бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая работа: Взаимосвязь детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений при повторном браке родителей

Курсовая работа: Взаимосвязь детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений при повторном браке родителей

Министерство образования Республики Беларусь

УО « Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»

Факультет социальной педагогики и психологии

Кафедра прикладной психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА:

«Взаимосвязь детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений при повторном браке родителей»

Выполнила: студентка 4-го курса

заочного отделения группы ФСПиП-48

Радченко Мария Николаевна

Минск, 2010


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений при повторном браке родителей

1.1 Понятие о повторном браке

1.2 Понятие о сиблингах и сиблинговой позиции

1.2.1 Сводные братья и сестры

1.3 Проблемы детей и родителей в повторном браке

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений при повторном браке родителей

2.1 Исследование особенностей взаимодействия родителей и детей в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков

2.2 Изучение сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков

2.3 Исследование взаимосвязи особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков

Заключение

Список используемых источников

Приложения


Введение

По определению Н.Я Соловьева, семья - это “малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство” [1].

Изучение семейных взаимоотношений осложнено многими факторами:

Во-первых, сложностью семьи как социальной и психологической системы. Семья включает в себя большое число всевозможных отношений и взаимосвязей, для формирования которых имеют значение личностные особенности членов семьи, ее социальное окружение, обычаи, традиции, социально-экономические условия и т.д.

Во-вторых, отсутствием единого подхода к проблемам семьи, единого понимания ее сущности и структуры. Пока не выработана общая теория, которая могла бы стать основой для изучения семьи, вместо нее имеется значительное количество школ, течений и направлений с различными, нередко трудно сопоставимыми подходами.

В-третьих, тем, что предметом семейной психологии является та область социальной жизни, которая подвержена влиянию социальных стереотипов, и представление о которой испытывает значительное воздействие обыденного опыта. Каждый человек имеет свой семейный опыт и зачастую исходит только из него, пытаясь понять, что такое семейные отношения вообще.

И, конечно, изучение семьи осложняется скрытностью (интимностью) многих происходящих в семье событий, а так же их изменчивостью, отсутствием четких контуров.

Актуальность работы: заявленная тема актуальна, так как о повторных браках в последнее время мы слышим все чаще и чаще. У многих людей после развода либо после потери одного из супругов остаются дети. Часто появляется вопрос, быть ребенку и папой и мамой одновременно, либо создать новую семью, чтобы у ребенка были реальные и папа и мама. И вот именно здесь чаще всего появляется множество проблем.

В процессе изучения взаимосвязей между особенностями детско-родительских и сиблинговых взаимоотношениях в семьях, воспитывающих сиблингов от разных браков, открываются перспективы дальнейшего исследования различных аспектов этой проблемы.

Цель исследования: изучить взаимосвязь между особенностями детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

Задачи исследования:

1. Проанализировать основные теоретические подходы к исследуемой проблеме.

2. Изучить особенности взаимодействия родителей и детей в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

3. Исследовать сиблинговые взаимоотношения в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

4. Изучить взаимосвязь особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

Объект исследования: семьи, воспитывающие двух сиблингов от разных браков.

Предмет исследования: взаимосвязь особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

Гипотеза исследования: существует достоверная связь, выражающаяся в зависимости между особенностями детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, психодиагностические методы, корреляционное исследование.

Диагностические методики:

Опросоник «Взаимодействие родитель – ребенок» (автор Марковская И.М.)

Методика диагностики сиблингового общения (мод. Кравцовой М.В.)

Методы математической и статистической обработки: количественный и качественный анализ данных, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

База исследовательской работы средняя общеобразовательная школа №30. В исследовании приняли участие учащиеся 40 семей, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.


Глава 1. Теоретические аспекты особенностей поведения сиблингов при повторном браке родителей

1.1 Понятие о повторном браке

Отношения повторного брака возникают в результате распада семьи или смерти одного из супругов, когда, при наличии оставшихся от предыдущего брака детей, их родители пытаются создать новые семьи.

Повторные браки возникают после разрушения семьи, как только один из бывших супругов вступает в новый семейный союз, неважно, официально или нет. В каждых двух случаях из трех такие отношения неизбежно оканчиваются разрывом, причиняя всем мучительную боль [11, с.12].

Повторный брак желателен и для женщины, и для мужчины, если они остались одинокими. Статистика показывает, что продолжительность жизни одиноких людей у нас меньше, чем семейных. Смертность среди мужчин-холостяков в 2,5 раза выше, чем среди женатых. Одинокие женщины умирают в 1,7 раза чаще, чем замужние.

По данным ООН, смертность холостых во всех странах вдвое выше, чем женатых (в Японии даже в 3,3 раза, в Румынии в 3,1 раза и т.д.). То же касается и одиноких женщин, правда, здесь смертность выражена меньше - особенно в возрасте от 20 до 40 лет, но зато потом она увеличивается такими же темпами, как и у мужчин.

Выходит, супружество - это и вопрос долголетия, условие сохранения здоровья и работоспособности. Поэтому второй брак жизненно необходим, а одиночество противопоказано мужчинам и женщинам, особенно после 40 лет [21].

Сейчас большинство смешанных семей образуется в результате последовательности «брак—развод—повторный брак». В прошлом же смешанные семьи в основном формировались в результате последовательности «брак—смерть супруга(и) — повторный брак».

Различие между этими двумя типами смешанных семей заключается, конечно, в наличии живого бывшего брачного партнера. Часто контакты с бывшим партнером продолжаются и могут включать в себя разделение опеки над детьми, финансовую поддержку и официальное посещение детей. В некоторых семьях бывшим супругам при таких контактах бывает трудно сохранять дистанцию, разрешать конфликты и избегать ощущения, что один из них в чем-то отказывает другому [9].

Наиболее часто наблюдаются два типа повторных браков:

1.Женитьба разведенного мужчины среднего или пожилого возраста на более молодой, свободной и бездетной женщине. Первоначально отношения между ними формируются на комбинации «родительского» и «детского» партнера, которые вполне совместимы. Дальнейшее развитие отношений зависит от того, сохраняется ли данный тип отношений или же после некоторого периода времени, в течение которого молодая жена развивается и созревает социально, она оставляет роль «детского» партнера и начинает проводить свою автономную линию, претендовать на главенство в семье. Определенные проблемы могут быть связаны с необходимостью материальной поддержки детей от первого брака, а также, в случае значительной разницы в возрасте, возможно временное уменьшение половой активности мужчины, которая постепенно возвращается к прежнему уровню. Второй брак с разведенной женщиной, имеющей детей. В большинстве случаев разведенными бывают оба партнера, причем разница в возрасте обычно невелика. Оба были неудовлетворенны в первом браке и в новый вступают с надеждой, что на этот раз супружеская жизнь будет лучше. Они уже имеют поучительный опыт, стали менее гибкими, медленнее меняют свои привычки. Жена приводит с собой ребенка (или нескольких детей) от первого брака. Дети от первого брака оказывают отрицательное влияние на согласие в новой семье [8].

С учетом ведущих мотивов и жизненно важных потребностей, определяющих стремление человека создать новую семью, в группе повторных браков можно условно выделить несколько разновидностей:

ü  брак разведенного мужчины среднего и пожилого возраста с более молодой, свободной и бездетной женщиной;

ü  женитьба разведенного мужчины, дети которого остались с матерью, на разведенной женщине с ребенком или несколькими детьми;

ü  брак вдовцов и вдов;

ü  «возвратные браки» [19, c. 239].

Повторный брак отличается от первичной семьи. Он не хуже и не лучше; он – иной в своей основе. Они существуют по разным законам. Поэтому взаимоотношения и поведение внутри каждого из них подчиняются своим правилам.

В настоящее время семьи в повторном браке – это семьи с двумя родителями, где могут быть дети – как общие, так и от прежних браков. Они могут жить вместе или с детьми мужа или жены. В XIX веке подобные браки были редкостью, но в XX веке, особенно после Великой Отечественной войны, такие браки стали распространенными. Семьи в повторном браке имеют много проблем, например: отношения отчима или мачехи к неродным детям, вопрос свиданий с ребенком отца, бабушки, дедушки или другого близкого родственника [10, с.9].

Во втором супружестве есть свои особенности. Обычно те, кто прошел процедуру развода, утверждают, что любви не существует, что она выдумана. Поэтому партнеры, вступившие в повторный брак, уже не рассчитывают на «вечную», романтическую любовь и рассматривают супружество с рациональной точки зрения. Выбор нового спутника жизни осуществляется продуманно, с учетом достоинств и недостатков друг друга, совместимости интересов и потребностей. Мужчина и женщина стараются учитывать и исключать промахи, которые были в предыдущем браке, поэтому не решаются на второй брак, если обнаружат у кандидата те же или сходные недостатки, что были у первого супруга. В основе второго брака лежит осознанная симпатия, а не эмоциональная восторженность, как при первом. Здесь практически можно избежать разочарования, ибо есть опыт оценки мужчин и женщин, есть возможность до заключения брака испытать друг друга на психологическую удовлетворенность.

Во втором браке могут возникнуть серьезные трудности, имеющие закономерный характер, справиться с которыми супругам поможет их житейская мудрость. Семейные отношения могут осложниться рядом глубоких и устойчивых противоречий: между прежними установками и необходимостью выбрать новые; между опытом прежней жизни и новыми семейными отношениями; между привычками, которые привносит в семью каждый из супругов, и необходимостью примириться с ними, либо избавиться от них. Противоречие может возникнуть между супружеской и родительской любовью, если от предыдущего брака остался ребенок. Нередко семье мешает и определенный психологический барьер. При вольном или невольном сравнении прежнего супруга с новым мужем вдруг обнаруживается, что первый в чем-то был лучше. А в сложных ситуациях супруги невольно начинают действовать, как и в прежней семье, негативными средствами, методами, по старой привычке.

Oдной из особенностей повторного брака является то, что партнеры постоянно сравнивают свою новую жизнь с прошлым супружеством и находят, что раньше они были счастливы в большей степени, чем сейчас (особенно это характерно для овдовевших супругов). Это может вызвать трудности психологической адаптации супругов в новом браке.

Мотивы повторного брака многообразны. Их можно свести к трем большим группам: 1) удовлетворение чувства любви, большой привязанности; 2) достижение большего душевного комфорта; 3) улучшение материальной стороны жизни, бытовых условий. Что касается мотива поиска человека, который мог бы заменить ребенку отца (мать), то его значение в повторных браках несколько преувеличено исследователями. На самом деле оказалось, что большинство разведенных женщин полагают, что сами в состоянии заменить ребенку ушедшего их семьи родителя и, более того, из-за психологического благополучия ребенка или его нежелания принимать в семью будущего отчима отказываются от повторного замужества [19,с.236-239].

Важной чертой – и особой сложностью – является необходимость добровольного принятия на себя каждым членам семейства определенных ролей. При создании новой семьи все правила меняются и могут существенно изменяться роли. В отличие от семейных отношений, складывающихся и развивающихся естественным образом, повторный брак требует от супругов создание новой системы взаимоотношений и ее последующего принудительного внедрения в жизнь совместными усилиями. Каждая такая система, или свод действующих в семье законов, создает новую команду, со свойственной только ей одной тактикой и стратегией [11, с.66].

Подобные «роли», или установленные права и обязанности, существуют как для взрослых, так и для каждого из детей, в соответствии с их возрастом и полом [11]. Как неродным родителям, так и их пасынкам и падчерицам, необходимо время, чтобы приспособиться — узнать характер друг друга и проверить свои знания. Чтобы сделать это, отчимы и мачехи должны попытаться занять в жизни детей место, отличающееся от места родного отца и матери. Если они попытаются конкурировать с родными родителями ребенка, высока вероятность, что их постигнет неудача [9].

По существующим данным, в части семей наличие нового мужа матери в части семей оказывается для детей более негативным фактором, чем «материнский брак», то есть фактическая неполная семья. Рождение ребенка (или детей) в новом браке делает старшего ребенка «лишним» и ведет к его безнадзорности, а в крайнем случае — к беспризорности и помещению в муниципальные учреждения для несовершеннолетних. Первенец как бы «не вписывается» в новую жизнь матери. В особенности это характерно для «гражданских браков», в большинстве которых новый муж матери не спешит брать на себя ответственность за семью и ребенка жены, но в то же время отвлекает на себя большую часть ее времени, требуя заботы. Значительная доля социальных сирот, о которых вынуждено заботиться государство, имеет мать, проживающую с гражданским мужем.

По данным американских авторов, мачехи сталкиваются с большим количеством проблем, чем отчимы, приспосабливаясь к своим новым ролям, им приходится преодолевать огромные трудности, чтобы достичь успеха — частично из-за существования стереотипа «злой мачехи», а частично из-за того, что мачехи проводят с детьми больше времени, чем отчимы [9].

Особые проблемы могут возникать при повторных браках вдовцов и вдов. Если первый брак у супругов был спокойным и вполне благополучным, иногда возникают подрывающие супружество тенденции сравнения второго партнера с первым. Воспоминания и нетактичные ссылки на пример умершего мужа могут вызывать напряжение и неудовлетворенность. Подобные ситуации чаще встречаются в семьях, где мать приводит с собой детей от первого брака [8].

Преимущества второго брака по сравнению с первым заключается в том, что партнеры уже не рассчитывают на «вечную», романтичную любовь и подходят к супружеству более рационально. Помня о той горечи, с которой нередко оканчивается первый брак, партнеры испытывают благодарность за все хорошее, что им представляет второй брак, они стараются сохранить его и активнее его оберегают [8].

1.2 Понятие о сиблингах и сиблинговой позиции

"Сиблингами" психологи называют всех братьев-сестер в семье, и они - зона особого внимания специалистов. Дело в том, что старшие и младшие дети в семье редко бывают дружны. Чаще они ожесточенно борются между собой за пространство, вещи, родительское внимание. При отсутствии конкретных воспитательных действий взаимное неприятие сиблингов может доходить до ненависти со всеми вытекающими и часто серьезными последствиями [13].

Формирование сиблинговых отношений начинается с момента появления в семье второго ребенка. Исходя из определения J. Dunn и М. Раттера, под сиблинговыми отношениями мы понимаем межличностные отношения между детьми одних родителей.

Ранние исследования сиблинговых отношений были преимущественно сосредоточены на учете факторов порядка рождения, размера семьи, интервала рождения между сиблингами. Более поздние исследования в этой области все больше обращают внимание на динамику развития сиблинговых отношений, их связь с другими социальными отношениями, влияние сиблинговых и других семейных взаимоотношений на индивидуальное, социальное и когнитивное развитие, генетические и средовые факторы, определяющие сходство и различие сиблинговых пар.

Сиблинговая позиция (от англ. sibling – брат или сестра) — стратегии поведения индивида по отношению к его братьям и/или сестрам. Выделяются следующие формальные позиции: старший ребенок, младший ребенок, средний ребенок, единственный ребенок, близнец. Каждой позиции присущ типичный (нормальный) стиль взаимодействия и функционирования индивида, который предписывает ему конкретные действия и выступает основой ожиданий. В контексте развития личности взаимоотношения с сиблингами играют важную роль с формировании адекватной социальной эмоциональности [16].

Особенности нашей личности во многом зависят от того, являемся ли мы старшим, младшим, средним или единственным ребенком в семье. Порядок рождения задает определенную модель, по которой мы развиваемся.

Есть две причины, по которым детям с разным "порядковым номером" свойственны разные типы поведения. Во-первых, родители по-разному реагируют на появление первого и последующего ребенка и разного ожидают от них. Во-вторых, место среди братьев и сестер во многом предопределяет характер складывающихся между детьми отношений. Первые дети - это нечто новое, непознанное и интересное для родителей, "подопытные кролики". Эти дети с самого начала получают от взрослых громадную заботу и внимание. Их самочувствие и поведение постоянно волнуют окружающих. Как правило, родители многого ждут от первенцев и относятся к ним с нежностью, но и наказывают строже. С более поздними детьми родители ведут себя спокойнее и реалистичнее.

Первенцы, как правило, показывают более высокие результаты в тестах на интеллект и чаще получают высшее образование. Они более послушны. Детям, родившимся позже, приходится прилагать значительные усилия, чтобы наладить отношения со старшими сиблингами. Может быть, поэтому младшие обычно более популярны среди сверстников и легче переносят перемены в жизни [15].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.