, функциональному устройству этой политики. Поэтому весьма затруднительно было обеспечить формирование полноценных инвестиционных ресурсов, их эффективное использование, рост производства, страхование рисков, процедуры гарантий и залога, приемлемые условия кредитования, контроль над целевым использованием ресурсов, их возврат Волков А.А. Роль государства в разработке и реализации инвестиционной политики региона (на примере Удмуртской Республики) //Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2003, № 1-2 (14-15)..

Таким образом, первостепенная обязанность государства при разработке любой стратегии связана с тем, чтобы не допускать ошибок в системе "цели, задачи - средства их достижения". Так называемый "системный кризис" акцентирует внимание именно на этой проблеме, когда ставятся цели и задачи, а исполнительные системы еще не построены или имеют погрешности в своем составе, структуре, функциях.

Стабильность функционирования полноценной инвестиционной системы республики есть показатель эффективности государственной инвестиционной политики, ее востребованности в реализации передовых технологий, научно-технических разработок, всего того, что составляет основу инвестиционного потенциала Удмуртской Республики и страны в целом и предполагает решение труднейшей задачи по обеспечению функционального единства инвестиционной и инновационной политики нашей республики.

Руководство УР стремится сформировать нормативно-правовую базу республики, способную обеспечить стабильное функционирование инвестиционной системы и ее экономическую эффективность, заинтересованность всех субъектов инвестиционной инфраструктуры в реализации целей и задач, предусмотренных государственной социально-экономической политикой.

В этой связи возникает вопрос: а как логически правильно сформировать полноценную инвестиционную нормативно-правовую базу региона, которая представляла бы собой целостную систему стратегических и оперативных документов (именно систему, а не перечень разрозненных документов). Чтобы облегчить решение этой задачи, были разработаны функционально-структурные модели государственной инвестиционной политики и государственной инновационной политики во взаимосвязи друг с другом. В настоящее время в стадии рассмотрения находится проект закона "О государственной инвестиционной политике Удмуртской Республики" и начата разработка концепции инновационной системы и государственной инновационной политики, программы инновационного развития и проекта закона "О государственной инновационной политике Удмуртской Республики" Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. С. 43..

Поскольку инвестиционная деятельность без инновационной малоэффективна и конкурентоспособную экономику без них построить невозможно, то был применен следующий подход: в начале была разработана обобщенная модель государственной инновационно-инвестиционной политики региона, частным случаем которой стали модели государственной инвестиционной и инновационной политики.

Модель включает следующие функциональные уровни:

- уровень управления, характеризующий экономическую и социальную политику РФ, ее влияние на социально-экономическое развитие Удмуртской Республики, на разработку и реализацию государственной инвестиционной политики;

- стратегический уровень управления экономическим, социальным и инвестиционным развитием Удмуртской Республики, включающий:

а) стратегические цели, задачи, приоритеты, благоприятные условия для инвестиционной деятельности, формируемые Правительством Удмуртской Республики;

б) систему прогнозирования, планирования и мониторинга, информационного обеспечения;

в) методику формирования полноценной инвестиционной системы Удмуртской Республики, условия обеспечения ее стабильной работы;

г) специфику взаимосвязи инвестиционной политики Удмуртской Республики с надотраслевыми стратегиями: бюджетно-финансовой, внешнеэкономической, по управлению собственностью, по развитию предпринимательства, антимонопольной, по регулированию цен и тарифов, по развитию фондового рынка, в области подготовки кадров, инновационной.

Анализ устройства государственной инвестиционной политики доказательным образом обосновывает необходимость усиления функциональной значимости региональной системы прогнозирования, планирования и мониторинга, повышения качества ее информационного и аналитического обеспечения. Не надо забывать, что мы живем в эпоху информационных технологий. В этом направлении мы также проводим целенаправленную работу.

Таким образом, к основным принципам государственной инвестиционной политики Удмуртской Республики следует отнести:

1. Соблюдение действующего законодательства РФ и УР.

2. Разработка государственной инвестиционной политики, исходя из законодательно утвержденных приоритетных целей социального и экономического развития.

3. Согласование общегосударственных, региональных, местных интересов, интересов финансовых институтов и хозяйствующих субъектов и других участников инвестиционной деятельности на основе взаимных соглашений.

4. Своевременное формирование полноценной нормативно-правовой базы УР, способной обеспечить инвестиционное развитие республики.

5. Единство целей и средств их достижения, взаимосвязь стратегических и оперативных целей.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.