бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая работа: Межличностные манипуляции, как социальное явление

Курсовая работа: Межличностные манипуляции, как социальное явление

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Орловский государственный университет

Юридический факультет

Курсовая работа

Тема: «Межличностные манипуляции, как социальное явление»


Содержание

Введение

1.  Характеристика понятия «манипуляция»

1.1 Происхождение и развитие понятия «манипуляция»

1.2 Субъект и объект манипуляции

2.  Особенности межличностных манипуляций

2.1 Основные позиции рассмотрения межличностных манипуляций

2.2 Обсуждение как компонент межличностного взаимодействия

3.  Приемы и техника манипуляций в межличностном взаимодействии

3.1 Приемы скрытой манипуляции

3.2 Манипулятивные приемы в обсуждениях и дискуссиях

4.  Методы противодействия межличностным манипуляциям

4.1 Правила поведения для защиты от манипуляций

4.2 Нейтрализация манипуляций в обсуждениях и дискуссиях

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Актуальность темы. Условия кардинального реформирования российского общества качественно изменили взаимоотношения между людьми. В настоящее время происходит выдвижение отношений соревновательности, конкуренции, борьбы на ведущее место в системе социальных отношений в российском обществе. Это отражается на всех уровнях социального взаимодействия – от межличностного общения до массовой коммуникации.

Причем наряду с положительным влиянием конкуренции на повышение инициативы и активности значительной части населения это приводит также к массовому использованию способов и приемов информационно-психологического воздействия, сущностью которого является получение односторонних преимуществ зачастую в ущерб окружающим.

В настоящий период произошел резкий рост методов манипуляции сознанием человека, бурное развитие разнообразных технологий манипулирования. Это и навязчивая реклама, и изощренные формы борьбы за голоса избирателей, создание политического имиджа и жесточайшие формы подавления личности в псевдорелигиозных сектах, тайных обществах и экстремистских организациях.

Однако, манипулирование личностью, использование различных средств и технологий информационно-психологического воздействия на людей, проявляется не только в политике или рекламе, часто люди в повседневной жизни используют ее в своих целях. Так, почти любой современный человек играет роли, изображает чувства, которых не имеет, или же, наоборот, скрывает их. Мы манипулируем собой, когда говорим не то, что чувствуем, когда изображаем спокойствие, а на самом деле ощущая гнев или боль. Мы часто манипулируем другими, заставляя делать их то, что выгодно нам. Люди сами способствуют проявлению манипуляции: нетерпение, любопытство, мягкость, уступчивость.

Проблема манипулирования личностью, человеком, его сознанием и поведением неоднократно ставилась в ХХ веке отечественными и зарубежными исследователями. Она рассматривалась в рамках работ, посвященных философским, социологическим и психологическим аспектам политики и права, развития общества, индивидуальной и общественной психологии.

В последнее время активизировались исследования проблемы манипуляций личностью, человеком, его сознанием и поведением как на теоретическом, так и прикладном уровне. Философский анализ современного состояния проблемы манипуляций личностью и их особенностей в советский период развития российского общества проведен в диссертационном исследовании и работах Ю.А.Ермакова. Современный психологический анализ состояния проблемы межличностных манипуляций проведен в работах Е.Л.Доценко.

Знания о том, как по средствам манипуляции сознанием одни люди воздействуют на других постепенно накапливаются и в науке, и в художественном творчестве, и в обыденном опыте.

Наука, в основном, описывает структуру самого явления манипуляции, ее техники, приемы и системы приемов - это технологический подход.

Литература, театр, кино исследуют душу человека, мотивы поступков, причины доверчивости жертв манипуляции, угрызения совести манипулятора – через призму нравственных норм той или иной культуры.

Из сказанного выше видно, что манипуляция сознанием рассматривается с разных сторон, тем самым накапливаются знания по данной проблеме. Такие знания необходимы для распознавания манипуляторов, изучения системы манипуляции, для того чтобы не стать новой жертвой манипулятора, научиться принимать собственные, а не навязанные решения, которые могут противоречить нашим интересам и наносить им ущерб.

Объектом исследования является манипуляция, как форма воздействия на людей.

Предметом исследования является отечественная и зарубежная литература, монографии, описывающие сущность, признаки, систему манипуляции и способы защиты от нее, а также периодические издания по денной теме.

Цель и задачи исследования.

Основной целью исследования является изучение сущности манипуляции.

В соответствии с поставленной целью, в работе определены следующие задачи:

- дать характеристику понятия манипуляции;

- определить специфику объекта и субъекта манипуляции;

- рассмотреть межличностные манипуляции;

- выявить приемы скрытой манипуляции и манипуляции в обсуждениях и дискуссиях;

-обозначить правила поведения для защиты от воздействия манипуляции;

Степень научной разработанности темы.

Теоретической разработки вопросов, связанных с предварительным расследованием были посвящены работы таких ученых, как Е.В. Доценко, Ю.А. Ермаков, Е.Н. Скаженник, Н.И. Козлов, Е.Н. Волков, С.Д. Хассен, Г.В. Франке, Э. Шостром, Г. Шиллер, И. Мельник, Г. Грачев.

Структура работы.

Задачи исследования определили структуру работы, состоящей из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.


1.           Характеристика понятия «манипуляция»

1.1      Происхождение и развитие понятия «манипуляция»

Определение понятия манипуляции постоянно менялось с течением времени. Разные источники дают различные определения термина «манипуляция». Это связано и с областью применения данного понятия, и со временем, и с расширением сферы употребления, а так же с личностным отношением каждого к определению манипуляции.

Само слово «манипуляция» содержит в себе корень латинского слова manus – рука (manipulus – пригоршня, горсть, от manus и ple –наполнять). Так же латинским словом manipulus обозначался небольшой отряд воинов (около 120 человек) в римском войске. В Оксфордском словаре английского языка манипуляция (manipulation) трактуется как «обращение с объектами со специальным намерением, целью, как ручное управление, как движения, производимые руками, ручные действия». Особенно отмечается наличие ловкости, сноровки при выполнении действий-манипуляций. Примером может служить освидетельствование, осмотр некой части тела с помощью рук или лечебной процедуры в медицине.

Позже термин «манипуляция» начал использоваться в технике для обозначения искусных действий с рычагами, производимыми руками. Сами рычаги и рукоятки нередко называются манипуляторами. По мере усложнения механизмов манипуляторами стали называть имитаторы или искусственные заменители рук: специальные приспособления для сложного перемещения предметов с дистанционным управлением. Например, для загрузки и выгрузки стержней с ядерным топливом. В переносном значении Оксфордский словарь определяет манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими или вещами с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка». Отсюда произошло и современное переносное значение слова – ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами.

Таким образом, термин «манипуляция» есть метафора и употребляется в переносном смысле: ловкость рук в обращении с вещами перенесена в этой метафоре на ловкое управление людьми.

Метафора манипуляции складывалась постепенно. Важным этапом в ее развитии было обозначение этим словом фокусников, работающих баз сложных приспособлений руками. Искусство фокусников основано на свойствах человеческого восприятия и внимания – на знании психологии человека. Своих эффектов фокусник-манипулятор добивается, отвлекая, перемещая и концентрируя внимание зрителей, действуя на их воображение, создавая иллюзии восприятия. Основные психологические эффекты создаются на основе управления вниманием (отвлечение, перемещение, сосредоточение), широкого использования механизмов психологической установки, стереотипных представлений и иллюзий восприятия. Полное перенесение слова «метафора» в новый контекст ведет к тому, что под объектами действий-манипуляций понимаются уже не предметы, а люди, при этом сами действия выполняются уже не руками, а с помощью иных средств. В результате манипуляция в переносном значении – это стремление «прибрать к рукам», «приручить» другого, «заарканить», «поймать на крючок», то есть попытка превратить человека в послушное орудие, в марионетку.

Однако метафора «прибирания к рукам» - хоть и стержневой признак, производный от manipula, но отнюдь не единственный, конституирующий психологическую манипуляцию. В процессе своего становления, этот признак был дополнен другими качествами. Так, для манипуляции характерны искусность, ловкость, мастерство исполнения. Манипуляция в метафорическом значении предполагает также и создание иллюзии независимости адресата воздействия от постороннего влияния, иллюзии самостоятельности принимаемых им решений и выполняемых действий.

Таким образом, полная метафора психологической манипуляции содержит три важнейших признака[1]:

1. Идею «прибирания к рукам»,

2.Обязательное условие сохранения иллюзии самостоятельности решений и действий адресата воздействия,

3. Искусность манипулятора в выполнении приемов воздействия.

Современный словарь социологии, изданный в 1969 году, определяет манипуляцию как «вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает».

С шестидесятых годов двадцатого столетия манипуляция стала предметом особого изучения. Проблемой ее использования занимались Бессонов Б.Н., Волкогонов Д.А., Шиллер Г., Войтасик Л., Бенигер Дж.Р., Брок Т.С., Беккер Л.А., Гудин Р.Е., Кей Б., О`Коннар Е.М., Пайн С.С., Прото Р., Розенберг В., Робинсон П.У., Шостром Э. и др. все они предложили свое определение манипуляции, рассмотрим некоторые из них.

Бессонов Б.Н.: форма духовного воздействия, скрытого господства, осуществляемого насильственным путем;

Волкогонов Д.А.: господство над духовным состоянием, управление и изменение внутреннего мира;

Гудин Р.Е.: скрытое применение власти или силы вразрез с предлагаемой волей другого;

Рудинов Дж.: побуждение поведения, посредствам обмана или игрой на предлагаемых слабостях другого;        

Шостром Э.: Управление и контроль, эксплуатация другого, использование в качестве объектов, вещей.

Робинсон П.У.: мастерское управление или использование.

В приведенных определениях просматривается ряд важных критериев в определении манипуляции:

- скрытно,

- неявно,

- обман,

- эксплуатация,

- господство,

- управление,

- контроль,

-принуждение,

- использование других в качестве объектов,

- мастерство и сноровка.

Основываясь на данных критериях, отечественный ученый Е. Доценко дает следующие несколько определений манипуляции[2]:

1. Вид психологического воздействия, искусное выполнение которого ведет к скрытому возбуждению у реципиента намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями и потребностями».

2. Психологическое воздействие, нацеленное на изменение направления активности другого человека, выполненное настолько искусно, что остается незамеченным им.

3. Психологическое воздействие, направленное на неявное побуждение другого к совершению определенных манипулятором действий.

4. Искусное побуждение другого к достижению (преследованию) косвенно вложенной манипулятором цели.

5. Действия, направленные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкание им, производимые настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением.

Итак, манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.


1.2      Субъект и объект манипуляции

Одна из характерных черт современной эпохи – стремительно возрастающий поток информации, который человеку необходимо воспринять, освоить и применить для решения нередко очень сложных задач, и человек, принимающий решения, становится как субъектом, так и объектом психологического воздействия. Существуют различные средства, методы и приемы такого воздействия, которые систематически и постоянно используются в нашей повседневной жизни, практически во всех сферах социального взаимодействия людей, и объектом воздействия которых в наше время выступает любой человек современного общества.

Таким образом, объект манипуляции - это то, на что направлены действия манипулятора. Нередко под объектом понимаются мишени манипуляторов сознанием. Такого мнения придерживаются в своих работах Кара-Мурза, Доценко. Понятие «мишень» используется для обозначения тех психических структур, на которые оказывается влияние со стороны инициатора воздействия независимо от того, имел ли он такое намерение или нет[3]. Однако данные авторы по-разному классифицируют мишени психологического воздействия.

Мишенями манипулятора могут быть: мышление, чувства, воображение, память, внимание. В своей работе «Манипуляция сознанием» Кара-Мурза говорит, что логическое мышление человека прозрачно и очень хорошо изучено, поэтому в него легко можно вторгнуться и лишить человека возможности делать правильные умозаключения. Манипулятор вносит хаос в логическую цепочку размышлений человека, и тем самым делает его беспомощным. Помимо мышления важным объектом манипуляции является воображение. «Воображение – способность человека, необходимая для мыслительного постижения реальности. Воображение и «внешняя» реальность тесно связаны. Так как воображение – способность творческая, оно гораздо меньше, чем мышление, подвержено дисциплине, логики, традиции. Значит, более уязвимо для воздействия извне. Очень большая часть людей подвержена грезам, которые уводят их все дальше и дальше от реальности. У других воображение, наоборот, сковано, они затрудняются в выработке собственных образов, ищут их в готовом виде – не могут самостоятельно освоить реальность мысленно. И те, и другие наименее защищены от манипуляции их сознанием.* Преобразуя в нашем сознании полученные когда-то и где-то от действительности впечатления, воображение создает образы и мыслительные, и чувственные. Следовательно, через воображение манипулятор может воздействовать и на мышление, и на чувства. Максимальной подвижностью и уязвимостью перед манипуляцией обладает сочетание – воображения и чувств»[4].

Важнейшими мишенями также являются память и внимание. Задача манипулятора – в чем-то убедить людей. Для этого надо прежде всего привлечь внимание людей к его сообщению, в чем бы оно не выражалось. Затем надо, чтобы человек запомнил это сообщение.* Внимание, концентрация психических процессов на каком-то объекте, направляет и организует все эти процессы – восприятие, мышление, чувства, воображение и т.д. Сосредоточив внимание на важном объекте, человек отсеивает, отстраняет второстепенные раздражения и информацию. Это и позволяет вести целесообразную психическую деятельность. Даже при чтении текста человек всегда выделяет в нем несколько центров интереса , на которых и концентрирует внимание. Люди активно используют свою способность к изменению направленности внимания, к его переключению. Они переводят его, как прожектор, на те объекты, которые в данный момент они посчитали более значимыми. Таким образом, для манипулятора возникает возможность заместить объект – увести важный объект в тень, подсунув служебный отвлекающий объект (имеющийся в реальности или построенный манипулятором). Люди могут менять и сосредоточенность внимания на объекте, степень углубленности в его восприятие и осмысление – в жизни человеку приходится распределять внимание. Таким образом, искусственно рассеивая внимание, распределяя его на несколько объектов, можно и без полного отвлечения внимания от важного для человека объекта значительно снизить возможности его восприятия и осмысления. Для успешной манипуляции вниманием важно также верно оценить такие характеристики аудитории, как устойчивость и интенсивность внимания. Они зависят от уровня образования, возраста, профессии, тренировки людей и поддаются экспериментальному изучению.

В целях манипуляции сознанием идет воздействие на все виды памяти человека и разными способами. С одной стороны, надо, чтобы человек запомнил какую-то мысль, метафору, формулу. С другой стороны, бывает необходимо «отключить» его краткосрочную или историческую память – они создают психологический барьер против внушения. Когда человек получает какое-то сообщение, его взаимодействие с памятью делится на два этапа: сначала происходит пассивное запоминание. Затем информация перерабатывается рассудком, и если она признается убедительной, представляющей интерес, она «внедряется» в память и начинает воздействовать на сознание.

Таким образом, запоминаемость и убедительность находятся в диалектическом единстве. Чтобы не быть сходу отвергнутым пассивной памятью, сообщение должно чем-то «зацепить» сознание, не показаться сразу полной чушью. Но чтобы внедриться в сознание, информация должна быть упакована в такую форму, чтобы оно запечатлелось в памяти. Человеку всегда кажется убедительным то, что он запомнил, даже если запоминание произошло в ходе чисто механического повторения, как назойливой песенки. Внедренное в сознание сообщение действует уже независимо от его истинности или ложности. Исследователи пришли к печальному для простого человека выводу: то, что в результате частого повторения прочно запоминается, действует на сознание независимо от того, вызывает ли это утверждение возражения или одобрение. Этот вывод проверен на коммерческой рекламе. Мастера рекламы знают, что для ее эффективности неважно, вызывает ли она положительную или отрицательную реакцию, важно, чтобы она застряла в памяти.

Классификация мишеней психологического воздействия по Доценко выглядит следующим образом[5]:

1. Побудители активности: потребности, интересы, склонности, идеалы.

2. Регуляторы активности: смысловые, целевые и операциональные установки, групповые нормы, самооценка, мировоззрение, убеждения, верования.

3. Когнитивные (информационные) структуры: знания о мире, людях, сведения, которые обеспечивают информацией человеческую активность.

4. Операциональный состав деятельности: способ мышления, стиль поведения, привычки, умения, навыки, квалификация.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.