бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьДемократические политические режимы

Демократические политические режимы

14

Реферат

"Демократические политические режимы"

Содержание

  • Демократия и ее сущность
    • Парламентаризм, его становление и развитие
    • Парламентские правления
    • Президентские правления
    • Полиархия
    • Избирательные системы
    • Правовое государство
Демократия и ее сущность

На протяжении столетий слово "демократия" с греческого языка вошло во все языки мира и получило множество значений. Оно стало одним из наиболее часто употребляемых слов не только в речах политических деятелей, но и в повседневных разговорах сотен миллионов людей/Особенно часто звучит оно теперь в нашей стране, которая переживает переломный момент своей многострадальной истории. Вырываясь из цепей тоталитаризма, народ Украины должен себе четко представлять тот политический государственный строй, к которому он стремится. Не станем забывать Карла Поппера: "Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а только для того, чтобы избежать тирании. Выбираем с сознанием ее недостатков и поисками, как их преодолеть". '

Демократия известна в истории едва ли не раньше, чем другие формы организации общества: прямая первобытная, общинная демократия, военная племенная демократия предгосударственных этапов развития человечества (древние германцы, славяне). Государственные формы демократии были хорошо известны античному миру. В Греции она длительное время чередовалась с различными формами монократии (тираниями, деспотиями). В Древнем Риме республиканская демократия в течение нескольких столетий предшествовала императорскому монархическому правлению, позднее в XI-XIV вв. и на длительное время возникали демократические города-государства (Венеция, Генуя, Новгород).

Несмотря на то, что термин "демократия" используется для определения широкого круга жизненных явлений и ситуаций, первоначально демократия родилась в одном своем значении - как форма организации государства. Сам термин "демократия" состоит из двух греческих слов: demos - народ и kratos - властвование, власть, что буквально означает: власть народа) Более расширенное определение демократии было сформулировано президентом США А. Линкольном. Он определял демократию как govement of the people, by the people, for the people (правительство народа, избранное народом и для народа). Тут все три английских предлога выражают разные аспекты и существенные признаки демократии, а именно: властвование происходит от самого народа - "of", оно осуществляется самим народом - "by", и в интересах народа - "for".

В ранние исторические периоды (от Древней Греции до Французской революции) демократия сводилась к учению о формах государства. Для Геродота (у него это понятие встречается впервые), так же как и у Платона, Аристотеля, Цицерона, Сенеки, демократия значила не какой-либо образ общества, а особую форму организации государственной власти: ею владеет не одна личность (как при монархии или тирании) или группа людей (аристократии, олигархия), а все. Демократия отличалась от других форм политической власти тем, что имела выборные органы, в которых представители народа (в зависимости от того, что понималось под словом "народ") решали вопросы гражданской Жизни. Народ и сам непосредственно мог решать вопросы своей жизни, используя институты прямой демократии. Тут действовал принцип подчинения меньшинства большинству, решения принимались коллективно. Поэтому и считалось, что власть принадлежит народу, осуществляется народовластие, или демократия.

В период Великой французской революции 1789 г. происходит расширение термина "демократия". Она становится понятием, которое отражает поначалу направление мысли, а позднее - определенное социальное движение, его политические цели. С этого времени демократия означает уже не только государственную структуру, альтернативную монархии и аристократии, но и направление либерально-буржуазных мыслей, а также движений, направленных на социальное равенство, автономность личности и соучастие гражданского населения в принятии решений.

В современной трактовке демократия - сложное, многогранное явление. Ее можно рассматривать как социально-политическое движение масс, и как форму государства, форму организации и осуществления власти в обществе, и как политический режим, и как систему прав, свобод и обязанностей граждан.

В мировой политологии существует много концепций демократии: традиционно-либеральная, плюралистическая концепция, элитарная теория демократии, "экономическая теория", критическая теория, концепция партиципации, марксистская теория, системная версия, идентитарная, конкурентная теории и другие.

В процессе исторического развития демократических режимов вырабатывался и шлифовался механизм их функционирования. Первой их формой была прямая демократия, наиболее полно воплотившаяся в античной Греции.

Высшим органом власти в Афинском государстве с начала VI столетия до н.э. стали народные собрания, на которых могли присутствовать и выступать все афинские граждане. Большинство государственных должностей в Афинах замещалось по жребию. Только стратеги, командовавшие войском и занимавшие важнейшие государственные посты, и некоторые другие ответственные лица избирались на народном собрании открытым голосованием. На собраниях проверялась работа должностных лиц, принимались решения по вопросам обороны страны и другим важным государственным делам. Политическими правами пользовались только мужчины, достигшие 20 лет и официально включенные в гражданские списки. Во времена расцвета афинской демократии (середина V в. до н. э) их было 30-35 тыс., в остальное время - не более 20 тыс. Но и тогда в силу обстоятельств правом участвовать в работе пользовались далеко не все. На собраниях собирались, главным образом, жители Афин, Пирея и их окрестностей. Крестьянам, особенно из отдаленных частей Аттики, часто (собрания созывались сначала один раз в год, а с V столетия до н.э. - приблизительно три раза в месяц) приходить в Афины было неудобно, а во время сельскохозяйственных работ просто невозможно. Поэтому обычно на собраниях афинского народа присутствовало 2-3 тысячи человек.

Итак, уже в обществе, которое наиболее полно реализовало в истории человечества идею народовластия, реального участия всего народа в решении гражданских вопросов не существовало. В ходе дальнейшего развития общественных структур воля народа стала реализоваться через институт посредников - парламент.

Парламентаризм, его становление и развитие

В общепринятом понимании парламентаризм означает систему правления, при которой в политическом процессе существенную роль играет парламент. Парламент - высший представительский орган, который состоит из определенного числа формально равноправных членов, принимающих на основе публичных обсуждений коллективные решения, которые обязательны для населения страны.

Корни парламентаризма уходят в глубину столетий, в институты английского феодального государства. Парламентом (от латинского parlament - разговор, обсуждение) с середины XIII столетия называли собрания вассалов короля. Это был тесный круг лиц, со временем включивший в свой состав представителей графств, городов и торговых центров. Предметом обсуждения сначала были вопросы права, но уже в XIV веке парламент санкционировал выплату средств на содержание королевского двора и других государственных трат. Тогда же возник обычай, в соответствии с которым представители неродовитого дворянства, духовенства и бюргерства собирались на отдельные заседания, принимали решение и передавали свое единое мнение королю через специально выбранного спикера (speaker). Парламент разделился на нижнюю палату (общин) и верхнюю палату (лордов). В длительной и ожесточенной борьбе, в ходе которой был обезглавлен король Карл I (1649 г), палата общин добилась права налогообложения, которое было связано с правом на регулярный созыв парламента ("без регулярного представительства не платить налоги!"), а также получила право на законотворчество - сначала путем просьб (петиций) королю, который принимал эти законы по одобрению парламента. При королях Ганноверской династии (с 1714 г) после длительной борьбы прокладывает себе путь правило, согласно которому король не мог назначить (отставить) премьер-министра, который бы не пользовался доверием парламентского большинства.

В дальнейшем утвердилось правило, в соответствии с которым премьер-министром провозглашался лидер, победившей на выборах в парламент партии. Таким образом, английский парламентаризм приобрел современный облик.

В странах Запада парламентаризм как система правления в основном сложился в последней трети XIX столетия. Именно в этот период парламент в странах Западной Европы и Южной Америки стал выбираться на основе всеобщего и равного избирательного права. До этого существовал избирательный ценз, который давал право участия в выборах лишь тем, кто платил достаточно высокий налог и имел собственность. Женщины были лишены избирательных прав даже в Англии и Германии до конца Первой мировой войны. Современные парламенты бывают двухпалатные и однопалатные. Парламент как собственное название представительного учреждения используется в Великобритании, Франции, Италии, Японии, Канаде и др. странах; в США и странах Латинской Америки парламент называется конгрессом, в Швеции - риксдагом, в Норвегии - стортингом, в Финляндии и Польше - сеймом, в Украине - Верховной Радой. Нижние палаты двухпалатных и однопалатные парламенты формируются путем прямых выборов; верхние палаты формируются путем либо прямых выборов (США, Италия), либо непрямых (опосредованных, многоступенчатых) выборов (Индия, Франция), в Великобритании, Канаде часть членов верхней палаты занимает места в порядке наследования или назначения.

Парламентские правления

Формы осуществления государственной власти в рамках современной представительной демократии неодинаковы. Разделяются президентские и парламентские режимы. Главное отличие между президентским и парламентским правлениями заключается в реализации принципа разделения властей. Президентский режим характеризуется особенным, "жестким" разделением властей, при котором "функциональное" разделение дополнено "органическим" (то есть органы, которым поручено осуществление той или другой функции власти, " в своей деятельности не зависят один от другого), в то время как для парламентского режима характерно "гибкое" разделение законодательной и исполнительной властей.

Основными чертами парламентского правления являются:

дуализм исполнительной власти, то есть разделение ее на главу государства и Кабинет министров;

политическая ответственность правительства перед парламентом, то есть обязанность правительства уйти в отставку в случае парламентского вотума недоверия;

наличие независимого главы исполнительной власти, который владеет правом назначать министров и правом досрочно распускать нижнюю палату парламента;

отсутствие у парламента права сместить главу исполнительной власти.

При парламентском режиме, как видим, существует система равновесия между исполнительной и законодательной властями.

При парламентском режиме первоочередное значение на пути партии к управлению страной имеют парламентские выборы. Это обусловлено тем, что существование правительства зависит от поддержки его нижней палатой парламента. Принцип политической ответственности правительства перед нижней палатой парламента обязывает главу государства назначать министрами только тех лиц, которые пользуются доверием нижней палаты. Фактически это означает, что правительство формирует та партия (блок партий), которая распоряжается большинством мест в нижней палате парламента.

Если между правительством и нижней палатой возникают противоречия, то существуют быстрые и законные способы их разрешения, не доводящие дело до глубокого конфликта. Выход из подобной ситуации может быть двояким:

отставка правительства и создание нового Кабинета министров в несколько другом партийном составе;

роспуск нижней палаты и проведение новых парламентских выборов.

Парламентарные режимы широко распространены в странах Западной Европы. Примером парламентского режима, его наиболее полным воплощением несомненно является Англия.

Президентские правления

Президентское правление характеризуется такими чертами:

отсутствие дуализма исполнительной власти, так как президент является одновременно главой государства и главой правительства;

президент избирается непосредственно всей нацией;

президент и парламент независимы один от другого, так как парламент не имеет права сместить президентское правительство с помощью вотума недоверия, а президент не может распустить парламент.

Поскольку правовые нормы при президентском режиме не определяют права парламента сместить правительство, выразив ему вотум недоверия, президент имеет возможность сформировать правительство из представителей своей собственной партии (а также других партий, поддержавших его на президентских выборах) даже в том случае, если партия не располагает большинством мест в парламенте. Иначе говоря, для того чтобы партия (блок партий) смогла сформировать правительство при президентском режиме, ей (им) необходимо одержать победу на президентских, а не на парламентских выборах. В политической практике нередко возникает ситуация "разделенного правления", при которой на президентских выборах побеждает одна партия (блок партий), а парламентские выборы приносят победу другой. В этом случае исполнительная и законодательная власти контролируются разными политическими силами. Поэтому президентский режим может существовать только тогда, когда между соперничающими партиями нет серьезных разногласий, касающихся наиболее важных проблем общественной жизни, а их соперничество за власть не приводит к глубоким конфликтам. Наиболее красноречивый пример такого правления - США, где ситуация "раздельного правления" достаточно частое явление, ибо обе партии, доминирующие на политической арене этой страны, - и республиканская, и демократическая - разделяют одни и те же ценности, и расхождения между ними носят тактический, а не стратегический характер.

Значительное число западных демократий едва ли подходит под вышеописанные "чистые" формы правления. Большинство из них представляют собой смешанные формы, среди которых следует выделить две модели.

Президентско-парламентская форма правления (например, Веймарская республика или Французская республика). Здесь президент играет значительно более важную роль, чем при парламентской модели. Президент государства в таких системах избирается на прямых выборах, он оказывает существенное влияние на создание правительства и назначение служебных лиц на ключевые посты. Но правительство зависит не только от президента, оно ответственно также перед парламентом и может быть заменено последним. Важную, роль при таком правлении играют партийная система и парламентское большинство. Президент во Франции только тогда может прочно удерживать свои позиции, когда располагает большинством в парламенте.

Другая модель может быть проиллюстрирована на примере Швейцарии, где действует конституция, которая объединила в себе черты президентской и парламентской форм правления. Хотя парламент и выбирает правительство, но не может его отозвать. В свою очередь, правительству не принадлежит право решения, касающегося парламента. Правительственный пост и депутатский мандат не совместимы. Правительство - в отличие от президентской системы - имеет право законодательной инициативы.

"Смешанные формы" правления характерны и для большинства стран СНГ, в том числе и для Украины. Процесс перехода от тоталитаризма к демократии привел здесь к непродуманному, произвольному соединению элементов той и другой форм правления. Посты президентов сосуществуют тут с парламентами, наделенными не только законодательными, контролирующими, но и регулирующими функциями. Не разработанность четкого статуса правительства, отсутствие точного разграничения функций различных властных структур, а также детально разработанного механизма сдержек и противовесов, который шлифовался в странах западной демократии веками, неопределенность во взаимоотношениях центральных и местных органов власти приводят к изнурительной и болезненной для общества борьбе между законодательной и исполнительной ветвями власти, создают иногда угрожающие для государственной стабильности кризисы власти.

Важное значение в современных демократиях играет механизм "сдержек и противовесов" (checks and balances) - принцип, согласно которому распределение власти внутри системы должно быть примерно одинаковым, то есть уравновешенным. Разные ветви власти взаимно сдерживаются, ограничиваются и таким образом предотвращаются злоупотребления государственной властью. Примером такой процедуры является "отлагательное вето", то есть право президента в ряде государств, в том числе Украины, не согласиться с законом, принятым парламентом. Парламент, в свою очередь, может 2/3 голосов отклонить президентское "вето" при повторном обсуждении законопроекта. Конституция любой демократической страны предусматривает целый набор таких процедур, не дающих возможности ни исполнительной, ни законодательной власти усилиться за счет другой.

Полиархия

В наше время понятие "демократия" приобрело чрезвычайно широкий смысл. Оно включает не только характеристику формы политического правления, но также моральные и философские основы человеческого взаимоотношения, сотрудничества, принципы организации различных объединений, способ общения индивидов и т.д. Это побудило политическую науку отличать демократию в широком смысле от конкретной формы политического устройства. Для характеристики последнего был предложен термин "полиархия" (ро1уагспу - многовластие, правление многих). Для полиархии как политического порядка, по мнению Р. Даля, обязательны следующие принципы:

Выборные должностные лица. Контроль за решениями правительства конституционально закреплен за избираемыми должностными лицами.

Свободные и честные выборы.

Всеобщее голосование. Все взрослое население обладает правом голоса.

Право претендовать на выборную должность.

Свобода слова. Граждане имеют право выражать свое мнение без угрозы сурового наказания по самому широкому кругу вопросов, включая критику должностных лиц, правительства, режима, социально-экономического порядка и господствующей идеологии.

Альтернативная информация. Граждане вправе обращаться к альтернативным источникам информации, охраняемым законом.

Независимость самоорганизации. Граждане обладают правом создавать относительно независимые ассоциации или организации, включая независимые партии и группы интересов.

Полиархия, будучи правлением большинства, тем не менее обеспечивает уважение прав меньшинства в той или иной мере. В противном случае общество не защищено от тирании большинства. История знает немало случаев, когда ничем не сдерживаемая воля большинства приводила к деспотизму (якобинская диктатура). Чем надежнее защищены права меньшинства, тем прочнее и эффективнее демократические правления.

Избирательные системы

Неотъемлемой чертой современных демократий является всеобщее избирательное право, которое утвердилось в большинстве европейских государств только в XX столетии. Волеизъявление граждан данной страны осуществляется через избирательные системы.

Избирательная система - совокупность правил и приемов, обеспечивающих участие общества в формировании государственных представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов. Поскольку в современных демократиях существуют не только общенациональные парламентские и президентские выборы, но также выборы в органы местного самоуправления, в законодательные собрания административно-территориальных единиц (штатов, земель, республик и т.д.), а в ряде стран и выборы некоторых местных должностных лиц (судьи, присяжные, шерифы и т.д.), избирательные системы играют важную роль для обеспечения эффективного функционирования общества.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.