бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая работа: Анализ существующих подходов оценки психологической устойчивости личности при работе с конфиденциальной информацией

Курсовая работа: Анализ существующих подходов оценки психологической устойчивости личности при работе с конфиденциальной информацией

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ставропольский государственный университет

Физико-математический факультет

Кафедра Компьютерная безопасность

Курсовая работа

Тема:

«Анализ существующих подходов оценки психологической устойчивости личности при работе с конфиденциальной информацией»

Дата защиты

«__»_________ 200__ г

Оценка _____________

Подписи членов комиссии

Ставрополь

2008


СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет___________________________________________

Кафедра_____________________________________________

Специальность________________________________________

УТВЕРЖДАЮ

Зав. Кафедрой ____________________

_________________________________

«___» _______________ 200_г.

ЗАДАНИЕ

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ (ПРОЕКТ)

Студенту_____________________________________________

(Ф.И.О.)

Тема курсовой работы (проекта)_________________________

_______________________________________________________________________________________________________________

утверждена на заседании кафедры от «__» ______ 200_г., №______

Срок защиты курсовой работы (проекта) __________________

_____________________________________________________

Исходные данные к работе (проекту)_____________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание расчетно–пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов)_______________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень графического материала (графики, диаграммы, рисунки, чертежи, и т.п.)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научный консультант __________________________________

Дата выдачи задания ___________________________________

Руководитель _________________________________________

Задание принято к исполнению __________________________

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

№ п/п Наименование этапов курсовой работы (проекта) Срок выполнения Отметка о выполнении

Студент _____________________________________________

Содержание

Введение

1. Психологическая устойчивость личности

1.1. Общие сведения о психологической устойчивости личности

1.2. Факторы, влияющие психологическую устойчивость личности

1.3. Анализ существующих методик оценки устойчивости личности при работе с конфиденциальной информацией.                                   

Выводы

2. Разработка методики оценки личности

2.1 Методика на основе 16 факторного опросника Кеттела, опросника Айзенка и методики Смекала и Кучера

Заключение

Список использованных источников


Введение

Имеющийся зарубежный и отечественный опыт защиты служебных, произ­водственных и коммерческих секретов свидетельствует, что без активного вовле­чения в этот процесс всех сотрудников, имеющих доступ к конфиденциальной информации, результат не может быть полным. Специалисты по защите инфор­мации приводят данные, утверждающие, что определяющей фигурой, в обеспече­нии сохранности ценных сведений предприятия является его сотрудник. Уже се­годня 75% служащих США и 80% в Японии - занимаются обработкой информа­ции. Анализ угроз информации, проведенной специальной командой по обеспе­чению безопасности информации проведенной в 1995 г. в министерстве обороны США, позволил выделить следующие виды угроз информационным ресурсам - по возрастанию степени их опасности:

–         некомпетентные служащие;

–         хакеры и крэкеры;

–         неудовлетворенные своим статусом служащие;

–         нечестные служащие;

–         инициативный шпионаж;

–         организованная преступность;

–         политические диссиденты;

–         террористические группы.

Угроза, исходящая от некомпетентности служащих, по мнению экспертов, основывается на алгоритмической уязвимости информационных систем, которая не исключает возможности некомпетентных действий и может привести к сбоям системы. Эта угроза исходит в основном от слабо подготовленных администрато­ров, которые незаслуженно достигли привилегированного положения и способны на нечестные поступки для достижения еще больших привилегий. Хакеры и кре­керы (специализирующиеся на взломе коммерческих программ) являются гораздо более технически грамотными личностями. В зависимости от мотивов, целей и методов действий всех хакеров можно разбить на несколько групп, начиная с ди­летантов и кончая профессионалами. Неудовлетворенные служащие предостав­ляют внутреннюю угрозу. Они опасны тем, что имеют ле­гальный доступ. То же можно сказать и про нечестных служащих. В данном слу­чае трудно определить, какая из этих категорий служащих может нанести боль­ший урон. Обычно дейст­вия таких служащих выливаются в закладку «логической бомбы». Инициатив­ный шпионаж непосредственно примыкает к двум вы­шеприведенным угрозам, исходящим от служащих, и может принести массу не­приятностей компании. Уг­роза, исходящая от организованных преступных груп­пировок, основывается на том, что информация является основой мировой эконо­мики, а, следовательно, криминальные элементы будут пытаться получить доступ к информационным ре­сурсам компаний, чтобы получить незаконные доходы. Включение информаци­онных систем фирм в международную сеть привлекают политических диссиден­тов. Их интересы состоят в распространении призывов к различным акциям, гра­жданскому неповиновению. Участники террористических групп с помощью овла­дения информационными ресурсами и системами стара­ются придать своим ак­циям больше значения, запугать население, посеять па­нику. В связи с этим пре­доставляется целесообразным в целях обеспечения ин­формационной безопасно­сти коммерческих структур уделять большее внимание подбору и изучению кад­ров, проверке любой информации, указывающей на их сомнительное поведение и компрометирующие связи.

Обычно процедура отбора кадров проводиться по традиционно-формальным признакам: образование; разряд; стаж работы по специальности. На современных предприятиях при весьма ограниченной численности сотрудников, все более час­том совмещении рядовыми исполнителями различных участков и стремительно увеличивающихся потоков информации и управленческих команд, каждый со­трудник во все возрастающей степени становиться носителей конфиденциальных сведений, которые могут представлять интерес, как для конкурентов, так и для криминальных сообществ.

В таких условиях весьма существенно повышаются и изменяются требова­ния к личным и деловым качествам сотрудников и, следовательно, к кандидатам на работу. Данное обстоятельство побуждает руководителей все чаще обращаться к методам и процедурам научной психологии, с помощью которых можно доста­точно быстро, надежно и всесторонне оценивать возможного кандидата и состав­лять его психологический портрет. Психологический профотбор преследует сле­дующие основные цели:

–         выявление ранее имевших место судимостей, преступных связей, крими­нальных наклонностей;

–         выявление предрасположенности кандидата к совершению противоправ­ных действий, дерзких и необдуманных поступков в слу­чае формирования в его окружении в определенных обстоятельств;

–          установление фактов, свидетельствующих о морально-психологиче­ской надежности, неустойчивости кандидата на работу.

Как свидетельствуют многочисленные опросы и приведенные свидетельства, в настоящее время многие руководители ведущих московских коммерческих структур, все более глубоко осознают роль и место своих сотрудников в создании и поддержке общей системы безопасности. Такое понимание этой проблемы ведет к настойчивому внедрению процедур тщательного отбора и расстановки кадров. Так, постепенно приобретают все более большую значимость рекомендательные письма, научные методы проверки на профпригодность и различного рода тести­рования [1].


1.         Психологическая устойчивость личности

Слово «устойчивый» во многих языках мира означает «стабиль­ный, стойкий, твердый, прочный, крепкий». В «Словаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова: «стабильность, рав­новесие» [2].

Термин stability переводится как: 1) устойчивость, стабильность, состояние равновесия; 2) постоянство, твердость; а mental stability – психическая стабильность (устойчивость) [3].

В словаре А. Ребера [4] «устойчивый» понимается как характери­стика индивида, поведение которого относительно надежно и последо­вательно. Его антоним – термин «неустойчивый», имеющий в психоло­гии несколько значений. Два основных таковы: 1) «неустойчивый» – это индивид, демонстрирующий беспорядочные и непредсказуемые модели поведения и настроения; 2) «неустойчивый» – это индивид, склонный демонстрировать невротические, психотические или просто опасные для других модели поведения. Во втором значении этот тер­мин используется как своего рода неформальный психиатрический ди­агноз.

«Стабильный» в этом словаре объясняется как черта (в теориях личности), характеризующаяся отсутствием чрезмерных эмоциональ­ных изменений. В этом случае часто используется уточняющее слово «эмоциональная» (стабильность). В английском, немецком, француз­ском и испанском языках слово «устойчивость» – синоним слова «ста­бильность».

Психологическая устойчивость – это динамика устойчивых со­стояний личности как системы, при которых она способна с опреде­ленной вероятностью идентифицировать и блокировать внешние и внутренние негативные воздействия.


1.1. Общие сведения о психологической устойчивости личности

Психологическая устойчивость является  сложным и емким каче­ством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, ши­рокий круг разноуровневых явлений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устой­чивости. На передний план выходят три аспекта психологической ус­тойчивости:

–          стойкость, стабильность; уравновешенность, соразмерность;

–          сопротивляемость (резистентность).

Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный (достаточно высокий) уровень настроения.

Уравновешенность – соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражи­теля, значению события (величине положительных или отрицательных последствий, к которым он может привести). Сопротивляемость – это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведе­ния, свободу выбора.

Стойкость. Стойкость проявляется в преодолении трудностей как способность сохранять веру в себя, быть уверенным в себе, своих воз­можностях, как способность к эффективной психической саморегуля­ции. Стабильность проявляется в сохранении способности личности функционировать, осуществлять самоуправление, развиваться, адапти­роваться.

Одна из сторон стойкости – приверженность избранным идеалам и целям. Стойкость возможна, если есть экзистенциальная определен­ность. Экзистенциальная определенность – это переживание удовле­творения своих основных потребностей. Экзистенциальная неопреде­ленность – отсутствие переживания удовлетворения своих основных потребностей, неудовлетворенность самореализацией, отсутствие смысла жизни, отсутствие привлекательных жизненных целей. Для большинства людей основными являются потребности в самореализа­ции, самовыражении, самоутверждении. Названные потребности отно­сят к высшим потребностям. Не для всех людей таковые являются ос­новными, ведущими. Для части людей основные потребности ограни­чены витальными потребностями, потребностями в безопасности, по­требностями в принятии другими людьми.

Стойкость также проявляется в постоянном, достаточно высоком, уровне настроения. Способность сохранять постоянный уровень на­строения и активности, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, иметь разносторонние интересы, избегать упрощен­ности в ценностях, целях и стремлениях – также важная составляющая психологической устойчивости. Приверженность одной ценности, од­ной цели, служение одному идеалу могут давать ощущение экзистен­циальной определенности, но не поддерживают полноту психологиче­ской устойчивости. Причина здесь в том, что человек при таком экзи­стенциальном решении выстраивает пространство личности, весьма отличающееся от того, как оно построено у большинства других. Его индивидуальность включает акценты, усложняющие межличностное взаимодействие и, таким образом, обычно, сужает круг людей, с кото­рыми могут быть установлены  эмоционально насыщенные отношения. Но потребности в эмоционально теплых отношениях крайне редко мо­гут быть чем-либо компенсированы.

Стабильность, как составляющую психологической устойчивости, не следует понимать как застылость. Для психологической устойчиво­сти личности необходима способность к саморазвитию, формированию собственной индивидуальности.

Устойчивость предполагает совокупность адаптационных процес­сов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованно­сти основных функций личности, стабильности их выполнения. Ста­бильность выполнения не обязательно предусматривает стабильность структуры функций, но скорее предполагает ее достаточную гибкость.

Разумеется, в стабильность входит стабильность функционирова­ния, надежность в профессиональной деятельности. Мы не будем ка­саться вопросов надежности деятельности.[5,6,7,8]. Заметим лишь, что уровень психологической устойчивости личности, так или иначе, про­является и в ее трудовой деятельности, в надежности работника, про­фессионала. С другой стороны, успешная профессиональная деятель­ность для многих является базисом полноценного переживания само­реализации, что влияет на удовлетворенность жизнью в целом, на на­строение и психологическую устойчивость.

Сниженная стойкость приводит к тому, что, оказавшись в ситуа­ции риска (ситуации испытаний, ситуации потерь, ситуации социаль­ной депривации) человек преодолевает ее с негативными последст­виями для психического и соматического здоровья, для личностного развития, для сложившихся  межличностных отношений. Ситуации риска, поведения личности в них, вопросы профилактики негативных последствий будут рассмотрены в третьем разделе книги.

Уравновешенность. Психологическую устойчивость следует рас­сматривать как соразмерность, равновесие постоянства и изменчиво­сти личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлении новых способов поведения, поиске новых способов дея­тельности, выработке новых форм реагирования на ситуации. При та­ком рассмотрении в основе психологической устойчивости личности лежит гармоническое (соразмерное) единство постоянства личности и динамичности, которые дополняют друг друга. На фундаменте посто­янства выстраивается жизненный путь личности, без него невозможно достижение целей жизни. Оно поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как личности и индивидуальности. Дина­мичность и приспособляемость личности теснейшим образом связаны с самим развитием и существованием личности. Развитие невозможно без изменений, которые происходят в отдельных сферах личности и в личности в целом, они обусловлены как внутренней динамикой, так и средовыми воздействиями. По сути, развитие личности и представляет собой совокупность ее изменений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.